автор: Волкова Надежда Николаевна
учитель начальных классов ГБОУ гимназия №49 Приморского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс «Уроки доброты. В. Осеева, Л. Н. Толстой. Рассказы о почитании родителей»
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс)
УРОК литературного чтения, 2 КЛАСС
Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева, Л. Н. Толстой. Рассказы о почитании родителей»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Используемая технология: технология критического мышления.
Цель: знакомство с нравственными христианскими нормами уважительного отношения к родителям
Планируемый результат: осознание нравственных норм уважения родителей, знакомство с христианской заповедью о почитании отца и матери; умение отличать особенности уважительного отношения к старшим; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; развитие личной ответственности за свои поступки; воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам близких людей.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с текстом; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной формах, грамотно и логично строить доказательные высказывания, понимать речь других, учиться работать в группе, паре, договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, словесный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, работать с информацией, представленной в разных формах (текст, иллюстрация, рисунок), развивать умение чтения по ролям.
Основные понятия: «любовь», «уважение», «сопереживание», «благодарность», «почитание», «заповедь» на уровне формирования представлений.
Формы работы: групповая работа, работа в паре, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Ресурсы: рассказы В. Осеевой «Сыновья», Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»; экран, проектор, компьютер, с презентацией к уроку, чистые листы на каждого ученика, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», песни «Добрая сказка» (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой).
Ход урока:
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин)
Задачи этапа: cоздать приятный психологический настрой на работу.
Приём, форма работы: индивидуальная.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
– Добрый день, ребята.
– Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь, пожелайте успехов друг другу. – А теперь повторим правила работы на уроке |
Приветствуют учителя и одноклассников.
Учащиеся вспоминают правила работы на уроке. Смотри, слушай → думай → говори → доказывай |
- Постановка проблемы. Формулировка темы и цели урока (5-6 мин)
Задачи этапа: обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока.
Приём, форма работы: приём ассоциаций, мозговой штурм, работа в паре, индивидуальная работа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
– На доске анаграммы, работая в паре, поменяйте порядок букв и вы узнаете зашифрованные слова, объединённые одной темой
цето аьмт абшабку дукаедш – Да, мы будем говорить о старших членах семьи. С чем у вас ассоциируются эти слова? Проблема: – Почему ещё в древности люди сформулировали заповедь (нравственный закон) «Почитай отца и мать»? Какие у вас предположения? – Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? – Верно, тема урока о почитании и заботе о родителях. – Чему мы должны научиться на этом уроке? |
Учащиеся составляют слова, сверяют
– Отец, мать, бабушка, дедушка. – С любовью, добротой, … Учащиеся предполагают – Мы будем говорить о родителях, бабушках и дедушках, почему их надо уважать. – Как относиться к родителям? Как себя вести? |
III. Знакомство с новым материалом (7-8 мин)
Задачи этапа: включение учащихся в целенаправленную деятельность, формирование умения чтения по ролям
Приём, форма работы: групповая, индивидуальная работа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
– Чтобы ответить на эти вопросы, мы познакомимся с двумя короткими рассказами. Прочитаем по ролям рассказ В. Осеевой «Сыновья». Нам потребуется автор, роли трёх женщин и старичка.
– А теперь послушайте рассказ Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». |
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. — А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет,- говорит другая. А третья молчит. — Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки. — Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: — Ну что? Каковы наши сыновья? — А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу! |
- Физкультминутка (1 мин)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
– Прежде чем мы продолжим работу, мы сделаем паузу. Кто хочет провести физкультминутку? | Учащиеся повторяют движения за учеником под музыку. |
- Этап анализа прочитанного, первичного закрепления материала (5-6 мин)
Задачи этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы
Приём, форма работы: индивидуальная работа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
– Проанализируем рассказ «Сыновья». Какими умениями обладали сыновья первых двух женщин? Зачитайте цитаты из текста.
– Почему же из троих мальчиков старичок увидел лишь одного сына? – Какие качества проявил он? – Можно ли сказать, что эти качества присущи героям рассказа Л. Н. Толстого? Как они относились к старику? – Почему же они изменили своё отношение старику? – Кто из героев почитал родителей? |
– Ловок да силен, никто с ним не сладит.
– Поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет. – Только один из них помог матери. – Любовь к матери, уважение, сопереживание. – Сын не любил своего отца: обижал, унижал, … – Им стало стыдно. Они поняли, что с ними будет, когда постареют. – Только герой рассказа «Сыновья» |
- Этап самостоятельной творческой работы (5 мин)
Задачи этапа: развитие умения рассуждать, делать умозаключения; дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Приём, форма работы: групповая, индивидуальная работа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
– Я напомню вам заповедь: «Почитай отца и мать»
– А за что мы должны почитать, своих родителей, быть им благодарны? Напишите на листе свои мысли, можете сделать рисунок. (звучит песня «Добрая сказка») |
Учащиеся записывают на листке свои мысли, рисуют |
VII. Этап включения в систему знаний, взаимопроверки, повторения. (9-10 мин)
Задачи этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Приём, форма работы: индивидуальная, фронтальная работа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
– Ребята, представьте свои работы.
– С чьими высказываниями вы согласны? – Действительно, родители подарили нам жизнь, были первыми учителями, они нас в детстве обеспечивают всем необходимым: едой, одеждой, учат быть вежливыми, воспитанными людьми. Они – самые близкие люди, самые любимые на всю жизнь. За это мы им благодарны. |
Учащиеся выходят к доске, зачитывают свои высказывания, прикрепляют рисунки к доске.
Дети приводят свои доводы. |
VII. Этап рефлексии учебной деятельности (3-4 мин)
Задачи этапа: инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе, подведению итогов урока.
Приём, форма работы: индивидуальная работа
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Какой была тема урока?
– Что узнали? Чему научились? – Чему учат произведения Л. Н. Толстого и В. Осеевой? – Что вам больше всего запомнилось на уроке? Что понравилось? – Спасибо за работу. |
– Я узнал …
– Я научился … – Учат выполнять заповедь «Почитай отца и мать». – Я запомнил … – Мне понравилось … |