автор: Григорьева Наталия Викторовна
Воспитатель МБДОУ “Детский сад №8” п.Ревда Мурманская область
Создание психологического комфорта в группе ДОУ в целях сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет, сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Психологическая готовность ребенка к ДОУ – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни.
Важным событием стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность – здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.
Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность ребенка. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия.
Ранний возраст является особенно уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям.
Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создавать атмосферу тепла, уюта, благожелательности и любви в группе. Ребёнок должен с желанием идти в детский сад и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация
Необходимым условием эмоционального благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.
В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому – то делают больше замечаний, кого – то чаще хвалят и т.п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.
Работа с детьми по формированию психологического комфорта включает в себя:
1.Овладение детьми языком эмоций: мимика, пантомимика.
Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций
Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации).
2.Коррекция агрессивности
Коррекция драчливости у дошкольников.
Снятие конфликтности в общении детей.
Снятие вербальной агрессии.
Преодоление импульсивности.
- Формирование у дошкольников уверенности в себе.
Снятие тревожности.
Коррекция страхов.
Формирование адекватной положительной самооценки.
Формирование у детей уверенности в собственных силах.
- Формирование социальных навыков у ребенка
Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека.
Овладение коммуникативными навыками.
Развитие эмпатии.
Развитие дружеских взаимоотношений.
- Формирование у дошкольников нравственного сознания и поведения
Формирование нравственного сознания.
Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне поступков.
Формирование умений детей конструктивно общаться со сверстниками.
Развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.
Практическая часть:
Мой опыт работы показал, что поведение ребёнка, процесс развития его эмоционального мира является серьёзным признаком в осознании мира маленького человечка и говорит о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Поэтому педагогам, воспитателям, родителям необходимо всегда налаживать близкие эмоциональные отношения с детьми.
Давайте представим, уважаемые педагоги, что мы ненадолго станем детьми и находимся в своём любимом саду.
Приветствие
Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.
Для того чтобы отвлечься, взбодриться, я хочу предложить вам поиграть со мной в одну очень интересную игру. В этой игре вам необходимо выполнять мои команды очень быстро. Итак, начинаем. В течении трех секунд, найдите себе партнёра и пожмите ему руку. Сейчас я буду говорить вам, чем вы будете очень быстро касаться своего партнёра:
Нога к ноге!
Нос к носу!
Щека к щеке!
Теперь очень быстро подберите себе нового партнёра и крепко сожмите руку. Поприветствуйте друг друга такими частями тела:
Правое колено к левому колену!
Правая ладонь к правой ладони!
Левое плечо к правому плечу!
Анализ: Скажите, как вам показалась наша игра?
Какие чувства вы испытали во время игры? (ответы).
Веселье, азарт, восторг, другими словами как назвать эти состояния? (Эмоции).
Возникает вопрос: Что же это такое — эмоции? (ответы).
Эмоции — это необыкновенный узорник чувств, ощущений, переживаний и волнений, благодаря которым ребенок взаимодействует с окружающей действительностью, параллельно понимая и осознавая её. Эмоции являются важнейшей частью психической жизни человека, и прежде всего ребенка».
-Все эмоции подразделяются на два вида.
-На какие? (положительные и отрицательные).
Все люди – существа эмоциональные. Но дети, по мере их небогатого жизненного опыта, могут намного ярче отображать свои эмоциональные проявления. Вследствие этого мы можем наблюдать отношение ребёнка к окружающей действительности, событиям, людям. Дети не способны прятать своих чувства и эмоций. Психологами установлено, что у детей происходят серьёзные преобразования в эмоциональной сфере, меняются взгляды на мир и взаимоотношения с окружающими людьми. Ребёнок ярко и естественно отзывается на все, что происходит вокруг него.
Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей.
Наши дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно. А многие свойства обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление.
Так как же мы можем подействовать на развитие эмоций у детей? (ответы). Самый действенный приём – это игры. Поэтому я предлагаю вам обратить внимание на игровые технологии. Но сначала хотелось бы вспомнить, какие эмоции мы знаем.
Игра «Угадай-ка!» и я хочу сейчас немного поиграть с вами.
Мои глаза слегка прищурены.
Уголки рта слегка приподняты
Я смеюсь. (Радость)
Глаза слегка сужены.
Уголки рта опущены.
Я плачу.
Я … (Грусть)
Мои брови нахмурены и сдвинуты.
Зубы стиснуты.
Губы плотно сжаты.
Ноздри расширены и дрожат.
Я сжимаю кулаки.
Я хочу ударить.
Я … (Злость)
Мои брови приподняты.
Рот слегка приоткрыт, округлён.
Глаза широко раскрыты.
Я восклицаю: «О-о-о!» или «Ах!»
Я … (Удивление)
Мои брови приподняты и слегка сведены к переносице.
Глаза очень широко открыты.
Я хочу защититься, спрятаться, убежать.
Я… (Страх)
Когда мне интересно, я сосредотачиваюсь.
Я смотрю внимательно на предмет.
Мои брови слегка сведены.
Я… (Интерес)
Я опускаю и отворачиваю голову в сторону.
Я прячу глаза.
У меня краснеет лицо, уши.
Я испытываю … (Стыд)
Игра «Весёлый светофор».
Светофор лежит на столе. Детям предлагается взять по одному понравившемуся кружку любого цвета, выражающее настроение и наложить его на светофор. Я обязательно фиксирую для себя, с каким настроением ребёнок пришёл.
Круг красного цвета означает, что у ребёнка плохое настроение, он грустит или печалится.
Круг желтого цвета означает, что у ребёнка спокойное, нейтральное настроение, без эмоций
Круг зелёного цвета – это, конечно же, веселье, радость, настроение прекрасное.
Если я вижу, что кому-то из детей необходима помощь, ласка, я делаю все, чтобы ребёнку было хорошо и комфортно.
В основном ребята предпочитают желтый и зеленый круги.
Я хочу пожелать вам сегодня, чтобы и у вас, уважаемые коллеги, от нашей встречи осталось только хорошее «зеленое» настроение!
Для того, чтобы снять напряжение, избавиться от отрицательных эмоций, укрепить дружеские взаимоотношения, использую игру.
Игра «Настроение».
Вначале мы с детьми на большом листе ватмана рисуем гуашью или красками свое настроение (в виде лужайки). Затем дети достают из корзины лепестки различных цветов. Каждый цвет соответствует какому-либо настроению, и все мы формируем один большой цветок на нашей лужайке. После окончания работы мы анализируем то, что у нас получилось, и выясняем, какое же настроение царит в нашей группе.
Можно предложить детям собрать цветок для ребенка, у которого плохое настроение, используя те цвета, которые поднимут ему настроение, сказать ему ласковые слова.
Для того, чтобы создать позитивной микроклимат в группе я использую в своей работе Игра «Ролевая гимнастика».
С помощью этих игр дети раскрепощаются, радуются, развивается актёрское мастерство, коммуникативная компетентность. Игры помогают познавать чувства другого существа, развивают эмпатию.
Пальчиковая игра «Пальчики работают».
(Выполнять одновременно двумя руками)
Палец толстый и большой в сад за сливами пошел. (Поднять большой палец, пошевелить им)
Указательный – с порога указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки. (Выполнять щелчки большим и средним пальцами)
Безымянный поедает. (Поднести безымянный палец ко рту)
А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает. (Постучать мизинцем по столу)
Игра «Раздувайся, пузырь»
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей.
Благоприятная эмоциональная обстановка зависит от психологического состояния взрослых. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, делать упражнения на расслабление, во всех отрицательных событиях искать позитив. Это поможет снимать излишнее эмоциональное напряжение.
Упражнение «Ваше настроение»
Цель: установить контакт с педагогами, снять напряжение.
Материалы: цветные карточки (по нескольку штук одного цвета).
Инструкция: чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Для этого вам нужно выбрать карточку того цвета, какой больше нравится в этот момент.
Далее ведущий трактует значение цвета
Рефлексия: предлагаю подумать, чем вызвано такое настроение. Желающим можно высказаться.
Карточки «Значение цвета»
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
Упражнение «Плюс-минус»
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.
Материалы: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал.
Рефлексия. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Не забывайте: работа – всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.
Для того, чтобы стимулировать положительные эмоции, исключить или снять негативные переживания, можно применять игру,
Игра «Волшебный пенёк».
Ребенку, у которого плохое настроение предлагается сесть на пенёк, а другие дети выполняют для него различные задания. Например, сказать грустному ребёнку все ласковые слова, которые они знают. Когда ребята подходят малышу, сидящему на волшебном пеньке, говорят ему ласковые слова, играют с ним, то от грустного настроения их товарища не остаётся и следа.
Игра “Волшебные солнышки”
Каждый участник рисует на листе бумаги солнце, в центре которого каждый из вас фломастером нарисует ту эмоцию, которую вы получили от нашего занятия.
Улыбка на лице как много это значит,
Когда смеются все, когда никто не плачет.
«Мешочек для крика». У меня этот мешок сшит из красной, непрозрачной ткани, украшен различными аппликациями, сверху пришит шнурок. Показ мешочка.
Итак, если ребенок агрессивен, дерётся, кричит, я даю ему мешочек, и предлагаю отойти в сторонку и громко покричать в мешок. Затем волшебный мешочек завязывается и убирается. Ребёнку даётся установка, пока мешочек у него, можно кричать столько, сколько захочешь, но если мешочек отпустил, то общаться с окружающими он должен со спокойно, обсуждая то, что произошло.
«Мусорное ведро».
В это ведро мы с ребятами выбрасываем все лишние, бесполезные, негативные проявления, которые нам мешают, и мы хотим от них освободиться.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам представить, что ненадолго мы с вами стали детьми. Сейчас мы с вами выполним это упражнение. (Ведро ставится в центр круга).
Как вы думаете, для чего люди используют мусорное ведро и зачем нужно всё время очищать его от мусора?
Правильно, если мы не будем избавляться от мусора, по постепенно займёт все пространство, будет трудно дышать, тяжело будет двигаться, в конце концов, так можно и заболеть.
То же происходит и с чувствами – у всех нас накапливаются разные чувства и мысли, которые зачастую бывают ненужными и бесполезными. Когда мы накапливаем в себе отрицательные эмоции, чувства, переживания, например, обиду, грусть или печаль, злость или ненависть. Для человека это не нужно, бесполезно, и даже может быть опасно для здоровья.
Я принесла вам бумагу разных цветов. Выберите себе любой цвет. Держа в руках бумажный лист, закройте на минуту глаза и представьте, что это ваши старые обиды, грусть, печаль, может злость или страхи… Можете смять их в комки или порвать на маленькие кусочки. Теперь выбросите в ведро все неприятные чувства, переживания, которые в вас накопились, и вы хотели бы от них освободиться. К примеру, я выбрасываю все свои опасения, комплексы и неуверенность, и мне становится легче. А что выбросите вы?
Что вы чувствовали, когда выбрасывали ваши обиды, грусть, гнев? Что вы чувствуете сейчас? Кому сейчас стало легче, радостнее, спокойнее? Из понравившейся бумаги можете сейчас сделать салют и подбросить высоко вверх. (Звучит музыка.)
С этим салютом вы передали свою частичку добра, искорку радости друг другу.
С помощью такого упражнения дети учатся избавляться от отрицательных эмоций, не оставлять их в себе, что, зачастую, очень сложно сделать нам, взрослым людям, но чему просто необходимо учиться.
В заключении хочется сказать, что основная задача создания эмоционального благополучия детей – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Ведь именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития личности в дальнейшем.
Успешная адаптация – залог физического и психологического, в том числе эмоционального благополучия ребенка.