автор: Вараксова Галина Леонидовна
преподаватель
МБУДО «ДШИ №1» г. Сургут
Рекомендации по методике классического танца
Теория классического танца.
А.Я. Ваганова. Постановка корпуса.
Устойчивость и апломб.
Апломб вырабатывается в течении всех лет школьной жизни и достигается только к концу учения.
Правильно поставленный корпус — основа всякого Па.
Вырабатывать устойчивость начинают у палки: во время экзерсиса корпус должен держаться прямо на ноге , так, что бы в любой момент можно было опустить руку, которой держишься за палку, не потеряв равновесия.
Ступня, стоящая на полу, не должна опираться на большой палец, а вес тела должен равномерно распространяться по всей её поверхности. Корпус, который не стоит прямо на ноге, а наклоняется к палке, не вырабатывает апломб! По мере того как апломб совершенствуется, движения делают на полупальцах и на пальцах.
Когда экзерсис делается на полупальцах на середине, устойчивости содействуют правильное положение рук. Если руки не соблюдают той постановки — сохранить апломб очень трудно.
Колоссальную роль в апломбе играет спина. Стержень апломба позвоночник.
В. Костравицкая и А.Писарев. Устойчивость (aplomb).
Устойчивость – один из основных элементов классического танца. Положение фигуры в позах и упражнениях на всей ступне, на полупальцах и пальцах, на двух и на одной ноге должно быть уверенное, устойчивое, без смещения опорной ноги и подскоков на ней.
Развитие устойчивости начинается с первого класса, когда
вырабатываются постановка ног и корпуса в экзерсисе у палки и умение находить центр тяжести корпуса стоя на одной или двух ногах. Положение фигуры должно быть вертикальное, без наклона вперед или назад и прогиба в пояснице; спина прямая, ягодичные мышцы подтянуты. Поясница укрепляется напряжением спинных мышц. Ни в коем случае нельзя держать спину с напряженно соединенными лопатками, это неизбежно ослабляет подтянутость поясницы.
Основа устойчивости заключается в сохранении вертикальной оси, которая проходит посередине головы и корпуса и заканчивается на
подушечке опорной ноги, когда стоишь на полупальцах, и на пятке, когда стоишь на всей ступне.
В тех случаях, когда корпус наклоняется вперед, перегибается назад или в сторону, равновесие удерживается благодаря правильному положению центра тяжести, а так же с помощью ХОРОШО ПОДТЯНУТЫХ БЕДЕР И СПИНЫ! Сохранению устойчивости на опорной ноге способствует также закрепленное в выворотном положении бедро работающей ноги и выворотность опорной.
А.Я. Ваганова. Позиции ног.
«Это пять общеизвестных исходных положений ног. Их пять, потому что при всём желании вы не найдёте шестого положения для выворотных ног, из которых было бы удобно и легко двигаться дальше».
При изучении позиций ног обязательны: подтянутый корпус, опущенные плечи, предельная выворотность ног, ровное положение стопы на полу, упор на большой палец недопустим. При изучении II и IV позиции важно распределить центр тяжести корпуса равномерно на обе ноги; следить за ровностью плеч и бедер.
Первоночально построение позиций изучают на середине зала, не соблюдая выворотности. Выворотность ног вводится вместе с постановкой корпуса.
Позиции ног изучаются в следующем порядке: I, II, III, V позиция; IV позицию, как наиболее трудную, проходят последней.
Муз. размер 4/4 и 3/4. Каждая позиция сохраняется на протяжении 4 тактов 4/4 или 16 тактов 3/4.
I позиция. Ступни ног, соприкасаясь пятками, развернуты носками наружу, образуя прямую линию на полу.
II позиция. Сохраняется прямая линия I позиции, но между пятками – расстояние величиной в длину одной ступни.
III позиция. В том же выворотном положении ног ступни, плотно прилегая, закрывают друг друга наполовину.
V позиция. Ступни плотно прилегая, совершенно закрывают друг друга: пятка одной ноги соприкасается с носком другой.
IV позиция. Сохраняется выворотность V позиции, но ноги не соприкасаются: одна находится параллельно другой на расстоянии стопы. III, IV и V позиции изучают поочередно с правой и с левой ноги. III позиция, как более легкая, служит подготовкой к V позиции. По усвоению V позиции необходимость в III позиции на уроках классического танца отпадает.
Позиции рук.
Позиции рук вначале изучаются на середине зала, ноги стоят в I позиции без точного соблюдения выворотности. После изучения позиций рук на середине переходим к изучению позиций рук у палки. Стоять у палки надо на расстоянии свободно согнутой и опущенной в локте руки, положив кисть на палку, не обхватывая ее, несколько впереди корпуса. Свободная рука может принимать одну из позиций классического танца.
Предварительно следует усвоить положение кисти руки: кончик большого пальца прикасается ко второй фаланге третьего пальца, остальные свободно и округло сгруппированы.
В классическом танце русской школы приняты три позиции рук. Они изучаются при естественном положение ног: пятки вместе, носки врозь, корпус подтянут, плечи опущены и раскрыты, положение головы en face. Подготовительное положение. Руки свободно опущены, закруглены в локтях и кистях и расположены перед корпусом, образуя овал. Пальцы сгруппированы, как указано выше. Кисти почти соприкасаются, ладони направлены вверх.
I позиция. Руки, сохраняя округлость, поднимаются на высоту диафрагмы. Во время движения их следует поддерживать в трех опорных точках – подмышках, локтях и запястье – на одном уровне. Расстояние между пальцами рук минимальное. Высота рук в I позиции, находящихся против диафрагмы, не случайна, на этой высоте руки могут поддерживать корпус при исполнении pirouettes, tours, помогая сохранить устойчивость в упражнениях на середине зала.
Далее приступают к изучению III позиции.
III позиция. Руки из подготовительного положения поднимаются в I позицию. Сохраняя округлость, они поднимаются наверх, образуя овал над головой. Кисти рук, сохраняя прежнее положение, расположены на минимальном расстоянии друг от друга. Ладони повернуты вниз. Кисти рук находятся точно над головой, отведение их назад недопустимо. II позиция. Руки из подготовительного положения поднимаются в I позицию, сохраняя округлость, они постепенно раскрываются в стороны, начиная движение от пальцев. При этом они поддерживаются в трех опорных точках – подмышках, локтях и запястье – на одном уровне. В конце движения руки находятся несколько впереди корпуса, продолжая линию раскрытых и опущенных плеч.
Demi- plie.
Demi- plie – полуприседание. Demi- plie развивает выворотность и эластичность ног. Полуприседания является неотлучным спутником прыжков: эластичным и сдержанным полуприседанием начинается и
заканчивается любой прыжок, поэтому ему следует уделять особое внимание не только в позициях, но и в различных комбинациях движений. В demi- plie во всех позициях сохраняется ровное положение стопы на полу, упор стопы на большой палец не допустим, колени предельно выворотные, корпус прямой и подтянутый, плечи и бедра ровные. Центр тяжести корпуса распределен равномерно на две ноги. В начале изучают demi- plie лицом к палке, затем держась одной рукой. Пятки не должны отделяться от пола. Это развивает ахиллово сухожилие, вырабатывает правильное положение ступни в прыжках, где толчок от пола делается пятками.
В самом начале обучения (в первом полугодии первого класса) demi- plie исполняется на такта по 4/4, в медленном темпе. На первый такт делается приседание , на второй – выпрямление.
Во втором полугодии demi- plie исполняется на один такт 4/4. На первую и вторую четверти – приседание, на третью и четвертую – выпрямление. В последующих классах также на один такт 4/4, но темп несколько ускоряется.
Battement tendu из I и V позиций.
Battement tendus – натянутые движения – вырабатывают натянутость всей ноги в колене, подъеме и пальцах, развивая силу ног. Вначале battements tendu изучают в положении лицом к палке и в сторону, так как в данном направлении легче правильно воспитать и воспринять выворотность, затем – держась одной рукой за палку. Сначала в сторону,затем вперед и назад. Музыкальный размер 4/4 и 2/4. Характер музыкального сопровождения четкий, бодрый.
Усвоив battement tendu в I позиции, переходят к изучению его из Vпозиции в сторону, вперед и назад, исполняя сначала стоя лицом к палке, затем держась за палку одной рукой.
Музыкальный размер 4/4 и 2/4. Характер музыкального сопровождения соответствует четкому исполнению движения.
Задачи battement tendu по V позиции – те же, что и по I позиции, развитие силы, натянутости и выворотности ног, но правила исполнения несколько изменяются. При исполнении battement tendu из V позиции работающая нога двигается во всех направлениях точно по прямой, фиксируя положения носка
против пятки опорной ноги. Опорная нога натянута и выворотна. Корпус подтянут и спокоен, сохраняется ровность плеч и бедер, особенно исполнении battement tendu вперед и назад.
Demi rond de jambe par terre как подготовка к rond de jambe par terre.
Rond de jambe par terre – круг ногой по земле, одно из основных упражнений, развивающих выворотность, эластичность и подвижность тазобедренного сустава.
При исполнение demi rond de jambe par terre необходимо следить за выворотностью и натянутостью обеих ног. Корпус при исполнении demi rond de jambe par terre подтянутый и спокойный, плечи и бедра ровные. Музыкальный размер 4/4. Характер музыкального сопровождения плавный, связный. Вначале исполняется лицом к палке, I позиция.
Движение исполняется как в направлении en dehors, так и в направлении en dedans по 8 раз в каждом направлении. В этом упражнении ученик впервые усваивает круговые движения тазобедренного сустава, что способствует его развитию и укреплению.
Passe par terre.
Passe par terre – связующее движение в ряде упражнений, а также элемент rond de jambe par terre, исполняемого без остановок. Сначала passe par terre изучают как самостоятельное движение, в комбинации battement tendu, а так же как подготовительное движение к rond de jambe par terr.
Музыкальный размер 4/4. Характер музыкального сопровождения плавный, связный. Движение исполняется на 2 такта 4/4. Исходное положение: I позиция, лицом к палке.
На два вступительных аккорда работающая нога по правилам battement tendu вытягивается назад так, чтобы её пятка приходилась против пятки опорной ноги.
В passe par terre работающая нога предельно натянута и выворотна. Во время passe через I позицию стопу работающей ноги равномерно располагают на полу, избегая упора на большой палец. Опорная нога натянута и выворотна, корпус подтянут и спокоен, плечи и бедра ровные.
Rond de jambe par terre en dehors и en dedans.
Прежде чем приступить к изучению rоnd de jambe par terre, объясняется понятие en dehors и en dedans (круги, описываемые работающей ногой по полу наружу и внутрь). В en dehors работающая нога, вытягиваясь вперед, «чертит носком», т.е. скользя носком «наружу», в направлении от опорной
ноги. В en dedans работающая нога, вытягиваясь назад, «чертит носком», т.е. скользя носком «внутрь», в направлении к опорной ноге.
Rond de jambe par terre en dehors и en dedans изучают, усвоив demi rond de jambe par terre. Сначала rond de jambe par terre исполняют в медленном темпе, фиксируя направление вперед, в сторону и назад. В дальнейшем – без остановок, слитно, соединяя rond de jambe par terre c passe par terre. Пример.
Музыкальный размер 4/4 и 2/4. Характер музыкального сопровождения плавный, слитный.
Начальная форма: движение исполняется на 1 такт 4/4 en dehors. раз и battement tendu из I позиции вперед.
два и demi rond до стороны;
три и demi rond со стороны назад;
четыре и закрыть в I позицию.
Второе полугодие.
Музыкальный размер 2/4.
Исходное положение: I позиция.
раз и battement tendu вперед;
два и rond de jambe до положения ноги назад.
Rond de jambe par terre en dehors.
Музыкальный размер 2/4.
Исходное положение: I позиция.
1-й такт:
раз и работающая нога вытягивается вперед по правилам battement tendu;
два и rond de jambe par terre en dehors, до положения ноги назад на носок.
Выворотность всей ноги при этом усиливается, плечи и бедра остаются ровными.
2-й такт:
раз и не задерживаясь, нога проводится скользящим движением через I позицию (passe) и вытягивается вперед на носок;
два и ronde de jambe par terre en dehors.
Движение повторяют требуемое количество раз, заканчивая его в I позицию. Так же исполняется rond de jambe par terre en dedans. Примечание. Подтянутость и спокойствие корпуса, ровность плеч и бедер, предельная выворотность и натянутость обеих ног в rond de jambe par terre облегчают развитие выворотности и эластичности тазобедренного сустава.
Battement tendu c demi- plie в I, V позиции в сторону, вперед, назад.
Battement tendu в сочетании с demi- plie является очень важным элементом, подготавливающим к исполнению самых различных движений классического танца.
Музыкальный размер 4/4.
Первоначальное изучение: 2 такта 4/4.
1-й такт нога исполняет battement tendu;
2-й такт demi-plie;
Первое полугодие: 1 такт 4/4.
раз и нога открывается в одно из направлений;
два и закрывается I или V позиции;
три и demi-plie;
четыре и вытягиваются колени.
Второе полугодие: 1 такт 2/4.
раз и нога открывается.
два и одновременно с закрыванием ноги исполняется demi-plie. При последующем открывании ноги опорная нога одновременно вытягивается.
При исполнении данного движения необходимо соблюдать слитность при переходе battement tendu в demi-plie, сохраняя правильность исполнения каждого из них.
Для этого необходимо освоить данный прием медленно и раздельно. Выполняем сначала лицом к станку по I позиции в медленном темпе: на 1/4- нога открывается в одно из направлений, на 1/4 – закрывается в I позицию, на 1/4 – demi- plie. Всего движение занимает 4/4. При исполнении этого упражнения нога отводится и закрывается с вытянутым коленом, но слитно с demi- plie, без малейшей задержки.
Battement tendu jete из I, V позиции в сторону, вперед, назад.
Battement tendu jete- натянутые движения с броском; воспитывают натянутость в воздухе, развивают силу и легкость ног и подвижность тазобедренного сустава.
Battement tendu jete изучают сначала в I позиции, потом в V. Усвоив исполнение движения в положении лицом к палке, его исполняют, держась за палку одной рукой.
Музыкальный размер 4/4 и 2/4. Характер музыкального сопровождения бодрый, четкий. Battement tendu jete исполняется в том же темпе, что и battement tendu.
Начальное изучение: 1 такт 4/4.
раз и battement tendu jete в сторону;
два и поднять ногу на 25;
три и опустить ногу на носок;
четыре и закрыть ногу в исходное положение. Так же движения исполняются вперед и назад.
Конечная форма: 1 такт 2/4.
раз и battement tendu jete;
два и нога закрывается в исходное положение.
Battement tendu jete в сторону.
Исходное положение: V позиция, правая нога впереди. Правая рука в подготовительном положение, поворот головы направо.
На два вступительных аккорда, правая рука открывается на II позицию: раз и работающая нога, одновременно с поворотом головы en face, скользящим броском открывается в сторону II позиции на высоту 25. два и работающая нога скользящим броском закрывается в V позицию вперед, вытянутый подъем сокращается лишь тогда, когда нога, коснувшись пола вытянутыми пальцами, возвращается в исходное положение, при этом строго соблюдается выворотность в V позиции. Движение повторяют, чередуя V позицию вперед и назад. Battement tendu jete вперед.
Исходное положение: вышеизложенное.
раз и работающая нога, сохраняя ровность бедер, скользящим броском открывается вперед на высоту 25.
два и работающая нога скользящим броском закрывается в исходное положение, носок, коснувшись пола вытянутыми пальцами, подчеркивает возвращение в Vпозицию.
Battement tendu jete назад.
Исходное положение: V позиция, правая нога сзади.
раз и работающая нога скользящим броском открывается назад на высоту 25.
два и работающая нога скользящим броском закрывается в исходное положение. Вытянутый подъем сокращается лишь тогда, когда носок, коснувшись пола вытянутыми пальцами, возвращается в V позицию, подчеркивая при этом выворотность пятки V позиции.
На два заключительных аккорда правая рука закрывается в подготовительное положение. Голова поворачивается направо. Примечание. В Battement tendu jete во всех направлениях работающая нога выдвигается в момент броска точно по прямой, фиксируя одну и ту же высоту в воздухе (25). Обе ноги все время сохраняют выворотность и натянутость, особенно в момент броска. Корпус подтянут и спокоен, плечи и бедра ровные, особенно в battement tendu jete вперед и назад.
Battement tendu jete c demi- plie.
Изучается по тем же правилам, что и battement tendu c demi- plie. Музыкальный размер 4/4, 2/4.
Начальная форма: 2-й такт 4/4.
1-й такт нога исполняет battement jete.
2-й такт demi-plie.
∙ На 1-й такт 4/4.
раз и нога открывается в одно из направлений;
два и закрывается в I или V позицию;
три и demi- plie;
четыре и вытягиваются колени.
∙ На 1-й такт 2/4.
раз и нога открывается;
два и одновременно с закрыванием ноги исполняется demi-plie. При последующем открывании ноги опорная нога одновременно вытягивается.
При исполнении данного движения необходимо соблюдать слитность при переходе battement tendu jete в demi-plie, сохраняя правильность исполнения каждого из них.
