автор: Глущенко Виктория Анатольевна

учитель начальных классов Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение “Школа № 88 городского округа Донецк” Донецкой Народной Республики

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ НАЧИНАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

УДК 378.14

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ НАЧИНАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

Глущенко Виктория Анатольевна, учитель начальных классов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения 

“Школа № 88 городского округа Донецк” Донецкой Народной Республики

 

Аннотация. В статье обозначены ключевые особенности профессиональной адаптации неопытных учителей начальных классов. Рассмотрены часто встречающиеся проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов, а также охарактеризованы пути их решений.

 

Ключевые слова: наставничество, учитель-наставник, профессиональная адаптация.

 

Актуальность статьи. Система образования Донецкой Народной Республики после ее вхождения в состав Российской Федерации претерпевает изменений не только в рамках процесса обучения, но и в требованиях к профессиональной деятельности учителя начальных классов. Это связано с тем, что при любых обстоятельствах учитель остается ключевой фигурой образовательного процесса.

В обозначенных реалиях молодой специалист требует быстрой и многоаспектной адаптации к профессиональной деятельности. 

Анализ последних исследований и публикаций по данной проблеме. Вопросами профессиональной адаптации педагогов в своей научной деятельности занимались такие исследователи, как: Е.И.Билитюк, Л.Л.Лашкова, Н.И.Окунева, А.Ю.Мельник, С.А.Сопоев, В.Н.Соловьев, Е.Г.Черников и др.

Цель статьи – охарактеризовать практические способы, методы и мероприятия, способствующие реализации положительной профессиональной адаптации молодых учителей начальных классов.

Изложение основного материала (исследования). В педагогической литературе профессиональная адаптация молодого учителя рассматривается как овладение им определенного рода умений и навыков, необходимых для осуществления педагогической деятельности, а также формирование ряда профессиональных личностных качеств и развитие стабильной мотивации [2, c.512].

Характерными особенностями профессиональной адаптации педагогов без опыта работы, по мнению В.Н.Соловьева, являются следующие критерии педагогической деятельности [5, c.83]:

1) компетентность, мотивы и интересы;

2) направленность;

3) желание самосовершенствоваться, саморазвиваться и самообразовываться. 

Выделяют следующие аспекты профессиональной адаптации начинающих учителей начальной школы:

1) организационный – изучение аспектов профессии педагога в действующей системе управления образовательного учреждения, овладение положениями нормативной правовой базы, социально-экономическими, морально-психологическими и организационно-управленческими знаниями, умениями и навыками;

2) психофизиологический – реализация педагогической деятельности в зависимости от существующих физических и психологических нагрузок и физиологических условий труда;

3) профессиональный – освоение должностных обязанностей в соответствии с профессиональными этическими нормами;

4) социально-психологический – построение личностных и профессиональных взаимоотношений с педагогическим коллективом.

Начиная свою педагогическую деятельность, молодой специалист, в частности учитель начальных классов, испытывает ряд трудностей [3, c.94-95]: 

1) немотивированность в осуществлении своих должностных обязанностей;

1) недостаточная или отсутствующая в целом мотивация к работе в образовательном учреждении;

2) недостаточная или отсутствующая методическая поддержка более опытных коллег;

3) неудовлетворенность уровнем заработной платы;

4) нежелание молодого учителя к постоянному профессиональному совершенствованию;

5) трудности при изучении нормативно-правовой базы образовательного учреждения;

6) проблема психологической готовности по решению проблемных задач взаимодействия педагога, обучающихся и их родителей;

7) социальная адаптация, построение межличностных и профессиональных отношений в коллективе образовательного учреждения;

8) отсутствие умений и навыков к самоанализу и рефлексии собственной профессиональной деятельности;

9) проблема организации собственной деятельности в условиях введения новых стандартов и повышения требований к квалификации учителей.

Администрация образовательного учреждения, в первую очередь, обеспечивает начинающего учителя, в частности, учителя начальных классов, постоянной помощью и поддержкой более опытных коллег. Помимо того, молодому специалисту нужно наглядно продемонстрировать перспективы карьерного роста, особенности членства в профсоюзном объединении. 

Адаптационная деятельность в образовательном учреждении начинается со знакомства с:

1) педагогическим коллективом;

2) системой управления и правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения;

3) локальной документацией (устав школы, нормативные правовые акты различного характера, должностные инструкции, и др.);

4) первичным и вводным инструктажами на рабочем месте. 

Ключевая роль, в первую очередь, в этом отводится педагогу-наставнику. Именно он знакомит молодого специалиста с основными действиями учителя начальных классов, степенью ответственности педагога за результаты своей работы.

Действующие на территории школы методическая и психологическая службы также способствуют положительной профессиональной адаптации неопытного педагога. Ими предоставляется помощь по вопросам методики преподавания, специфики образовательного процесса и оценивания учебных результатов школьников.

Важным моментом в профессиональной адаптации является построение межличностных и профессиональных взаимоотношений с педагогическим коллективом. Этому способствуют такие виды деятельности, как:

1) участие в конкурсах профессионального характера;

2) повышение квалификации;

3) работа в творческих группах;

4) освоение новых педагогических технологий и др.

Помимо того, в период адаптации молодого специалиста в соответствии с составленным графиком администрацией, педагогом-наставником и другими коллегами посещаются уроки и воспитательные мероприятия, проводимые новым сотрудником. Начинающий учитель также вправе посещать уроки других педагогов по их приглашению.

При правильно организованной работе по профессиональной адаптации молодого специалиста данный процесс проходит в благоприятной атмосфере и является результативным.

Завершающим и проверочным этапом считается прохождение аттестации, подтверждающей уровень его квалификации.

Выводы. Таким образом, вопросы профессиональной адаптации молодых учителей начальных классов к их трудовой деятельности в образовательном учреждении актуальны, как и для большинства неопытных специалистов. 

 

Список литературы.

  1. Гонина, О.О., Ильченко, С.В. Актуальные аспекты эффективной системы адаптации персонала / О.О.Гонина, С.В.Ильченко // Бизнес и дизайн ревю. – 2018. – №3(11). – С.8-15.
  2. Коноваленко, К.В. Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения / К.В.Коноваленко // Молодой ученый. – 2013. – №10. – С.512-514.
  3. Лашкова, Л.Л. Профессиональная адаптация выпускников педагогических вузов в образовательных организациях / Л.Л.Лашкова // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития: материалы Всерос.науч.-практ.конф. (с междунар. участием), 1 апр. 2015; сост. и науч.ред. Н.В.Абрамовских. – Сургут: РИО СургПУ, 2015. – С.93-96.
  4. Синебрюхова, В.Л. Адаптация молодых специалистов к профессиональной деятельности учителя начальных классов: проблемы и пути решения / В.Л.Синебрюхова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2017. – №1(46). – С.15-19.
  5. Соловьев, В.Н. Адаптация молодого специалиста к профессиональной деятельности / В.Н.Соловьев // Современные проблемы науки и образования. – 2004. – №3. – С.82-84.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ НАЧИНАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram