автор: Вахрушина Юлия Алексеевна

воспитатель МБДОУ детский сад № 47

Дошкольное детство – от 3 до 6-7 лет – совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. внутренняя жизнь проявляется в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в общении со взрослыми и сверстниками.

Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре.

Анализ  многолетних наблюдений показывает, что в настоящее время дети и взрослые в детских садах существуют в жестких рамках образовательной деятельности,  предписанной программой воспитания и обучения детей.

Поэтому у них практически  не остается свободного  времени  на самостоятельную игру, на  совместную продуктивную деятельность, общение с окружающими, что, по мнению психологов,   отрицательно сказывается не только  на их психическом, личностном развитии, но и на формировании  их полноценной психологической готовности  к игровой, а в  дальнейшем и  учебной деятельности.  вина за создавшееся положение дел лежит на взрослых. Они  не создают условий для  становления и развития собственной предметной,  игровой деятельности  и воспитанников в ней.  

Важнейшей задачей работы педагогов является формирование у воспитанников  сюжетно-ролевой  игры как деятельности. С этой целью  многие педагоги, начиная с трех лет,   обучают детей  ролевым игровым действиям, алгоритмам игры в «больницу», «парикмахерскую», «почту», что также не  только не способствует полноценному овладению  ими игровой деятельности, развитию у них инициативы, творчества,  самостоятельности, но и  эффективному  освоению     программы.

       Недооценивая развивающий потенциал разных видов игры, воспитатели нередко подменяют  развитие игры как деятельности использованием в воспитании, обучении игры как образовательной формы. Например, в процессе обучения детей рисованию, лепке  в качестве основного игрового приема педагоги используют игрушку, ведут от ее имени диалог с детьми или от  имени игрушки ставят перед детьми  ту или иную игровую задачу  кого-то спасти,  приготовить подарок.  При таком подходе  использование игры не помогает, а мешает обучению детей,  не способствует их развитию. Во-первых, дети получают нежелательную установку, в том числе и на потребительское отношение к окружающим.  Во-вторых, взрослый  навязывает детям игровую задачу, которая может быть интересна не всем воспитанникам, что не способствует появлению у детей желания помочь персонажу.

Педагогам важно  прежде всего, определить место игры как спонтанной деятельности детей и педагогической  формы в образовательном  процессе. Это – необходимое но, конечно, не достаточное условие для появления игровой инициативы, самостоятельности, воображения, становления детей как субъектов предметной, игровой деятельности.

Общеизвестно, что важнейшим аспектом образовательной среды для становления и развития игры детей является  создание развивающей предметно-пространственной среды Согласно требованиям ФГОС ДО  развивающая предметно-пространственная среда (РППС)  должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. В этой связи у педагогов  возникает много вопросов. Каким образом нужно изменить среду? Какими предметами ее наполнить?  Могут ли  дети самостоятельно изменять и преобразовывать предметно-пространственную среду,  начиная с первых лет жизни?

Анализ литературы и практики показывает, что к  числу наиболее часто встречающихся  проблем  относятся    отсутствие у педагогов основополагающей идеи построения  РППС, что  приводит к ее замещению неким суррогатом. В результате, по образному выражению Н.А. Коротковой, среда превращается в «витрину», что не позволяет создать   самобытное пространство.

Анализ практики построения  РППС показывает, что доминирующую роль в конструировании среды  играет взрослый, ребенку же отводится роль объекта. За него решает взрослый, какой  РППС  должна быть и чем она должна быть наполнена. Но, если мы, как отмечается во ФГОС ДО, рассматриваем ребенка как субъекта, деятельность которого в целом регулируется  его собственными желаниями и интересами, а не только программными задачами, такой подход не годится.

При  конструировании  ПРРС встречаются и проблемы более частного характера. Отсутствие  предметов-заместителей, обобщенной игрушки, ширм тормозит формирование у детей предпосылок сюжетно-ролевой игры.  Недостаток в группах детей дошкольного возраста игрушек-моделей,  игрушек- трансформеров,  макетов, представляющих в уменьшенном виде реальные сооружения и территории,  затрудняет  освоение воспитанниками  режиссерской игры, не позволяет им самостоятельно строить игровое пространство.  Наличие  в  старших группах тематических  маркеров игрового пространства с минимальной условностью, (уголок «Магазин) не оставляет  детям  возможности для преобразования среды «под замысел», отнимает  у них право на создание мнимой ситуации, являющейся по мнению Л.С.Выготского, основой сюжетно-ролевой игры. А.Д.Андреева,  изучая  психологические изменения в облике современных детей отмечает, что  традиционная игрушка всегда допускала возможность ее вариативного использования ребенком. Этому способствовали, в первую очередь, ее открытость и определенная условность, неполное соответствие реальным предметам окружающего мира. «Игра «в продавца», оснащенная лишь примитивными весами, открывала детям простор для фантазии  по поводу того, что из подручных средств может быть использовано в качестве товаров, упаковок, денег. А  полностью укомплектованный весами, кассовым аппаратом, монетками, «продуктами», фартучком и прочими атрибутами торговли «Прилавок», представленный  в среде младших групп детского сада, оказывается  практически невостребованным. Быстро «продав» и «купив» все то, что имеется  в комплекте, дети прекращают игру. Использование «посторонних» предметов  им  не нужно и неинтересно»

        Наличие в уголках эстетических современных игрушек – копии реальных предметов взрослых  не дают возможности детям развернуть полноценную сюжетную игру, основным смыслом которой является  воображаемая ситуация, а не действие со сложной игрушкой

Среди возможных вариантов изменения   развивающей предметно-пространственной среды, необходимы такие как внесения в нее игрушек-самоделок, выполненных  их разных материалов, многофункциональных предметов: кусков тканей, деревянных  брусков,  различных коробочек, которые сначала по замыслу воспитателя, а потом и желанию детей могут  превратиться в оделяло для куклы, стаканчик для чая, угощенье для  игрушек. В  старших группах ДОО, по мнению Е.В.Трифоновой,  важно создавать макетную среду, являющейся  вариантом организации обобщенной многофункциональной среды.  Макетная среда   дает возможность  одним  дошкольникам  найти максимально комфортное для них место, другим договориться  о ходе общей совместной деятельности,  организовать игру на разные темы и сюжеты, третьим комментировать  происходящие события, давать советы по дальнейшему развитию сюжета игры.

       Важно  подчеркнуть, что для построения  развивающей предметно- пространственной среды в аспекте решения проблемы формирования психологической готовности детей к игре,  особого внимания заслуживают маркеры игрового пространства.

Главное их преимущество по сравнению с другим игровым оборудованием заключается в  том, что они могут быть практически чем угодно, обозначают игровое пространство так, как того пожелают играющие дети.    

Работа педагога заключается в Сопровождии и поддержки выбор детей, ненавязчиво подсказывая особенности размещения детей в пространстве. Педагог  подключается к той из групп, где нужна его помощь – задать проблемную ситуацию для дальнейшего развития игры, порекомендовать материалы для разных видов продуктивной деятельности,  организовать работу мастерской «Очумелые ручки»  для ремонта игрушек и  изготовления  новых атрибутов. Организуя условия для разных  видов продуктивной, игровой деятельности, воспитателю в общении с детьми  целесообразно  занимать  разные  педагогические позиции в зависимости от личностных, индивидуальных особенностей детей, освоения ими деятельности Таким образом, конструирование детьми и взрослыми развивающей предметно-пространственной среды является еще одним необходимым условием, обеспечивающим становление и развитие игровой деятельности детей.

публикация педагогического материала в СМИ

Условия развития сюжетно – ролевой игры в ДОУ