автор: Шипицына Юлия Николаевна

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И САМОКОНТРОЛЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, ПО ПРОГРАММЕ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ЕЕ ОСВОЕНИЯ

Ю.Н. Шипицына,

педагог дополнительного образования

                                                                                                   МБУДО г. Иркутска ДДТ №2

Аннотация.

В статье раскрывается сущность формирования,  развития и становления самооценки дошкольника, его включение в систему общественных отношений. Описывается процесс дифференциации самооценки и оценки,  для положительного результата  психологического развития дошкольника. Предлагаются практические приемы и формы оценивания,  влияющие  на личностное развитие ребенка.

 

Ключевые слова: самооценка, самоконтроль, личностное развитие, психологическое развитие, эффективность приемов и форм, процесс обучения,  результативность.

 

Самооценка не дана нам изначально. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностного взаимодействия.

В дошкольном возрасте происходит формирование новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения, поэтому старший дошкольный возраст является очень важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его самооценки.                                                    

Система контроля и оценивания работы дошкольника не может ограничиваться лишь проверкой усвоения ЗУН по конкретному разделу программы. Она ставит задачу  развить у дошкольников умение проверять и контролировать себя, оценивать свою деятельность, устанавливать и исправлять ошибки.

Самым важным приемом формирования самооценки является приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия. В процессе работы с дошкольниками сразу обращаешь внимание на детей с заниженной самооценкой (неуверенные, сомневающиеся, подсматривающие у другого ответ, копирующие не свои мысли и действия). Изначально мною выбирается тактика «выждать». На каждом занятии с детьми проговаривается, что думать нужно самостоятельно, не боясь ошибиться. Ведь, если ребенка напугать конечным результатом, он начинает сомневаться и ошибаться. Когда ребенок начинает понимать, что ориентируясь не на свое мнение, допускает ошибки, приходит осознание, лучше попробовать самостоятельно (это не касается детей не русскоговорящих, так как копирование является важным фактором для  понимания задания).

Для эффективности развития самооценки необходимы четкие критерии оценки и психологический настрой ребенка.

В своей работе использую следующие приемы самооценки и самоконтроля:

Словесные приемы, в конце занятия задаются следующие вопросы:

– За что можешь себя похвалить, а над чем тебе еще надо поработать?

– Какие задания тебе понравились, а какие задания показались трудными?

Графические приемы, когда оценивание  происходит при помощи знаковых и цветовых символов. Дети, поработав индивидуально, оценивают свою работу, используя знаки «+» и «-», затем, оценивают работу соседа по парте, далее работу оценивает педагог. В заключение каждого занятия ребенок получает одного медведя (красный – молодец, зеленый – хорошо, желтый – старайся).

Для формирования адекватной самооценки мною используются следующие формы:

  1. «Светофор».

Если работа прошла успешно, ребенок активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!»

  1. «Смайлики»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на занятии было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «нейтральное». Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

  1. «Волшебные смайлики»

«Волшебные смайлики» являются безобидной и содержательной формой отметки. У детей имеется комплект самоклеящихся «смайликов».

Вот как можно оценить письменную работу:

После самооценки наступает очередь оценки педагога. Собрав тетради, педагог ставит свои «смайлики». Совпадения детской и педагогической оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки ребенком своей работы, педагог еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Этими смайликами можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

  1. Листы индивидуальных достижений.

Для объективного и систематического оценивания достижений дошкольника по разделам программы, диагностирования качества образовательного процесса на каждого заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по разделам программы. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

Благодаря дифференциации самооценки и оценки ребенок не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей дошкольников, чтобы были единые требования на занятиях подготовки к школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе педагога и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.

Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

Анализ результатов выявленных в ходе работы по формированию самооценки показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности дошкольников, что соответствует планируемым результатам освоения образовательной программы предшкольной подготовки. Следовательно, безотметочное обучение с формированием самооценки оказывает положительное влияние на личностное развитие детей.

Литература:

  1. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.
  2. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.
  3. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П “Эксперимент”, 1999.
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И САМОКОНТРОЛЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, ПО ПРОГРАММЕ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ЕЕ ОСВОЕНИЯ