автор: Гончар Татьяна Витальевна

Воспитатель МБДОУ города Мурманска № 127

“Семейные ценности и традиции”

 

«Семейные ценности и традиции»

 «Воспитание любви к родному краю, и родной культуре, к родному городу, к родной речи -задача первостепенной важности, и нет необходимости ее доказывать»

                                                                                                                                             Д. С.  Лихачев

Одной из приоритетных задач детского дошкольного учреждения является патриотическое воспитание.

В процессе образовательной деятельности у детей формируется представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой родине, своему Отечеству.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что с раннего детства детям свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них привязанность, уважение к окружающим людям и, прежде всего, к своей семье. Это первая и самая важная ступень формирования национальной идентичности, так как именно семья является хранителем традиций и обеспечивает преемственность поколений.

Изучение традиционных форм народной культуры с дошкольного возраста закладывает прочный фундамент для выявления в дальнейшем идеального типа отношений человека с природой, социумом.

Тесное сотрудничество детского сада с семьями воспитанников имеет огромное значение. Одна из задач детского сада – приобщение родителей воспитанников к сохранению традиций русского народа. 

Родители становятся активными участниками образовательных отношений. Для обеспечения возможности приобщения детей к народным традициям в моей группе создана развивающая предметно-пространственная среда. Вместе с родителями воспитанников организовала библиотеку красочных книг с русским народным фольклором и уголок театрализованной деятельности с различными видами театра по сюжетам русских народных сказок. 

Совместная работа с родителями воспитанников зародила традицию ежегодно проводить «Вечер русской сказки». Программу вечера определяют все участники образовательных отношений. Педагоги, воспитанники и их родители выбирают репертуар театральных постановок, подбирают костюмы и создают декорации.

 В каждом спектакле участвуют и взрослые и дети. 

Одной из эффективных форм работы в данном направлении является проведение различных досугов и развлечений.

 Ежегодно наряду с проведением традиционных утренников, посвященных календарным праздникам, в дошкольном учреждении проводятся такие мероприятия, как осенняя ярмарка, на которой дети и родители знакомятся с традициями проведения русской ярмарки: разучивают народные игры, песни, пляски, хороводы. В январе проводятся зимние колядки, где дети знакомятся с традициями их проведения, дома с родителями разучивают тексты; с ними ходят в гости к воспитанникам других групп детского сада. Нельзя не упомянуть и о Масленице, встреча которой также вошла в традицию в нашем детском саду. Родители помогают своим детям разучивать заклички, пекут дома блины для угощения, помогают организовать масленичное гулянье. Для ознакомления детей с традициями русских людей в моей группе совместно с родителями создан мини -музей «Быт и традиции русского народа», где собраны предметы быта, традиционно украшавшие русскую избу. Воспитанники других групп с удовольствием посещают музей, на базе которого проводятся мастер-классы по созданию русских народных кукол, тематические занятия и экскурсии, обыгрывание обрядов и традиционных праздников, продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация).

 Создание мини-музея способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях, помогает родителям оценить ценность соблюдения и сохранения традиций, передачи их своим детям. Приобщение детей к русской народной культуре способствует формированию у детей национальной идентичности.

Для формирования творческой личности и развития эстетических способностей в группе создан центр художественного творчества с русскими народными промыслами, оформленный в стиле народной росписи уголки с говорящим названием «Веселая Дымка», «Волшебница Гжель», «Путешествие в Городец». 

 Особую роль в формировании национальной идентичности через приобщение к народным традициям играет включение в образовательный процесс системы ознакомления дошкольников с региональными особенностями. Чем полнее и глубже будут знания воспитанников о родном крае, его жителях, природе, традициях, тем сильнее они будут ощущать духовную связь со своим народом.

Для знакомства с традициями родного края в группе создан центр «Патриотического воспитания» под названием «Мы на Севере живем».  Наглядные и информационные материалы помогают воспитанникам познакомиться не только с природой Кольского полуострова, но и с историей и традициями коренных жителей нашего края. Благодаря участию родителей в музейном проекте, их помощи в обогащении экспозиций, знакомство детей с традициями родного края осуществляется в интересной и современной форме. 

В суровом климате Кольского полуострова появление солнца после тяжелой полярной ночи является знаковым. Коренные жители Кольского полуострова превратили встречу небесного светила в праздник, ведь солнце на Руси всегда считалось символом семейного благополучия и успеха в делах. 

Есть традиция в нашем детском саду встречать солнце. Встреча солнца в детском саду традиционно проводится в форме спортивного досуга с проведением саамских и русских народных игр. Сценарии праздника разрабатываются с учётом советов и пожеланий родителей, возможностей представителей семей поучаствовать в мероприятии. Такая форма взаимодействия сближает всех участников образовательного процесса, активно формирует их чувство сопричастности, гордости и ответственности за свою малую родину. Таким образом, все вышеперечисленное позволяет через ознакомление воспитанников с народными традициями, традициями родного края развить духовную близость к народу, чувство единения с обществом и формирует национальную идентичность. 

 

“Семейные ценности и традиции”