автор: Баукова Ирина Константиновна
Учитель – логопед МАДОУ детский сад №1 г. Балаково Саратовской области
Рабочая программа учителя-логопеда логопедической старшей группы (от 5 до 6 лет)
Рабочая программа
учителя-логопеда
логопедической старшей группы
(от 5 до 6 лет)
Составитель:
Баукова Ирина Константиновна,
учитель-логопед
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 1 г. Балаково Саратовской области (далее Программа) разработана:
- в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основной адаптированной образовательной программы для детей с ОНР МАДОУ детский сад № 1
- с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы», коррекционной программы «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» Т. Б. Филичивой, Т. В. Чиркиной
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
1.1. Цель деятельности по реализации рабочей программы: обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи путем осуществления своевременного и полноценного личностного развития.
1.2. Задачи деятельности по реализации рабочей программы:
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи старших дошкольников.
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
1.3. Принципы, с учетом которых разрабатывается рабочая программа, и строится образовательный процесс в группе:
- Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
- профилактического;
- развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
- Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
- Приоритетность коррекции каузального типа.
В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.
- Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
- Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
- Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).
- Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.
Характеристика основных компонентов речи детей 6-го года жизни с ОНР III уровня:
Фразовая речь.
Имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные.
Понимание речи.
Понимание обращенной к ребенку речи приближено к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
Словарный запас.
Ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прилагательных (особенно относительных), наречий; предлоги, даже простые, употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.
Грамматический строй речи.
Ребенок правильно употребляет простые грамматические формы, но допускает специфические ошибки: Неправильное согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже; имен числительных с именами существительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в ударениях и падежных окончаниях.
Звукопроизношение.
Произносительные возможности детей улучаются, но по-прежнему могут оставаться все виды нарушений (чаще всего свистящий и шипящий сигматизмы, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения); характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и замены групп звуков более простыми по артикуляции.
Слоговая структура слова.
Характерны сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении согласных. Особенно страдает звуконаполняемость слов.
Фонематическое восприятие.
Недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.
1.5. Организация обучения и воспитания детей 6-го года с ОНР.
На первом году обучения фронтальные логопедические, а частично и занятия воспитателя проводятся по подгруппам, на которые дети делятся с учетом уровня речевого общего развития (по усмотрению логопеда).
Проводятся занятия двух видов:
- по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;
- по формированию произношения.
Количество этих занятий в зависимости от периода обучения разное.
- 1-й период – 2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; коррекция звукопроизношения осуществляется только на индивидуальных занятиях.
- 2-й период – 3 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 2 занятия по формированию звуковой стороны речи.
- 3-й период – 3 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 2 занятия по формированию звуковой стороны речи.
Объем учебной нагрузки учителя – логопеда
В логопедической старшей группе предусматриваются следующие виды непрерывной образовательной деятельности:
непрерывная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи:
– непрерывная образовательная деятельность по формированию звукопроизношения.
Количество этой непрерывной образовательной деятельности меняется в зависимости от периода обучения.
В I периоде обучения фронтальная непрерывная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводится 2 раза в неделю.
Во II периоде фронтальная непрерывная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводится 3 раза в неделю,
непрерывная образовательная деятельность по формированию звукопроизношения – 2
раза в неделю.
В III периоде фронтальная непрерывная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводится 3 раза в неделю,
непрерывная образовательная деятельность по формированию звукопроизношения – 2
раза в неделю.
Учитель-логопед проводит в течение недели фронтальную непрерывную образовательную деятельность по подгруппам в утренние часы. Затем учитель-логопед проводит индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.
Объем учебной нагрузки
1 период
Старшая логопедическая группа (от 5 до 6 лет)
Продолжительность НОД не более 25 минут. |
|||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи | 50 мин | 2 раза |
Учебная нагрузка в старшей группе по «Образовательной программе ДОУ» полностью соответствует максимальной нагрузке на ребенка в ДОУ, предусмотренной
СанПиН 2.4.1.3049-13 |
Итого в неделю: | 50 мин | ||
Норма согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 | 50 мин |
2, 3 периоды
Старшая логопедическая группа (от 5 до 6 лет)
Продолжительность НОД не более 25 минут. |
|||
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи | 75 мин | 3 раза |
Учебная нагрузка в старшей группе по «Образовательной программе ДОУ» полностью соответствует максимальной нагрузке на ребенка в ДОУ, предусмотренной
СанПиН 2.4.1.3049-13 |
2. Формирование звукопроизношения | 50 мин | 2 раза | |
Итого в неделю: | 2 часа
25 мин |
||
Норма согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 | 2 часа
25 мин |
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема
Программы |
Лексико –грамматические средства языка и развитие связной речи | Формирование звукопроизношения |
с 03.09. по 14.09.2018 г. | Мониторинг | ||
с 17.09. по 21.09.2018 г. | Помещение детского сада | 50 минут | |
с 24.09. по 28.09.2018 г. | Профессии | 50 минут | |
С01.10. по 05.10.2018 г. | Игрушки | 50 минут | |
с 08.10. по 12.10.2018г. | Овощи – фрукты | 50 минут | |
с 15.10. по 19.10.2018 г. | Осень | 50 минут | |
с 22.10. по 26.10.2018 г. | Ягоды – грибы | 50 минут | |
с 29.10. по 02.11.2018 г. | Сезонная одежда и обувь | 50 минут | |
с 05.11. по 09.11.2018 г. | Посуда | 50 минут | |
с 12.11. по 16.11.2018 г. | Продукты питания | 50 минут | |
с 19.11. по 23.11.2018 г. | Домашние птицы | 50 минут | |
с 26.11. по30.11.2018 г. | Части тела | 50 минут | |
с 03.12. по 07.12.2018 г. | Семья. Дом | 75 минут | 50 минут |
С10.12. по 14.12.2018 г. | Зима | 75 минут | 50 минут |
с 17.12. по 21.12.2018 г. | Зимующие птицы | 75 минут | 50 минут |
с 24.12. по 28.12.2018 г. | Новый год | 75 минут | 50 минут |
с 09.01 по 15.01.2019г. | Каникулы | ||
с 16.01. по 31.01.2019 г. | Мониторинг Сказки
Зимние забавы |
||
с 04.02. по 08.02.2019 г. | Домашние животные | 75 минут | 50 минут |
с 11.02. по 15.02.2019 г. | Дикие животные | 75 минут | 50 минут |
с 18.02. по 22.02.2019 г. | Защитники отечества | 75 минут | 50 минут |
с 25.02. по 01.03.2019 г. | Бытовая техника | 75 минут | 50 минут |
с 04.03. по 08.03.2019 г. | 8 марта | 75 минут | 50 минут |
с 11.03. по 15.03.2019 г. | Профессии | 75 минут | 50 минут |
с 18.03. по 22.03.2019 г. | Ранняя весна | 75 минут | 50 минут |
с 25.03. по 29.03.2019 г. | Перелётные птицы | 75 минут | 50 минут |
с 01.04. по 05.04.2019 г. | Зоопарк | 75 минут | 50 минут |
с 08.03. по 12.04.2019 г. | Космос | 75 минут | 50 минут |
с 15.04. по 19.04.2019 г. | Транспорт | 75 минут | 50 минут |
22.04. по 26.04.2019 г. | Мебель | 75 минут | 50 минут |
с 29.04. по 03.05.2019 г. | Деревья | 75 минут | 50 минут |
с 06.05. по 17.05.2019г. | Мониторинг День победы
Сад – огород |
||
с 20.05. по 24.05.2019 г. | Цветы | 75 минут | 50 минут |
с 27.05. по31.05.2019 г | Насекомые | 75 минут | 50 минут |
Содержание
учебного материала, включающее федеральный, региональный компонент государственного образовательного стандарта, предусмотренного примерной основной образовательной программой дошкольного образования
I период обучения /сентябрь, октябрь, ноябрь/
Фронтальная НОД занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи-2 раза в неделю.
Словарная и грамматическая работа-13-14 НОД
Развитие связной речи – 6-7 НОД.
НОД по формированию правильного звукопроизношения -индивидуально и по подгруппам.
1.Лексические темы: «Помещения детского сада», «Профессии», «Игрушки», «Овощи-фрукты», «Осень», «Ягоды – грибы», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Домашние птицы и их птенцы», «Человек. Части тела»
2.Формирование словаря и грамматического строя:
А) развитие понимания речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков; понимание обобщающего значения слов. Подготовка к овладению диалогической, фразовой речью;
Б) Практическое усвоение простых способов словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками;
В) Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в винительном, дательном, творительном падежах (в значении орудийности и средства действия),в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени;
Г) Усвоение притяжательных местоимений МОЙ,МОЯ,МОЕ.
3.Развитие связной речи:
А) овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке(типа: Кто? Что? Что делает? Кому? Чему?);
Б) усвоение навыка составления короткого рассказа по следам демонстраций действий, беседа по картинке.
4.Форимирование произношения
А) постановка отсутствующих звуков в соответствии с данными обследования;
Б) закрепление правильного произношения имеющихся звуков;
В) дикция
-угадывание по беззвучной артикуляции звуков[а, о, у, и]
-четкое произношение: сочетаний типа [аи, ауи, ИА-та, ба-бо] (тихо, громко шепотом )слов, предложений.
Г) слоговая структура. Воспроизведение слогов .Преимущественно одно -двух- трехсложные слова разного слогового состава с простым звуковым наполнением. Различение на слух гласных и согласных звуков;
Д) слуховое восприятие
-удержание 3 элементов (слогов, слов, конструкций)
-различение звуков [а, о, у, и] ,понятие звук
Е) звуковой анализ
-умение выделять гласный в начале слова
-определить порядок гласных звуков в сочетаниях [ау, ауи]
-первый согласный звук в слове
-количество звуков и их место в сочетаниях [ам]
II период обучения /декабрь, январь, февраль, март/
Фронтальная НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи-3 раза в неделю.
Словарная и грамматическая работа – 14 НОД.
Развитие связной речи – 12 НОД.
Фронтальная НОД по формированию звуковой стороны речи-2 раза в неделю.
1.Лексические темы: «Семья. Наш дом», «Зима», «Зимующие птицы», «Новый год. Зимние забавы», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детёныши», «Бытовая техника. Электроприборы», «Наша Армия. Защитники Отечества», «Профессии. Хоз. инструменты», «8 Марта. Мамин праздник», «Ранняя весна», «Перелетные птицы» «Зоопарк. Животные жарких и северных стран».
2.Формирование словаря и грамматического строя:
А) уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках;
Б) практическое образование относительных прилагательных с различным значением соотнесенности;
В) различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
Г) усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
Д) употребление предлогов: НА, В, ИЗ-ПОД
3.Развитие связной речи:
А) совершенствование навыка ведения диалога, умение самостоятельно задавать вопрос;
Б) сравнение предмета с выделение различных и сходных качеств;
В) составление простого описания предмета. Закрепление навыка построения простого предложения;
Г) распространение предложений путем введения определения, однородных членов предложения;
Д) первоначальное усвоение наиболее конструктивно доступных сложных предложений;
Е) составление простых предложений, коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов, описаний, пересказов.
Ж) заучивание простых стихотворений.
4.Форимирование произношения
А) постановка отсутствующих звуков, автоматизация поставленных;
Б) дикция. Четкое произношение слоговых сочетаний, слов, с разной интонацией, темпо;
В) слоговая структура. Отработка произношения слов со стечением согласных)стакан, валенки и т.д.).Заучивание предложений и коротких текстов;
Г) слуховое восприятие. Удержание в памяти заданий. Различение звуков по признакам: глухость -звонкость, твердость-мягкость;
Д ) звуковой анализ. Выделение последнего согласного звука в слове (мак). Слогообразующего гласного в односложных словах (мак).Анализ прямого слога (СА).
III период обучения /апрель, май/
Фронтальная НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи-3 раза в неделю.
Словарная и грамматическая работа НОД.
Развитие связной речи – 33 НОД.
Фронтальная НОД по формированию звуковой стороны речи-2 раза в неделю.
1.Лексические темы: «Транспорт. Дорожное движение», «Космос»», «Мебель», «Деревья, кустарники и их листья», «9 Мая. День Победы», «Цветы. Насекомые. Лето».
2.Формирование словаря и грамматического строя:
А) закрепление навыка пользования приставочными глаголами;
Б) закрепление навыка образования относительных прилагательных;
В) употребление притяжательных прилагательных;
Г) образование прилагательных с уменьшительными суффиксами ;
Д) усвоение слов-антонимов;
Е) закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;
Ж) расширение значений предлогов.
3.Развитие связной речи:
А) совершенствование диалогической формы речи;
Б) распространение предложений. Составление предложений по вопросам, опорным словам;
В) составление рассказов по картинке, серии картинок;
Г) составление рассказа- описания, пересказа;
Д) составление рассказа по теме (с придумывание окончания рассказа, начала рассказа);
Е) усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.
4.Форимирование произношения
А) завершение постановки звуков, дифференциация; усвоение звуков в твердом, мягком звучании в прямом слоге, различение по глухости, звонкости;
Б) слоговая структура. Закрепление произношения 4-5 сложных слов. Употребление их в предложениях и текстах:
В) звуковой анализ. Закрепление навыка анализа и синтеза односложных слов типа (суп, кот, мак).
Месяц,
недели |
Лексическая тема |
Словарная работа |
Грамматический строй речи |
Связная речь |
Сентябрь
I -II III IV Октябрь I |
Вводный мониторинг Помещения детского сада Профессии взрослых Игрушки |
Активизация предметного словаря: Детский сад, группа, режим, кабинет, заведующая, оборудование, игровая. Активизация словаря признаков: медицинский, спортивный, музыкальный, лечебный, уютный Активизация глагольного словаря: заниматься, подбирать, проводить, выполнять, играть Активизация и обогащение словаря наречий: уютно, тепло, нарядно Активизация предметного словаря: профессия, инструменты, техника, названия профессий Активизация словаря признаков: трудолюбивый , удобный, старательный, внимательный, строгий Активизация глагольного словаря: использовать, трудиться, воспитывать, ухаживать, чинить. Активизация и обогащение словаря наречий: умело ,аккуратно. Активизация предметного словаря: игрушки, названия игрушек. Активизация словаря признаков мягкая, пушистая, твердая, прочная, пластмассовая, деревянная, металлическая, меховая, глиняная Активизация глагольного словаря: играть, собирать, строить, веселиться, радоваться, делиться. Активизация и обогащение словаря наречий: играть(как?)-тихо, шумно, весело, дружно. |
Развитие понимания речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков; понимания обобщающего значения слов. Образование множественного числа существительного. Развитие понимания речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков; понимания обобщающего значения слов. Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в творительном падеже. Развитие понимания речи: понимания обобщающего значения слов. Усвоение притяжательных местоимений МОЙ,МОЯ,МОЕ Образование приставочных глаголов. |
Подготовка к овладению диалогической и фразовой речью. Овладение навыками составления простых предложений по вопросам Овладение навыками составления простых предложений по вопросам Составление простых предложений по демонстрации действий. |
II
III IV Ноябрь I II III IV |
Овощи-фрукты
Осень Ягоды – грибы Сезонная одежда Обувь Посуда Продукты питания Домашние птицы и их птенцы |
Активизация предметного словаря: садовод, огород, урожай, овощи, фрукты, названия овощей, фруктов.
Активизация словаря признаков: гладкая, шершавая, мягкая, твердая, овощной, фруктовый. Активизация глагольного словаря: сажать, сеять, собирать, мыть, чистить, резать, растить, солить. Активизация и обогащение словаря наречий: вкусно, полезно. Активизация предметного словаря: листопад, дождь, осень, время года, осень, ливень, погода, урожай, ветер, листва, Активизация словаря признаков: осенний, пасмурный, дождливый, спелый, опавший. Активизация глагольного словаря: капать, лить, моросить, падать, дуть, убирать. Активизация и обогащение словаря наречий: холодно, дождливо, ветренно Активизация предметного словаря: грибы, грибница, ножка, шляпка, ягода, плод, названия грибов и ягод. Активизация словаря признаков: грибной, ягодный, зрелый, ядовитый, съедобный, несъедобный, Активизация глагольного словаря: собирать, выбирать, срезать, сушить, солить, готовить. Активизация предметного словаря: ткань, манжет, карман, выкройка, воротник, застежка. Активизация словаря признаков: шерстяной, демисезонный, байковый, вязанный. Активизация глагольного словаря: шить, вязать, кроить, штопать, одевать, снимать, застегивать. Активизация и обогащение словаря наречий: удобно, красиво. Активизация предметного словаря: каблук, пряжка, шнурок, язычок, стелька. Активизация словаря признаков: спортивная, легкие, детские, взрослые. Активизация глагольного словаря: примерять, чистить, выбирать Активизация и обогащение словаря наречий: легко, удобно, мягко. Активизация предметного словаря: сервиз, названия предметов посуды, деталий, материалов. Активизация словаря признаков: чайная, столовая Активизация глагольного словаря: жарить, варить, готовить, мыть, разливать, подавать Активизация и обогащение словаря наречий: вкусно, горячо, сладко. Активизация предметного словаря: продукты питания, витамины, блюдо, кухня, винегрет, салат, борщ. Активизация словаря признаков: вкусный, готовый, сырой, вареный, ароматный. Активизация глагольного словаря: готовить, пережевывать, соблюдать, жарить, печь. Активизация и обогащение словаря наречий: горячо. Активизация предметного словаря: птичник, птицеферма, названия дом. птиц. Активизация словаря признаков: внешний вид и повадки птиц(пестрая, суетливая) Активизация глагольного словаря: кудахчет, гогочет, вышагивает, переваливается. Активизация и обогащение словаря наречий: важно, громко, звонко. |
Развитие понимания речи:
умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков; Усвоение некоторых способов словообразования : использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в творительном, дательном, винительном падежах. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе. Образование приставочных глаголов. Образование множественного числа существительных. Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени; Развитие понимания речи: понимания обобщающего значения слов Усвоение притяжательных местоимений МОЙ,МОЯ,МОЕ Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Образование множественного числа существительных, Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в творительном падеже (в ед.и мн.числе). Образование приставочных глаголов настоящего и прошедшего времени. Образование приставочных глаголов. Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в творительном, винительном падежах. Развитие понимания речи: понимания обобщающего значения слов Образование приставочных глаголов. Образование множественного числа существительных. |
Развивать диалогическую речь в беседе об овощах,
фруктах. Учить описывать овощи, фрукты. Отгадывание загадок. Составление простых предложений по картине. Заучивание стихотворений об осени. Закрепить умение составлять простые предложения по демонстрируемому действию. Овладение навыками составления короткого рассказа о своей одежде. Овладение навыками составления короткого рассказа о своей обуви. Закрепление навыка составления короткого рассказа по следам демонстрации действий. Беседа о продуктах питания. Составление предложений по предметным картинкам. Развивать диалогическую и фразовую речь. Беседа по картине «Птичий двор» |
V
Декабрь I II III IV Январь I – II III – IV |
Человек. Части тела
Семья. Наш дом Зима Зимующие птицы Новый год. Зимние забавы Новогодние праздники. Каникулы
Промежуточ-ный мониторинг |
Активизация предметного словаря:
ладони, колени, запястья, локти, челка. Активизация словаря признаков: грязные, чистые, здоровые Активизация глагольного словаря: моют, расчесывают, сушат, стригут, вытирают. Активизация и обогащение словаря наречий: сухо, быстро. Активизация предметного словаря: брат, сестра, отец, бабушка, дедушка, мама, семья Активизация словаря признаков: добрая, нежная, заботливая, старенькая, молодая. Активизация глагольного словаря: любить, готовить, помогать, стирать. Активизация и обогащение словаря наречий: нежно, ласково. Активизация предметного словаря: снег, вьюга, метель, пурга, снегопад, гололед. Активизация словаря признаков: пушистый, белый, твердый, сверкающий Активизация глагольного словаря: ложится, сверкает, блестит Активизация и обогащение словаря наречий: морозно, холодно, темно. Активизация предметного словаря: кормушка, перья, гнездо, оперенье. Активизация словаря признаков: красногрудый, зимующий, чернокрылый, сообразительный Активизация глагольного словаря: чирикают, летают, зимуют. Активизация предметного словаря: маскарад, хоровод, хлопушка, подарки Активизация словаря признаков новогодний, праздничный, нарядный, веселый. Активизация глагольного словаря: поздравлять, веселиться, дарить, кружиться. Активизация и обогащение словаря наречий: нарядно, празднично. Активизация предметного словаря: Коньки, лыжи, каток, гололед, лыжник, санки, клюшка, хоккей. Активизация словаря признаков снежный, скользкий, пушистый, мягкий, быстрый. Активизация глагольного словаря: лепить, скользить, бежать. Активизация и обогащение словаря наречий: быстро, скользко, морозно |
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Подбор действий к предметам. Образование множественного числа существительных Различение и выделение признаков по назначение и вопросам какой? какая? какое? Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Закрепление навыка образования приставочных глаголов. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Выделение признаков по назначению. Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами Образование множественного числа существительных Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках. Образование относительных прилагательных. Употребление предлогов. Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках. Образование относительных прилагательных. Употребление предлогов. |
Составление рассказа –описания о лице человека. Сравнение частей тела с выделением сходных и различных качеств.
Распространение предложений путем введения определения, однородных членов. Составление рассказа о своей семье. Составление рассказа по теме:»Зима». Закрепление навыка практического построения простого предложения по модели:сущ.+глаг.+нареч. Беседа о зимующих птицах. Закрепление навыка построения простого предложения. Загадки о птицах. Закрепление навыка практического построения простого предложения по модели:сущ.+глаг.+нареч Составление рассказа-описания о елочной игрушке. Заучивание стихотворений к новогоднему утреннику. Составление простых предложений, короткого рассказа по картинке. |
Февраль
I II III IV Март I II III IV V Апрель I II III IV Май I II – III IV |
Домашние животные и их детёныши
Дикие животные и их детёныши Бытовая техника. Электроприбо-ры Наша Армия. Защитники Отечества Профессии. Хозяйственные инструменты 8 Марта. Мамин праздник Ранняя весна Перелетные птицы Зоопарк. Животные жарких и северных стран Транспорт. Дорожное движение Космос Мебель Деревья, кустарники и их листья 9 Мая. День Победы Итоговый мониторинг Цветы. Насекомые. Лето. Насекомые Лето |
Активизация предметного словаря:
названия животных и их детенышей, жилища, части тела животных Активизация словаря признаков: белогривая ,гладкая, длинношерстный, травоядный Активизация глагольного словаря: запасать, линять, мчаться, жевать, притаиться. Активизация предметного словаря: названия животных и их детенышей, жилища, части тела животных Активизация словаря признаков: хищный, травоядный, опасный. лохматый Активизация глагольного словаря: прыгает, скачет, подкрадывается, рыщет. Активизация и обогащение словаря наречий: ловко, резко. Активизация предметного словаря: Названия инструментов и бытовой техники. Активизация словаря признаков: мощный, удобный, электрический, полезный, опасный. острый, большой, маленький Активизация глагольного словаря:трудиться,использовать,включать,выключать.убирать,светить,морозить,помогать,забивать,строгать Активизация предметного словаря: Родина, Армия, защитник Активизация словаря признаков смелый, ловкий, отважный, сильный Активизация глагольного словаря: стрелять, защищать, тренироваться. Активизация и обогащение словаря наречий: смело, отважно, решительно Активизация предметного словаря: названия женских профессий Активизация словаря признаков: учит, шьет, готовит, продает, лечит. Активизация глагольного словаря: трудолюбивая, талантливая, добрая. Активизация предметного словаря: семья, забота, дружба, внимание, верность, любовь, прощение Активизация словаря признаков: вежливый, понимающий, заботливый, отзывчивый Активизация глагольного словаря: понимать, выручать, беречь, поздравлять. Активизация и обогащение словаря наречий: нежно, весело Активизация предметного словаря: Весенние месяцы, почки, трава, проталины, погода, лужи, капель, ручей. Активизация словаря признаков: проворный, быстрый, яркий, звонкий, быстрый. Активизация глагольного словаря: бежать, таять, набухать, цвести, звенеть, светить Активизация и обогащение словаря наречий: холодно, тепло, звонко, ярко. Активизация предметного словаря: Названия птиц и их строение Активизация глагольного словаря улетают, прилетают, возвращаются, вьют, поют, выводят. Активизация словаря признаков: перелетные, сытые, блестящие, черные. Активизация предметного словаря: Названия животных и их детенышей, хищник, стая, спячка, логово, клыки, горб Активизация словаря признаков: травоядная, опасный, мягкий, гладкий Активизация глагольного словаря: запасать, линять, подкрадываться, хватать. Активизация словаря признаков: водный, наземный, грузовой, воздушный, пешеходный, железнодорожный Активизация глагольного словаря: ремонтировать, заводить, соблюдать, нарушать Активизация и обогащение словаря наречий: быстро, медленно. Существительные: знаки, ‘ движение, перекресток, милиционер, регулировщик, жезл, пешеходный переход, пешеход, светофор, правила Глаголы: соблюдать, регулировать, переходить, нарушать, выполнять Прилагательные: знающий, нарушенный, опытный, регулируемый, опасный Активизация предметного словаря: Земля, луна, космос, звезда планета, взлет, ракета, звездопад. Активизация словаря признаков: солнечный, земной, звездный, космический. Активизация предметного словаря: Транспорт,пассажир,переход,тратуарперекресток,корма,мотор,двигатель,пилот. Активизация предметного словаря: Названия мебели и частей, продавец, мебельщик, столяр Активизация словаря признаков: детская, гостиная, журнальный, уютная, кухонная, мягкая. Активизация глагольного словаря: чинить, ремонтировать, расставлять, чистить Активизация и обогащение словаря наречий: чисто, мягко Активизация предметного словаря: Названия деревьев: корень, лист, ствол ветка, почки. Активизация словаря признаков: зеленый, красивый, садовый, полевой, хвойный, лиственный. Активизация глагольного словаря: расти, цвести, шуметь, срывать, ухаживать, поливать Активизация и обогащение словаря наречий: высоко, низко, ярко. Активизация предметного словаря: Герой, победа, Отечество, Родина, война, победитель, фашизм. Активизация словаря признаков: храбрый, отважный, мужественный, геройский Активизация глагольного словаря: чтить, защищать, гордиться, помнить, побеждать. Активизация предметного словаря: Названия деревьев и цветов корень, лист, лепесток, стебель, ствол ветка, почки. Активизация словаря признаков: зеленый, красивый, садовый, полевой, хвойный, лиственный. Активизация глагольного словаря: расти, цвести, шуметь, срывать, ухаживать, поливать Активизация и обогащение словаря наречий: высоко, низко, ярко. Активизация предметного словаря: Названия насекомых и частей их тела. Активизация словаря признаков: полезные, вредные, красивые, маленькие, легкие Активизация глагольного словаря: порхать, летать, жужжать, кусать, собирать. Существительные: времена года, сезон, урожай, луга, сквер, газон, признаки Глаголы: расставлять, переставлять, купаться, загорать, отдыхать, набираться сил, Закаляться Прилагательные: солнечный, летний, загорелый, |
Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (еньк, оньк).Образование притяжательных прилагательных Образование существительных ед. и мн.числа в разных падежах.
Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (еньк,оньк).Образование притяжательных прилагательных. Употребление предлогов. Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Образование множественного числа сущ. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже. Образование относительных прилагательных Образование существительных ед. и мн.числа в разных падежах. Закрепление навыка образования глаголов наст. и прош. времени. Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже Закрепление навыка согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже Образование приставочных глаголов.Употребление предлогов. Употребление предлогов. Образование глаголов с помощью приставок. Образование множественного числа существительных. Образование существительных ед. и мн.числа в разных падежах. Усвоение слов-антонимов. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Закрепление навыка согласования прил. с сущ. Образование множ. числа существительных. Образование мн. числа от ед. числа. Практическое усвоение в речи предлогов: над, между, из-под, из-за Расширение значений предлогов. Согласование прил. с сущ. Закрепление навыка образование приставочных глаголов Закрепление навыка пользования приставочными глаголами. Употребление сложных предлогов. Усвоение слов-антонимов Расширение значений предлогов. Закрепление навыка согласования прил. с сущ. Закрепление навыка согласования прил. с сущ. Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (еньк, оньк). Закрепление навыка образования сущ.мн.числа. Закрепление навыка образования существительных с уменьшительными суффиксами . Закрепление навыка согласования прил. с сущ. Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (еньк, оньк). Повторение ранее пройденных грамматических форм. Употребление в речи глаголов будущего простого и сложного времени с частицей -ся и без нее (буду купаться – покупаюсь). Введение в речь целевых и причинных конструкций в соответствии с вопросами когда? почему? зачем? |
Пересказ короткого рассказа «Найда»
Составление рассказа по опорным картинкам «Кто как зиму проводит?» Отгадывание загадок. Сравнение предметов с выделением сходных и различных качеств. Закрепление навыка построения простого предложения Беседа об Армии. Заучивание стихотворения «Наша Армия родная» Распространение предложений путем введения определения, однородных членов. Составление предложений по предметным картинкам. Составление рассказа по плану о маме, сестре, бабушке. Заучивание стихотворений к празднику. Составление рассказа –описания о весне по картине. Сравнение двух времен года. Первоначальное усвоение наиболее конструктивно доступных сложных предложений Пересказ рассказа «Грачи прилетели». Пересказ рассказа «Зоопарк».Загадки об обитателях зоопарка Составление рассказа –описания «Грузовик» Отгадывание загадок. Закрепление навыков оставления рассказов по заданному плану с использованием дополнительных деталей и эмоциональной передачей переживаний действующих лиц Пересказ рассказа В. Баруздина «Ракета». Составление предложений по опорным словам. Составление рассказа-описания. Отгадывание загадок. Распространение предложений, составление предложений по опорным словам. Составление рассказа по картине Рассказ логопеда о дне Победы. Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений. Совершенствование диалогической формой речи. Распространение предложений, составление предложений по опорным словам. Составление рассказа по картине Совершенствование диалогической формой речи. Составление рассказа-описания. Заучивание считалочки «Сверчок» Закрепление навыка использования диалога, выразительной передачи ответов на вопросы, умение самостоятельно придумывать события, использование приемов сравнения. |
Формирование звукопроизношения
в логопедической старшей группе |
|||||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | V неделя | |
Декабрь | Знакомство с артикуляционным аппаратом «Сказка о веселом язычке».
Упражнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики.. Выработка длительной воздушной струи |
Дать понятие «Звук»-неречевые звуки Звук [У]-артикуляция звука, хар-ка, произношение. Знакомство с символом звука. Выделение гласного звука в начале слова.
Знакомство с символом звука |
Звук [А]-артикуляция звука, хар-ка, произношение. Понятие гласный звук. Развивать слуховое внимание, память.. Выделение гласного звука в начале слова | Звук [И]-артикуляция звука, хар-ка, произношение изолированно, в слогах, звукосочетаниях, словах. Знакомство с символом звука. Выделение гласного звука в начале слова. Различение звука [А-У].Звуковой анализ звукосочетаний[ИАУ],место звука в сочетаниях | Звук [О]-артикуляция звука, хар-ка, произношение. Знакомство с символом звука. Выделение гласного звука в начале слова. Различение зв.[А-И-У-О] |
Январь | Звук[ММ’] –артикуляция звука, характеристика, произношение.
Понятие «согласный звук», твердый, мягкий. Выделение согласного в начале слова .Звуковой анализ слога АМ,ОМ, определение порядка звуков. |
Звук[ПП’] –артикуляция звука, характеристика, произношение
И различение по мягкости и твердости, звонкости-глухости… Выделение согласного в конце слова. Звуковой анализ прямого слога. Звуки [а] ,[у], [и] ,[о],[п]. |
Звук [Э]-артикуляция звука, хар-ка, произношение. Знакомство с символом звука.
Выделение гласного звука в начале слова. Различение зв.[А-И-У-О-Э]. Звук[НН’] -артикуляция звука, характеристика, произношение. Понятие «cогласный звук», слог, твердый, мягкий. Выделение согласного в начале слова. Звуковой анализ слога ИН,УН,АН, определение количества звуков в слоге и их место |
Согласные и гласные звуки, понятие звук, мягкий твердый, слог .Звуковой анализ слога
МИ,НА,МУ- количество звуков, их место в слоге. Воспроизведение слогов со стечением согласных: МО, МНО, НО,НМО. Звук[ХХ’] -артикуляция звука, характеристика, произношение. различение по мягкости и твердости, звонкости-глухости. Местонахождение звука в начале, конце, понятие «СЛОВО». Звуковой анализ короткого слова ПУХ, Развитие фонематического слуха. |
|
Февраль | Звук [КК’] –артикуляция звука, характеристика, произношение. различение по мягкости и твердости, звонкости-глухости. Местонахождение звука ,произношение слоговых сочетаний голосом разной силы. Звуковой анализ короткого слова КОТ,МАК, Развитие фонематического слуха.
Звуки [к-х] различение по мягкости и твердости, звонкости-глухости. Местонахождение звуков в слове. Анализ слогов. Произношение слов голосом разной силы и интонации. |
Звук[ББ’] -артикуляция звука, характеристика, произношение. различение по мягкости и твердости, звонкости-глухости. Местонахождение звука. Звуковой анализ слогов и коротких слов. Четкое произношение слоговых сочетаний, слов, чистоговорок. Развитие слухового внимания ,памяти.
Звуки [ББ’-ПП’] –различение по мягкости и твердости, звонкости-глухости. Местонахождение звуков в слове. Анализ слогов, слов. Произношение слов голосом разной силы и интонации. Развитие фонематического слуха. |
Звук[ВВ’] -артикуляция звука, характеристика, произношение. различение по мягкости и твердости, звонкости-глухости. Удержание в памяти элементов слов со стечением согл, слогообразующая роль гласн.. Звуковой анализ слогов и коротких слов. Развитие фонематического слуха.
Звук[ТТ’] -артикуляция звука, характеристика, произношение. Понятие твердый, мягкий, глухой, звонкий. Местонахождение звука ,произношение слоговых сочетаний голосом разной силы. Звуковой анализ короткого слова ТИМ,ТОМ, Развитие фонематического слуха. |
Звук [ДД’] –артикуляция звука, характеристика, произношение. Различение по тверд, мягк, глух, звонкости. Местонахождение звука . Звуковой анализ короткого слова ДОМ, слогообразующая роль гласного. Развитие фонемат. слуха.
Звуки [ТТ’-ДД’] –различение по мягкости и твердости, звонкости-глухости. Местонахождение звуков в слове. Анализ слогов. Произношение слов голосом разной силы и интонации. |
|
Март | Звук[ФФ’] –артикуляция звука, характеристика, произношение. различение по мягкости и твердости, звонкости-глухости. Местонахождение звука, слогообразующая роль гласн. Звуковой анализ слогов и коротких слов. Развитие слухового внимания, памяти
Звуки [ВВ’-ФФ’] –различение по мягкости и твердости, звонкости-глухости. Местонахождение звуков в слове. Анализ слогов. |
Звук[ГГ’] –артикуляция звука, характеристика, произношение. различение по мягкости и твердости, звонкости-глухости. Местонахождение звука. Звуковой анализ слогов и коротких слов. Четкое произношение слоговых сочетаний, слов, чистоговорок. Развитие слухового внимания ,памяти
Звуки [КК’-ГГ’] –различение по мягкости и твердости, звонкости-глухости. Местонахождение звуков в слове. Анализ слогов, слов. Произношение слов голосом разной силы |
Звук[Ы] –артикуляция звука, характеристика, слогообразующая роль гласного. Выделение звука в слове. упражнения по удержанию в памяти 4 элементов слов, звуковой анализ слогов и слов. Развитие фонемат. слуха, слухового внимания, памяти.
Звуки[Ы-И] -артикуляция звука, характеристика, слогообразующая роль гласн. Выделение звука в слове. произношение слоговых сочетаний, слов, предложений,. Развитие фонемат. слуха, слухового внимания, памяти. |
Звук[С] –артикуляция звука, характеристика произношение. Различение по тверд, мягк, глух, звон. Местонахождение звука. Звуковой анализ слогов и коротких слов. Развитие слухового внимания
Звук[С’] –артикуляция звука, характеристика произношение. Понятие твердый, мягкий, глухой, звонкий. Местонахождение звука. Звуковой анализ слогов и коротких слов.. |
Звук[З З’] –артикуляция звука, характеристика произношение. Различение по тверд, мягк, глух, звон. Местонахождение звука. Звуковой анализ слогов и коротких слов. Развитие слухового внимания
Звуки [СС’-З З’] –различение по мягкости и твердости, звонкости-глухости. Местонахождение звуков в слове. Анализ слогов, слов. Произношение слов, слогов, чистоговорок голосом разной силы и интонации. Развитие фонематического слуха. |
Апрель | Звук[Ц] -артикуляция звука, характеристика, произношение. Местонахождение звука. Звуковой анализ слогов и слов. Развитие слухового внимания
Звуки [С-Ц] –дифференциация звуков. Местонахождение звуков в слове. Закрепление произношения слов сложного звукового состава. |
Звук[Ш] -артикуляция звука, характеристика, произношение. Местонахождение звука. Звуковой анализ слогов и слов. Развитие слухового внимания
Звуки [С -Ш] –дифференциация звуков. Различение в тверд, мягк. звучании Местонахождение звуков в слове. Закрепление произношения слов сложного звукового состава |
Звук[Ж] -артикуляция звука, характеристика, произношение. Местонахождение звука. Звуковой анализ слогов и слов. Развитие слухового внимания
Звуки [З-Ж ] –дифференциация звуков. Различение в тверд, мягк. звучании Местонахождение звуков в слове. Закрепление произношения слов сложного звукового состава |
Звуки [Ж -Ш] –дифференциация звуков. Различение в тверд, мягк. звучании Местонахождение звуков в слове. Закрепление произношения слов сложного звукового состава. Звук[Ч] -артикуляция звука, характеристика,произношение. Местонахождение звука. Звуковой анализ слогов и слов. Развитие слухового внимания | |
Май | Звуки [Ч-Ц] –дифференциация звуков. Место звуков в слове. Закрепление слов сложного звукового состава
Звук[Щ] –артикуляция звука, характеристика, произношение. |
Звуки [Щ-С,С] , [Щ-Ч]–дифференциация звуков. Различение в тверд, мягк. звучании Местонахождение звуков в слове. Закрепление слов сложного звукового состава | В мире звуков, повторение пройденного | В мире звуков, повторение пройденного |
Система мониторинга
достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится 3 раза в год (сентябрь, январь, май) по речевой карте, составленной на основе программы «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Первый год обучения (старшая группа) под редакцией Филичевой Т.Б.. Г.В.Чиркиной.
Проводится мониторинг:
- состояния звукопроизношения;
- состояния фонематического восприятия:
- воспроизведения звукослоговой структуры слова;
- исследование состояния импрессивной речи;
– исследование экспрессивной стороны речи (словарь, подбор антонимов, состояние словоизменения, состояние словообразования);
– состояние связной речи
Данные мониторинга заносятся в сводные таблицы, и выводится индивидуальный график уровня результатов. По результатам мониторинга составляется план коррекционной работы на каждого ребенка на 1 полугодие и на 2 полугодие.
Литература.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
- Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
- Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2003.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
- Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991
- Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – Мозаика – Синтез 2011г.
- Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
- Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.