автор: Бариева Назия Галимулловна

Учитель биологии МБОУ “Лицей-интернат №79”

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии»

 

 

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии»

 

Подготовила:

Учитель биологии высшей

квалифицированной категории

МБОУ « Лицей интернат №79»

Бариева Н.Г.

 

Набережные Челны 2018 год

 

Состояние здоровья школьников сегодня вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Исследования позволяют определить школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  • Стрессовая педагогическая тактика;
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • Провалы в существующей системе физического воспитания;
  • Интенсификация учебного процесса;
  • Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  • Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

  • Частую смену позы
  • Потягивание
  • Встряхивание руками
  • Зевота
  • Закрывание глаз
  • Подпирание головы
  • Остановившийся взгляд
  • Ненужное перекладывание предметов
  • Разговор с соседом
  • Увеличение количества ошибок в ответе
  • Невосприятие вопроса
  • Задержка с ответом
  • Частые поглядывания на часы во время урока

 

Как сделать так, чтобы школьник начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.

В решении этой задачи и могут помочь здоровьесберегающие технологии, которые позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

Выделяют несколько принципов здоровьесберегающей технологии (по Н. К. Смирнову «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»):

1.Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока.

2.Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты.

3.Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности.

4.Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня.

5.Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания.

6.Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.

Я, как учитель биологии, на своих уроках претворяю в жизнь здоровьесберегающие  технологии, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываю культуру здоровья, которая практически воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье и для  этого использую на уроках элементы здоровьясбережения  такие  как:

1) оптимальная плотность урока;

2) рациональное чередование видов учебной деятельности;

3) уважительный стиль общения;

4) эмоциональная разрядка;

5) физкультурная пауза;

6) правильная рабочая поза;

7)мотивация учащихся;

8) использование проблемных творческих заданий;

9) рефлексия,  обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Примеры  здоровьесберегающих упражнений

  • Для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи
  • Для кистей пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах
  • Для зрения – поисковые движения глаз, различение цвета, размера

НАПРИМЕР: на уроке по теме «Насекомые» используем прием «НАЗОЙЛИВАЯ МУХА»

      • Посмотрите на свое лицо со стороны
      • Теперь на ту его часть, на которую села муха, а точнее на подбородок.
      • Сгоните муху мышцами лица
      • Она улетела на другое место – на щеку.
      • Снова сгоните муху
      • Муха перелетела на лоб
      • Сгоните муху со лба

-Почувствовали, как расслабилось ваше лицо?

Физкультминутки на 15-20 минутах урока на снятие:

  • Мышечного утомления с плечевого пояса
  • Мышц спины, кистей рук
  • Зрительного утомления
  • Минуты релаксации
  • Массаж активных точек
  • Чередование поз
  • Дыхательная гимнастика

Проведение физкультминуток решает следующие задачи:

      • Уменьшает утомление и снижает отрицательное влияние однообразной рабочей позы
      • Активизирует внимание учащихся и повышает способность к восприятию учебного материала
      • Осуществляет «эмоциональную» встряску учащихся, дает возможность «сбросить» накопившийся груз переживаний и эмоций.

Заключение: Главный упор, который я делаю  на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения. Я стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой. Использование здоровьесберегающей технологии не требует от учителя специальной подготовки и больших затрат времени. Но главное – результат:

  • Снижение утомляемости.
  • Повышение продуктивности, работоспособности.
  • Меняется отношения к предмету, что особенно важно в 5-6 классах.
  • Учитель должен не только преподносить информацию, но и создавать для этого условия.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии