автор: Авдеева Татьяна Анатольевна

ГКОУ “Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа”

«Проектная исследовательская деятельность учащихся пенитенциарного учреждения на уроках биологии “.

 

 

 Проектная исследовательская деятельность учащихся  пенитенциарного учреждения на  уроках биологии 

Формирование и развитие УУД является основной задачей всего образовательного процесса в урочной и внеурочной деятельности в свете ФГОС. Стандарты нового поколения ориентируют нас на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей, особого внимания заслуживает исследовательская деятельность школьников

Исследовательская деятельность учащихся может быть организована как:

– предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму), 

-проектирование и исследовательская деятельность учащихся, подкрепленная реальными действиями.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Итогом проектной деятельности могут выступать какой либо продукт деятельности обучающегося, например: презентация, эссе, макет и т.п.

Использование в образовательном процессе проектно- исследовательской деятельности позволяет обучающимся не только овладеть системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями, но также происходит и многостороннее развитие их личности.

 Учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.

Обучение на основе проектной деятельности – один из методов системно-деятельностного подхода, направленный на выработку самостоятельных умений: ставить проблему, цели, задачи, собирать и обрабатывать информацию, проводить эксперименты, анализировать результаты, делать выводы.

Наиболее эффективными, на мой взгляд, для обучающихся-осужденных являются несколько видов проектов:

  • информационно-поисковые, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления.
  • исследовательские проекты нацеливают на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез.
  • продуктивные проекты дают возможность проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании буклета, газеты, плаката.
  • мини- проекты.

Формы продуктов проектной деятельности, используемые при выполнении проектов: макет, модель,  учебное пособие, инструкция, сказка, презентация, мини-книжка, доклад,письмо и т.д.

Работу с учащимися организую над разными проектами: индивидуальными и групповыми, предметными и межпредметными, творческими. Проекты провожу как краткосрочные, так и долгосрочные.

  Чтобы проявить интерес у детей к предмету создаю ситуацию успеха, начинаю работу с моделирования. Например: тема «Строение клетки» изучается на уроке, а  проектное задание может быть изготовление  макета клетки из различного материала: пластилина, пластика, соленого теста, из пищевых продуктов.  Использую на уроках мини- проекты представителей царств живой природы (изготовление макетов бактерий, растений, животных, грибов). Моделирование стимулирует самостоятельную практическую деятельность обучающихся, помогает более прочно закрепить полученные знания, лучше воспринимать теоретический материал. На уроке «Среды жизни планеты Земля» обучающимся предлагаю изготовить макет определенной среды и её обитателей. 

В курсе «Биология. Растения. 6 класс» – продолжаем создание моделей : обучающиеся различные модели цветка, водорослей и других организмов. Выполняем лабораторную работу «Черенкование комнатных растений»: посадка, уход, наблюдение за развитием комнатного растения и делаем записи в тетрадь. Обучающиеся проводят наблюдение за изменением абиотических факторов природы по сезонам и оформление дневника наблюдений.

Использую домашние задания исследовательского характера. Это  позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени. Например, в теме «Условия прорастания семян» обучающиеся закладывают опыты, в ходе которых убеждаются, что семена это тоже живые организмы и для того чтобы им прорасти, необходимо создать определённые условия: тепло, влагу, доступ кислорода. Ученики фиксируют все свои действия, и готовят отчёт. Такая деятельность активизирует познавательную активность и интерес учащихся к предмету  и способствуют развитию навыков выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, находить закономерности.

В курсе «Биология. Животные. 7 класс» – вместе с учащимися делаем презентации к некоторым урокам. Они включают иллюстрации животных, занимательные факты из жизни животных, проблемные вопросы и познавательные задачи. Например – «По страницам Красной книги» и другие. Проекты помогают формировать у учащихся познавательный интерес к биологии.

В курсе «Биология. Человек». 8 класс- проводим мини- исследования. Выполняли мини- проект «Измерение массы и роста своего организма» обучающиеся определяли уровень физического развития класса, проводили антропометрические измерения (роста, веса, окружность грудной клетки, тип сложения), оценивали полученные результаты и сравнивали их со среднестатистическими данными. При обсуждении результатов исследования обучающиеся приходят к выводу, что должны научиться исследовать свой организм. По теме : «Нарушение осанки и плоскостопия» учащиеся определяют правильность осанки, и есть ли плоскостопие, делают сравнение и приходят выводу об исследовании которое проводилось. По теме: «Движение крови по сосудам» проводим мини- исследования «Пульс и движение крови», а также по теме «Строение и свойство костей. Типы соединения костей».

Таким образом, на уроках биологии исследовательская работа может быть организована в процессе выполнения учащимися лабораторных и практических работ.

Гораздо больше возможностей для применения проектной исследовательской деятельности осуществляю во внеурочной деятельности. Уже 2 года вместе с ребятами выполняем различные виды проектов . В своей работе использую как межпредметные информационные проекты , так и предметные исследовательские.

В этом учебном году учащиеся выполняли проекты :

 Тема проекта: « Животные, занесённые в Красную книгу Курганской области». 

Цель: узнать о Красной книге, и животных, занесённых в Красную книгу Курганской области.

Задача:

  1. изучить, что такое Красная книга.
  2. узнать, зачем в Красной книге разноцветные рамочки на страницах.
  3. выяснить, какие животные в неё занесены.
  4. описать неизвестные и вымирающие виды животных в Курганской  области
  5. изготовление Красной книги и моделей животных, занесенных в Красную книгу Курганской области

Считаю, что с точки зрения учащегося учебный проект: это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Участвуя в проектной деятельности, ребята получают навык сбора и обработки информации, исследовательской деятельности, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения, представления полученных результатов деятельности. Таким образом, проектная технология позволяет мне осуществлять компетентностный подход, формирование информационной, коммуникативной компетентностей, и компетентности разрешения проблем. 

Результатом своей работы по применению проектно-исследовательской деятельности считаю:

-устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;

– положительную динамику уровня облучённости (учащиеся нашей школы ежегодно выбирают биологию в качестве предмета для сдачи ОГЭ);

– качественную динамику мотивации учебной деятельности;

– навыки проектной деятельности;

Проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

Опыт исследовательской деятельности – необходимый компонент подготовки обучающихся к решению многообразных учебных и  жизненных задач, в том числе и выбора будущей профессии. Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека уметь ставить цели, намечать планы действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, правильно оценивать достигаемые результаты.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет педагогам сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учёбы, для профессиональной и социальной адаптации.

 

Проектная исследовательская деятельность учащихся пенитенциарного учреждения на уроках биологии