автор: Бариева Назия Галимулловна
Учитель биологии МБОУ “Лицей-интернат №79”
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии»
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии»
Подготовила:
Учитель биологии высшей
квалифицированной категории
МБОУ « Лицей интернат №79»
Бариева Н.Г.
Набережные Челны 2018 год
Состояние здоровья школьников сегодня вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
Исследования позволяют определить школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Интенсификация учебного процесса;
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:
- Частую смену позы
- Потягивание
- Встряхивание руками
- Зевота
- Закрывание глаз
- Подпирание головы
- Остановившийся взгляд
- Ненужное перекладывание предметов
- Разговор с соседом
- Увеличение количества ошибок в ответе
- Невосприятие вопроса
- Задержка с ответом
- Частые поглядывания на часы во время урока
Как сделать так, чтобы школьник начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?
Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.
В решении этой задачи и могут помочь здоровьесберегающие технологии, которые позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Выделяют несколько принципов здоровьесберегающей технологии (по Н. К. Смирнову «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»):
1.Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока.
2.Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты.
3.Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности.
4.Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня.
5.Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания.
6.Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.
Я, как учитель биологии, на своих уроках претворяю в жизнь здоровьесберегающие технологии, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываю культуру здоровья, которая практически воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье и для этого использую на уроках элементы здоровьясбережения такие как:
1) оптимальная плотность урока;
2) рациональное чередование видов учебной деятельности;
3) уважительный стиль общения;
4) эмоциональная разрядка;
5) физкультурная пауза;
6) правильная рабочая поза;
7)мотивация учащихся;
8) использование проблемных творческих заданий;
9) рефлексия, обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Примеры здоровьесберегающих упражнений
- Для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи
- Для кистей пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах
- Для зрения – поисковые движения глаз, различение цвета, размера
НАПРИМЕР: на уроке по теме «Насекомые» используем прием «НАЗОЙЛИВАЯ МУХА»
-
-
- Посмотрите на свое лицо со стороны
- Теперь на ту его часть, на которую села муха, а точнее на подбородок.
- Сгоните муху мышцами лица
- Она улетела на другое место – на щеку.
- Снова сгоните муху
- Муха перелетела на лоб
- Сгоните муху со лба
-
-Почувствовали, как расслабилось ваше лицо?
Физкультминутки на 15-20 минутах урока на снятие:
- Мышечного утомления с плечевого пояса
- Мышц спины, кистей рук
- Зрительного утомления
- Минуты релаксации
- Массаж активных точек
- Чередование поз
- Дыхательная гимнастика
Проведение физкультминуток решает следующие задачи:
-
-
- Уменьшает утомление и снижает отрицательное влияние однообразной рабочей позы
- Активизирует внимание учащихся и повышает способность к восприятию учебного материала
- Осуществляет «эмоциональную» встряску учащихся, дает возможность «сбросить» накопившийся груз переживаний и эмоций.
-
Заключение: Главный упор, который я делаю на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения. Я стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой. Использование здоровьесберегающей технологии не требует от учителя специальной подготовки и больших затрат времени. Но главное – результат:
- Снижение утомляемости.
- Повышение продуктивности, работоспособности.
- Меняется отношения к предмету, что особенно важно в 5-6 классах.
- Учитель должен не только преподносить информацию, но и создавать для этого условия.