автор: Гончарова Ксения Александровна
Воспитатель МАДОУ “ДС №2 “Умка”
Технологии сотрудничества дошкольной организации с родителями как основа психолого-педагогического партнерства
Технологии сотрудничества дошкольной организации с родителями как основа психолого-педагогического партнерства
Гончарова К.А.
МАДОУ «Детский сад № 2 «Умка», воспитатель
Актуальность темы заключается в том, что в соответствии с ФГОС одной из важнейших задач в практике дошкольных образовательных учреждений является улучшение педагогической грамотности родителей посредством разнообразных форм работы. Решая эту задачу в настоящее время, необходимо не забывать о том, что главная ценность и основная социальная роль семьи в соответствии с Законом «Об образовании» ст. 18 – обеспечивать ребенку базовые потребности его безопасности и безусловном принятии его как личности. В этом смысле каждая инициатива воспитателя, направленная на семью ребенка, должна нацеливаться на оздоровление, обогащение, укрепление отношений и эмоциональной связи ребенка с близкими ему взрослыми (родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами). На современном этапе все общение педагога с родителями направлено на достижение здорового эмоционального климата в семье и формирование счастливых взаимоотношений ребенка с родственниками.
Сотрудничество и партнёрство как образовательные категории – это совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, получаемые всеми участниками этой деятельности. Социальное партнерство в образовании – совместное участие различных сторон в выработке и реализации программ, интеллектуальных продуктов для обучения и воспитания детей.
Не ставя под сомнение эффективность традиционных форм работы с семьей (родительские собрания, беседы, консультации и др.), в практике работы современных дошкольных учреждений хорошо зарекомендовали себя такие инновационные формы работы с семьей, как Интернет-консультации, видео-практикумы, видеоконференции, встречи с родителями в формате on-line. Основная направленность инновационного подхода к взаимодействию с различными категориями семьи заключается, в использовании инновационных технологий, исходным пунктом которых является информационная компетентность педагогов, овладение ИКТ-технологиями.
Процесс использования в системе дошкольных образовательных учреждений информационных технологий берет свое начало с 2001 года, когда согласно письму Минобразования РФ «Об информатизации системы дошкольного образования в России» использование новых информационных технологий предусматривает преобразование предметно-развивающей среды, создание новых, научно обоснованных средств для его развития. У данного проекта есть все необходимые ресурсы: специальные правительственные программы, всероссийские конкурсы, запрос со стороны родителей, наличие нормативно-правовой и научно-методической базы. Однако в целом, процесс информатизации дошкольных учреждений развивается медленно и связан с рядом проблем: материальных, кадровых, методических. [1]
Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на работу с различными категориями семьи, необходимо отметить, что использование ИКТ не противопоставляет традиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников, а дополняют и обогащают их. Такой дополнительный режим информационного взаимодействия не исключает использования традиционных форм работы с семьей через непосредственное «живое общение», а скорее обогащает и дополняет опосредованное взаимодействие с родителями в системе Интернет ресурсов и сайтов.
Использование ИКТ-технологий в работе с современной семьей – инновационный ресурс, который поддерживается педагогическим коллективом. Современное информационное пространство предлагает новые технологии, способные повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей. Внедрения ИКТ-технологий позволяет создать единое информационное пространство образовательного учреждения, т.е. системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, воспитатели, дети и их родители. В результате такого взаимодействия оперативно устанавливается обратная связь с семьей, повышается возможность оказания различным категориям семьи многопрофильной помощи, поддержки и сопровождения. [1]
Результаты проведенного анкетирования родителей в одной из групп МАДОУ «Детский сад «Умка» показали, что они нуждаются в проведении образовательных мероприятий, но в силу занятости вынуждены их не посещать. Приемлемой формой общения для них являются интернет – ресурсы. Формой проведения обучающих мероприятий для родителей могут быть выбраны инновационные методы: общение по What,s App, Viber, сайт ДОУ.
Практика использования ресурсов Интернета в ДОУ – это еще одна форма поддержания связи с семьями воспитанников, которая имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными:
– не требуется личный контакт с педагогами ДОУ, родители имеют возможность дистанционно общаться на наиболее проблемные темы, могут не спешить и сформулировать вопрос или осознать предлагаемый ответ и совет;
– возможность вернуться к прочитанному;
– воспитатели имеют возможность и время подготовиться, пересмотреть специальную литературу по проблеме, получить консультации у специалистов (педагога-психолога, учителя–логопеда и пр.);
– информация доставляется родителям лично и оперативно;
– информация наглядна, лучше усваивается;
– информация хранится в памяти компьютера, родители к ней неоднократно могут обращаться;
– Интернет обладает огромным информационным ресурсом. Правильная ориентировка родителей на самостоятельный поиск позволит сформировать грамотную родительскую общественность ДОУ, способную оказать помощь педагогам ДОУ.
Однозначно, сегодня существует объективная необходимость привлекать родителей к работе с информационными ресурсами – просвещенные родители, имеющие информацию и опыт общения в Сети с другими родителями, решающими те же проблемы здоровья, развития и воспитания своего ребенка, станут надежными союзниками ДОУ в разработке и реализации основной образовательной программы. [2]
Использование современной технологии коммуникации имеет еще один положительный момент – убеждает родителей в современном, качественном, инновационном характере воспитания в ДОУ.
Наличие сайта считается нормой и своеобразным учредительным документом ДОУ. Целью проекта было, в первую очередь, приучить родителей заходить на сайт детского сада, рассматривать его как «помощника» в организации взаимоотношений с ДОУ.
Для этого необходимо было соблюдение некоторых условий – приобщение родителей к работе сайта (анонсы, ссылки на сайт, консультации узких специалистов и т.п.) и своевременное обновление сайта, насыщение его актуальной информацией.
Таким образом, родителям были предложены посетить сайт МАДОУ «Детский сад №2 «Умка». Наибольший интерес (по количеству посещений) был вызван сменными фотовыставками детей и их работ – родители с удовольствием могли просматривать творчество своих детей, знакомясь параллельно с иной информацией. Большую популярность у родителей приобрел форум, который дает возможность побеседовать со специалистами и активными родителями, получить отзывы на работу педагогов, специалистов, администрации и социальных партнеров ДОУ. Форум удобен тем, что информация хранится довольно долго, родители будут иметь возможность многократно обратиться к информации.
Была создана и пользовалась большим спросом у родителей электронная библиотека, в которую входили современные публикации психолого-педагогической и методической литературы по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Важно отметить, что благодаря доступности вышеперечисленных ресурсов, родители смогут, в дальнейшем, предложить скорректировать систему работы, реализуемую в отношении собственного ребенка.
Открытость и доступность воспитательной, развивающей и оздоровительной работы с детьми может быть достигнута за счет внедрения новых коммуникационных технологий. Однако, для успешной реализации проекта требовалось соблюдение некоторых условий:
- Доступность Интернета и его ресурсов для всех педагогов ДОУ;
- Компетентность педагогов и специалистов ДОУ для работы в сети Интернет;
- Определение в ДОУ модератора – специального «наблюдателя» за контактами в информационном пространстве ДОУ, функциями которого являются внешний контроль за этикой общения в Сети, выдержанностью тематики, качеством предоставления информации родителям и общее поддержание интереса к информационным ресурсам;
- Заинтересованность со стороны администрации для развития данного направления взаимодействия с родителями. [3]
Эти условия были выполнены, что привело к эффективному взаимодействию с родительским составом группы, дало возможность сблизиться и наладить партнерские отношения. Об этом свидетельствуют повторные результаты анкетирования родителей на контрольном этапе исследования.
Значительно повысился уровень компетентности родителей в вопросах воспитания детей. По отзывам родителей, форма работы посредством интернет – ресурсов, была выбрана в связи с тем что это:
– удобно;
– актуально и современно;
– информативно;
– не требует личного присутствия родителя в группе;
– информацию можно сохранить для дальнейшего использования;
– участие в жизни группы происходит в режиме реального времени «здесь и сейчас».
Использование в организации деятельности воспитателя с родителями компьютерных технологий позволяет не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлекает большее количество задействованных в воспитании ребёнка близких ему людей к участию в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. [4] Итак, было доказано, что внедрение инновационных методов в технологию психолого-педагогического партнерства и сотрудничества ДОУ и семьи проходит более эффективно и имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными, что позволяет создавать единое образовательное пространство «детский сад-семья».
Список литературы
- Ганичева А.Н. Система подготовки специалистов дошкольного образования к взаимодействию с различными категориями семей // Современное дошкольное образование. – 2010. – № 4. – С.12–13.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М., 2003.
- Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М., 2011.
- Кораблёв А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе // Школа. – 2006. – №2.