автор: Блэнару Ирина Александровна

Педагог дополнительного образования Муниципальное учреждение дополнительного образования “Детско-юношеский центр “Максимум” города Магнитогорска

Активизация познавательной деятельности школьников

 

Активизация познавательной активности школьников

Помочь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу и самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современного образования. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у обучающихся познавательных интересов.

И так что же такое познавательная активность.

-это отношение обучающихся к учению.

-направленность и устойчивость познавательных интересов, стремление к эффективному овладению знаниями и способами деятельности.

Компоненты, входящие в структуру познавательной активности

  • готовность выполнять учебные задания;
  • стремление к самостоятельной деятельности;
  • сознательность выполнения заданий;
  • систематичность обучения;
  • стремление повысить свой личный интеллектуальный уровень, степень самореализации.

Активизация познавательной деятельности обучающихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому нужно уделять особое внимание к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

  • привлечение обучающихся к целям и задачам занятия;
  • возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
  • включение обучающихся в интересную для них форму работы.

Выделяют три уровня развития познавательной активности

  • Нулевой уровень (учащийся пассивен) слабо реагирует на требования педагога, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога
  • Низкий уровень (воспроизводящая активность) характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу.
  • Средний уровень (интерпретирующая активность) характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения
  • Высокий уровень ( творческий ) характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы

В педагогической практике используются различные пути (способы) активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, приемов, средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.

Способы активизации обучения:

проблемный способ обучения

проработка материала в микрогруппах (Интернет, книги, интересный материал)

опережающее обучение (доклады)

постановка вопроса, на который надо ответить в конце занятия

составление опорного конспекта и плана лекций

визуализация (карточки, схемы, рисунки, таблицы

интерпретированные и бинарные уроки практического и теоретическое обучение)

приглашение на занятие компетентного специалиста

эвристическая беседа.

Поскольку методы активизации познавательной деятельности многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:

по источникам передачи и характеру восприятия информации:

  • словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);
  • наглядные методы (показ, демонстрация плакатов, таблиц, схем, диаграмм, моделей; использование технических средств и пр.);
  • практические методы (практические задания, деловые игры, тренинги, анализ и решение проблемных ситуаций, лабораторные работы, сочинения и пр.);

по характеру взаимной деятельности педагога и обучающихся:

  • объяснительно-иллюстративный метод,
  • репродуктивный метод,
  • метод проблемного изложения,
  • частично-поисковый или эвристический метод,
  • исследовательский метод;

Для формирования познавательной активности школьников нужно создать специальные педагогические условия:

  • условия, для проявления познавательной деятельности:
  • создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
  • создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
  • включение учащегося в активную деятельность, коллективные формы работы;
  • использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
  • использование проблемных ситуаций;
  • практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Также для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:

  • избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта учащегося;
  • не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
  • использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
  • стимулировать познавательные интересы многообразием приемов (наглядный материал, кроссворды, занимательные упражнения и т. д.);
  • специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Наблюдения за обучающимися показывают, что знания будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом. Умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно. Сосредоточить внимание обучающихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд – вот характерные особенности качественного занятия. Материал каждого занятия должен быть использован для развития мыслительной деятельности обучающихся. Должна продумываться каждая деталь занятия, чтобы все заставляло обучающихся мыслить.

Важное значение имеет и применение на занятии наглядного материала. Это привлекает внимание обучающихся. Делает обучение интересным.

 

Активизация познавательной деятельности школьников