автор: Голушко Нина Ивановна
Учитель начальных классов МБОУ ООШ №3 г.Мыски, Кемеровская область
Урок русского языка в 4 классе по теме «Однородные члены предложения. Однородные подлежащие и сказуемые»
Урок русского языка в 4 классе по теме «Однородные подлежащие и сказуемые»
Цели урока:
ознакомить с признаками однородных членов предложения; развивать умение распознавать однородные подлежащие и сказуемые, связанные с помощью союзов и бессоюзной связью; конструировать предложения с однородными главными членами предложения;
обогащать словарный запас учащихся посредством введения новых слов; формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей); делать выводы о значимости данной темы в русском языке;
работать над выработкой орфографической зоркости, развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать коммуникативную культуру.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование:
презентация «Предложения с однородными членами предложения. Однородные подлежащие и сказуемые»;
схемы предложений с однородными членами с союзами и без союзов;
дидактический раздаточный материал;
карточки для дифференцированного индивидуального задания;
учебник «Русский язык» 4 класс. Авторы – Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина,М., «Астрель».
Планируемые результат:
Предметные:
Понимать что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые.
Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.
Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет.
УУД:
Личностные:
уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные:
Уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами предложения; уметь составлять предложение с однородными подлежащими и сказуемыми; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Вдохните, улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. А теперь улыбнитесь гостям. Слайд 1.
Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
2.Актуализация опорных знаний.
1. Словарно-орфографическая работа. 2. Выделение грамматической основы предложения. Повторение знаний о предложении |
Слайд 2.
1. – Что видите на слайде? Что можно с ними сделать? – Объясните буквы на месте пропусков: осв.тило, лучиками, со.нце, п.лянку, за.грало, р.ки, на глади – Можно ли все эти слова собрать в одно предложение? Запишите предложение. Проверка на слайде. Солнце осветило полянку, заиграло лучиками на глади реки.
– Вы встречались с таким явлением в предложениях? – Известно ли вам, как называются такие члены предложения? – Определите тему урока. Слайд 3. – А что вы уже знаете о предложениях? |
Слова , предложение.Определяют тему урока. |
|
– Сегодня мы познакомимся со строением предложений с несколькими подлежащими или сказуемыми, которые выполняют однородные (одинаковые) функции.
– Что значит «однородные»? Ученик объясняет значение слова «однородные». Поставьте задачи на урок. Наши задачи на уроке: (Слайд 4) – научиться находить в тексте однородные подлежащие и сказуемые; Знакомство с оценочным листом. 1-я оценка –Что нужно знать для того, чтобы решить все поставленные на урок задачи? |
Работают со словарём.
Ставят задачи на урок. Знакомятся с оценочным листом, ставят 1 оценку. Признаки однородных членов |
|
а) Поработаем редакторами (слайд 5). Кто такие редакторы?
Что видите на экране? Какие речевые недостатки заметили? Ласточки осенью улетают в тёплые края. Составьте из данных предложений одно, следите за сохранением смысла передаваемой информации. 1 – Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края. – Запишите в тетрадь первый вариант предложения. Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края. – Найдём грамматическую основу предложения. Кто? ласточки, грачи, дрозды – Уточним сведения о главных членах предложения – подлежащих. (слайд 6): – Мы с вами определили признаки однородных членов. Сделайте вывод. б) Работа с учебником – Прочитайте правило на странице 102, 1 часть. в) Продолжим редактирование текста. (Слайд 8). Перед отлётом они волнуются. Ваш вариант исправленного текста: 1 – Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся. – Запишите в тетрадь первый вариант предложения. Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся. – Найдём грамматическую основу предложения. Кто? они – Уточним сведения о главных членах предложения – сказуемых. – Мы с вами определили признаки однородных членов. Сделайте вывод. Слайд 9. г) Работа с учебником – Прочитайте правило на странице 102, 2 часть. -Правильные ли мы сделали выводы? Проверка. Оценивание по пункту 2. |
Читают предложения, находят речевые ошибки, составляют из 3-х предложений одно, записывают, находят грамматическую основу, отвечают на вопросы, анализируют, рассуждают, делают вывод.
Вывод: В предложении три подлежащих отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно сказуемое. Такие подлежащие называются однородными. (Слайд 7) Вывод: В предложении три сказуемых отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно подлежащее. Такие сказуемые называются однородными. Оценивают себя по пункту 2. |
5. Физкультурная минутка
(Слайд 10) |
Выполните указанные в физкультурной минутке действия.
Мы немного отдохнём, |
|
6. Первичное применение знаний | – Продолжим работать с предложениями, содержащими однородные подлежащие и сказуемое. – Учебник, стр. 102, упр. 229. – Чтение задания к упражнению. – Кто знает, кто такой натуралист?Словарь иностранных слов русского языка так определяет лексическое значение слова натуралист (слайд 11): Натуралист – (из франц. языка) – человек, исследующий и изучающий природу, мир животных и растений. Школьный толковый словарь объясняет значение слова зарисовка так: Зарисовка – это набросок с натуры, воспроизводящий увиденное в живописи, музыке, литературе. Познакомимся с зарисовкой писателя. – Чтение текста зарисовки. |
Работают со словарями.
Работают в паре. Оценивание по пункту 3. |
7. Домашнее задание
(Слайд 12) |
Домашнее задание будет опираться на текст упражнения 229. Запишите: упр. 230, учить правила или работа по карточке (выбрать карточку с заданием после урока) | |
8. Закрепление изученного
а) Чтение задания и текста зарисовки. б) Самостоятельная работа с 1 частью упражнения 231: записать предложения, подчеркнуть основу предложения. (Проверка). в) Познакомимся с зарисовкой 2 части |
– Продолжим работу. Рассмотрим упражнение 231. Слайд 13.
– Перечитаем 1 часть. Определите, какие однородные члены предложения в 1 части? (Однородные подлежащие). -Прочитайте информацию на стр. 103. – Слово снуют отмечено значком.
– Самостоятельная работа со 2 частью упражнения (запись предложений, подчёркивание основы предложения). Проверка по слайду. Оценивание по пункту 3. |
Работают по заданию учебника.
– Союз И показывает, что перечисление закончилось, тон голоса понижается. Об этом напоминает «Золотой ключик» Работают с толковым словарём учебника. Вспоминают понятие «метафора» Оценка по пункту 3. |
9. Конструирование предложений с однородными членами. | – Обратите внимание на схему в упр. 232. Как вы её понимаете?
Выберите одно предложение из упр. 231 и составьте схему однородных главных членов, отразив в них их свойства.(работают на листах) Проверка. Оценивание по пункту 4. |
Конструируют предложения с однородными членами.
Оценивают себя по пункту 4. |
10. Тренировочные упражнения в постановке запятых при однородных членах. |
– Отсутствие запятой может привести к непониманию и даже серьезным недоразумениям. Послушайте рассказ.(читает Катя) Девочке очень хотелось пойти в поход с друзьями, но бабушка не отпускала. Тогда девочка отправила телеграмму родителям в санаторий с той же просьбой и получила в ответ следующее: БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ В ПОХОД – Как понять этот текст? – Почему его можно понять по-разному? – Где бы вы поставили запятую и при каком решении родителей?
-Познакомьтесь с карточкой и определите задание. Слайд 14. За ночь зайчишки мои отогрелись высохли выспались плотно наелись. Дым поднимается кверху столбами вьётся редеет и вдаль улетает. Астры маргаритки розы росли вокруг дома. Проверка. Оценивание по пункту 5. |
Рассуждают о знаках препинания, делают вывод о их работе в предложении.
В парах выполняют задания на карточках. Оценивают себя по пункту 5. |
11. Итог урока. Релаксация
(Слайд 12) |
Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?
– Что нам помогло научиться находить однородные члены предложения? – Где нам могут пригодиться умения, полученные сегодня на уроке? – Хотите проверить, насколько прочно вы усвоили сегодняшнюю тему? Тест. Слайд 15. Раз вы это усвоили, то сможете определить, правильно ли составлены предложения с однородными членами. Слайд 16. В небе летают чайки, орлы и самолёты. Шёл дождь и два студента. – А если вы ещё в чём-то не уверены – не огорчайтесь. Это тема наших следующих уроков. У вас будет возможность разобраться во всём. |
(умение находить главные члены предложения, схемы, рассуждения)Выполняют задания теста. |
12. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | – Закончите предложения: Слайд 17.
• Я узнал, что … • Я понял… • Я смогу сам… • Мне понравилось…
– Оцените свою деятельность по 6 и 7 пунктам и выведите итоговую оценку. – Спасибо за работу на уроке! (Слайд 18) |
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Оценочный лист
|
|
в предложении однородные подлежащие и сказуемые |
4.Умею расставить знаки препинания
в предложениях с однородными членами |
5.Умею общаться
в паре |
6.Моя активность на уроке | Итоговая оценка
Зелёный – уверен, отлично Жёлтый – хорошо Красный – не уверен, нужна помощь |