автор: Голушко Нина Ивановна

Учитель начальных классов МБОУ ООШ №3 г.Мыски, Кемеровская область

Урок русского языка в 4 классе по теме «Однородные члены предложения. Однородные подлежащие и сказуемые»

 

Урок русского языка в 4 классе по теме «Однородные подлежащие и сказуемые»

 

Цели урока:

ознакомить с признаками однородных членов предложения; развивать умение распознавать однородные подлежащие и сказуемые, связанные с помощью союзов и бессоюзной связью; конструировать предложения с однородными главными членами предложения;

обогащать словарный запас учащихся посредством введения новых слов; формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей); делать выводы о значимости данной темы в русском языке;

работать над выработкой орфографической зоркости, развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать коммуникативную культуру.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:

презентация «Предложения  с однородными членами предложения. Однородные подлежащие и сказуемые»;

схемы предложений с однородными членами с союзами и без союзов;

дидактический раздаточный материал;

карточки для дифференцированного индивидуального задания;

учебник «Русский язык» 4 класс. Авторы – Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина,М., «Астрель».

Планируемые результат:

Предметные:

Понимать что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые.

Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.

Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет.

УУД:

Личностные:

уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами предложения; уметь составлять предложение с однородными подлежащими и сказуемыми; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.

 

ХОД УРОКА

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
  • Организационный момент
Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Вдохните, улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. А теперь улыбнитесь гостям. Слайд 1.

Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
2.Актуализация опорных знаний.

1. Словарно-орфографическая работа.

2. Выделение грамматической основы предложения. Повторение знаний о предложении

Слайд 2.

1. – Что видите на слайде? Что можно с ними сделать?

– Объясните буквы на месте пропусков:

осв.тило, лучиками, со.нце, п.лянку, за.грало, р.ки, на глади

– Можно ли все эти слова собрать в одно предложение? Запишите предложение. Проверка на слайде.

Солнце осветило полянку, заиграло лучиками на глади реки.

  • – Подчеркните главные члены предложения. Что вы заметили?

– Вы встречались с таким явлением в предложениях?

– Известно ли вам, как называются такие члены предложения?

– Определите тему урока. Слайд 3.

– А что вы уже знаете о предложениях?

Слова , предложение.Определяют тему урока.
  • Сообщение темы, цели урока. Постановка проблемы.
– Сегодня мы познакомимся со строением предложений с несколькими подлежащими или сказуемыми, которые выполняют однородные (одинаковые) функции.

– Что значит «однородные»?

Ученик объясняет значение слова «однородные».

Поставьте задачи на урок.

Наши задачи на уроке: (Слайд 4)

– научиться находить в тексте однородные подлежащие и сказуемые;
– правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях;
– употреблять предложения с однородными членами в своей речи.

Знакомство с оценочным листом. 1-я оценка

Что нужно знать для того, чтобы решить все поставленные на урок задачи?

Работают со словарём.

Ставят задачи на урок.

Знакомятся с оценочным листом, ставят 1 оценку.

Признаки однородных членов

  • Поиск решения поставленной проблемы. Работа над темой урока
а) Поработаем редакторами (слайд 5). Кто такие редакторы?

Что видите на экране? Какие речевые недостатки заметили?

Ласточки осенью улетают в тёплые края.
Грачи осенью улетают в тёплые края.
Дрозды осенью улетают в тёплые края.

Составьте из данных предложений одно, следите за сохранением смысла передаваемой информации.

1 – Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края.
2 – Ласточки, грачи и дрозды осенью улетают в тёплые края.

– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.

Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края.

– Найдём грамматическую основу предложения.

Кто?   ласточки, грачи, дрозды
Что делают?    улетают

– Уточним сведения о главных членах предложения – подлежащих. (слайд 6):
– На какой   вопрос отвечают  подлежащие? (Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – сказуемому.)
– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)

– Мы с вами определили признаки однородных членов. Сделайте вывод.

б) Работа с учебником

– Прочитайте правило на странице 102, 1 часть.

в) Продолжим редактирование текста. (Слайд 8).

Перед отлётом они волнуются. 
Перед отлётом они кричат.
Перед отлётом они суетятся.     

Ваш вариант исправленного текста:

1 – Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся. 
2 – Перед отлётом они волнуются, кричат и  суетятся.

– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.

Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.

Найдём грамматическую основу предложения.

Кто?   они
Что делают?    волнуются, кричат, суетятся.

– Уточним сведения о главных членах предложения – сказуемых.
– На какой   вопрос отвечают  сказуемые? (Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – подлежащему.)
– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)

– Мы с вами определили признаки однородных членов. Сделайте вывод.

Слайд 9.

г) Работа с учебником

– Прочитайте правило на странице 102, 2 часть.

-Правильные  ли мы сделали выводы?

Проверка.  Оценивание по пункту 2.

Читают предложения, находят речевые ошибки, составляют из 3-х предложений одно, записывают, находят грамматическую основу, отвечают на вопросы, анализируют, рассуждают,  делают вывод.

Вывод: В предложении три подлежащих отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно сказуемое. Такие подлежащие называются однородными.

(Слайд 7)

Вывод: В предложении три сказуемых отвечают на

один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно подлежащее. Такие сказуемые называются однородными.

Оценивают себя по пункту 2.

5. Физкультурная минутка

(Слайд 10)

Выполните указанные в физкультурной минутке действия.

Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Вправо, влево поворот.
Дружно хлопаем руками – 1-2-3,
Дружно топаем ногами 1-2-3.
Тихо сядем мы за стол
И продолжим разговор.

6. Первичное применение знаний – Продолжим работать с предложениями, содержащими однородные подлежащие и сказуемое.
– Учебник, стр. 102, упр. 229.
– Чтение задания к упражнению.
– Кто знает, кто такой натуралист?Словарь иностранных слов русского языка так определяет лексическое значение слова натуралист (слайд 11):

Натуралист – (из франц. языка) – человек, исследующий  и изучающий природу, мир животных и растений.
Натуралистом могут быть писатели, путешественники, журналисты, умеющие заметить необычное в обычных предметах и явлениях, записать свои наблюдения для читателей.
– Мы будем работать с зарисовкой писателя Дмитрия Зуева. Как вы понимаете слово зарисовка?

Школьный толковый словарь объясняет значение слова зарисовка так:

Зарисовка это набросок с натуры, воспроизводящий увиденное в живописи, музыке, литературе.

Познакомимся с зарисовкой писателя.

– Чтение текста зарисовки.
– Назовите предложения, в которых употребляются при одном сказуемом два и более подлежащих. (1,2)
– Назовите предложения, в которых употребляются при одном подлежащем два и более сказуемых. (3,4)
– Обратите внимание на последнее предложение: сказуемые в нём выражены именами прилагательными: Что?  Утро.   Утро какое? Что о нём узнали?  Оно свежее и ясное.

Работают со словарями.

Работают в паре.

Оценивание по пункту 3.

7. Домашнее задание

(Слайд 12)

Домашнее задание будет опираться на текст упражнения 229. Запишите: упр. 230, учить правила или работа по карточке (выбрать карточку с заданием после урока)
8. Закрепление изученного

а) Чтение задания и текста зарисовки.

б)  Самостоятельная работа  с 1 частью упражнения 231: записать предложения, подчеркнуть основу предложения. (Проверка).

в)  Познакомимся с зарисовкой 2 части

– Продолжим работу. Рассмотрим упражнение 231. Слайд 13.

– Перечитаем 1 часть. Определите, какие однородные члены предложения  в 1 части?  (Однородные подлежащие).
– С какой интонацией произносятся? (С интонацией перечисления).
– Вслушайтесь в интонацию последнего предложения 1 части: понижается или повышается голосовой тон после союза и(Понижается)

-Прочитайте информацию  на стр. 103.

– Слово снуют отмечено значком.
– Стр. 131, работа с толковым словарём в учебнике.
– Как объяснить значение словосочетания «стеклянными крылышками»? Какое сравнение наблюдается – явное или скрытое? Как называется такой приём в литературе, когда присутствует скрытое сравнение? (Метафора)

 

Самостоятельная работа  со 2 частью упражнения (запись предложений, подчёркивание основы предложения).

Проверка по слайду.  Оценивание по пункту 3.

Работают по заданию учебника.

– Союз И показывает, что перечисление закончилось, тон голоса понижается. Об этом напоминает «Золотой ключик»

Работают с толковым словарём учебника.

Вспоминают понятие «метафора»

Оценка по пункту 3.

9. Конструирование предложений с однородными членами. – Обратите внимание на схему в упр. 232. Как вы её понимаете?

Выберите одно предложение из упр. 231 и составьте схему однородных главных членов, отразив в них их свойства.(работают на листах)

Проверка.  Оценивание по пункту 4.

Конструируют предложения с однородными членами.

Оценивают себя по пункту 4.

10. Тренировочные упражнения в постановке запятых при однородных членах.
  1. Как вы думаете, так ли важны знаки препинания в предложении?

– Отсутствие запятой может привести к непониманию и даже серьезным недоразумениям. Послушайте рассказ.(читает Катя)

Девочке очень хотелось пойти в поход с друзьями, но бабушка не отпускала. Тогда девочка отправила телеграмму родителям в санаторий с той же просьбой и получила в ответ следующее:

БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ В ПОХОД

– Как понять этот текст?

– Почему его можно понять по-разному?

– Где бы вы поставили запятую и при каком решении родителей?

  • Самостоятельная работа в парах.

-Познакомьтесь с карточкой и определите задание. Слайд 14.

За ночь зайчишки мои отогрелись высохли выспались плотно наелись.

Дым поднимается кверху столбами вьётся редеет и вдаль улетает.

Астры маргаритки розы росли вокруг дома.

Проверка.  Оценивание по пункту 5.

Рассуждают о знаках препинания, делают вывод о их работе в предложении.

В парах выполняют задания на карточках.

Оценивают себя по пункту 5.

11.  Итог урока. Релаксация

(Слайд 12)

Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

– Что нам помогло научиться находить однородные члены предложения?

– Где нам могут пригодиться умения, полученные сегодня на уроке?

– Хотите проверить, насколько прочно вы усвоили сегодняшнюю тему?

Тест. Слайд 15.
1. Однородные члены предложения….
а) отвечают на разные вопросы.
б) отвечают на один и тот же вопрос.
2. Однородные члены предложения….
а) зависят от одного и того же слова.
б) зависят от разных слов.
3. Однородные члены предложения….
а) связаны интонацией перечисления.
б) связаны по смыслу.
4.Укажи предложение с однородными членами?
а) Ребята на уроке изучали новую тему.
б) Ребята на уроке изучали, поняли новую тему.
Ответ: БААБ

Раз вы это усвоили, то сможете определить, правильно ли составлены предложения с однородными членами. Слайд 16.

В небе летают чайки, орлы и самолёты.

Шёл дождь и два студента.

– А если вы ещё в чём-то не уверены – не огорчайтесь. Это тема  наших следующих уроков. У вас будет возможность разобраться во всём.

(умение находить главные члены предложения, схемы, рассуждения)Выполняют задания теста.
12.  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – Закончите предложения: Слайд 17.

•  Я узнал, что … •  Я понял… • Я смогу сам… •  Мне понравилось…

  • Интереснее всего было… Я буду всегда… Мне хочется узнать…

– Оцените свою деятельность по 6 и 7 пунктам и выведите итоговую оценку.

– Спасибо за работу на уроке! (Слайд 18)

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

 

Оценочный лист

  • Умею определить тему урока и поставить учебные задачи
  • Знаю признаки однородных членов
  • Умею находить

в предложении однородные подлежащие

и сказуемые

4.Умею расставить знаки препинания

в предложениях

с однородными членами

5.Умею общаться

в паре

6.Моя активность на уроке Итоговая оценка

Зелёный – уверен, отлично

Жёлтый – хорошо

Красный – не уверен, нужна помощь

Урок русского языка в 4 классе по теме «Однородные члены предложения. Однородные подлежащие и сказуемые»