автор: Борцова Марина Викторовна
учитель географии МБОУ “СОШ№9” г. Можги УР
Внеклассное мероприятие “Фестиваль игр народов России”
Фестиваль «Игровые традиции народов России».
Программа проведения Фестиваля «Игровые традиции народов России».
Цель: популяризация настольных и подвижных народных игр среди школьников.
Задачи:
- способствовать воспитанию толерантности и интереса к культуре других народов,
- способствовать совершенствованию психических процессов,
- способствовать расширению кругозора.
1-й день – открытие фестиваля
- Открытие галереи стенгазет и рисунков “Игры народов России глазами детей!” (в течение дня);
- Классные часы в начальных классах «Игры народов России». Презентация «Игровые традиции народов России»;
- «Этот увлекательный мир настольных игр». Знакомство с правилами игр. Открытие игровой площадки.
2-й день – игровые площадки
- Открытие игровых площадок. Подвижные игры народов России;
- “Танцевальный марафон” – танцы народов России (овладение навыками танцевальной культуры, большой спортзал)
3-й день – закрытие фестиваля
- Игровая программа «Брей ринг»;
- Награждение самых лучших игроков;
- Рефлексия. Пресс-конференция с учениками класса «Плюсы и
- минусы фестиваля».
Приложение
Сценарий классного часа «Игры народов России».
Цель: Познакомить детей с играми народов, поживающих в России.
Задачи: Формирование интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.
Образовательные задачи:
Обобщение и расширение знаний детей о красоте и разнообразии игр различных народов.
Объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины многонациональности России. Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять уважение к культуре и обычаям других народностей.
Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей чувство патриотизма и сопричастности ко всему, что происходит в России.
Учить осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.
Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от национальной принадлежности.
Ход мероприятия:
Ведущий:
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
– Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? (Россия)
Чтение стихотворения «Что мы Родиной зовём?».
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём.
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тихий вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём.
И под небом синим, синим
Флаг России над Кремлём!
Ведущий:
-У любого народа есть своя история. В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура, множество обычаев и традиций, которые проявлялись в отношении к природе, в удивительных народных ремеслах, в красоте одежды, в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия, в том числе в устном народном творчестве. Еще глубокой древности, когда люди не умели писать, зародилось устное народное творчество. Устное народное творчество – это всё то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. Это мудрость нашего народа, которая сохранилась в сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках, скороговорках, загадках, присказках, частушках, прибаутках, песнях. Дети, подражая старшим, проявляли себя в играх.
-Когда-то мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять их и сохранить уникальность. И договорились, что никогда не будут говорить о них вслух, а будут передавать их своим детям, чтобы те смогли передать своим. Так и случилось!»
И до сих пор все тайны, силу и мудрость своего народа дети узнают через специальные обряды, – мы их называем «ИГРЫ»!
Из истории игр. Народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Наиболее простые из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «детская борьба-возня и др.).
Вместе с тем эти игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники»).
Многочисленные игры, воспроизводят в игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли…», «Лен», «Мак», «Капуста»).
На территории Древнего Новгорода (10-13 век) археологами обнаружено при раскопках огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов.
В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно! Но мы, конечно, играем только в те игры, которые сохранились в народе до нашего времени. Дошли, наверное, потому, что были самыми интересными, самыми увлекательными.
Классификация игр. Дается классификация по видам деятельности и месту проведения.
Игры славянских народов
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.
Игры удмуртского народа
Приводятся примеры игр с кратким обзором правил.
Игры других народов
Приводятся примеры игр с кратким обзором правил.
Заключение
-Во все времена дети очень любили и любят играть. Игра – что может быть интереснее – это радость, познание и творчество. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению, ребенок развивается духовно. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.
В России дружной и большой национальностей не счесть:
Калмыки с дагестанцами, карелы, чукчи есть.
Татары и мордовцы, армяне, ингуши,
Башкиры и буряты, коряки, чуваши.
Народностей так много, что всех не перечесть,
Но главное в России – народ единый есть.
Вражде и ссорам места нет,
Кругом лишь радость и веселье.
И жизнь в стране кипит, летит.
Большой и пестрой каруселью.
2-Й ДЕНЬ – ИГРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ
Открытие игровых площадок. Подвижные игры народов России
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
И поделиться радостью,
Весельем каждый рад.
– Вам предлагаем отправиться в путешествие, чтобы познакомится с играми народов необъятной России.
-Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись, народ!
Вас много интересного ждет:
Много песен, много шуток
И веселых прибауток.
Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок.
Сели-посидели,
Игры завели
-Услыхали ложки,
Вытянули ножки.
Услыхали калачи
И попрыгали с печи,
Да давай подпевать,
В игры шумные играть.
– Кто желает с нами поиграть? Выходите, смельчаки!
- Станция «Татарские народные игры»
«В узелок»
Для этой игры можно использовать мяч средних размеров, но лучше играть так, как играли в старину: платком или шарфом, завязанным в узелок.
Водящий должен отойти на несколько шагов от остальных детей, которые стоят или усаживаются в кружок. Расстояние между детьми должно быть примерно 1,5—2 м.
Игроки перекидывают узелок (или мяч) по кругу, своим соседям слева или справа, а водящий бегает за кругом и пытается его поймать. Если ему удастся хотя бы коснуться узелка на лету или в руках у одного из игроков, то игрок, не сумевший защитить узелок, становится водящим. Игра продолжается.
Правила:
- Водящий может находиться только вне круга и оттуда пытаться поймать мяч.
- Нельзя прятать узелок от водящего, надо как можно быстрее перебрасывать его своему соседу.
- Нельзя перебрасывать узелок не соседям, а, например, ребенку напротив, если это не было специально обговорено до начала игры.
«Маляр и краски»
Перед началом игры выбирают водящего («маляра») и «хозяйку красок». Остальные дети становятся «красками», каждый ребенок выбирает себе собственный цвет, но так, чтобы «маляр» не услышал его названия.
Водящий («маляр») обращается к «хозяйке красок»: «Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять?» — «У меня красок много, — отвечает «хозяйка красок», — какую тебе?»
Все «краски» сидят рядышком на лавке и ждут, какой цвет назовет «маляр». Названная «краска» должна вскочить с лавки и успеть добежать до противоположного конца комнаты или площадки, где можно будет укрыться за специально начерченной линией.
«Маляр», называя «краску», не знает, есть ли она у «хозяйки» и какой это игрок. Он должен постараться угадать нужный цвет, а затем или успеть поймать убегающую «краску», или хотя бы «осалить» ее. Обычно «маляр» по условиям игры должен собрать не менее пяти красок. Тогда можно выбирать другого «маляра», «хозяйку красок», присвоить «краскам» новые имена и начинать игру снова.
Правила:
- Маляр не должен ловить «краску», когда она еще только поднимается со стула.
2. Нельзя двум игрокам выбирать название одной «краски». - Станция «Игра народов севера»
«Рыбалка»
Ход игры: дети делятся на команды (количество команд зависит от количества детей). На противоположном конце площадки на веревочке подвешены рыбки (бутафорские, по сигналу нужно добежать сорвать рыбку, вернуться к команде и положить в ведро. Выигрывает та команда, в чьем ведре рыбы будет больше. Время игры 1 минута.
«Иголка, нитка и узелок» (Зун, утахн, зангилаа)
Ход игры: играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Главное правило: Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
- Станция «Дагестанские народные игры»
Много игр на празднике нашем
Играем, шутим, поем и пляшем.
В играх рот не разевай,
Кавказскую смелость и ловкость проявляй!
«Надень папаху» (Папахны гий. Т/агъур лъе)
Ход игры: Мальчик-джигит сидит на стуле. На 8-10 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, ют в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети.
Главное правило: водящий не должен подсматривать; играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.
«Подними платок» (Явлукъну гётер. Квербац/борхе)
Ход игры: Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.
- Станция «Осетинские народные игры»
«Перетягивание»
Для проведения этой игры надо крепко связать концы веревки длиной 2-2,5 м и, начертив на земле круг радиусом 2 м, разделить его линией на две равные половинки.
Дети из пары, которая будет меряться силами, становятся спиной друг к другу, по разные стороны линии, на одинаковом от нее расстоянии. Каждый участник «впрягается» в веревку, завязанную в кольцо, со своей стороны. Он пропускает веревку под мышками и слегка натягивает ее. Остальные дети внимательно следят, чтобы, заняв исходную позицию, оба участника были на одинаковом расстоянии от разделительной линии.
По условленному сигналу соперники тянут веревку, каждый в свою сторону. Победителем считается ребенок, который перетянул соперника на свою сторону круга, а затем и вообще вытащил его за пределы круга.
Правила:
- Нельзя тянуть соперника в сторону, игроки должны «перетягивать» друг друга только в направлении «вперед».
- Перетягивание осуществляется всем корпусом, но нельзя при этом опираться руками о землю.
Проигравшим считается игрок, заступивший за линию круга обеими ногами.
«Слепой медведь»
Традиционно в этой игре внимание «слепого медведя» игроки привлекали с помощью трещоток: две деревянные палочки длиной с карандаш. Концы одной из палочек имели «зазубрины», при проведении по которым гладкой стороной другой палочки можно было получить своеобразный треск. Однако можно использовать и другие звуковые сигналы, например звон колокольчика.
По жребию выбирают водящего «слепого медведя». Этому ребенку плотно завязывают глаза.
Остальные дети приближаются к медведю и начинают трещать деревянными палочками. «Слепой медведь» идет на звук и пытается поймать или «осалить» любого игрока. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную. Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля.
Пойманный игрок сам становится «слепым медведем».
Правила:
- Если игрок покинет пределы игровой площадки, то он считается проигравшим.
2. Игрок, приблизившийся к медведю, должен обязательно трещать трещотками. - Станция «Башкирские народные игры»
Жмурки (в кругах) (башкирская народная игра)
Эту игру можно проводить на улице или в помещении. Необходимо до начала игры заготовить небольшие кружочки, на которые в дальнейшем будут становиться игроки. Рекомендуем вырезать такие кружочки из плотного картона такого размера, чтобы на них можно было устойчиво стоять двумя ногами. Однако можно просто очертить круги мелом на асфальте или палочкой на земле. Главное, чтобы они были хорошо заметны, и количество таких кругов несколько превышало количество игроков.
В центре площадки «раскручивают» водящего с завязанными глазами, чтобы он потерял ориентацию и не знал, в какую сторону он идет. По команде взрослого водящий идет наугад, а другие игроки перебегают из кружка в кружок до тех пор, пока водящий не подойдет вплотную к одному из них. Тогда все «замирают», а водящий должен в полной тишине попытаться на ощупь найти, где спрятался игрок. Ребенок, которого ловят, может приседать, наклоняться в сторону, но ни при каких обстоятельствах не сходить с круга. Если он не смог удержать равновесия и заступил за круг, он считается проигравшим.
Если водящий сумел найти игрока, стоящего на круге, то он должен еще определить на ощупь, кого он поймал. Если это ему удалось, то этот игрок становится водящим.
Правила:
- Все дети могут опять перебегать с кружка на кружок, шуметь, хлопать в ладоши, только до того момента, пока водящий не подошел вплотную к игроку «в кружке».
2. Ребенок, который попытался убежать или просто не удержал равновесие (сдвинулся с места), когда «водящий» вплотную подошел к его кружку, сам становится водящим. - Станция «Игра народов коми»
«Биляша» (марийская народная игра)
Ход игры: на площадке чертят две линии на расстоянии 3- 4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.
Главное правило: перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде.
Ведущий:
В России дружной и большой национальностей не счесть:
Калмыки с дагестанцами, карелы, чукчи есть.
Татары и мордовцы, армяне, ингуши,
Башкиры и буряты, коряки, чуваши.
Народностей так много, что всех не перечесть,
Но главное в России – народ единый есть.
Вражде и ссорам места нет,
Кругом лишь радость и веселье.
И жизнь в стране кипит, летит.
Большой и пестрой каруселью.
стихотворение «Моя Родина»
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Башкирские народные подвижные игры
Стрелок (Уксы)
Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг отдруга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
Бурятские народные подвижные игры
Бабки-лодыжки (Шагай наадан)
Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей: 1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек. 2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе. Бег лодыжек: игрокщелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с
противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе. Правила игры. Следует точно соблюдать приемы игры.
3-Й ДЕНЬ – ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
Игровая программа «Брей ринг»; (вопросы по проведенным играм – названия, какой народ играет, на знание правил игр, сходство игр (правил) разных народов)