автор: Борисевич Елена Сергеевна
Преподаватель
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский техникум общественного питания»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

 

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поскольку здоровье населения – высшая национальная ценность, то и возрождение наций должно начинаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Нельзя рассматривать здоровье, как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как состояние полного социального и духовного благополучия. Здоровый образ жизни – это образ человека, направленный на профилактику болезней и укрепление собственного здоровья. Образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. В любом общеобразовательном учреждении проводятся мероприятия по воспитанию, формированию и укреплению знаний обучающихся по основам здоровьесбережения. Ни для кого не секрет, что здоровье необходимо для выполнения поставленных перед самим человеком целей, высоких личных достижений. Воспитание борьбы с вредными привычками, сидящими в любом человеке, необходимо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм молодых людей, в связи с усложнением общественной жизни людей, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Конечно, пропаганда здорового образа жизни должна начинаться с семьи, своего окружения. Чем раньше начнется борьба за культуру формирования здорового образа жизни, тем культурней будет наше общество. Каждый уважающий себя человек должен отдавать себе отчет в том, что борьба за здоровье, борьба против вредных привычек не является лишней. Образ жизни – тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественнополитическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с воплощением своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: – отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств); – оптимальный двигательный режим; – рациональное питание; – личная гигиена; – закаливание; – положительные эмоции. Здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, которые способствуют сохранению здоровья. Для успешного решения проблемы сохранения здоровья необходимо наряду с правильно организованной двигательной активностью систематически выполнять и другие заповеди его укрепления: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. На сегодняшний день проблема формирования культуры здорового образа жизни, воспитания укрепления здоровья молодежи, остается приоритетным направлением развития современного общества. Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек с неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Современная молодежь характеризуется небрежностью в отношении к своему здоровью. Во многом это определено отсутствием в течение длительного времени социальной политики государства в пропаганде здорового образа жизни. Семья в наше время не является местом формирования и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна устраняться от решения столь важной проблемы. Поэтому одной из задач системы образования, наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни детей, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с обучающимися, является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями. Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение детей в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга. Воспитание волевых качеств характера, просвещение, знание правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жизненным ценностям, формирование интереса к творческой, познавательной деятельности, создание условий для социального и профессионального самоопределения, профилактические меры – в–е это помогает формировать потребность в здоровом образе жизни. Отсутствие у ребят элементарных знаний о том, как стать здоровым, сохранить и укрепить здоровье – это вина родителей и педагогов. Здравоохранительное образование должно помочь людям узнать все о сущности здоровья человека. О том, что укрепляет и ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком. Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества, подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье – это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье. Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактическими. Профилактика – это целый комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровень здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, создание лучших условий для труда, быта, отдыха. Индивидуальной профилактикой занимается сам человек, когда ведет здоровый образ жизни. Общественная профилактика – это целостная система мер: социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических и санитарно-гигиенических. А успех всех проводимых мер зависит от того, насколько сознательно относится каждый гражданин к охране и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих его людей. В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов. Это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья людей, выпускаемых колледжем, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующем снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом. Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности школьников, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Для здоровьеформирующего сознания в колледже используются следующие формы работы с обучающимися: проведение конкурсов тематических газет и плакатов в целях профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ/СПИДа, заболеваний, передающихся половым путем; проведение групповых и индивидуальных бесед кураторами студенческих групп по пропаганде ЗОЖ; проведение классных часов в форме ролевых и ситуационных игр по пропаганде здорового образа жизни; организация обучающего семинара для педагогического коллектива с целью повышения компетентности педагогов в области профилактической работы; организация работниками библиотеки книжных выставок, рассказывающих о вреде наркотиков, табака, алкоголя. Работа спортивных кружков и секций, тренажерного зала; внеклассная работа вне колледжа по пропаганде здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа. 

Таким образом, единственный путь решения проблемы формирования ЗОЖ – создание системы воспитания здорового образа жизни обучающихся в учреждениях образования с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди студенческой молодежи и пропаганду здорового образа жизни, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения. Благодаря совместным усилиям колледжа, семьи, общества, подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. В связи с этим, на колледж возлагается необходимость воспитания личности, способной адаптироваться к современным условиям социальной среды, создание оптимальных, адекватных условий, препятствующих возникновению заболеваний детей, их дезадаптации, способствующих формированию социального иммунитета и гармоническому развитию личности как главному фактору укрепления и сохранения здоровья. Осуществление профилактических и воспитательных мер- задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств, периодической печати и телевидения, общественных организаций и трудовых коллективов. Следует помнить о том, что здоровье молодого поколения – это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства. 

Литература:

  1. Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты: сборник программно-методических материалов. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ППР и СО», 2006. 
  2. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В. Возвышаева // Школа здоровья 2001.
  3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. – СПб.: Речь, 2002. 
  4. Добротворская С.Г. Педагогическая ориентация учащейся молодежи на здоровы образ жизни / С.Г. Добротворская, Казань, 2002. 
  5. Основные направления организации идеологической и воспитательной работы в 2015-2016 учебном году: методические рекомендации // Сборник нормативных документов – 2005
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ