автор: Алексеева Саргылана Ивановна

Воспитатель МБДОУ- ЦРР- д/с ,,Надежда” с.Бердигестях, Республики Саха (Якутия)

НОД ,,Птицы – наши друзья”

Конспект непосредственной  образовательной деятельности  

Тема: «Птицы наши друзья»

Возрастная  группа: Старшая

 

Алексеева Саргылана Ивановна, воспитатель

МБДОУ- ЦРР-Детский сад №9 «Надежда»

с. Бердигестях МР «Горный улус»

Республика Саха (Якутия)

 

 

 

Образовательная область:  Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие

Виды  деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная

Цель:  формировать у детей представления о перелетных птицах, местах их обитания, развивать интерес к жизни птиц и

развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

-упражнять в наблюдательности за окружающей средой;

-учить находить особенности внешнего вида птиц, позволяющие приспосабливаться к жизни в окружающей среде;

-закреплять представление детей о птицах, об их схожести и отличиях;

-продолжать закреплять навыки проведения опытов

Развивающие:

Развивать воображение, мышление, наблюдательность, внимание и  навык экспериментирования. Развивать инициативу и самостоятельность детей

-развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

-создавать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания;

– способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:  

Воспитывать доброе, бережное, заботливое отношение к птицам, желание заботится о них. Воспитывать дружеские отношения со сверстниками и любознательность.

-воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим друзьям.

Методические приемы: игровой, вопросы, беседа, поощрение, рассматривание картинок птиц перелетные и зимующие, показ эксперимента.

Активизация словаря: перелетные, зимующие  птицы, гнездо птицы, насекомоядные, всеядные .

Предварительная работа:  Просмотр слайдов про птиц, наблюдения за птицами на участке.

Предметно-развивающая среда: НОД  проводится по центрам развития: 1. Центр  литературы и книгоиздательства.

  1. Центр творчества. 3. Центр природы и естествознания. 4. Центр конструирования. 5. Центр математики.

Оборудование: Оборудование: проектор, экран,  картинки с изображениями, звукозаписи (птиц и леса, ветер), ковер, вода, А4-цветок  лотос, тазики, цветные бумаги, ножницы, батман, клей, кисточки, салфетки, песок, поднос, тарелки, кружочки, шапочки с рисунками птиц, деревья  из пластика.

Планируемый результат: создание книги «Перелетные и зимующие птицы».

 

Технологическая  карта

Этап, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанника Методы,  формы, приемы, возможные виды деятельности Результат
Психологический настрой, 1 мин Создание атмосферы психологической безопасности эмоциональная поддержка ребенка Приветствие, установление зрительного, тактильного контактов и т.д. Приветствие, участие в игре Психогимнастика Психологическая готовность
Вводно- организационный, 1-2 мин Организация направленного внимания Организация образовательного пространства Занимают свои места,  при необходимости, задают и отвечают на вопросы и т. д. Игра «Составь предложение» (на экране – картинки с птицами) Формальная готовность предстоящей деятельности привлечение произвольного внимания
Мотивационно – побудительный, 1-2 мин Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах Знакомство детей с задачами предстоящей  деятельности (перелетные и зимующие птицы) Осознают и принимают поставленную задачу Создание проблемной ситуации  через книгу о птицах. Внутренняя мотивация деятельность
Актуализация, 3 мин Создание ситуации, в которой возникает необходимость  в получении новых представлений, умений. Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами  о создании книги о птицах. Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы. Беседа, игровые приемы, упражнения, моделирование. Воспроизведение информации необходимый для успешного усвоения нового
Восприятие и усвоение нового,  5-8 мин Усвоение, закрепление, расширение, обобщение, систематизация  определенного объема знаний и представлений о перелетных и зимующих птицах. Объяснение и рассказывание, о перелетных (насекомоядные) и зимующих (всеядные) птицах через слайды. Организация взаимодействия в достижении результата. Наблюдают, рассматривают, уточняют  о перелетных и зимующих птицах. Участвуют в обсуждении. Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Импровизация. Наглядный показ. Овладение способности познавательной деятельности
Практическая работа

10 мин

Овладение способами действия ориентировки на  листе бумаги, применение знаний, умений, навыков. Организация практической работы. Оказание необходимой помощи. Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми  и педагогом. Выполняют задания по команде воспитателя и по образцу. Моделирование.

Упражнения конструктивного, творческого характера. Выполнение практических, работ  и др. Индивидуальная форма организации деятельности.

Овладение определенным объемом практических навыков и умений обучения продуктивной деятельности. Овладение умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять задания
Рефлексивно- коррегирующий Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок. Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок. Фронтальная индивидуальная работа. Сформированность элемента навыков самоконтроля. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.
Заключительный, 1 мин Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки через беседу. Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния. Дети высказываются по поводу полученной информации, воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния Беседа, обсуждение, самооценка. Осознание себя как участника познавательного творческого процесса. Сформированность элементарных навыков. Создание  книги «Птицы – наши друзья».

 

Конспект  НОД

Этап Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1 часть. Вводная-3 мин

Организацион

ный этап

Ведение в проблему.

2.Сюрпризный момент

Формулирование проблемы.

Поэтапное

Установление эмоционального контакта.

-Здравствуйте, дети.

-Давайте, дети встанем в круг.

«Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

С добрым утром!

Добрый вечер!

Добрый день! Всем говорим!».

– Ребята, давайте почувствуем тепло

друг друга, и назовем свои имена, соединив ладошки друг друга.

-Почувствовали тепло рук?

Вот и познакомились.

Предлагаем вам поиграть в игру «Составь предложение». На нашем экране будут появляться картинки с разными птицами. А мы постараемся придумать о них интересные предложения. А чтобы было интересно, будет раздавать фишки: у кого интересное предложение, тому фишку зеленого цвета, а кого очень интересное – красного. Кто хочет раздавать фишки.

На экране появляются картинки с птицами.

-молодцы, много предложений придумали. Давайте подведем итог, сколько вы выиграли фишек зеленого и красного цвета.

– похлопаем, друг другу, вот, сколько много

интересных  предложений придумали.

Молодцы, дети.

-Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня будем  разговаривать?

– Конечно, о птицах. Но сегодня  мы будем говорить о перелетных и зимующих птицах.

– я  вчера, купила для вас книгу о птицах, но когда ее несла в детский сад, налетел ветер и растрепал все странички, осталось в моих руках только обложка и несколько страничек.

– и что же нам делать?

– молодцы дети. Вот какой у нас план работы получился. А первые странички для книги у нас есть.

Посмотрите сюда. Странички с изображением каких птиц остались? Молодцы, эти птицы все перелетные птицы – они к нам прилетают весной, а осенью улетают на  юг.

А как вы думаете, почему они улетают на юг от нас?

Да, насекомые все спрятались, они питаются только насекомыми, поэтому перелетные птицы называются насекомоядными.

Ребята, но не все птицы улетают от нас. Почему? Какие птицы.

Поэтому зимующие птицы, называются всеядными, они могут, есть все.

Дети, а теперь давайте восстановим книгу. В наших центрах  приготовлены материалы для изготовления картинок для книги. Чтобы попасть в центр нужно выбрать соответствующую эмблему.  

У каждого центра на столах имеются схемы, по которым вы будете работать. Внимательно посмотрите на изображения эмблемы и найдите свои центры.

 Эмблемы разложены  на ковре, в центре круга. Каждая  эмблема символично обозначает один из групповых  центров активности. (Данный приём позволяет детям делать собственный выбор, договариваться с другими детьми и, к тому же, ограничить количество детей в каждом из центров, равномерно распределив их по всему  помещению группы).

Воспитатель встречает детей.

Задает положительный эмоциональный настрой.

Воспитатель знакомится с детьми.

Воспитатель стоит в кругу с детьми.

Главное, чтобы высказали все.

Ребенок с фишками раздает фишки соответствующего цвета.

О птицах

(показ на слайде имеющихся страниц).

Эмблемы разложены на ковре, в центре круга. Каждая эмблема символично обозначает один из групповых центров активности.

Дети, взявшись за руки входят в группу за воспитателем.

Приветствуют друг друга и гостей.

Дети встают в круг.

Дети поочередно называют свои имена.

Выбирается один ребенок, вручаем ему коробочку с фишками.

Дети придумывают предложения по очереди, можно на каждую картинку предложения от нескольких детей.

Ребенок с фишками оценивает высказывания, раздает фишки соответствующего цвета.

Дети считают свои фишки и озвучивают

Ответы детей – клеить, купить новую, нарисовать страничку, вырезать картинки, самим создать странички.

Дети отвечают на вопрос.

(холодно, наступают морозы..)

Ответы детей – они не боятся холодно, они питаются не только насекомыми, еще и семечками, хлебом, салом, зернышком, семенами плодов рябины).

Дети разбирают эмблемы и проходят по центрам.

Дети настроены на общение.

Дети снимают внутреннее перенапряжение.

Они держаться более свободно и комфортно.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

3.Самостоятельная деятельность детей в центрах. 1. Центр  литературы и книгоиздательства.

Атрибуты: картинки всеядных (воробей, дятел, снегирь, кукушка, чечетка) и насекомоядных птиц (трясогузка, кукушка, пуночка, синица, ласточка, синица, жаворонок) для самостоятельного вырезывания,  бумажные форматы А4, клей, кисти, операционная карта с последовательностью деятельности.

Задание: выбрать из предложенных картинок зимующих и перелетных птиц и наклеить их на листы бумаги.

Дополнительное задание: предложить картинки для самостоятельного поиска ребенком соответствующих картинок и их вырезывания.

2. Центр творчества.

Атрибуты: листы бумаги с силуэтами птиц снегиря, синицы.

Атрибуты: крошки шерстяной нити, клей ПВА, кисточки, салфетки, цветная А4, заготовки перьев, операционная карта с последовательностью деятельности.

Задание: наклеить на силуэты птиц и наклеить на них крошки ниток, заготовки перьев.

Дополнительное  задание: можно сделать других птиц из манной крупы.

3. Центр природы и естествознания.

Атрибуты картинки птиц и картинки «пища для птиц» (ягоды, плоды, зерна, насекомые и т.д.). Клей, А4, кисточки, фломастеры, операционная карта с последовательностью деятельности.

Задание: детям предлагаю выбрать одну из птиц: зимующую или перелетную птицу, наклеить на середину листа А4 и с помощью аппликации оформить страничку «Кто чем питается». Дети сами должны подобрать соответствующие «парочки» и наклеить на страничку.

Дополнительное задание: предложить нарисовать «пищу для птиц».

4. Центр конструирования.

Атрибуты: листы бумаги формата А4, картинки птиц снегирь, синица. Элементы для скворечника из бумаги., элементы деревьев  (для выбора: бумажные стволы берёзы, ели, осины; бумажные листочки берёзы, ели, осины), бумажная фигурка в форме дупла; кисти для клея, клей, салфетки., операционная карта с заданием.

Задание: «Скворечник и гнездо для птиц»-детям предлагается на листе бумаги составить объёмную аппликацию с помощью веточек из бумаги(скворечник, гнездо) и поместить туда фигурку птиц.

Дополнительное задание: по изготовленным картинкам можно рассказать друзьям о том, для чего нужны скворечники, дупло, гнездо. Из чего делают птицы гнездо.

5. Центр математики.

Атрибуты: листы бумаги с заданиями на выполнение простейших арифметических действий и задачек. Например: вместо цифр нарисованы фигурки птиц (пять птиц минус три птиц, шесть птиц плюс одна птица и т.д.). Картинки – фигурки птиц (таких же, как и на листе с заданиями), клей, кисти для клея, операционная карта с заданиями.

Задание составь  и реши задачку». Детям предлагаются на выбор листы бумаги с заданиями, оформленными в виде аппликации или рисунка, так называемые задачки в картинках. Например: картинки пятерых птиц – знак «минус» – картинки трех птиц – знак  «равно» – знак «вопроса». Ребенок должен решить задачку наклеив соответствующее число картинок птиц. Реебнок должен подумать и предложить свое решение, как оформить ответ (наклеить или нарисовать).

Дополнительное задание: самостоятельно придумать задачки, используя силуэты птиц.

Ребята  закончил работу, подходите сюда.

Дети, а вы знаете как себя вести в лесу?

Какие правила поведения нужно соблюдать в лесу?

Нельзя трогать руками гнёзда птиц,

не сорить

, не кричать,

не ломать деревьев,

нельзя разжигать костер.

Если ребенок работает быстро, предлагаю картинки для самостоятельного поиска ребенком соответствующих картинок и их вырезывания.

Воспитатель раздает знаки центров

Показать запрещающие символы

Дети отвечают на вопрос.

Дети выбирают соответствующий символ и показывают.

У каждого ребенка на столе миска с водой. Ребенок берет цветок и опускает в воду .

Дети высказывают свои  предположения.

Дети берут в руки птичек и имитируют ходьбу птиц по песку.

Дети высказывают свои  предположения.

Умение прислушиваться к ответам других детей. Умение высказывать свое мнение.

Заключительная часть.

2мин

Ребята, я хочу,  посмотреть на Ваши работы принесите сюда работы.  Ой. Молодцы, умнички я уже вижу, как много страничек для нашей книги о птицах вы оформили. Вам понравилось? Давайте расскажем и покажем друг- другу наши замечательные работы.

Вот какая большая книга у нас получилось, а главное, что мы вами сделали ее сами.

Спасибо дети, мне было с вами очень интересно работать над книгой.  До свидания!

Дети рассказывают о своей страничке, а затем с помощью воспитателя вставляют ее в книгу.

Показывает книгу заполненную новыми страничками.

 

НОД ,,Птицы – наши друзья”