автор: Грязнова Ирина Сергеевна

Воспитатель МАДОУ “Березка”

Рабочая программа “Умники и умницы”

 

                                                 

Рабочая программа “Умники и умницы”

                                              

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Паспорт программы………………………………………………………………3

2.Актуальность………………………………………………………………………4

3.Цели, задачи программы………………………………………………………… 4

4.Ожидаемые результаты……………………………………………………………5

5.Содержание программы………………………………………………………….6

6.Учебный план……………………………………………………………………..6

7.Описание форм и методов проведения занятий………………………………..6

8.Критерии и формы оценки качества знаний……………………………………8

8.Критерии оценки деятельности ребенка………………………………………..9

9.Организационное обеспечение реализации программы………………………11

10.Материально-методическое обеспечение…………………………………….12

12.Приложение…………………………………………………………………….13

 

Паспорт рабочей развивающей  образовательной программы

«Умники и умницы»

 

Наименование программы                                          

                                     «Умники и умницы»

Автор

программы

Воспитатель МАДОУ «Березка» И.С.Грязнова

Наименования учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Березка»
Адрес

учреждения

628484, Тюменская область,  Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Когалыма, ул. Ленинградская, д.55

Тел.:8(34667)-2-22-17

Цель

программы

Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Задачи

программы

    • Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
    • Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
    • Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
    • Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
    • Увеличить объем, внимания, памяти.
    • Развивать речь.
    • Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
  • Сохранение здоровья.
Ожидаемые

результаты

  • Знать гигиенические правила письма
  • Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.
  • Знать правильное расположение тетради и  карандаша при письме.
  • Уметь правильно держать карандаш.
  • Знать правила штриховки.
  • Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.
  • Знать правила работы с ножницами.
  • Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

 

Актуальность программы заключается в следующем:

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.

Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция – неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М. Лыков, Ю.Ф.Змановский, Н.Т.Терехова, А.В.Кенеман, М.Ю.Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О.Филиппова отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо-зрительно моторных координаций.

 

Цель программы: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Для решения поставленной цели были выдвинуты психолого-педагогические задачи, и определены направления работы, ориентированные на развитие ручной умелости у детей в разных возрастных группах. Система работы построена с учетом достижений в области педагогики и психологии, с сохранением традиций общественного дошкольного воспитания. В работе использовались современные методики и технологии разных авторов: И.А.Подрезова, Е.В.Колесникова, С.А.Калик, С.О.Филлипова, Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина.

Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение года, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 

Задачи программы:

  1. Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
  2. Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
  3. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
  4. Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
  5. Увеличить объем, внимания, памяти.
  6. Развивать речь.
  7. Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
  8. Сохранение здоровья.

 

Программное содержание для детей 5-6 лет:

  1. Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
  2. Продолжать работать над развитием слухо-зрительно – моторных функций, ориентировки на микроплоскости.
  3. Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
  4. Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
  5. Способствовать развитию психических процессов – внимания, памяти, мышления, воображения.
  6. Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
  7. Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

 

Ожидаемый результат:

К концу реализации программы дети должны знать и уметь:

  1. Знать гигиенические правила письма
  2. Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.
  3. Знать правильное расположение тетради и  карандаша при письме.
  4. Уметь правильно держать карандаш.
  5. Знать правила штриховки.
  6. Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.
  7. Знать правила работы с ножницами.
  8. Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

 

                                                

 

                                               

                                                  Содержание программы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование День недели Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в год
«Умники и умницы» вторник

среда

2 8 66

 

Длительность кружкового занятия: для детей старших  групп (5-6 лет) – 25 минут.

Место проведения  – групповая комната.

Форма обучения – специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнения по  развитию ручной умелости и подготовки руки к письму.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Для предотвращения перечисленных трудностей, мы организовали кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Эта услуга была востребована и у родителей детей нашего сада.

Формы и методов проведения занятий.

  1. Дидактические игры и игровые упражнения.
  2. Занимательные задания и игры-соревнования.
  3. Изобразительная и творческая деятельность.
  • наглядный метод обучения и метод практических действий.
  • ориентировочно-исследовательская деятельность.
  • методы проблемно-поискового характера.
  • моделирование и кодирование информации.

 

Подготовка руки к письму осуществляется в три этапа:

 

Критерии и формы оценки качества знаний.

1.Развитие мелкой моторики

  • Упражнения «Кольцо», «Зайчик» – пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу);
  • «Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера(оценивается быстрота, создание рисунка);
  • Завязывание шнурков разной величины;
  • Застегивание пуговиц (5шт) разного размера;

2.Ориентировка в пространстве

  • Зрительные, слуховые диктанты;
  • Д/и «Найди, где спрятано?»;

3.Срисовывание образца

  • Задания на листе бумаги в клетку, в линейку;
  • Дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение);

4.Штриховка

  • Выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм;
  • Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения;

5.Графический диктант

  • Задание по типу «Продолжи узор»;
  • Графический диктант Д.Б.Эльконина;
  1. Тест Керна Йирасика
  • Срисовывание фразы «Он ел суп»;
  • Срисовывание группы точек;
  • Рисование фигуры человека;
  • При оценке рисунка человека учитывается:
  • Наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
  • Наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
  • Способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

8.Вырезание ножницами

  • Вырезание силуэта предмета.
  • Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)

                              

Критерии  оценки деятельности ребенка.

За каждое правильное задание ставится 5 баллов

  • Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям  60-80 баллов
  • Средний уровень есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от 36 до 59 балла
  • Низкий бал задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.

Методы определения ведущей руки

Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:

  • Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
  • Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активныедействия, не ведущая рука держит пузырек.
  • Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит)..
  • Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
  • Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).
  • Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
  • Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
  • Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.
  • Не ведущая рука держит часы, ведущая выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
  • Переплетения пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
  • Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть не ведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
  • Вырезание ножницами по кругу. Ведущая рука та, которая держит ножницы

У детей ведущая рука формируется к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более, если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя.

Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.

В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания.  Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения – упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: фломастером, простым или цветным карандашами.

Все знания и умения полученные на занятиях кружка «Умники и умницы»  дети закрепляют в свободной деятельности. Для этого в уголке развивающих игр помещены тетради и листочки в клеточку, карандаши, образцы различных заданий из книжек издательства «Карапуз», «Готовим руку ребёнка к письму», «Математика в клеточку « и другие.

Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные свои фигуры.

Подготовка руки к письму.

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.  

Овладение строчкой.

Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

Пальчиковая гимнастика.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. «Пальчиковые игры»  очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше  6 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 – 7 минут.

Графические упражнения. Штриховка.

Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка – одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Не выходить за контуры фигуры.
  • Соблюдать параллельность линий.
  • Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
  • Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Вырезывание ножницами.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания – навыкам  резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.

Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения «видеть» предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры «Угадай, что рисую?», «Загадай, я отгадаю» (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

 

Организационное  обеспечение реализации программы.

1.Систематическое проведение занятий.

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество педагога с семьей.

 

Материально-техническое обеспечение.

Дидактический материал и техническое оснащение

Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель».

Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока…)

Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки…

Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.

«Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны…)

Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки.

Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.

Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов..)

Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.

Тематические иллюстрации.

К концу посещения кружка «Умники и умницы» мы предполагаем, что у детей будут сформированы следующие умения:

Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.

Ориентируется в пространстве и намикроплоскости.

 

Список литературы:

  1. Андриеш В.А., Зайцева И.А. Подготовка детей к школе.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.Гаврина С.Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму.
  3. Санкт- Петербург, 2010.
  4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.

     5.Завьялова Н.А. Интегрированный курс подготовки дошкольников, 2009.

  1. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л. Готовим руку к письму. – М.,2001.
  2. Бабаева Т.И. У школьного порога. М.: Просвещение,1993.
  3. Швачич Л.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй на этапе предшкольной

        подготовки детей. – Ст. Ленинградская, 2009.

     9.Рабочие тетради: «Учимся писать», «Готовим руку к письму», «Развиваем внимание»,

 «Развиваем  мышление». Изд. «Росмэн» 2010г.

  1. О. Узорова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе». Изд. «Астрель»  

           2002г.

     12.А. Герасимова «Тесты для подготовки к школе». Москва 2005г.

Приложение.

  1. Перспективный план работы по развитию ручной умелости и подготовки

руки к письму «Умники и умницы»

 

                                     Перспективный план работы

по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умники и умницы»

для детей 5-6 лет.

 

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя
                                                          ОКТЯБРЬ
Обследование руки

Выявить отклонения для дальнейшей работы.

«Капельки»

Капельки упали

на листок  тетради.

Точечками стали

на бумажной глади.

Уголки у клеточек

заняли неспешно,-

Острый карандашик

им помог, конечно.

Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.)

Рамки и вкладыши

Закрепить умения правильно держать карандаш и закрашивать без пробелов в определенном направлении.

«Дорожка»

Слева  направо

протянем дорожку:

От детского сада –

к родному порожку.

Не будет дорожка петлять,

загибаться, –

Мы не хотим на ней

потеряться

Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева – направо по разлиновке.

Штриховка

Овладение 3-мя видами штриховки на геометрических фигурах.

«Волны»

Гонит ветер волны, волны.

Хватит ветер.

Полно! Полно!

Успокойся, стань потише!

Волны сразу станут ниже!

Учить вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма.

Работа в тетрадях.

«Бусы»

Мы по линеечке

ниточку протянем.

В уголки клеточек

точки поставим.

Вот получились

на каждой из строчек

Бусы для мамы,

бусы для дочек.

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева – направо по разлиновке.

Пальчиковые игры  «Встреча», «Спит на льдинке целый день».

Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь

                                                     НОЯБРЬ
Математическая мозаика

Продолжить создание предметов и сюжетов из геометрических фигур.

«Вишни»

Вишни зреют между строк:

Раз кружок и два кружок.

Между ними – галочка, –

Разломилась палочка.

Учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов.

Конструирование из геометрических фигур.

Развивать воображение, сообразительность.

«Сливы»

Сливы могут появиться

и в тетрадях:

Посмотри!

Им поможем разместиться

В парных клеточках, внутри

Раз овал и два овал, –

Это каждый рисовал!

А теперь приладим крепко,

Лишь бы выдержала ветка!

Продолжать учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов.

Работа в тетрадях – «Продолжи узор».

Закрепление навыков работы в тетрадях, формирование образного мышления, развитие координации движений.

«Столбики»

Столбики  бывают

разной высоты.

Все они похожи

на палки иль шесты.

Карандаш уверенно

ведём от точки,-

Получились ровные

палочки –  шесточки.

Формирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке.

Игры «Магазин», «Сделаем узор», «Украсим кукольное пальто».

Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно – моторную координацию, глазомер.

Забор повалился!

Ветер подул,

и забор повалился!

Но не упал, лишь слегка

наклонился

Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали.

Работа в тетрадях.

«Колечки»

Колечки, колечки

нашли возле речки.

Обронили колечки

белые овечки:

Шли мимо осинки,

зацепились шерстинки,

Повисли на ветке,

соберём их, детки!

Закрепление навыков работы в тетрадях, формирование образного мышления, развитие координации движений. Формирование умения размещать внутри клеточки круг.

Пальчиковые игры: «В гости к пальчику большому», «Веточки на яблоньках»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

                                                       ДЕКАБРЬ
Рисование пальцами, ладошкой «Снежинки», «Воробей», «Мишка», «Слоник».

Развивать творческое воображение тактильную чувствительность.

«Зубцы»

Стена крепостная

в тетрадке растет.

По ней карандаш наш

неспешно идет.

Зубцы появляются

сразу  меж строчек,

Бойцы за них спрячутся

без проволочек.

Учить соединять углы клеточек по диагонали.

Елочные украшения изготовление игрушек, гирлянд, снежинок своими руками, с помощью трафаретов, силуэтов, ножниц.

Развивать репродуктивное и творческое воображение, память, мышление, зрительно – моторную координацию, глазомер.

«Кирпичики»

Запасаем кирпичи,

Плохо дома без печи!

Наберем их,  сколько нужно, –

И запечь возьмёмся дружно!

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вместе

(прямоугольники).

Игры с мелким строительным материалом.

Развивать ручную умелость, оптико-пространственное восприятие.

«Пирожки»

«Вот так славный пирожок!

Ты не ешь меня дружок!

Не в печи я подымался, –

из тетради показался».

Полукруг рисуют детки

на своих листочках в клетки.

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией.

Работа в тетрадях.

«Сливы»

Сливы могут появиться

и в тетрадях:

Посмотри!

Им поможем разместиться

В парных клеточках, внутри

Раз овал и два овал, –

Это каждый рисовал!

А теперь приладим крепко,

Лишь бы выдержала ветка!

Продолжать учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов.

Пальчиковые игры: «Заводные машинки», «Утречко», «Ножки идут по дорожке».

Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма.

                                                       ЯНВАРЬ
Штриховка косыми линиями.

«Огурцы»

Огурцы растут на грядках,

А ещё –  у нас в тетрадках.

Между строчек мы овалы

В клеточках нарисовали,

Положили на бочек,

В место хвостика – крючок!

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы).

Развивать умение штриховать в определенном направлении.

Работа в тетрадях.

«Морковь»

Из земли торчит пенек,

На затылке – хохолок.

Это – сладкая морковка,

Вниз растет ее головка,

Рассекая, словно клином,

Острым носом землю, глину.

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы и треугольники).

Работа в тетрадях.

«Свекла»

Вот сударушка свекла

Прилегла на грядке:

Нос уткнулся в мягкий грунт,

Над землею – пятки.

Побурела от жары,

Корочкой покрылась,

Распушила сверху хвост:

«Ох, как притомилась!»

Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (треугольники и овалы).

Работа в тетрадях.

«Помидор»

Что за красный там сеньор?

Он зовется – помидор.

У него лоснится бок,

Глаз не видно из–за щек,

На затылке – хохолок:

К завиточку завиток.

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги и овалы).

Пальчиковые игры: «Цветные ниточки», « В огороде за забором», «Колокольчик».

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

                                                        ФЕВРАЛЬ
Штриховка дугами.

«Репа»

Репа – как головка сыра –

Золотиста и красива!

А в земле не поместилась,

Боком к грядке привалилась,

Вниз спустила длинный хвост:

Он в земле продолжил рост.

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (дуги и овалы).

Поделки из проволоки.

Развивать мышление, воображение, сообразительность, глазомер.

Графический диктант.

Закрепить умение ориентироваться в тетрадях в клетку, развивать умение рисовать по клеткам в нужном направлении.

Оригами «Зайчик», «Грибок», «Птичка».

Закрепить умение изготавливать поделки из бумаги, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.

Графический диктант.

Работа в тетрадях.

«Зонтик»

Зонтик раскрываю,

слышится щелчок.

Половина круга,

ручка – как крючок.

На грибок похож он,

что растет в лесу.

От дождя защиту

я в руке несу.

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией.

Пальчиковые игры: «Цепочка», «Пекарь», «Скакалка»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

                                                         МАРТ
Штриховка волнистыми линиями.

Закрепить умение штриховать, соблюдая параллельность.

«Баклажан»

Баклажан весь посинел:

Бок на солнце перегрел.

Голову убрал в тенек:

«Ох! И жаркий был денек!»

Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги и овалы).

«Лук»

Снизу – кругло, вверх – остро,

А ещё – торчит перо:

словно маленький фонтан.

Он – мальчишка  – хулиган.

Про него и сказка есть, нам без слез его не съесть.

Нарисуем снизу челку,

Что похожа на метелку.

Вот какой он лук – лучок,

Желтый кругленький бочок.

Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (дуги и овалы).

Игры: «Цветок», «Составные картинки», «Нанизывание пуговиц», Шнуровка»

Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно – моторную координацию, глазомер.

«Тыква»

Тыква вроде бы из долек.

Только вот вопрос: из скольких?

Очень длинные овалы

для нее нарисовали.

Их приладили друг к другу,

Разместили все по кругу.

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги).

Работа в тетрадях.

«Чеснок»

Все зубки у чеснока

Разом сплющили бока,

Собрались тесней в кружок:

«Нарисуй меня, дружок!»

Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круг и  дуга).

Пальчиковые игры: «Четыре братца», « Волчок», « Где живет сапожник?».

Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма.

                                                       АПРЕЛЬ
Книжки- раскраски.

Закрепить умение штриховать всеми видами штриховки.

«Горох»

Редьке хвастался горох:

«Как защитник я неплох!

Не смотри, что хрупок с виду!

Я не дам себя в обиду!

Ведь стручки мои как меч,

Могут голову отсечь!»

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур(круги, дуги и овалы).

«Щавель»

Стрелы цель не поразят,

Их для щей сорвем мы с гряд.

Часть возьмем себе в тетрадку,

Там расставим по порядку.

Математический диктант.

Учить выполнять задания по клеточкам в тетради, развивать внимание, мышление.

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (треугольники).

Работа в тетрадях.

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур(круги, дуги и овалы).

Пальчиковые игры: «Зайчики и волк», « Строим дом», «Мальчик-пальчик, где ты был?».

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

Литература: Щербина С.В., Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать.

                                                       МАЙ
Графический диктант.

Закрепить умение ориентироваться в тетрадях в клетку, развивать умение рисовать по клеткам в нужном направлении.

Работа с ножницами.

Закрепить умение работать с ножницами, вырезать фигуры по контуру, делить фигуры на части.

Рисуем по клеточкам

Насекомых ::гусеница, бабочка, божья коровка, жуки, стрекозы;

животных: заяц, кошка, медведь, цыпленок, утенок, собака, черепаха.

природу: цветы, грибы, деревья;

окружающий мир: дома, пароходы, и разные предметы обихода.

Закрепляем умения, используя в качестве опоры клеточки. Зарисовать в них насекомых, животных, природу и предметы с окружающего мира. Из отдельных рисунков учим составлять не большую сюжетную картинку.

Графические диктанты.

Учить, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

Пальчиковые игры: «Вера Веревочка», «Часы», «Лакомка».

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

Обследование руки.

Выявление изменений.

Итоговая диагностика:

Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.

Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.

Сформированы графические навыки.

Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г., теста К.Йирасика, графических диктантов Д.Б.Эльконина, монометрическоготеста «Вырезание круга».

 

Рабочая программа “Умники и умницы”