автор: Демкина Ольга Ивановна

Воспитатель МКДОУ ДС №40 “Улыбка”

Роль арт-терапии в системе коррекционной помощи детям с ОВЗ.

 

 

 

 

      Роль арт-терапии в системе коррекционной помощи детям с  ОВЗ.

Развитие детей с ограниченными возможностями коренным образом отличается от развития их сверстников, воспитывающихся в нормальных семейных условиях и не имеющих отклонения в развитии. В результате жизни в полуизолированном мире дети с ограниченными возможностями приобретают такие нежелательные черты, как трудности в общении, замкнутость, недоверчивость, неспособность строить отношения с окружающими людьми и т.д.

Дети, с интеллектуальной недостаточностью, связанной с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства, но обладающие потенциально сохраненными интеллектуальными способностями, страдают нарушениями школьной адаптации с проявлениями патологии поведения.

Барьерами на пути развития детей «с проблемами» являются: социально педагогическая запущенность из-за воспитания в конфликтных семьях, где отсутствует один из родителей, или в таких приемных семьях, где создаются условия безнадзорности, и отсутствие творческих форм работы с детьми, направленных на самораскрытие личности. Неразвитость воображения, неспособность к долгому сосредоточению, скудный запас слов создают у этих детей трудности в вербальном самовыражении. Именно поэтому они нуждаются в тренировке способности к социальной адаптации, которая расширяет возможности приспособления личности, т.е. активной перестройки в связи с новыми, постоянно меняющимися требованиями, и выработки соответствующих адекватных форм поведения.

В связи с этим трудно переоценить роль арт-терапевтических занятий в процессе социализации ребенка с ограниченными возможностями, учитывая, что он овладевает способностью адаптироваться, приобретая жизненный опыт. И в большей степени преуспеть в этом ему помогает художественное творчество. При неустойчивом состоянии психики у детей, при дефиците такого индивидуального материала, когда воображение и зависит от опыта и дополняет его, интегрирующая и адаптационная роль детского художественного творчества проявляется особенно наглядно.

 В творческом проявлении ребенка участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т. д. Именно полифония человеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, морально- нравственных качеств, творческих способностей личности.


Психологический механизм творческого проявления представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др., составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны – операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п.

Благодаря творческой работе, с использованием арт-терапевтических методик, возрастают способности ребенка в области цветовидения, музыкального слуха, фонематических способностей.

          Арт-терапия предоставляет детям возможность свободно выражать свои                                     чувства, в том числе агрессивные, в безопасной, социально допустимой форме. Живопись, графика, лепка являются способами разрядки внутреннего напряжения, так часто возникающего у детей. Методы арт-терапии способствуют развитию и усилению внимания детей к своим чувствам, мыслям, эмоциям. В процессе художественного творчества дети учатся концентрировать свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внешних и внутренних конфликтов. У детей развивается наблюдательность (способность к внимательному, вдумчивому рассмотрению), внимание к предметным характеристикам, деталям и их взаимосвязям. Кроме того, обращение ребенка к личному опыту, привлечение ассоциативного материала в смежных видах искусств способствует развитию творческого воображения, сенсорных способностей (чувства ритма, линии, формы, пространства, фактуры, цвета).

Арт-терапевтические методы позволяют детям открыть в себе творческий потенциал, повышая, тем самым, свою личностную ценность, уверенность в себе, что в конечном итоге, содействует формированию положительной «Я- концепции».

Групповые занятия арт-терапией помогают детям с ограниченными возможностями строить взаимоотношения со сверстниками, активно участвовать в деятельности несущей полноту жизненных ощущений. Приобретаются навыки адекватного общения, позитивного отношения к окружающим, способности к предотвращению и преодолению личных конфликтов, снятие комплекса агрессии. У ребенка повышается внутренняя мотивация, самоконтроль, чувство личной идентификации.

Таким образом, арт-терапия, бесспорно, несет в себе значительный педагогический потенциал и является действенным средством формирования мотивации развития личности ребенка, благотворно сказывается на воспитании и развитии, позволяет им легче овладевать навыками общения со сверстниками и взрослыми, оптимизирует процессы социализации, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями к нормальным условиям жизни. Этот вид терапии по праву рассматривается сейчас как наиболее эффективный.

 

 

Роль арт-терапии в системе коррекционной помощи детям с ОВЗ.