автор: Блэнару Ирина Александровна
Педагог дополнительного образования Муниципальное учреждение дополнительного образования “Детско-юношеский центр “Максимум” города Магнитогорска
Активизация познавательной деятельности школьников
Активизация познавательной активности школьников
Помочь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу и самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современного образования. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у обучающихся познавательных интересов.
И так что же такое познавательная активность.
-это отношение обучающихся к учению.
-направленность и устойчивость познавательных интересов, стремление к эффективному овладению знаниями и способами деятельности.
Компоненты, входящие в структуру познавательной активности
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- сознательность выполнения заданий;
- систематичность обучения;
- стремление повысить свой личный интеллектуальный уровень, степень самореализации.
Активизация познавательной деятельности обучающихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому нужно уделять особое внимание к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:
- привлечение обучающихся к целям и задачам занятия;
- возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
- включение обучающихся в интересную для них форму работы.
Выделяют три уровня развития познавательной активности
- Нулевой уровень (учащийся пассивен) слабо реагирует на требования педагога, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога
- Низкий уровень (воспроизводящая активность) характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу.
- Средний уровень (интерпретирующая активность) характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения
- Высокий уровень ( творческий ) характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы
В педагогической практике используются различные пути (способы) активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, приемов, средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.
Способы активизации обучения:
проблемный способ обучения
проработка материала в микрогруппах (Интернет, книги, интересный материал)
опережающее обучение (доклады)
постановка вопроса, на который надо ответить в конце занятия
составление опорного конспекта и плана лекций
визуализация (карточки, схемы, рисунки, таблицы
интерпретированные и бинарные уроки практического и теоретическое обучение)
приглашение на занятие компетентного специалиста
эвристическая беседа.
Поскольку методы активизации познавательной деятельности многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:
по источникам передачи и характеру восприятия информации:
- словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);
- наглядные методы (показ, демонстрация плакатов, таблиц, схем, диаграмм, моделей; использование технических средств и пр.);
- практические методы (практические задания, деловые игры, тренинги, анализ и решение проблемных ситуаций, лабораторные работы, сочинения и пр.);
по характеру взаимной деятельности педагога и обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный метод,
- репродуктивный метод,
- метод проблемного изложения,
- частично-поисковый или эвристический метод,
- исследовательский метод;
Для формирования познавательной активности школьников нужно создать специальные педагогические условия:
- условия, для проявления познавательной деятельности:
- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
- создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
- включение учащегося в активную деятельность, коллективные формы работы;
- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
- использование проблемных ситуаций;
- практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
Также для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта учащегося;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приемов (наглядный материал, кроссворды, занимательные упражнения и т. д.);
- специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Наблюдения за обучающимися показывают, что знания будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом. Умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно. Сосредоточить внимание обучающихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд – вот характерные особенности качественного занятия. Материал каждого занятия должен быть использован для развития мыслительной деятельности обучающихся. Должна продумываться каждая деталь занятия, чтобы все заставляло обучающихся мыслить.
Важное значение имеет и применение на занятии наглядного материала. Это привлекает внимание обучающихся. Делает обучение интересным.