автор: Белоусова Эльвира Валентиновна

педагог-психолог Детский сад комбинированного вида “Огонек” МБОУ “Змеиногорская СОШ №3”

Программа “Формирование стрессоустойчивости в образовательной среде”

 

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ОГОНЕК» МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЗМЕИНОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» ЗМЕИНОГОРСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Формирование стрессоустойчивости

в образовательной среде”

(программа работы педагога-психолога с педагогическим коллективом)

                                                                                                 Автор программы: Белоусова

                                                                          Эльвира Валентиновна,

                                                                                    педагог – психолог

г. Змеиногорск, 2024

Стресс — это не то, что с вами случилось, 

а то, как вы это воспринимаете

Ганс Селье

Пояснительная записка

Повседневный стресс, изматывающий нервную систему, спешка и усталость в конце дня -основные беды современного человека. Конфликтные ситуации на работе, бытовые и экономические проблемы, неуверенность в завтрашнем дне – вот лишь малая доля причин, обуславливающих стресс и следующие за ним депрессивные состояния. 

Понятие “стресс” (от анг. – давление, напряжение) служит обозначением для широкого круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия со стороны. Из называют стрессорами. Состояние стресса представляет собой защитную реакцию человека на неблагоприятные воздействия. Впервые данное понятие было введено в 1936 г. канадским физиологом  Г.Селье, который определял его как:
– феномен нетрадиционной реакции организма в ответ на всевозможные повреждающие воздействия,
– или адаптационный синдром, который помогает приспособиться к возникающим трудностям, справляться с ними.
Рассматривая проблему стресса, Г. Селье отмечал, что стресс являетсяобязательным компонентом жизни, который оказывает влияние на устойчивость организма к негативным факторам, и может не только понизить ее, но и повысить. Это послужило основанием различать эустресс, как стресс полезный и дистресс — как приносящий вред.

При всех отрицательных влияниях стрессов на организм человека, следует отметить, что это естественный физиологический процесс, помогающий организму адаптироваться к изменяющемуся миру и протекающий однотипно независимо от того, каким раздражителем он был вызван (холод, усталость, быстрый бег, страх, унижение, боль). Вред представляет дистресс – деструктивные последствия стресса, нанесенные организму в ответ на жизненный опыт. В любой стрессовой ситуации в организме выделяются гормоны надпочечником – адреналин и норадреналин, действие которых сглаживается физической активностью. Однако человек зачастую игнорирует эту естественную потребность, нанося таким образом, ущерб собственному организму. На фоне стресса могут развиваться психологические зависимости и фобии, возникнуть вредные привычки, а так же хронические заболевания (гипертония, бронхиальная астма, онкозаболевания). В одних случаях стресс обеспечивает мобилизацию возможностей человека, задействует его резервы для того, чтобы справиться с предельными физическими, эмоциональными и интеллектуальными нагрузками. Если это срабатывает и активизирующихся ресурсов достаточно, то подобные встряски держат человека в тонусе, не дают расслабиться. Это положительный ответ на стрессор, стимулирующий активность, придающий сил. В других случаях, наоборот, реакция может быть совершенно противоположной. Встреча с препятствиями и трудностями вызывает апатию, снижение жизненной активности, удовлетворение от происходящих событий, беспричинное волнение, излишнее беспокойство.

Здоровый и эмоционально благополучный педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, стремится к творческому развитию и совершенствованию. Педагоги в процессе своей деятельности взаимодействуют с большим количеством людей –  с детьми, с родителями, с коллегами. Это требует особых навыков взаимодействия, владения техниками бесконфликтного общения и эмоционального контроля. Напряженные ситуации на работе, необходимость контролировать свои слова, поступки и эмоции приводят к истощению эмоциональных ресурсов организма.

Профессию педагог относят к группе профессийповышенного риска и указываютна необходимость организации в образовательных учрежденияхсистематизированной  работыпо сохранению иукреплению здоровья педагогов

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Для оказания поддержки педагогическим работникам ежедневно сталкивающихся с интеллектуальными, социальными и психологическими нагрузками, была разработана данная программа.

Цель программы: создание условий, необходимых для успешного преодоления профессионального стресса и развития стрессоустойчивости у работников образования, организация системы работы направленной на активизацию стремлений педагогов к пониманию, осознанию и использованию внутренних ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья.

Реализация  цели возможна при решении следующих задач:

– знакомство с основными понятиями: стресс, дистресс, стрессоустойчивость;

– просвещение педагогов о психологических механизмах стресса (изучение предпосылок и причин появления стрессовых ситуаций);

– знакомство со способами регуляции негативных состояний, разработка стратегии работы по преодолению стрессов;

– профилактика развития синдрома профессионального выгорания;

способствовать развитиюпозитивного отношения к себе и окружающим.

Реализация идеи возможна присоблюдении ряда основополагающих принципов:

принцип информированности, которыйзаключается в личной значимости для каждогопедагога нового материала;

– принцип диалектическогоединства теории и практики;

– принцип саморазвития;

– принцип свободного участияи взаимного уважения;

– принцип открытости общения;

– принцип сотрудничества и ответственности;

– принцип результативности.

Условия проведения: занятия проводятся на базе образовательного учреждения в групповой форме, в отдельном кабинете.Занятия могут проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.

Формы и методы работы:

 – информирование;

– диагностика;

– групповая дискуссия;

– семинары-практикумы;

– круглые столы;

– психологические тренинги;

– методы телесно – ориентированной терапии; элементы арт – терапии, музыкотерапия;

– игровые методы.

Сегодня профессиональной обязанностью педагога становится формирование у обучающихся здорового образа жизни, проведение с ними профилактических мероприятий, оказание помощи при возникновении неблагоприятных социально-психологических ситуаций, стрессов, ухудшения самочувствия. Всему этому, как и искусству самооздоровления, педагогам необходимо учиться, так как для детей он является образцом здорового стиля жизни и адекватного отношения к собственному здоровью.

Следует отметить, что собственное здоровье педагоги зачастую оставляют без должного внимания. Как факт, низкий уровень культуры здоровья педагога, ограничивает не только его профессиональную деятельность, но и оказывает неблагоприятное влияние на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Определение хорошего здоровья, данного Всемирной организацией здравоохранения, гласит, что “здоровье” означает не просто отсутствие болезней, но и “положительное эмоциональное и физическое состояние”. Повседневный стресс может  разрушительно воздействовать на человека, если избежать его невозможно, то можно научиться его контролировать.

Если с педагогическим коллективом будут проведены мероприятия по просвещению и информированию о данной проблеме, то это поможет выработать стрессоустойчивость, предупредит появления хронического перенапряжения и как факт улучшит качество профессиональной деятельности.

Участники программы:

    -педагоги образовательного учреждения.

Сроки реализации программы:

– программа составлена на 1 год, занятия проводятся один раз в месяц, продолжительностью 1,5 часа.

Этапы реализации:

  1. Вводно-диагностический
  2. Информационно-просветительский
  3. Практический
  4. Итогово – обобщающий.

Эффективность работы

 – эффективность занятий определяется методом анкетирования участников.

Предполагаемый результат:

– педагоги овладеют основными понятиями: стресс, дистресс, стрессоустойчивость;

– научатся защищаться и управлять стрессовыми проявлениями;

– познакомятся со способами регуляции негативных эмоциональных состояний;

– вырабатывают индивидуальную стратегию и тактику управления стрессом;

– овладеют навыками конструктивного общения;

– обретут внутреннее равновесие и ощущение радости жизни.

Практическая значимость программы заключается в возможности ее использования образовательными организациями для повышения уровня стрессоустойчивости педагогических работников.

Тематический план занятий

№ п/п Тема занятий Всего часов Теория Практика
1 Знакомство с основными понятиями:стресс, дистресс, стрессоустойчивость. 1,5 45 мин. 45 мин.
2 Психологическое здоровье человека. Влияние стресса на организм человека. 1,5 45 мин. 45 мин.
3 Эмоциональный стресс.Информационный стресс. 1,5 45 мин. 45 мин.
4 Психологические механизмы стресса. 1,5 45 мин. 45 мин.
5 Стресс в жизни женщины.Хронический стресс. 1,5 45 мин. 45 мин.
6 Полезный стресс. 1,5 45 мин. 45 мин
7 Эмоциональный контроль.Психологическая устойчивость. 1,5 45 мин. 45 мин.
8 Формирование стрессоустойчивости. 1,5 45 мин. 45 мин.
9 Действенные способы борьбы со стрессом. 1,5 45 мин. 45 мин.
10 Работа с травматическимстрессом в экзистенциальном подходе. 1,5 45 мин. 45 мин.
11 Стратегия работы со стрессом. Саморегуляция. 1,5 45 мин. 45 мин.
12 Итоговое занятие: “Найти время, чтобы быть счастливым и здоровым человеком”. 1,5 45 мин.
Всего часов: 18

Краткое содержание программы

Тема №1. Знакомство с основными понятиями: стресс, дистресс, стрессоустойчивость.

Понятие стресс, составляющие фазы, особенности физического проявления. Причины появления, стадии развития, способы реагирования на стресс. 

Стресс – естественный физиологический процесс, помогающий организму адаптироваться к изменяющемуся миру и протекающий однотипно независимо от того, каким раздражителем он был вызван. Состояние общего возбуждения, нервного и психического напряжения.

Дистресс – деструктивные последствия стресса, нанесенные организму в ответ на жизненный опыт.

По определению Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко, стресс (англ. stress) – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований.

Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма (“общего адаптационного синдрома”) в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

Тема №2. Психологическое здоровье человека. Влияние стресса на организм человека.

Знакомство с понятием “психологическое здоровье”. Определение здоровья данное Всемирной организацией здравоохранения. Жизненные позиции, обозначение собственных жизненных ориентиров. Разработка индивидуальных стратегий сохранения психологического здоровья. 

Краткое руководство к распознаванию симптомов стресса и их влияние на организм человека.

Тема №3. Эмоциональныйстресс. Информационный стресс.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. Различные его формы – импульсивная, тормозная, генерализованная – приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе – при высокой ответственности за последствия решений.

Тема №4. Психологические механизмы стресса.

Психологический стресс может проявляться в различных формах. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, их разделяют на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы).Возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование, который помогает приспособиться к возникшей ситуации, справиться с ней.

Тема №5. Стресс в жизни женщины. Хронический стресс.

Основные причины появления стресса и следующие за ним депрессивные состояния у женщин: конфликтные ситуации на работе, инфантильность мужчин, бытовые и экономические проблемы, неуверенность в завтрашнем дне. Особенность женского организма – постоянно изменяющийся гормональный фон. Влияние стресса на женский организм.

Для хронического стресса характерны симптомы, не встречающихся при остромстрессе: нарушение ночного сна. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям.

Тема №6. Полезный стресс.

Утверждения ученых занимающихся изучением стрессов: небольшие стрессы не только полезны, но даже необходимы нашему организму, они мобилизируют его силы на борьбу с возникающими угрозами и укрепляют иммунитет.

Г. Селье обозначил полезный стресс понятием эустресс. Он может быть вызван позитивными эмоциями и является стрессом слабой силы, мобилизующей человека. Эустресс, вызванный позитивными эмоциями предполагает эмоциональное состояние, при котором человек осознает все предстоящие проблемы или задачи и знает, как их решить, предвкушая положительный результат.

Тема №7.Эмоциональный контроль. Психологическая устойчивость.

Развитие эмоциональной устойчивости является одной из наиболее важных сторон профессиональной деятельности педагога. Оно помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодействовать с учениками и коллегами, получать удовлетворение от работы, поддерживать хорошую физическую и психологическую форму и избегать раннего профессионального «перегорания». При современном потоке информации и темпе жизни очень важно уметь контролировать свои эмоции, желания и быть достаточно гибким в различных ситуациях.

Отрицательные эмоции, их позитивная трансформация. Знакомство с деструктивными реакциями на стрессовые ситуации. Знакомство с конструктивными реакциями на стрессовые, конфликтные и проблемные ситуации.Негативные эмоции и управление ими. Важным психологическим фактором по преодолению стресса, является устойчивое поведение человека в стрессовых ситуациях.

Тема №8. Формирование стрессоустойчивости.

Знакомство с понятием стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость – это взаимосвязь особенностей личности, которые помогают человеку переносить травмирующие для него состояния, которые связаны с интеллектуальными, эмоциональными и физическими нагрузками. Роль индивидуально-личностных характеристик в стрессоустойчивости педагогов. К ресурсам стрессоустойчивости педагогов можно отнестиличностную заинтересованность (мотивацию), знания и опыт (когнитивный компонент), способность анализировать, способности выполнять конкретные учебные задачи. Позитивная адаптация к ситуации стресса в профессиональной деятельности педагога, не только определяет его место «здесь и сейчас», но и в долгосрочной перспективе, тем самым повышает уровень его стрессоустойчивости.

Тема №9. Действенные способы борьбы со стрессом.

Знакомство с действенными способами борьбы со стрессовыми ситуациями: рефлексологический метод, правильный режим дня (питание, сон, отдых), функциональная музыка, библиотерапия, аутотренинг, физические упражнения, окружающая природа как источник положительной энергии, хобби. Знакомство с правилом: “Первый враг угнетенному состоянию – все то, что доставляет нам удовольствие”.

Тема №10. Работа с травматическим стрессом в экзистенциальном подходе.

Травматический стресс возникает тогда, когда ситуация (а точнее, личностная значимость для субъекта) перегружает адаптационные, психологические и физиологические возможности, разрушая при этом защиту личности и вызывая психическую травму.

Среди состояний, центральным звеном которых является психотравмирующее переживание, можно назвать следующие: состояние неудовлетворенности, тоски, подавленности (субдепрессивные), тревоги, страха, беспокойства, неуверенности, беспомощности (состояние фобического круга), эмоциональной напряженности

Осмысление произошедшего, придание “смысла” травме – необходимый элемент для полноценного завершения фазы исцеления при травматическом стрессе. Необходимость проведения данной работы – снятие фиксации и переход к личной истории в целом. Экзистенциальный анализ – найти согласие с жизнью. Знакомство с основным принципом работы со стрессом в экзистенциальном периоде – принятие факта произошедшего, контакт с ценностями, принятие ответственности и осознание ее границ, принятие вызова ситуации.

Тема №11.Стратегии работы со стрессом. Основы саморегуляции.

Саморегуляция – это способность какой-либо системы вообще и человеческого организма в частности, адаптироваться к внешним обстоятельствам и нивелировать негативные воздействия за счетактивизации внутренних ресурсов.

Знакомство с методами снижения негативных последствий и физического напряжения. Комплекс физических упражнений, направленный на активное расслабление. Подбор различных способоврелаксации для преодолениястресса, с учетоминдивидуальных предпочтений человека.

Эффективное средство – использование естественных способов регуляции организма. Четыреосновных средства осуществления саморегуляции: управление мышечным тонусом, управление дыханием, воздействие словом, мысленные образы.

Основные эффекты саморегуляции: успокоение, восстановление и активизация.

Тема №12.Итоговое занятие: “Найти время, чтобы быть счастливым и здоровым человеком”.

Особенности реагирования организма на стресс, процесс выработки гормонов: адреналина, норадреналинаи кортизола. Простые советы для улучшения физического и душевного состояния: “Как сберечьощущение радости жизни”.

Душевное спокойствие и радость бытия зависят от нас самих, как сказал Авраам Линкольн: “большинстволюдей счастливы примерно настолько, насколько они полны решимости стать счастливыми”.

Счастье не является результатом, оно находиться внутри нас, и первым шагом к нему должна стать попытка избавиться от беспокойства. “Груз прошлого вместе с грузом будущего,который вы взваливаете на себя в настоящем, заставляет спотыкаться на пути даже очень сильных” – Дейл Карнеги.

Список использованной литературы

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
  2. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.: ил.
  3. Комаревцева, И.В. Психологические особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов системы специального образования. Дис. канд. психолог.наук / И.В. Комаревцева. – Ставрополь, 2014. – 172 с.
  4. Китаев-Смык Л.А. “Психология стресса”, Москва, издательство “Наука”, 1983. – 368 с.
  5. Кузнецова, Е.В. Психология стресса и эмоционального выгорания [Текст] / Е.В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. – Куйбышев: Издательство Куйбышевского университета, 2012. – 96 с.
  6. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса: Учебное пособие // Вестник МГУ, серия 14. “Психология”, 2000, № 3.
  7. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. – СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. – 260 с.
  8. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
  9. Общая психология: Учебник / Под ред. Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера. – М.: Эксмо, 2006. – 560 с.
  10. Социальная психология: Учебное пособие/ Под ред. А.М. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 532 с.
  11. Сборник статей известного социального психолога, педагога Дейла Карнеги, 1989 г.
  12. Психофизиология: Учебник для ВУЗов под ред. Ю.И. Александрова СПб, 2006. – 326 с.
  13. Селье Г., Когда стресс не приносит горя. 1960 г.
  14. Селье Г. “Стресс без дистресса”, “Рина”, “Виеда”, 1992 г.
  15. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб: Питер, 2006. -256 с.
  16. Элиот Р.С. Мы побеждаем стресс. Москва, 1996 г.
Программа “Формирование стрессоустойчивости в образовательной среде”