автор: Васина Лидия Владимировна

учитель начальных классов МОУ СОШ с.Вязовка

Проблемы образования учащихся в современной школе

Проблемы образования учащихся в современной школе.

В настоящее время современная общеобразовательная школа  многообразна и сложна, она непрерывно изменяется и  совершенствуется. Наш мир не стоит на месте, развиваются новые технологии, изменяются жизненные ценности, все это меняет и предъявляет повышенные требования к современному образованию, так как оно является основой в развитии личности и будущих успехов в освоении новых вершин.

Среди множества серьёзных проблем, стоящих сегодня перед педагогом, наиболее значимо выделяются проблемы качества знаний и их практической реализации учащимися. Многочисленные исследования показывают, что сегодня каждый четвёртый ученик испытывает трудности в обучении.

Трудности, которые испытывают дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, низким уровнем развития речи, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, отсутствием коммуникативных навыков. Перечисленные выше проблемы ставят ребёнка  в ситуацию постоянной неуспеваемости.

Поэтому главной целью педагогов является создание благоприятных условий, способствующих предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся, повышению качества их знаний, активизации познавательных интересов детей, формированию коммуникативных навыков и сплочённости коллектива.

Для достижения поставленной цели необходимо заинтересовать детей, сделать процесс обучения увлекательным, создать такие условия, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя успешным. Поэтому наравне с традиционными типами уроков, в своей работе можно использовать и нетрадиционные: урок – соревнование, урок – путешествие, урок – сказку, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.
    Для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения следует выбирать частично поисковый метод обучения методы обучения, а так же метод проблемного обучения. Так же очень информативным является объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод, который способствует формированию знаний, умений и навыков, методов контроля и самоконтроля.

С целью активизации познавательной деятельности, развития индивидуальных способностей, творческого подхода к учению и сплочённости коллектива активно привлекать учащихся к проектной деятельности. Под руководством педагога дети учатся собирать материал по заданной или интересующей их теме, пользуясь справочной литературой, Интернетом, систематизировать его, подбирать подходящие иллюстрации. В результате этой деятельности создаётся творческая работа в виде альбома, справочника, энциклопедии или презентации, выполненной в программе Power Point, обязательно находящие своё применение на уроках.

Процесс обучения тесно связан с воспитанием. Трудно на уроке провести грань между обучающим и воспитывающим факторами. Поэтому очень важно продумывать не только направления учебной деятельности, но и планировать воспитательную работу. Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней, полезней и актуальней, и с этой точки зрения готовить материал для уроков.

 Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека.

 

  1. Воровщиков, С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология Текст.: учебное пособие /С.Г. Воровщиков. -М.: ЦГЛ, 2005. 317 с.
  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991.-479 с.
  3. Макарова, Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе Текст. / Т.Н. Макарова. — М.: Педагогический поиск, 2003. Ч. II. — 160 с.
Проблемы образования учащихся в современной школе