автор:

Андреева Ольга Петровна

учитель истории и обществознания МБОУ “Малышевская средняя общеобразовательная школа” Селивановского района, Владимирской области

Тетенина Ольга Александровна

учитель истории и обществознания МБОУ “Малышевская средняя общеобразовательная школа” Селивановского района, Владимирской области

Учебный проект “Гражданская война”

ФИО ФИО
  • Андреева Ольга Петровна – учитель истории и обществознания
  • Тетенина Ольга Александровна – учитель истории и обществознания

 

Описание проекта
Название проекта
Учебное название проекта:

“Гражданская война в России 1917-1922г.г.”

Творческое название проекта:

«Когда дом, разделен пополам, он может стоять или нет?»

Краткое содержание проекта

проект направлен на изучение темы “Гражданская война 1917-1922 гг.” в рамках предмета “История России ХХ-ХХIвек”   9,11 класс. Изучение данной темы направлено на раскрытие трагедии нашего народа во времена братоубийственной войны, борьбы за власть между различными политическими движениями,  проектная работа осуществляется группами учащихся, деятельность которых направлена на решение поставленных вопросов и достижение поставленных целей.

Предмет(ы)

История, обществознание, литература, ИКТ

Классы

11 класс

Приблизительная продолжительность проекта
6 уроков, в течении трех недель

Урок №1 – Объявление о начале проекта учителем, ознакомление учащихся с  темами исследований. Создание команд для проведения исследовательской работы, определение задач для решении поставленного проблемного задания..

Урок №2 – Планирование деятельности по проекту. Поиск различных источников по решению проблемных вопросов.

Урок №3 – Завершение работы по направлениям проекта. Подготовка к защите проектов(определение с названием проекта и т.д.).

Уроки №4-5 – Подготовка  и оформление информационных материалов по направлениям проекта.

Урок №6 – Защищаем проекты.

Основания проекта
Целевые образовательные стандарты
• воспитание чувства  патриотизма и уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
• освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации;
• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

Дидактические цели проекта: приобретение навыков самостоятельной работы с большим объемом информации, развитие навыков поисково-познавательной деятельности,  умение анализировать, логического мышления, видеть проблему и наметить пути ее решения.

Методические задачи: получить представление  жизни России в годы Гражданской войны 1917-1922 года, научить использовать различные группы исторических источников для восстановления хронологии событий данного периода в истории  России, научить пользоваться ИКТ для оформления результатов, научиться кратко логично и опосредованно излагать свои мысли как в устной так и в письменной форме.

После завершения проекта учащиеся смогут достичь следующих целей:
Образовательные: осмысления гражданской войны как итога борьбы за политическую власть;
Развивающие: умение работать с фактическим материалом и документами, анализировать и делать выводы, аргументируя свои рассуждения, определять причинно-следственные связи, умение оценивать исторические процессы и явления.
Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, толерантности, показать, что война – это не средство для разрешения каких бы то ни было конфликтов.

Вопросы, направляющие процесс обучения (См Ресурсы > ВНП для дополнительной информации.)
Основополагающий вопрос

Какой способ решения социальных конфликтов правильный – столкновение или компромисс?

Проблемные вопросы

  • Какими способами можно разрешить конфликт внутри одного государства?

  • В чем причины военных конфликтов?

  • «Красные» и «белые», кто они?

  • Почему «красные» победили «белых?

  • Кто такие «зеленые»?

  • Какой след в памяти народа оставила Гражданская война?

  • Какое отражение события Гражданской войны нашли  в произведениях искусства?

Проблемы самостоятельного исследования:

  • Гражданская война – это выход из ситуации в которой оказалась Россия в 1917 году?
  • Существовали ли альтернативные пути решения данной проблемы?
  • Какое отражение нашли события  Гражданской войны в России в искусстве?
  • Корнилов и Керенский – враги или друзья?
Учебные вопросы

Что такое гражданская война?
Причины и итоги гражданской войны.
Что такое политика “военного коммунизма”?

План оценивания
График оценивания

До работы над проектом Ученики работают над проектами и выполняют задания После завершения работы над проектом
Обсуждение  возможных вариантов  решения вопросов, поиск ответов на которые приведет к решению поставленной проблемы Учащиеся ведут учебно-исследовательскую деятельность, внося найденную информацию в  дневник проекта, в который вносятся задания для решения поставленных проблемных вопросов.

Работают согласно намеченному плану, согласно правилам поиска нужной информации в различных источниках.

Оформляют найденную информацию в виде презентаций, информационных буклетов и т.д.

Критерии оценивания групповой работы для решения проблемных вопросов проекта

Критерии оценивания совместной работы. Защита проектов, рефлексия.

Описание методов оценивания

    1. Мозговой штурм, в ходе него учащиеся имеют возможность показать свои знания по данной теме и определить возможные спорные вопросы, которые не имеющие однозначного ответа. При этом ребенок овладевает навыками общения, и может ответить на возможные вызовы  того, что они уже знают (или думают, что знают) по данной теме.
    2. Обсуждение проблемных вопросов  
  • Какими способами можно разрешить конфликт внутри одного государства?
  • В чем причины военных конфликтов?
  • «Красные» и «белые», кто они?
  • Почему «красные» победили «белых?
  • Кто такие «зеленые»?
  • Какой след в памяти народа оставила Гражданская война?

Результатом данного обсуждения должна стать активизация базовых знаний  учащихся по данной теме.

    1. Для четкой организации работы, распределения  обязанностей составляется дневник проекта, также он необходим  для лучшего понимания вопроса и будет способствовать развитию навыков критического мышления, при сравнивании различных данных и различных точек зрения по данной теме.
    2. Промежуточный самоконтроль  Необходим для корректировки хода работы.
    3. Критерии оценивания групповой работы для решения проблемных вопросов разрабатываются в начале деятельности по проекту.
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Печатные материалы
История России, XX – начало XXI века. 11 класс Профильный уровень ШестаковВ.А., под ред. Сахарова А.Н
Интернет-ресурсы Ссылки (URLs) на нужные для проекта ресурсы
http://abc1918.livejournal.com/128463.html

http://alternathistory.com/taxonomy/grazhdanskaya-voina-v-rossii

http://histrf.ru/search?search=гражданска%20война&source_id=1

http://runivers.ru/

РККА – Рабоче-крестьянская Красная армия

Революция и гражданская война

Чапаев.ру – биографический сайт о Василии Чапаеве

Исторический сайт  

Другие ресурсы Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения проекта  (экскурсии, эксперименты, гости, наставники, другие ученики/классы, эксперты, родители и т.д.)
Экскурсия в районный краеведческий музей, и Муромский историко-краеведческий музей

Учебный проект “Гражданская война”