автор: Гусакова Елена Николаевна
Воспитатель
ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД №381 Г.О. ДОНЕЦК» ДНР

Нравственно-патриотическое воспитание через приобщение к русской народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства

Нравственно-патриотическое воспитание через приобщение к русской народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства

                                                                                                                                     Гусакова Е.Н.

 

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, на первый план выдвигаются проблемы нравственно-патриотического воспитания. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка  – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Как писал К.Д. Ушинский, ни слова, ни мысли, ни поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования, только в них он слышал характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души и ее строя.

Воспитанию нравственно–патриотических  чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств — доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. 

Задача взрослых  прививать детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развивать в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам. 

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности. 

Знакомство детей только с устным народным творчеством без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего народа. Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Необходимо использовать наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.), которые  дают основную учебную информацию в виде чувственных образов, а слово педагога помогает их формированию и воспроизведению. «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины.

Через рассказ воспитателя, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций происходит первое знакомство детей с предметами старины. Взрослые помогают увидеть в произведениях народно-прикладного искусства, промысловой деятельности красоту и высокое мастерство их создателей, рассмотреть, почувствовать, как меняются со временем предметы быта, одежда. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть великого русского народа.

Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство это неразрывно связано с трудовой деятельностью людей. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники, с детства и до старости.

 Орудия труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилищ — все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением. Связь быта с трудом определила особенности художественного языка народного прикладного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий, они добивались высокого художественного исполнения.

Народное  творчество  проникает  во  все  уголки  нашей жизни. Изобразительное народное искусство, сильное образами, красками, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного. Народное искусство живет наблюдением за окружающей жизнью и природой, поэтому произведения искусства легко воспринимаются детьми.

Творцы народного искусства постоянно наблюдали за миром животных и растений, образы которых использовали в своем творчестве. Пониманию детей дошкольного возраста доступны работы декоративной росписи, резьбы, вышивки, искусство народной игрушки. Народная игрушка забавляет и радует ребенка, учит творчеству и труду, а также учит видеть и понимать окружающую его жизнь.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения.

 Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволит детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Именно   декоративно-прикладное искусство дает возможность приобщить детей к основам гражданственности. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. 

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы  приобщаем детей к родной культуре, воспитываем чувство патриотизма, помогаем им войти в мир прекрасного, учим видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаем потребность любить и радоваться жизни.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, с семьей. Знакомя родителей с проводимой в дошкольном учреждении работой, необходимо возбудить у самих взрослых, особенно молодых, интерес к истории собственной семьи, к тем занятиям, которыми славились представители старшего поколения. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению добрых семейных связей.

 

Нравственно-патриотическое воспитание через приобщение к русской народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства