автор: Балтачева Вера Леонидовна

учитель МБОУ Старозятцинская СОШ Якшур-Бодьинский район Удмуртская Республика

Классный час “Тепло родного очага”

 

Тепло родного очага.

Классный час в 4 классе

 

                                                                                            Подготовила и провела:

                                                                                                       Балтачева Вера Леонидовна

                                                                                                  учитель начальных классов

   МБОУ Старозятцинская СОШ

                                                                                                    Якшур-Бодьинский район УР

Цели:

– интегрировать знания детей о своей семье, родном доме;

-формировать  у учащихся чувства любви к близким людям, стремление помогать им во всём, пробуждать чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем  к родному Отечеству.

 

Материалы: рисунки учащихся «Моя семья», сочинения о семье, отрывок из стихотворения С. Есенина: «Низкий дом с голубыми ставнями…» ,отрывок из произведения М.М. Пришвина «Моя Родина» ,  пословицы, карточки со словами «ОЧАГ»,«ДОМ», «ИСТБА», строительный материал (карточки) для постройки дома.

Стихи, песни о родительском доме.

                                                                                         Родительский дом – начало начал,

                                                                                         И в жизни твоей надёжный причал.

                                                                                         Родительский дом, пускай много лет

                                                                                         Горит в твоих окнах добрый свет.

 

Ход занятия.

– Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, подарите хорошее настроение своему другу.

 

– Ребята, каждый день, после уроков вы говорите  «Я пошёл домой». Задумывались ли вы о том, что такое дом?

Для каждого из нас он свой, особенный, но есть и что-то общее.

Сегодня мы с вами поговорим о доме, о семье и попытаемся разобраться, что же общего  есть в каждом доме.

-Ребята, как вы понимаете выражение «родной дом»?

( Это своя улица, свой дом, в котором мы живём.

Место, где родился и вырос человек.

Это семья.

В родном доме мы делаем первые шаги, учимся жить и преодолевать трудности, учимся делать добро, вместе проводим праздники, вместе радуемся и делим пополам печали.

Родной дом – это место, где нас всегда ждут и любят)

 

– Родина, родной дом – это исток, начало всех начал, это очаг.

– Как вы понимаете слово «очаг»?

– В толковом словаре Ожегова, дано такое толкование: «очаг» – устройство для разведения и поддержания огня. Домашний очаг – родной дом, семья.

 

(Ученик) – Очаг, который был для первобытного человека первой ночью, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены – словом, строить дом. В современном мире очаг заменили отопительными батареями, а выражение «родной очаг» – стало обозначать – семью, дом.

 

У всех нас есть свой дом. Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Слова «отчий дом», «семья» входят в наше сознание с первых дней жизни. Здесь мы делаем первые шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддержать в нем тепло, уют, чтобы всем в нем было хорошо, чтоб домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.

Родной дом – это и детство, в нём и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.

В нём важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце каждого человека на всю жизнь.

О нём вспоминают с теплотой и нежностью. Многие поэты и писатели  в своих произведениях с большой теплотой и нежностью вспоминают о своём доме, о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить и любить всё, что их окружает. Вот как описывает родной дом великий русский поэт Сергей Есенин:

(читает ученик)

        * * *

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, —

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

 

Замечательный певец природы Михаил Пришвин так вспоминает детство в родном доме.

 

(Отрывок из произведения М.М.Пришвина «Моя Родина» выразительно читает ученик)

 

– Где же зародилось такое отношение к природе, к Родине у писателя?

(В родном доме, около мамы)

 

– Любить Родину, всё,  что нас окружает, учат прежде всего родные люди.

Родина – это место, где мы родились: наш дом, наша семья. Отсюда идут покой, тепло, уверенность в счастье.

 

-Ребята, когда же строят дома?

(Дом строят тогда, когда надо где-то жить. Дом строят тогда, когда создаётся семья)

 

– Постройте ассоциативный ряд ( подберите синонимы) к слову ДОМ.

ДОМ – изба, жилище, квартира.

 

(рассказывает ученик)

-Изначально слово «дом» означало – жилище, изба. В древнерусском языке слово «истба» означало «баня», «тёплое помещение».

 

– Сравните слова: ИСТОПИТЬ, ТОПИТЬ, ТЕПЛО.

 

– Ребята, кто  живёт в доме? (В доме живёт семья)

– Что такое семья? ( Это мама, папа, дети, бабушка, дедушка)

 

-Ребята, давайте послушаем  стихотворение о доме, о семье и попытаемся ответить на вопрос: почему так хорошо чувствует себя герой этого произведения?

(Стихотворение Золтана Зелка «Какой хороший вечер!» читают ученики)

 

– Почему так хорошо герою этого стихотворения?

(Дети высказывают свои мнения.)

-Вспомните, как нам бывает хорошо, когда вся наша семья собирается вместе.

Разгадайте ребус и вы  прочитаете пословицу. (Вся семья вместе – так и душа на месте)

Объясните смысл этой пословицы.

(Работа в группах.) Из слов собрать 2  пословицы.

-В жизни каждого человека семья играет большую роль. Давайте мы сейчас мысленно перенесёмся в атмосферу вашей семьи. Но сначала ответьте:  что значит для вас ваша семья? (Высказывания детей)

– О своей семье вы рассказали в своих рисунках и сочинениях. (Дети читают свои сочинения)

– Какую роль играют родители в вашей жизни?( Растят нас, заботятся, переживают за нас, учат добру, помогают нам…)

– Закройте глаза и представьте себе красивый сказочный домик. Вас пригласили в этот дом на выходной день  или на каникулы. Кого бы из родных вы взяли с собой и почему? (Высказывания детей)

-Ребята, как вы думаете, кто является хранительницей домашнего очага, домашнего уюта?

– Мама ближе всех. Маму помнят и почитают всю жизнь. Послушайте стихотворение о любви к маме. (А.Барто. Было утром тихо в доме…Читают дети)

-Ребята, сегодня мы говорим о семье, где вы воспитываетесь, живёте, о родных вам людях, о тепле родного очага. Как же сберечь тепло в родном доме, как сделать его по- настоящему тёплым , уютным, привлекательным? Что лично от вас зависит как сберечь тепло родного очага? (Надо заботиться друг  о друге, уважать старших, помогать по хозяйству своим родителям, дарить подарки на праздники и т.д…)

 

-Давайте попробуем сделать приятные сюрпризы своим родным. Представьте, что к нам приплыла наша хорошо знакомая золотая рыбка. Попросите её сделать что-нибудь приятное для ваших родных мам, пап, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. (Высказывания детей)

 

-Хорошо, ребята. Я чувствую, что ваши сердца полны добра и великодушия по отношению к своим родным и близким.

 

-Ребята, мы с вами в классе живём одной  семьёй. Давайте вместе построим свой дом, в котором  будет уютно, хорошо, тепло. Давайте соберём всё то, что нам необходимо для этого.

Мне нужна в семье ЛЮБОВЬ…

(На доске собирается дом из брёвнышек, на которых написаны слова ДОБРОТА, ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗАБОТА, УЮТ. Крыша – слово ТЕПЛО)

 

-Вот мы и построили дом, в котором нам будет тепло.

 

Заключение.

 

Соберите в ладони своё тепло.

Пусть его будет много-много.

Почувствуйте это тепло.

Поделитесь своим теплом друг с другом.

 

Дом- это вся жизнь, радость, воспоминания. И само слово «Родина» начинается здесь , в доме. Всё от этого корня, от дома отца, сработанного своими руками, на своей земле, в своей стране…

 

– Надо стараться, чтобы огонёк тепла в вашем доме никогда не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда, родовое древо вашей семьи будет вечно зелёным, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет тянуть  в свой родной дом.

 

В заключении звучит песня «Родительский дом».

 

Приложение.

  М.М.Пришвин. Моя Родина.

     Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепелок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!…

После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.

Перепелку-самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех. А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами, а потом отманить муравьев на ветки от своих драгоценных яичек.

Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.)

 

***

Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.

Под крышей пар в кастрюльке 
Насвистывает песню,
А мотылёк прозрачный
Под яркой лампой кружит.

С ним в этот плавный танец
И потолок пустился,
И музыки не слышно –
И это очень странно.

Что с потолком случилось?
Так низко он спустился, 
Что, кажется, сейчас я
Рукой его достану.

Глаза мои закрылись…
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивлённо, 
Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.
Лишь мама 
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях. (Золтана Зелка)

 

***

Было утром тихо в доме,

Я писала на ладони

Имя мамино.

 

Не в тетрадке, на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке

Имя мамино.

 

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня.

— Что ты спрятала в ладони?-

Стали спрашивать меня.

 

Я ладонь разжала:

Счастье я держала.(А.Барто)

 

***

Пословицы и поговорки 

 

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Дружная семья не знает печали.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Классный час “Тепло родного очага”