автор: Бельды Ольга Николаевна
учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №8 “Огонек” г.Поронайска”
Формирование пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи
Формирование
пространственных представлений у детей
с тяжелыми нарушениями речи
Бельды О.Н., учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № «Огонек» г.Поронайска»
Введение
Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т.п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира, который неотделим от пространства. Пространство в философском смысле обозначает объективную реальность, независимую от нашего сознания и отражающуюся им.
От уровня сформированности или сохранности разных видов восприятия, в том числе зрительно-пространственного, знания и ощущения собственного тела, правой и левой сторон во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Таким образом, уровень сформированности пространственных представлений у ребенка является своего рода индикатором его готовности к школьному обучению. Ведь недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников – на развитии навыка чтения и письма. Для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность – графических знаков и временную – звуковых комплексов.
Актуальность работы направлении мы видим в формировании пространственных представлений как отражении общего развития дошкольника с тяжелым нарушением речи и его готовности к обучению в школе.
Цель – создание условий для формирования пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Несформированность пространственных представлений имеет прямую связь с речью. Так дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных (над, под). Дошкольники, а иногда и младшие школьники затрудняются в дифференциации предлогов к-у, в-на к дому – у дома ,в столе – на столе. Нередко они смешивают предлоги перед – после – за. Например: Например: Шкаф стоит после стула вместо Шкаф стоит за стулом. Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных широкий – узкий, толстый – тонкий. Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький» широкая река – большая река», «тонкий стебелек – маленький стебелек, т.е страдает качество лексико-грамматического строя. Часто у них наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, такие дети при обучении в школе долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два-три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом). У детей недостаточно сформирована волевое усилие в отношении к деятельности, они зачастую не доводят начатое до конца или привносят свой вариант в то или иное задание.
Таким образом, нарушение формирования пространственных представлений влияет и на развитие словесно- логического мышления, препятствует правильному восприятию изображения, развитию умения составлять рассказ по картине или серии картин; затрудняет овладение письмом, чтением, математическими операциями, затрагивает понимание условия задач и всю познавательную деятельностью в целом .
Необходимость развития пространственного восприятия у детей с ТНР не вызывает сомнений, особенно это нужно делать на начальных этапах коррекционной работы с детьми.
Полноценное восприятие окружающего мира предполагает координированную параллельную активность сенсорных систем В зависимости от характера жизнедеятельности человека создаются устойчивая структура и состав его сенсорно-перцептивной сферы. Выпадение какой-либо сенсорной системы нарушает равновесие во взаимодействии целостной структуры и уменьшаемом объеме поступающей информации о внешней среде.
А.Н.Корнев («Дислексия и дисграфия у детей» , 2002г.). Он указывает, что педагогу важно знать, какой из анализаторов у ребенка «сильнее», т.е. определить ведущую модальность или канал восприятия – аудиальный, визуальный или кинестетический.
( 7 слайд) Для повышения эффективности коррекционно – развивающей работы необходимо излагать материал на доступном детям языке с опорой на слуховое, зрительное и тактильное запоминание, т.е. учить полисенсорно. Это не только помогает опираться на развитую модальность ребенка, но и научит использовать менее развитые модальности (сенсорные каналы) в процессе обучения.
1 этап : Диагностический ( 8слайд)
Методики изучения пространственных представлений у дошкольников
Инструментарием для оценки пространственных представлений ребенка являются такие общеизвестные психологические методики, как
-нейропсихологические пробы «Кулак-ребро-ладонь» (динамический праксис), ( 9 слайд) упражнение «Лезгинка» (реципрокная координация и межполушарное взаимодействие : Реципрокная координация рук — функция подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие полушарий мозга и соответственно координационную работу левой и правой рук.) ( 10слайд)
-«Разрезные картинки» позволяют оценить уровень владения ребенком координатными представлениями и зрительными образами в целом; ( 11 слайд)
– Методика «Домик» позволяет оценить все пространственные параметры, как: топологические, координаторные и метрические. ( 12 слайд)
Подробнее хотелось бы остановиться на двух методиках, первая – «Кулак-ребро-ладонь», и реципрокная моторная координация « Лезгинка».
Тест КРЛ предназначен для изучения динамического кинетического праксиса. Любая деятельность – это программа : посмотри, запомни-повтори. Если из нее выпадает какое-либо звено , то это отражается на готовности ребенка к решению какой-либо произвольной задачи. ( это важно)
Упражнение «Лезгинка» направлено на выявление уровня межполушарного взаимодействия. Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела. Характерные ошибки для детей с ТНР – нарушение переключаемости движений, «застревание», т.е персеверации, длительный поиск поз, неточность движений, нарушение конфигурации поз, это мы наблюдаем на представленном видео у ребенка справа.
Пространственные представления и речь являются взаимосвязанными и взаимообусловленными процессами: развитие пространственных представлений позволит качественно улучшить лексический и грамматический строй речи, а расширение словаря и овладение грамматическими категориями будет способствовать формированию пространственных представлений.
Подготовительный этап ( 13 слайд)
Цель: формирование предпосылок пространственных представлений.
В соответствии с целью и на основе полисенсорного, деятельностного и системного подходов к изучению и коррекции нарушений речи, разработана система коррекционно-логопедических упражнений, которая, в соответствии с онтогенетическим принципом, включает следующие ступени.:
- Развитие произвольного восприятия. (14 слайд)
Выделяют следующие операции восприятия: обнаружение, различение, идентификация, опознание.
Обнаружение – это исходная фаза процесса восприятия. На этой стадии дается ответ на вопрос: «Есть ли предмет ?».
Различение – или собственно восприятие, ведет к формированию перцептивного образа. Например, когда мы воспринимаем какой-либо предмет, включаются почти все наши органы чувств. Зрительный анализатор помогает воспринимать цвет, форму, величину. Вкусовой анализатор позволяет ощутить вкус. Тактильный анализатор дает возможность судить о твердости предмета и т.д.
Различение ведет к формированию образа предмета.
Идентификация, или сличение – это отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти.
Опознание – последний этап – отнесение данного объекта к классу объектов, воспринимавшихся ранее.
- По объектам отражения :
- восприятие пространства – это отражение удаленности объекта, его формы, объема, величины;
- восприятие времени – это отражение временных отрезков ( длительности, последовательности событий);
Работа проводится в разных видах деятельности :
– в процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному восприятию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирования перцептивных действий. Эти игры проводятся как отдельно, так и в качестве элемента занятия.
- Уточнение направлений «вверх» и «вниз», «вперед» и «назад». ( 15 слайд) ( Дыхательная разминка «Мы подуем высоко, мы подуем низко» – сначала с участием рук, а потом с включением глазодвигательных упражнений.
- Различение правой и левой частей тела (руки, ноги, глаза, уши).
Пробы Хеда на пространственную организацию движений. ( слайд)
а) Наглядный вариант пробы Хеда. ( 16 слайд)
Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого (левого) уха, правой рукой — левого глаза и т. п. Для диагностических целей, по нашим данным, задание может быть использовано у детей 9 лет и старше. Его выполнение требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению.
Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности (инактивности) по «лобному» ( регуляторному) типу.
б) Речевой вариант пробы Хеда.
Те же движения выполняются по речевой инструкции. Несмотря на кажущееся сходство с предыдущим, этот тест адресован к иным психическим функциям: он оценивает владение понятиями «право — лево» и речевую регуляцию двигательных актов. Его выполнение затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у большинства детей, страдающих нарушениями речи. Данное задание легко выполнимо большинством здоровых детей с 8 лет.
1) Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.
2) Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
- Основной этап Цель: формирование пространственных представлений на специально подобранном материале. (17 слайд)
Задачи:
1.Формирование пространственных представлений о взаимоотношении объектов ( 18 слайд)
Обучение понятиям «около», «рядом», «между» и т.д.
– обогащение словарного запаса детей за счет слов, обозначающих пространственные и временные отношения, тут используются игры на развитие логико-грамматических отношений
– формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные представления;
- Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. ( 19 слайд)
( используется конструктор букв, игра «Буквонить» с использованием бархатной бумаги и шерстяной нити, геоконт, на котором при помощи резинок строится либо буква, либо другое заданное изображение. ( слайд)
В том числе и на плоскости ( 20 слайд)
- Развитие грамматической стороны речи, связных высказываний. Составление предложений по картинке .
Кошка лежит НА стуле. Кукла лежит В коляске. ( 21 слайд)
- Сформировать пространственные представления о собственном теле. ( Игры : «Посмотри и повтори» повторение движений по образцу. Игра «Здравствуй!» .( 22слайд)
- Сформировать пространственные представления о взаимоотношении объектов, в том числе и на плоскости. Например , сказка «Репка» ( 23 слайд): помогает уточнение понятия «ряд», ответить на вопрос Кто старше? Кто первый? Кто последний? Кто между? Понятие «ряд» напрямую связано с аналитической деятельностью, т.е.умением определять последовательность звуков в слове, определять соседей звука или числа.
Соответственно, у детей совершенствуются умения и навыки практического владения грамматическими категориями, отражающими пространственные представления. (Предложно-падежные отношения: Составления предложений) Машина подъехала к дому. Отъехала от дома. Переехала через мост и т.д.)
III. Завершающий этап
Цель: совершенствование пространственных представлений; закрепление навыков использования лексики и грамматических конструкций, отражающих пространственные представления, в спонтанной речи. Детям представляется самостоятельность в постановке конкретных целей, определения предмета речи, в выборе речевых действий и операций в заданной ситуации, в анализе результата.
Важна также роль музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных движений, от сочетания музыки с пластикой тела и жестов. Музыкально-ритмические занятия способствуют развитию пространственных представлений. Музыкально-ритмические упражнения включаются и в занятия по физической подготовке – основные движения, простейшие гимнастические упражнения, упражнения с предметами, построения — шеренга, колонна, круг.
Заключение
Данная работа посвящена актуальной теме, так как у воспитанников логопедических групп отмечаются трудности формирования пространственных представлений. Возможно, именно это приводит к возникновению у детей с тяжелым нарушением речи дисграфии и дислексии. Наша работа осуществляется с целью разработать содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях с целью предупреждения нарушений письменной речи.
Результативность нашей работы отражена в Мониторинге пространственных представлений у детей подготовительной группы. ( 24 сдайд ) диаграмма)
Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления. Качественные изменения при формировании пространственных представлений связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.
Разрабатываемая система коррекционно-логопедических упражнений ориентирована на коррекционно-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР в процессе преодоления общего недоразвития речи. Своевременно организованная коррекционно-логопедическая работа по формированию пространственных представлений с использованием специальных упражнений позволит преодолеть недоразвитие пространственных представлений и создаст успешные предпосылки к обучению в школе.
Благодарю за внимание!
Источники:
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003 – 336с.
2 Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей, – М.: Просвещение, 2011. — 160 с.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья. – Изд.: “Национальный книжный центр”, 2016 г.- 192 с.