автор: Волгина Валентина Евгеньевна
учитель начальных классов Муниципальное среднеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 имени Н.З. Бирюкова
ФГОС. Рабочая программа по внеурочной деятельности “Пластилиновые фантазии”.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 имени Н.З.Бирюкова
городского округа Орехово-Зуево Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 20
имени Н.З.Бирюкова
________(Т.А. Воронова)
«__»____________2018г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Пластилиновые фантазии»
4 класс
Составитель – Волгина В.Е.,
учитель начальных классов
1 категории
2018 г.
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Пластилиновые фантазии», составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 (в редакции приказов Министерства образования и науки РФ № 1643 от 29.12.2014 года, № 1576 от 31.12.2015 года), на основе ООП НОО МОУ СОШ № 20 им. Н.З.Бирюкова, на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др., авторской программы Просняковой Т.Н. курса «Художественное творчество» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, при составлении программы были использованы рекомендации Е.Р. Тихоновой «Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации», детская киностудия «Поиск» г. Новосибирск 2011 г.; программа творческой деятельности для детей от 3-х до 16-ти лет «Дом мультфильмов», составители – педагоги студии «Поиск» Е.В.Глущенко, И.Г.Горина, Г.В. Абрамова, с учетом образовательных запросов, потребностей и интересов участников образовательного процесса, направлена на достижение следующих результатов:
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Пластилиновые фантазии» является формирование следующих умений:
- широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, а также к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
- освоение социальной роли обучающегося.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Пластилиновые фантазии» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ, решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- навыкам работы с пластичными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характера сделанных ошибок.
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного, создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные УУД:
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно-прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно–образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.
Коммуникативные УУД:
- взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация;
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Младшие школьники получат возможность научиться:
- правилам техники безопасности;
- эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка;
- самостоятельно определять последовательность выполнения работы;
- выполнять работу по замыслу;
- использовать в работе разные способы ручного труда;
- создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- самостоятельно проводить анализ поделки;
- уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;
- выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
- использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских) и организационных задач.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Пластилиновые фантазии» учащиеся достигнут первого и второго уровня воспитательных результатов (приобретение обучающимся социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, а также формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом), и получат возможность достичь третьего уровня воспитательных результатов (приобретение обучающимся опыта самостоятельного социального действия) в качестве самостоятельного создания мультипликационных сценок.
2.Содержание курса внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Пластилиновые фантазии» для 4 классов составлена в соответствии с учебным планом МОУ СОШ № 20 имени Н.З.Бирюкова, с возрастными особенностями обучающихся начальной школы, реализуется в 4 классах и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
I. Простые и сложные объёмные формы (24 часа) | ||
Простые объёмные формы (4 ч).
Вводное занятие. Правила работы с пластилином. Выполнение изделий самых простых объёмных форм. Исходная форма – шар. «Неваляшка». Исходная форма – цилиндр. «Дерево». Исходная форма – конус. «Пирамидка». |
Познавательная беседа, индивидуальная, конкурс | Получат представления об особенностях пластического искусства при создании изделий простых объёмных форм, о правилах работы с пластическими материалами, соблюдении правил безопасности.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых корректировок. Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания. |
Формы средней сложности (9 ч).
«Урожай» (изготовление фруктов, овощей, корзины) «Большой праздник» (блюдо, праздничный торт, пирог) «Дары леса» (грибы в траве) «Ваза с цветами» «Птенчики в гнездышке» «Елочка пушистая» «Снеговик» «Кто на листике живёт? Гусеница» «Кто на листике живёт? Бабочки» |
Коллективная, групповая игра | Получат представления об особенностях пластического искусства при создании изделий более сложных объёмных форм, о выборе средств художественной выразительности для создания творческих работ, решении художественных задач с опорой на знания о цвете, правилах композиций, усвоенных способах действий.
Перерабатывать полученную информацию, делать выводы. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир. Ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности. |
Сложные объёмные формы (11 ч)
« Птицы на озере» « Лебеди» «Птичий двор» «Рыбки в аквариуме» «Животные моря» «Джунгли. Растения джунглей» «Джунгли. Животные джунглей» «Зоопарк из пластилина» «Герои сказок из пластилина»» |
Групповая, викторина, выставка | Получат представления об особенностях пластического искусства при создании изделий сложных объёмных форм, о выполнении работы по замыслу, самостоятельном определении последовательность выполнения работы.
Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характера сделанных ошибок. Развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства. Адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. Ориентация на успех и понимание его причин; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности. |
II. Пластилиновая анимация (10 часов) | ||
История анимации (3 ч)
«Путешествие в мир мультипликации» Немного об истории анимации. Что такое мультипликация, анимация? Основные этапы создания мультфильма. |
Заочное путешествие, познавательная беседа, коллективная игра | В беседе слушают, запоминают, пересказывают правила работы с пластилином и выполняют их, проявляют внимание и совершенствуют его.
Сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка; Адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира. |
Пластилиновая анимация (7 ч) Сценка «Червяк». Изготовление героев, фонов.
Сценка «Червяк». Проигрывание истории вживую. Сценка «Движущийся человек». Изготовление героев, фонов. Сценка «Движущийся человек». Проигрывание истории вживую. Сценка «Кошка прыгает». Изготовление героев, фонов. Сценка «Кошка прыгает». Проигрывание истории вживую. Обобщающее занятие «Мультфестиваль». |
Беседа, викторина, коллективная игра, групповая игра | Самостоятельно определяют последовательность выполнения работы; самостоятельно проводят анализ поделки; выполняют работу по замыслу.
Различать способ и результат действия; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе. |
- Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Тема, входящая в данный раздел программы | Количество
часов |
I. Простые и сложные объёмные формы (24 часа) | |
Простые объёмные формы | 4 |
Формы средней сложности | 9 |
Сложные объёмные формы | 11 |
II. Пластилиновая анимация (10 часов) | |
История анимации | 3 |
Пластилиновая анимация | 7 |
Всего: | 34 |
- Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности «Пластилиновые фантазии» 4 класс.
№ п/п | Тема урока. | Планируемая дата | Корректирующая дата |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Простые и сложные объёмные формы (24 часа) | |||
Простые объёмные формы 4 ч. | |||
|
Вводное занятие. Правила работы с пластилином. Выполнение изделий самых простых объёмных форм. | ||
|
Исходная форма – шар. «Неваляшка». | ||
|
Исходная форма – цилиндр. «Дерево». | ||
|
Исходная форма – конус. «Пирамидка». | ||
Формы средней сложности 9 ч. | |||
|
«Урожай» (изготовление фруктов, овощей, корзины) | ||
|
«Большой праздник» (блюдо, праздничный торт, пирог) | ||
|
«Дары леса» (грибы в траве) | ||
|
«Ваза с цветами» | ||
|
«Птенчики в гнездышке» | ||
|
«Елочка пушистая» | ||
|
«Снеговик» | ||
|
«Кто на листике живёт? Гусеница» | ||
|
«Кто на листике живёт? Бабочки» | ||
Сложные объёмные формы 11 ч | |||
|
«Озеро. Птицы на озере» | ||
|
«Лебеди» | ||
|
«Птичий двор» | ||
|
«Рыбки в аквариуме» | ||
|
« Животные моря» | ||
|
«Джунгли. Растения джунглей» | ||
|
«Джунгли. Животные джунглей» | ||
|
«Зоопарк из пластилина» | ||
|
«Зоопарк из пластилина» | ||
|
«Герои сказок из пластилина» | ||
|
«Герои сказок из пластилина» | ||
II. Пластилиновая анимация (10 часов) | |||
История анимации 3 ч | |||
|
«Путешествие в мир мультипликации» | ||
|
Немного об истории анимации. Что такое мультипликация, анимация? | ||
|
Основные этапы создания мультфильма. | ||
Пластилиновая анимация 7 ч | |||
|
Сценка «Червяк». Изготовление героев, фонов. | ||
|
Сценка «Червяк». Проигрывание истории вживую. | ||
|
Сценка «Движущийся человек». Изготовление героев, фонов. | ||
|
Сценка «Движущийся человек». Проигрывание истории вживую. | ||
|
Сценка «Кошка прыгает». Изготовление героев, фонов. | ||
|
Сценка «Кошка прыгает». Проигрывание истории вживую. | ||
|
Обобщающее занятие «Мультфестиваль». |
- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
- Печатные пособия
- Буйлова Л.Н., Филиппова Е.А. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей: Учебно-методическое пособие. – М.: МИФИ,.
- Карлсон М., «Создай свой пластимир», Ростов на Дону, «Феникс», 2009. – 80 с.
- Проснякова Т.Н. Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. – 95с.
- Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. – 78с.
- Саймон М., «Как создать собственный мультфильм», Москва, «NT Пресс», 2006. – 336 с.
- Сборник Полёт «Жар-Птицы» Горизонты мультипликационной педагогики. Составитель П.И.Анофриков. Редактор А.А.Мелик-Пашаев. Новосибирск : НИПКиПРО, 2014. – 437 с.
- Фостер У. «Основы анимации», Москва, «Астрель», 2003.- 33 с.
- ЦОР, ЭОР
- Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
- Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
- http://pulmix.ru/zhivotnye/domashnie/lepim_oslika_iz_plastilina_svoimi_rukami_pojetapno.html
- http://krokotak.com/category/creative/modelling/
- http://studio-molino.ru/p0041.htm
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО Зам. директора по УВР
учителей начальных классов ________ (Кретинина М.В.)
от «29» августа 2018г. № 1 «__»____________2018г.