автор: Башкинова Лилия Факилевна
Воспитатель МБДОУ “ДС №78 “Василёк”
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Дымковские игрушки»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Дымковские игрушки»
Цель: познакомить детей с народной игрушкой (дымковская игрушка).
Задачи:
– расширить представления детей о народных промыслах, познакомить с дымковской игрушкой;
– формировать умение замечать характерные особенности дымковской игрушки;
– развивать восприятие и понимание фольклора, стихов;
– расширить словарный запас детей словами по теме (ярмарка, дымковская игрушка, барышня, роспись, узор, народные умельцы);
– совершенствовать диалогическую речь, умение давать полные ответы на вопросы;
– развивать наблюдательность и память;
– воспитывать интерес к народному творчеству и чувство гордости за свой народ.
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой.
Материалы и оборудование: дымковские игрушки, проектор, презентация «Какие они – дымковские игрушки?», разрезные картинки», письмо
Ход:
Я – веселая игрушка,
А зовут меня ПЕТРУШКА!
Я самый веселый на свете,
За это и нравлюсь детям.
Я пришел к вам не один,
А со своими игрушками.
Посмотрите, какие (рассматривают игрушки)
Богата русская земля народными мастерами, народными умельцами. Много красивых поделок делают они из разных материалов и красиво расписывают. Сегодня я хочу познакомить вас с замечательными игрушками, сделанными русскими мастерами-умельцами.
Послушайте историю:
Давным-давно, когда еще не родились ни вы, ни ваши мамы и папы, ни даже ваши бабушки и дедушки, за дремучими лесами, за зелеными полями, жили-были люди на берегу красивой русской реки Вятки. Жили они в селе, растили хлеб в поле, собирали в лесу грибы и ягоды, ловили рыбу и купались в реке Вятке. Стали люди замечать на берегу реки глину. Это была удивительная глина, из нее можно было лепить. Вот и научились люди лепить разные игрушки, а лепили зимой, когда в поле не было работы. Каждое утро люди вставали, растапливали печи, смотрели, как из труб домов вьется дымок, поэтому и назвали свое село Дымково. Вылепленные игрушки обжигали в печах для прочности и красили в белый цвет, подобно белым сугробам за окном. Расписывали игрушки различными узорами, веселыми цветами, продавали их в разных городах и селах. А по имени этого села игрушки стали называть дымковскими.
Давайте мы рассмотрим эти игрушки
- Барышня.
Дымковские барышни прекрасны,
Узоры на юбках разнообразны
Полосы, волны, овалы, круги и точки-
Словно волшебные строчки
Символы природы они обозначают
Здоровья, счастья, добра желают.
- Лошадка.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
- Петушок.
Дымковский я петушок,
Пышный хвост и гребешок.
Точки, клеточки, кружки.
Краски сочны и ярки.
- Индюк
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный!
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост-
Точно солнечный цветок. А высокий гребешок,
Красной горкою горя, как корона у царя.
- Олень
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
– А теперь вам предлагаю поиграть с игрушками в прятки. Я буду выставлять игрушки, а вы их называйте и запоминайте.
Хоровые ответы детей
– А теперь закройте глаза, я в это время спрячу одну игрушку в домик. Вы должны определить, какой игрушки не стало (проводится дидактическая игра «Кто спрятался?»)
– Ребята, я вам предлагаю выйти на полянку, немного размяться, а потом продолжим наше интересное занятие (проводится физминутка)
Мы устали засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки. )
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. (Дети садятся.)
– А теперь занимайте свои места, я вам расскажу и покажу кое-что интересное. Дымковскую игрушку расписывают разными элементами: кружками, кольцами, полосками, волнистыми линиями, клетками, точками.
В дымковской игрушке обычно используют такие цвета, как красный, оранжевый, желтый, синий, голубой, зеленый и в очень малом количестве коричневый и черный. Что можно сказать про цвета, краски, которые умельцы использовали в своей работе, какие они?( яркие, нарядные, веселые, праздничные).
– Как вы думаете, для кого были сделаны эти игрушки? (ответы детей)
– Этими игрушками не только играли, но и жилище свое украшали.
Долгими зимними холодными вечерами много игрушек изготавливали умельцы, а с наступлением весны их относили на ярмарку. Дети, а вы знаете, что такое ярмарка? (ответы детей)
– Ева вам подробнее расскажет о ней:
Ярмарка! Праздник!
Внимание! Внимание!
Веселое гуляние!
Приходи, скорей народ!
Разевай пошире рот,
Добрым людям здесь почет,
Всех нас ярмарка зовет.
– Ярмарка – это веселое представление с играми, потехами, хороводами, песнями, шутками и прибаутками. На ярмарке кто-то продает, а кто-то покупает. Товар не только продают, но и выставляют напоказ всем – гордятся люди своим мастерством. На ярмарку люди одевались красиво и ходили, как на праздник (короткий видеообзор ярмарки).
Звучит голос жителя села Дымково
– Дети, посмотрите, вот оно письмо,
Пришло из Дымково оно.
Конверт я открываю,
А что внутри – не знаю.
– Сейчас я погляжу, да вам расскажу. Внутри разрезные картинки, соберите и скажите, изображение какой дымковской игрушки у вас получилось (собирают разрезные картинки ).
– Какую игрушку ты собрала Айлана? А ты Матвей? Какая игрушка получилась у тебя, Герман? А у тебя, Полина?
– С какой игрушкой мы сегодня познакомились?
– Понравилась ли она вам?
– Какая игрушка понравилась вам больше всего и почему?
– Ой, ребята, в конверте еще что – то есть. Тут лежать фигуры игрушек, но они не раскрашены. Жители села Дымково отправили их нам для того, чтобы мы тоже стали настоящими народными умельцами. Предлагаю вам расписать игрушки нужными узорами и устроить свою ярмарку (дети с помощью воспитателя расписывают фигуры).