автор: Бельды Ольга Николаевна

учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №8 “Огонек” г.Поронайска”

Формирование пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Формирование

пространственных представлений у детей

с тяжелыми нарушениями речи

Бельды О.Н., учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад  № «Огонек» г.Поронайска»

 

      

Введение  

Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т.п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира, который неотделим от пространства. Пространство в философском смысле обозначает объективную реальность, независимую от нашего сознания и отражающуюся им.

От уровня сформированности или сохранности разных видов восприятия, в том числе  зрительно-пространственного, знания и ощущения собственного тела, правой и левой сторон во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Таким образом, уровень сформированности пространственных представлений у ребенка является своего рода индикатором его готовности к школьному обучению. Ведь недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников – на развитии навыка чтения и письма. Для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность – графических знаков и временную – звуковых комплексов.

Актуальность работы направлении мы видим в формировании пространственных представлений как отражении общего развития дошкольника  с тяжелым нарушением речи и его готовности к обучению в школе.

Цель – создание условий для формирования пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Несформированность пространственных представлений имеет прямую связь с речью. Так дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных (над, под). Дошкольники, а иногда и младшие школьники затрудняются в дифференциации предлогов к-у, в-на к дому – у дома ,в столе – на столе. Нередко они смешивают предлоги перед – после – за. Например: Например: Шкаф стоит после стула вместо Шкаф стоит за стулом. Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных широкий – узкий, толстый – тонкий. Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький» широкая река – большая река», «тонкий стебелек – маленький стебелек, т.е  страдает качество лексико-грамматического строя. Часто у них наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например,  такие дети при обучении в школе долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два-три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом). У детей недостаточно сформирована волевое усилие в отношении к деятельности, они зачастую не доводят начатое до конца или привносят свой вариант в то или иное задание.

Таким образом, нарушение формирования пространственных представлений влияет и на развитие словесно- логического мышления, препятствует правильному восприятию изображения, развитию умения составлять рассказ по картине или серии картин; затрудняет овладение письмом, чтением, математическими операциями, затрагивает понимание условия задач и всю познавательную деятельностью в целом .

Необходимость развития пространственного восприятия у детей с ТНР не вызывает сомнений, особенно это нужно делать на начальных этапах коррекционной работы с детьми.

Полноценное восприятие окружающего мира предполагает координированную параллельную активность сенсорных систем  В зависимости от характера жизнедеятельности человека создаются устойчивая структура и состав его сенсорно-перцептивной сферы. Выпадение какой-либо сенсорной системы нарушает равновесие во взаимодействии целостной структуры и уменьшаемом объеме поступающей информации о внешней среде.

А.Н.Корнев («Дислексия и дисграфия у детей» , 2002г.). Он указывает, что педагогу важно знать, какой из анализаторов у ребенка «сильнее», т.е. определить ведущую модальность или канал восприятия – аудиальный, визуальный или кинестетический.

( 7 слайд) Для повышения эффективности коррекционно – развивающей работы необходимо излагать материал на доступном детям языке с опорой на слуховое, зрительное и тактильное запоминание, т.е. учить полисенсорно. Это не только помогает опираться на развитую модальность ребенка, но и научит использовать менее развитые модальности (сенсорные каналы) в процессе обучения.

 

1 этап : Диагностический     ( 8слайд)

Методики изучения пространственных представлений у дошкольников

Инструментарием для оценки пространственных представлений ребенка являются такие общеизвестные психологические методики, как

-нейропсихологические пробы «Кулак-ребро-ладонь» (динамический праксис),  ( 9 слайд) упражнение «Лезгинка» (реципрокная координация  и межполушарное взаимодействие : Реципрокная координация рук — функция подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие полушарий мозга и соответственно координационную работу левой и правой рук.)  ( 10слайд)

-«Разрезные картинки» позволяют оценить уровень владения ребенком координатными представлениями и зрительными образами в целом; ( 11 слайд)

– Методика «Домик» позволяет оценить все пространственные параметры, как: топологические, координаторные и метрические. ( 12 слайд)

Подробнее хотелось бы остановиться на двух методиках, первая – «Кулак-ребро-ладонь»,  и реципрокная моторная координация « Лезгинка».

Тест КРЛ предназначен для изучения динамического кинетического  праксиса. Любая деятельность – это программа : посмотри, запомни-повтори. Если  из нее выпадает какое-либо звено , то это отражается на готовности ребенка к решению какой-либо произвольной задачи. ( это важно)

Упражнение «Лезгинка»  направлено на выявление уровня межполушарного взаимодействия. Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела.         Характерные ошибки для детей с ТНР – нарушение переключаемости движений, «застревание», т.е персеверации,  длительный поиск поз, неточность движений, нарушение конфигурации поз, это мы наблюдаем на представленном видео у ребенка справа.

Пространственные представления и речь являются взаимосвязанными и взаимообусловленными процессами: развитие пространственных представлений позволит качественно улучшить лексический и грамматический строй речи, а расширение словаря и овладение грамматическими категориями будет способствовать формированию пространственных представлений.

Подготовительный этап   ( 13 слайд)

Цель: формирование предпосылок пространственных представлений.

В соответствии с целью и на основе  полисенсорного, деятельностного и системного подходов к изучению и коррекции нарушений речи, разработана система коррекционно-логопедических упражнений, которая, в соответствии с онтогенетическим принципом, включает следующие ступени.:

  1. Развитие произвольного восприятия. (14 слайд)

Выделяют следующие операции восприятия: обнаружение, различение, идентификация, опознание.

Обнаружение – это исходная фаза процесса восприятия. На этой стадии дается ответ на вопрос: «Есть ли предмет ?».

Различение – или собственно восприятие, ведет к формированию перцептивного образа. Например, когда мы воспринимаем какой-либо предмет, включаются почти все наши органы чувств. Зрительный анализатор помогает воспринимать цвет, форму, величину. Вкусовой анализатор позволяет ощутить вкус. Тактильный анализатор дает возможность судить о твердости предмета и т.д.

Различение ведет к формированию образа предмета.

Идентификация, или сличение – это отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти.

Опознание – последний этап – отнесение данного объекта к классу объектов, воспринимавшихся ранее.

  1. По объектам отражения :
  • восприятие пространства – это отражение удаленности объекта, его формы, объема, величины;
  • восприятие времени – это отражение временных отрезков ( длительности, последовательности событий);

 

Работа проводится  в разных видах деятельности :

– в процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному восприятию, направленных на развитие восприятия  пространственных и качественных свойств предметов и формирования перцептивных действий. Эти игры проводятся как отдельно, так и в качестве  элемента занятия.

  1.    Уточнение направлений «вверх» и «вниз», «вперед» и «назад». ( 15 слайд) ( Дыхательная разминка «Мы подуем высоко, мы подуем низко» – сначала с участием рук, а потом с включением  глазодвигательных упражнений.
  2.     Различение правой и левой частей тела (руки, ноги, глаза, уши).

Пробы Хеда на пространственную организацию движений. ( слайд)

а) Наглядный вариант пробы Хеда.  ( 16 слайд)

Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого (левого) уха, правой рукой — левого глаза и т. п. Для диагностических целей, по нашим данным, задание может быть использовано у детей 9 лет и старше. Его выполнение требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению.

Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности (инактивности) по «лобному» ( регуляторному) типу.

б) Речевой вариант пробы Хеда.

Те же движения выполняются по речевой инструкции. Несмотря на кажущееся сходство с предыдущим, этот тест адресован к иным психическим функциям: он оценивает владение понятиями «право — лево» и речевую регуляцию двигательных актов. Его выполнение затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у большинства детей, страдающих нарушениями речи.  Данное задание легко выполнимо большинством здоровых детей с 8 лет.

1) Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

2) Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

  1. Основной этап Цель: формирование пространственных представлений на специально подобранном материале. (17 слайд)

Задачи:

1.Формирование пространственных представлений о взаимоотношении объектов  ( 18 слайд)

Обучение понятиям  «около», «рядом», «между» и т.д.

–  обогащение словарного запаса детей за счет слов, обозначающих пространственные и временные отношения, тут используются игры на развитие логико-грамматических отношений

– формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные представления;

  1. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.  ( 19 слайд)

( используется конструктор букв, игра «Буквонить» с использованием бархатной бумаги и шерстяной нити, геоконт, на котором при помощи резинок строится либо буква, либо другое заданное изображение. ( слайд)

В том числе и на плоскости ( 20 слайд)

  1. Развитие грамматической стороны речи, связных высказываний. Составление предложений по картинке .

Кошка лежит НА стуле. Кукла лежит В коляске.  ( 21 слайд)

  1. Сформировать пространственные представления о собственном теле. ( Игры : «Посмотри  и повтори» повторение движений по образцу. Игра «Здравствуй!» .( 22слайд)
  2. Сформировать пространственные представления о взаимоотношении объектов, в том числе и на плоскости.  Например , сказка «Репка» ( 23 слайд):  помогает уточнение понятия «ряд», ответить на вопрос Кто старше? Кто первый? Кто последний? Кто между? Понятие «ряд» напрямую связано с  аналитической деятельностью, т.е.умением определять последовательность звуков в слове, определять соседей звука или числа.

Соответственно, у детей совершенствуются  умения и навыки практического владения грамматическими категориями, отражающими пространственные представления. (Предложно-падежные отношения: Составления предложений) Машина подъехала к дому. Отъехала от дома. Переехала через мост и т.д.)

III. Завершающий этап

Цель: совершенствование пространственных представлений; закрепление навыков использования лексики и грамматических конструкций, отражающих пространственные представления, в спонтанной речи. Детям представляется самостоятельность в постановке конкретных целей, определения предмета речи, в выборе речевых действий и операций в заданной ситуации, в анализе результата.

Важна также роль музыкального руководителя и  инструктора по физической культуре. Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных движений, от сочетания музыки с пластикой тела и жестов. Музыкально-ритмические занятия способствуют развитию пространственных представлений. Музыкально-ритмические упражнения  включаются и в занятия по физической подготовке – основные движения, простейшие гимнастические упражнения, упражнения с предметами, построения — шеренга, колонна, круг.

Заключение

Данная работа посвящена актуальной теме, так как у воспитанников логопедических групп отмечаются трудности формирования пространственных представлений. Возможно, именно это приводит к возникновению у детей с тяжелым нарушением речи дисграфии и дислексии.  Наша работа осуществляется с целью разработать содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях с целью предупреждения нарушений письменной речи.

Результативность нашей работы отражена в Мониторинге пространственных представлений у детей подготовительной группы. ( 24 сдайд )  диаграмма)

Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления. Качественные изменения при формировании пространственных представлений связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.

Разрабатываемая система коррекционно-логопедических упражнений ориентирована на коррекционно-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР в процессе преодоления общего недоразвития речи. Своевременно организованная коррекционно-логопедическая работа по формированию пространственных представлений с использованием специальных упражнений позволит преодолеть недоразвитие пространственных представлений и создаст успешные предпосылки к обучению в школе.

Благодарю за внимание!

Источники:

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003 – 336с.

2 Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей, – М.: Просвещение, 2011. — 160 с.

  1. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья. – Изд.: “Национальный книжный центр”, 2016 г.- 192 с.
Формирование пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи