автор: Герасимова Екатерина Андреевна
учитель
ГКОУ ВО «Омофоровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Психология личности
Психология личности «Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности»
Герасимова Екатерина Андреевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ЛИЧНОСТИ…………………………………………………………………..4
ГЛАВА 2. ОСНОВА ПСИХОАНАЛИЗА……………………………….…..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….………………………………………..15
ВВЕДЕНИЕ
С XIX века, с момента выделения психологии, как самостоятельной науки, значительно возрос интерес к изучению личности человека. С XX века, среди всех психологических учений, труды Зигмунда Фрейда заняли особое место. Он первый, кто исследовал явление бессознательного, его природу и психические проявления. В результате многочисленных практик и наблюдений, Фрейд создал первую психоаналитическую теорию личности, метод исследования психических процессов и лечения невротических расстройств, актуальность которых сохраняется до сегодняшнего дня для современной психологической науки и психотерапии. Психоаналитическая теория личности характеризуется достаточно высоким уровнем разработанности, а так же она имеет подтверждение в психологической практике. Психоаналитический подход Фрейда является основополагающим для изучения тех направлений науки, которые занимаются исследованием психики человека. В этом мы видим актуальность выбранной нами темы.
Объект исследования – работы З. Фрейда.
Предмет исследования – психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда.
Целью данной работы является изучение психодинамической теории личности Зигмунда Фрейда.
В соответствии с целью ставились следующие задачи:
– изучить становление психодинамической теории личности;
– рассмотреть основу психоанализа;
– сделать выводы.
В качестве основного метода исследования был использован анализ литературных источников по данной теме.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Психодинамический подход является одним из основных психологических подходов к пониманию личности человека и направлению терапевтической работы с нарушениями в его эмоциональной сфере. Психоанализ – это основа психодинамической теории Фрейда. Психоанализ – это методология, основанная на изучении, выявлении, анализе вытесненных из сознания, скрытых или подавленных тревог индивидуума, которые в явной форме травмировали его психику.
Впервые термин психоанализ в психологии был введен Зигмундом Фрейдом, работавшим над исследованием бессознательных процессов, происходящих в человеческой психике и над глубоко упрятанными в людское подсознание мотивациями.
Опираясь на основы методики, человеческая природа рассматривается с точки зрения противопоставления тенденций антиподов. Собственно психоанализ позволяет увидеть, как бессознательное противостояние влияет не только на личностную самооценку, но и на эмоциональность личности, на ее взаимоотношения с ближайшим окружением, индивидуальными социальными институтами.
Теория психоанализа произвела настоящую революцию в области психологии. Этот метод был создан и введен в действие великим ученым из Австрии, доктором психиатрии Зигмундом Фрейдом. В начале своей своей карьеры Фрейд тесно сотрудничал со многими выдающимися учеными. Профессор физиологии Эрнст Брюкке, основатель катартического метода психотерапии Иосиф Брейер, основатель теории о психогенной природе истерии Жан-Маре Шарко — лишь малая часть исторических личностей, с кем Зигмунд Фрейд работал вместе. По словам самого Фрейда, первоначальная основа его психодинамической теории родилась в момент сотрудничества с вышеупомянутыми людьми.
Занимаясь научной деятельностью, Фрейд пришел к выводу о том, что некоторые клинические проявления истерии нельзя интерпретировать с точки зрения физиологии. Как объяснить тот факт, что одна часть человеческого тела полностью теряет чувствительность, а соседние участки все еще ощущают влияние различных раздражителей? Как объяснить поведение людей в состоянии гипноза? По мнению самого ученого приведенные выше вопросы являются своеобразным доказательством того, что только часть психических процессов является проявлением реакций центральной нервной системы.
В 1895 году вышла в свет книга австрийского невролога и психиатра Зигмунда Фрейда — «Толкование сновидений». В этой работе он впервые изложил теорию психоанализа, основанную на многолетних практических наблюдениях за пациентами. Фрэйда смело можно называть первым психотерапевтом в истории. До него психотерапии как таковой не существовало. В своих работах Фрэйд показал, что у человека есть скрытая от него самого часть психики — бессознательное, и она очень сильно влияет как на жизнь человека, на его межличностные отношения, так и на развитие психических недугов. В то время это было настоящим прорывом, раз и навсегда изменившим наш взгляд на человеческую природу.
Многие из людей слышали о том, что человеку, погруженному в гипнотическое состояние, можно задать психологическую установку, которую он обязательно выполнит. Довольно интересен тот факт, что если спросить у такого человека о мотивах совершенных поступков, то он сможет легко найдет аргументы, объясняющие его поведение. Исходя из этого факта, можно сказать о том, что человеческое сознание самостоятельно выбирает аргументы к совершенным действиям, даже в том случае, когда нет особой необходимости в объяснениях.
В годы жизни Зигмунда Фрейда факт того, что человеческое поведение может зависеть от внешних факторов и тайных для сознания мотивов, являлся настоящим шоком. Следует обратить внимание на то, что именно Фрейд ввел такие понятия, как «бессознательность» и «подсознание». Наблюдения этого выдающегося ученого позволили создать теорию о психоанализе. Кратко, психоанализ Зигмунда Фрейда можно описать как анализ психики человека с точки зрения сил, которые ею движут. Под термином «сила» следует понимать мотивы, последствия и влияние на будущую судьбу, прошлого жизненного опыта.
В начале своей карьеры Зигмунду Фрейду посчастливилось работать с такими выдающимся учеными, как известный европейский физиолог Эрнст Брюкке, успешно практикующий гипноз врач Иосиф Брейер и знаменитый невролог Жан-Мартен Шарко. (Да-да, тот самый Шарко, душ имени которого применяют и сегодня для лечения нервно-психических расстройств). Некоторые идеи и мысли, зародившиеся в этот начальный период деятельности, в последующем нашли развитие в научных трудах Фрейда.
В частности, внимание молодого ученого и практикующего врача Зигмунда Фрейда привлек тот факт, что некоторые симптомы, проявлявшиеся у больных истерией, никак нельзя было объяснить с точки зрения физиологии. Например, человек «терял чувствительность» в какой-то одной области своего тела, хотя нервная проводимость в соседних областях оставалась здоровой. Другим примером, что не все происходящие в психике процессы можно объяснить реакцией нервной системы или актом сознания человека, стало наблюдение за поведением людей подвергшихся гипнозу. Сейчас каждому понятно, что человеку, находящемуся в гипнотическом состоянии, можно внушить приказание выполнить какие-то определенные действия, и после пробуждения человек неосознанно будет стремиться исполнить приказанное. Если спросить у человека, почему он хочет выполнить это действие, то он приведет вполне логичные обоснования. То есть психика сама «придумывает» объяснения поступкам, даже если объективной нужды в этих поступках нет. Во времена Фрейда понимание, что сознательными действиями человека могут управлять скрытые от сознания причины, было настоящим открытием. До Фрейда понятий «бессознательное» или «подсознательное» вообще не существовало. Эти наблюдения и послужили толчком к развитию психоанализа – то есть анализу психики человека с точки зрения её движущих сил, причин и последствий, влияния предыдущего опыта на последующую жизнь и на нервно-психическое здоровье.
Работы Зигмунда Фрейда, его исследования, которые он проводил в период с 1856 по 1939 гг. в дальнейшем развивались другими авторами, и легли в основу разных направлений психотерапии. За последние 100 лет психоанализ значительно развился. На сегодняшний момент эта методика является наиболее мощной и эффективной, позволяющей работать с самым широким спектром психических нарушений. Не ограничившись изучением и лечением пациентов с психопатологией, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Он разработал модель психического аппарата человека со своими законами и принципами.
Фрейд был необычайно работоспособен: его наследие составляет 24 тома научных сочинений. Он постоянно развивал и пересматривал свои взгляды, с горячностью утверждая и подтверждая практическими исследованиями истинность своих догадок и озарений. Вокруг Фрейда собрался круг молодых врачей, многие из которых в последствии развили собственные представления и создали собственные школы психологической мысли. С ним было нелегко ладить – он тиранично требовал от соратников преданности и лояльности и деспотично изгонял тех, кто осмеливался критиковать его теорию, или предлагать новые, по мнению Фрейда ошибочные, взгляды на психику. Возможно, еврейское происхождение, которое автоматически делало его человеком низшего класса, и необходимость отстаивать свое мнение, с юности воспитали в Фрейде «бойцовские» качества и умение противостоять большинству.
ГЛАВА 2. ОСНОВА ПСИХОАНАЛИЗА
Согласно Фрейду, психическая природа личности непрерывна и последовательна. Появление каждой мысли, желаний и совершаемые действия имеют свои причины, которые характеризуются бессознательными или сознательными мотивами. Следовательно, все совершенные действия имеют прямое отражение в будущем личности. Появление каждой мысли, желания и действия имеет свои причины, которые характеризуются бессознательными или сознательными мотивами.
Взяв за основы вышеуказанные факты на вышеперечисленных фактах, Фрейд делает умозаключение, что человеческая психика складывается из трех разных областей:
- сознание;
- бессознательная сфера;
- раздел предсознания.
Бессознательная сфера включает в себя основные инстинкты, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. Сюда же можно отнести идеи и эмоции, которые были вытеснены из сознания. Поводом их вытеснения может стать восприятие таких мыслей как запретных, грязных и не достойных существования. Бессознательная сфера вне временных рамок. Чтобы объяснить этот факт, необходимо указать, что детские переживания, запечатленные сознанием взрослого, воспринимаются не менее интенсивно, чем в первый раз.
В области предсознания находится часть бессознательной области, которая в определенных жизненных ситуациях становится доступной сознанию. Область сознания хранит в себе все, что реализуется человеком на протяжении своей жизни. Согласно идее Фрейда, человеческая психика управляется инстинктами и стимулами, которые заставляют личность совершать те или иные действия. Среди всех инстинктов выделяются два стимула, имеющих доминирующую роль:
- Жизненная энергия – либидо.
- Агрессивная энергия – инстинкт смерти.
Классический психоанализ Фрейда был нацелен главным образом на изучение либидо, фундаментом которого является сексуальная природа. Либидо – это жизненная энергия, которая крепко связана с поведением, переживаниями и эмоциями человека. Кроме того, характеристики этой энергии можно интерпретировать как причину развития психических расстройств.
Так Фрейд выделяет три составляющих, которые содержит в себе человеческая личность:
- «Сверх-Я» – Суперэго;
- «Я» – Эго;
- «Оно» – Ид.
Важно отметить, что «Оно» обладает безграничным воздействием на эго и суперэго.
«Оно» присуще каждому человеку от рождения. Эта структура включает в себя основные инстинкты и наследственность. Нет возможности описать его логикой, так как «оно» характеризуется как неорганизованное и хаотичное. Необходимо указать, что «оно» имеет неограниченное влияние на эго и суперэго.
«Я» — одна из структур человеческой личности, что тесно контактирует с окружающими людьми. «Я» происходит из «Оно» и появляется в тот момент, когда ребенок начинает воспринимать себя в качестве личности. «Оно» является своеобразной подпиткой для «Я», а «Я» выступает в качестве защитной оболочки базовых инстинктов. Для того чтобы лучше понимать взаимосвязь между «Оно» и «Я», следует рассмотреть пример сексуальных потребностей. «Оно» является базовым инстинктом, то есть потребностью сексуального контакта. «Я» определяет, при каких условиях и когда будет реализован этот контакт. Это означает что «Я» обладает способностью сдерживать и управлять «Оно», что является залогом внутреннего психоэмоционального равновесия.
«Сверх-Я» берет свое начало в «Я» и является своеобразной базой, где хранятся моральные законы и правила, ограничивающие личность и запрещающие некоторые действия. По мнению Фрейда, в задачу «Сверх-Я» входит выстраивание идеалов, самонаблюдение и совесть.
Все вышеперечисленные структуры имеют важную роль в развитии человеческой личности. Они поддерживают тонкий баланс между опасностью, связанной с неудовольствием и стремлением, что ведет к удовлетворению.
Энергия, берущая свое начало в «Оно», отражается в «Его». Задачей «Сверх-Я» является определение границ действия этой энергии. Следует обратить внимание, что требования внешней реальности могут отличаться от требований «Сверх-Я» и «Оно». Данное противоречие является причиной развития внутренних конфликтов. Для решения подобных конфликтов используются следующие способы:
- сны;
- компенсация;
- сублимация;
- защитные механизмы.
Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что сны являются воссозданием человеческих желаний, которые не могут быть реализованы в реальности. Повторяющиеся сны четко указывают на наличие нереализованных стимулов. Нереализованные стимулы мешают самовыражению и психологическому росту.
Сублимация – механизм перенаправления сексуальной энергетики на те цели, что одобрены в социуме. К таким целям относятся интеллектуальные, социальные и творческие виды деятельности. Сублимация является одним из защитных механизмов человеческой психики, а созданная ей энергия является основой цивилизации.
Тревожность, вызванная неудовлетворенными желаниями, может быть нейтрализована при помощи прямого обращения к внутреннему конфликту. Поскольку внутренняя энергия не в силах найти выход, необходимо перенаправить ее на преодоление имеющихся преград. Помимо этого, необходимо снизить последствия, которые могут предоставить эти преграды и компенсировать неудовлетворенные стимулы. Примером подобной компенсации является идеальный слух, у людей с нарушениями в работе зрительных органов.
Человек, страдающий от недостатка определенных навыков, и желающий добиться успеха, может достичь поставленной цели благодаря напористости и непревзойденной работоспособности. Но существуют примеры, когда возникшее напряжение может исказиться из-за работы особых защитных механизмов. К таким механизмам относятся:
- изоляция;
- подавление;
- гиперкомпенсация;
- отрицание;
- проекция;
- регрессия.
Пример работы этих защитных механизмов следует рассматривать на ситуации с неразделенной любовью. Подавление этих чувств можно выразить фразой «Я не помню этого чувства», механизм отвержения выражается в виде «Любви нет, и не было», а изоляцию можно описать как «Я не нуждаюсь в любви».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель нашей работы на тему «Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности » можно считать достигнутой.
Одной из популярных теорий личности является психодинамическая теория личности З. Фрейда. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга.
По мнению Фрейда, человеческая психика безгранична.
Теории личности – это своего рода организованные попытки расширить понимание поведения человека в рамках психологии. Учение Фрейда прославилось, прежде всего, тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, «преисподнюю» психики. Значение теории личности для познания человека состоит в проникновении в его бытие на большую глубину, чем классическое сознание, т.е. мысль, понимаемая как объективное познание и как представление. Психоаналитическая теория личности Фрейда может послужить примером психодинамического направления в изучении особенностей человеческого поведения. В рамках этого направления поведение человека регулируется неосознаваемыми психологическими конфликтами.
При ближайшем рассмотрении теории психоанализа выясняется наличие трех элементарных, взаимозависимых и восполняющих друг друга частей: «Оно» или сознательного, «Я» или предсознательного, «Сверх-Я» или бессознательного.
Фрейд описал переход психических процессов к осознанию. Фрейд утверждал, что самые значимые психические события имеют место именно в области бессознательного, которая в свою очередь, характеризуется инстинктивной по природе и «оторванной» от реальности. В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: ИД, эго и суперэго.
Многие современные ученые часто подвергают критике теорию Зигмунда Фрейда. Однако на сегодняшний день, те понятия, что были введены в обращение этим ученым, являются своеобразной базой науки психологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеев П.В. Мировоззрение З. Фрейда – М.: Философские науки, 2013. – 255 с.
- Браун Дж. – Психология Фрейда и постфрейдисты – Киев, 2014. – 399с.
- Лейбин В. М. Психоанализ. СПб.: Питер, 2013. – 576 с.
- Фрейд З. – Введение в психоанализ. – М.: Азбука, 2016. – 554с.
- Фрейд З. – Психоанализ, религия, культура – М.: Ренесанс, 2013. -296с.
- Фрейд З. – Толкование сновидений – СпБ: Азбука, 2017. – 507с.
- Фрейд З. Тотем и табу. // Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. – М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2017. С. 363 – 528.
- Фрумкина Р. М. Психолингвистика. – М.: ИЦ Академия, 2017. – 320 с.