автор: Марценюк Софико Группа 241, специальность “Преподавание в начальных классах”
Руководитель: Симухина Ольга Изосимовна преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области “Ангарский педагогический колледж”
Дипломный проект “Развитие воображения у младших школьников при изучении детских фантастических произведений” simuhina (программа факультатива)
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Ангарский педагогический колледж»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Дипломный проект
Развитие воображения у младших школьников при изучении детских фантастических произведений
(программа факультатива)
Ф.И.О. Марценюк Софико Дмитриевна специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» курс IV группа 241 Руководитель: Симухина Ольга Изосимовна, преподаватель высшей квалификационной категории, к.п.н. Рецензент: Зинчук Анна Адамовна, ЧОУ «Православная школа во имя святой троицы», г. Ангарск, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель высшей квалификационной категории. Работа допущена к защите: «_____» _____________________2018 г. ___________ О.М. Прыткова, заместитель директора по УР Отметка ____________________________ |
Ангарск, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 2 |
Список литературы | 17 |
Приложение (программа факультатива) | 20 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Младший школьный возраст – период впитывания и накопления знаний. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются», – так характеризует этот возраст Н.С. Лейтес [11].
Исследователи полагают, что особое внимание в процессе обучения необходимо уделять психолого-возрастным особенностям обучающихся.
Рассматривая особенности обучающихся, можно отметить, что на уроках литературного чтения при изучении, например, детских фантастических произведений, у них в большей степени формируется воображение. А именно через прочтение таких произведений обучающиеся воссоздают в своем сознании необычные образы, описанные тем или иным автором.
С помощью факультативных занятий, школа, в том числе начальная, решает задачи удовлетворённости запросов, обучающихся в более глубоком изучении отдельных предметов или их тематического содержания, интересующих обучающихся, также решает и задачи развития, например, воображения у обучающихся при изучении детских фантастических произведений.
Факультатив – это особая организационная форма учебно-воспитательной работы, отличающаяся и от урока, и от внеклассной работы, необязательные учебные занятия для всех обучающихся.
Как и уроки, факультативные занятия проводятся по утверждённой программе и плану, которые рассчитаны на весь учебный год (34 часа). Сами занятия должны быть включены в расписание, записи по их проведению отражаются в журнале факультативных занятий.
Факультативные занятия необходимо планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков, которые проводятся 1 раз в неделю. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий должен быть предусмотрен перерыв продолжительностью в 45 минут.
Вместе с тем, факультатив объединяет группу обучающихся на основе общих интересов, добровольности выбора этой формы обучения. На факультативных занятиях применяются некоторые формы и методы, характерные для уроков, в том числе классного и внеклассных чтения.
Мы считаем, что наиболее целесообразным решением в данном контексте образовательной деятельности обучающихся на сегодня является разработка программы факультатива по литературному чтению (по развитию воображения на основе изучения детских фантастических произведений), где развивается ряд воображение у обучающихся начальных классов и читательские умения.
При разработке дипломного проекта нами была определена методологическая основа:
– работа Рузской А. Г., Н.С. Лейтеса., Немова С. Р. по проблеме изучения воображения и его видов,
– труды М. И. Мещеряковой. В. Годшока об особенностях фантастики как жанра литературы,
– исследования О.В. Сосновской., М. А Рыбниковой И. Кудряшева по методике чтения и изучения произведений детской литературы, в том числе детских фантастических произведений.
Цель проекта: разработать программу факультатива для обучающихся 4 класса «Развитие воображения при изучении детских фантастических произведений в начальной школе».
Объект: процесс развития воображения обучающихся начальной школы в курсе литературного чтения.
Предмет: факультатив как форма развития воображения у обучающихся 4 класса начальной школы при изучении детских фантастических произведений.
Задачи:
- Изучить методическую литературу по исследуемой проблеме.
- Раскрыть особенности жанра фантастики и особенности чтения и изучения детских фантастических произведений в курсе литературного чтения в начальной школе.
- Проанализировать и отобрать материал для разработки программы факультатива по развитию воображения у обучающихся в курсе литературного чтения при изучении детских фантастических произведений в начальной школе.
- Разработать программу факультатива «Развитие воображения при изучении фантастических произведений в начальной школе» и частично ее апробировать.
Работа по созданию данной программы факультатива проводилось в 2 этапа:
1 этап – теоретико-аналитический;
2 этап – практический.
В ходе работы на первом (теоретико-аналитическом) этапе мы изучили и проанализировали понятие «воображение» и его виды. Также нами было изучены особенности развития воображения у младших школьников.
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью [13, с. 264].
У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения: воссоздающее – создание образа предмета по его описанию, творческое – создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом [13, 264 с]. В младшем школьном возрасте происходит активное развитие, в первую очередь, воссоздающего воображения.
Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения, – это переход к всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у детей образов к действительности. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, а также при чтении и прослушивании детских фантастических произведений.
А.Г. Рузская отмечает, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей степени и для младших школьников. Также по мнению Рузской: «фантазирование такого рода играет ещё значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но, тем не менее, оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность» [19, 148 с].
В сознании обучающихся соотносятся конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается. Реализм воображения, мы полагаем, предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.
Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью. Вместе с тем, именно эта способность в плане ее развития нуждается, по нашему мнению, в особом сопровождении со стороны учителя начальных классов в условиях образовательного процесса, особенно при чтении и изучении литературных произведений, в первую очередь фантастического характера.
Образовательная практика показывает, что отсутствие или уменьшение способности младшего школьника фантазировать обедняет его личность, снижает возможность творческого мышления, при этом гаснет его интерес к искусству, науке. Является очевидным, что фантазия обучающегося начальной школы, должна способствовать лучшему познанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию его личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.
Для выполнения этой задачи, мы полагаем, учителю необходимо помогать обучающемуся использовать его возможности воссоздающего и творческого воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности, в том числе через изучение детских фантастических произведений как на уроках литературного чтения, так и на факультативных занятиях.
В связи с вышесказанным мы считаем, что для развития воображения у обучающихся начальной школы необходимо создание определенных условий. Одним из таких условий является, мы полагаем, работа обучающихся в рамках факультатива соответствующего направления.
Также на первом этапе нами было изучено понятие «детская фантастика» и «детские фантастические произведения».
Определение жанра детской фантастики имеет довольно расплывчатые границы. Поэтому это направление в литературе мы предпочитаем называть сказочной или волшебной фантастикой, так как даже в самом нереальном мире должны быть свои законы, определённый порядок, а любое волшебное действие иметь объяснение, иначе теряется смысл, а большая история распадается на мелкие небылицы.
Проведя анализ литературы, мы пришли к выводу, что детская фантастика – жанр, схожий со сказкой, для которого характерны быстрая смена событий и занимательность, предполагающий создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.
Младшие школьники не зря так любят «волшебные» книги, ведь именно в этом возрасте происходит перелом в сознании: они ещё верят в чудо, но уже ищут своё место в этом многоликом взрослом мире. Это время для них полно открытий, перемен и ярких надежд, когда любая, даже самая нереальная мечта, кажется возможной и досягаемой. А фантастические (или фэнтезийные) книги, мы полагаем, развивают воображение, стимулируют творческое, независимое мышление, тренируют критический взгляд и, что самое важное для обучающихся – учат мечтать, чувствовать, наблюдать, творить.
Мы считаем необходимым подчеркнуть, что фантастика как жанр (в том числе детская) достаточно разнообразна. Этот жанр обладает собственным типом образности со свойственными ему высокой степенью условности, откровенным нарушением реальных логических связей и закономерностей. На наш взгляд, фантастика, в том числе детская, даёт писателю достаточно большие возможности: через призму волшебного мира гораздо чётче проступает реальность, новые идеи позволяют глубже осмыслить старое и общепринятое.
Сюжет детских фантастических произведений обычно имеет чёткий стержень, не даёт резких отступлений. Для него характерны, как правило, быстрая смена событий и занимательность.
Раскрытие характеров персонажей детских фантастических произведений осуществляется писателем предметно и зримо, через их дела и поступки, а младшего школьника больше всего привлекают действия героев. Требования к языку детских фантастических произведений для автора связаны с задачей обогащения словаря юного читателя. Можно сказать, что все отмеченные особенности и требования к произведениям детской литературы в полной мере свойственны и произведениям детской фантастической литературы.
Мы видим, что главная идея писателей-фантастов – подвести юного читателя к выводу о необходимости получения знаний в век прогресса. Анализ работ исследователей детской литературы показал, что, собирая необходимые для сочинения материалы, детские писатели-фантасты встречались с замечательными людьми наших дней: учеными, конструкторами, космонавтами. Результат встреч – произведения, повествующие о новые открытия наших дней, дающие возможность писателю свободно и легко рассказывать о сложных вещах [12].
Чтение и изучение фантастической литературы представляет собой обширный материал не только для обогащения знаний, но и для развития воображения обучающихся. Изучение детских фантастических произведений в начальной школе – это источник познания, как реального мира, так и неведомого нам мира фантастики и все возможных чудес.
Проанализовав примерную программу по литературному чтению и учебно-методический комплект по литературному чтению программы «Школа России», мы определили перечень произведений зарубежных и отечественных авторов-фантастов, писавших для детей. [1, 2, 3, 4, 6, 7, 10, 14, 21]
Нами также были отобраны и раскрыты особенности методов и приемов работы с детским фантастическим произведениям в курсе литературного чтения в начальной школе. Учитель начальных классов должен способствовать не только формированию интереса к чтению детских фантастических произведений, совершенствуя навык чтения, но и развивать одновременно воображение обучающихся.
При чтении и изучении детских фантастических произведений можно использовать аудио- и видеофайлы для того, чтобы прочувствовать всю атмосферу невероятного мира фантастики.
В процессе работы над детскими фантастическими произведениями младшие школьники учатся вникать в замысел фэнтези-произведения и объяснять его, анализировать отрывки из художественного текста, рисующие самые невероятные события, порой необычные словесные портреты героев, получают представление о речи этих героев как средстве их характеристики.
Нельзя не согласиться с мнением О.В. Сосновской, которая считает, что при обучении анализу произведения следует выстраивать аналитическую деятельность от текста к смыслу, то есть от формы к содержанию, что, работая над произведениями автора, важно опираться на принцип анализа структурной и содержательной сторон произведения [22, 56.]. Мы полагаем, что это относится и чтению изучению младшими школьниками детских фантастических произведений.
В младших классах основу анализа детских фантастических произведений составляют беседа и комментированное чтение. Поэтому, по нашему мнению, лучшим вариантом работы является путь не от анализа к тексту, а от текста к анализу.
Обучающиеся, нередко из-за невысокой техники чтения, не могут самостоятельно усвоить содержание не известных им ранее произведений, особенно сложно это при работе с детскими фантастическими произведениями, в которых, например, достаточное число непонятных слов и терминов, часто научно-технической направленности (их можно представить в рамках словарной работы, дав доступное, но адекватное толкование слов и терминов). Именно поэтому сначала рекомендуется, как и при работе с произведениями других литературных жанров, анализ идейно-тематического содержания произведения, а затем уже рассмотрение его художественных особенностей.
После прочтения текста обучающиеся должны не просто осмыслить содержание детского фантастического произведения, но и поставить перед собой цель, определить пути ее достижения: зачем и для чего они знакомятся и читают данное произведение. Затем младшие школьники обсуждают содержание данного произведения с учителем. При этом, параллельно с развитием воображения для обучающихся становится значимым мнение другого человека, таким образом, у обучающихся идет и усвоение ими коммуникативных универсальных учебных действий (работа в парах, в группах).
Мы выделили основные приемы развития воображения обучающихся на основе ознакомления с детскими фантастическими произведениям и предложили их к использованию в рамках реализации факультативного курса.
Например:
- сопоставление детского фантастического произведения с его реальной основой (этот прием поможет обучающимся увидеть различия между реальным и фантастическим миром), вместе с тем этот прием позволяет показать, что отражение это не зеркально, что художник преображает образы действительности, соединяет в искусстве жизнь и свое отношение к ней;
- прием «Изобретатель», который способствует развитию творческого воображения, его задачей является придумать новый способ передвижения или способ попасть в будущее, другой мир (такой прием можно использовать при чтении и изучении произведений А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» и Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», поскольку главные героини данных произведений попадают в другой, совершенно незнакомый им мир), при этом учитель может организовать деятельность обучающихся по созданию нового способа попасть в «Страну чудес» или «Изумрудный город»;
- прием «Немое кино», который способствует развитию воссоздающего воображения, его задача показать с помощью мимики и жестов персонажа или фрагмент детского фантастического произведения (этот прием можно использовать при чтении и изучении любого детского фантастического произведения).
По словам Рыбниковой М.А., выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения, в том числе фантастического, и является основным ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение младшего школьника заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование детского фантастического произведения [20, 234с.].
Необходимо отметить, что при изучении фантастических произведений для детей мы не можем и обойтись без творческого чтения, которое описано в системе методов Н. И. Кудряшева [8]. Целью его является активизация художественного восприятия и в начале изучения детского фантастического произведения, и после его анализа.
В числе приемов развития воображения, которые, по нашему мнению, являются продуктивными в работе с детскими фантастическими произведениями, можно назвать также следующие:
- комментированное чтение, которое помогает обучающимся посредством учителя узнать и высказать свои предположения по тем или иным понятиями, которые встречаются при чтении и изучении детских фантастических произведений, развитие воображения при использовании данного приема происходит из-за того, что у обучающихся возникает свой собственный фантастический образ предмета или явления который необходимо;
- беседа активно используется при анализе любого детского фантастического произведения на протяжении всего занятия, поскольку обучающиеся могут услышать разные мнения и взгляды сверстников на одно и тоже произведение, так как у каждого обучающегося на основе прочитанного возникает свое собственное видение сюжета или фантастический образ персонажей, а учитель не только общается с обучающимися по теме урока, но и может узнать, как они поняли и осмыслили произведение;
- творческие задания помогут младшим школьникам создать не только иллюстрации к выбранным эпизодам детского фантастического произведения, но и придумать свою концовку того или иного произведения, также обучающиеся могут попробовать сами создать свой волшебный фантастический мир (проект «Юный фантаст», где обучающиеся создают свою фантастическую сказку), что будет обеспечивать развитие творческого воображения.
Прием иллюстрирования детских фантастических произведений может применяться в двух вариантах: словесном и графическом, каждый из которых имеет большое значение для развития творческого воображения обучающихся.
Словесное рисование требует четкого воспроизведения картины с помощью слов, но ни в коем случае оно не должно превращаться в пересказ фрагмента произведения. Цель словесного рисования – приблизить к младшему школьнику образы фэнтези, «включить» детское воображение, сконструировать возникшие представления о предмете, герое или событии. Такая работа приучает обучающихся, на наш взгляд, тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления. При чтении детских фантастических произведений при минимальном описании, например, места действия, прием словесного рисования может стать, по нашему мнению, основным.
Кроме этого, изучение детских фантастических произведений должен осуществляться и посредством разного рода творческих работ (например, коллаж «Страна Чудес», аппликация, рисунок «Королевство кривых зеркал», сочинение «А если бы…», карта путешествия Гулливера в страну лилипутов»), значение которых заключается в том, чтобы образно и ярко «оживить» прочитанное, воссоздать его в воображении, предоставить обучающимся возможность понять поступки и характер персонажей.
В рамках второго (практического) этапа мы разработали программу факультатива по литературному чтению для обучающихся 4 класса «Развитие воображения у младших школьников при изучении детских фантастических произведений». Данная программа разработана по запросу МКОУ ЦО «Возрождение» в Куйтунском районе. Нами была определена ее структура и содержание: темы занятий, перечень детских фантастических произведений отечественных и зарубежных авторов (с учетом возраста обучающихся), определение содержания деятельности учителя и деятельности обучающихся, которые планируются исходя из специфики предмета, индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, педагогического мастерства учителя, материально-технических условий, спланированное количество часов, а также соответствующие планируемые учебные результаты.
Программа факультатива по литературному чтению для обучающихся 4 класса «Развитие воображения у младших школьников при изучении детских фантастических произведений» составлена на основе нормативно-правовых документов, обеспечивающих реализацию начального общего образования [15, 16, 17, 18].
Изучив нормативные документы и методические рекомендации, мы включили в программу факультатива по литературному чтению для обучающихся 4 класса «Развитие воображения у младших школьников при изучении детских фантастических произведений» следующие структурные компоненты:
- пояснительная записка, в которую включены общая характеристика курса, описание места курса в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания курса, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса, содержание учебного курса, сведения о материально-техническом обеспечении курса;
- календарно-тематическое планирование факультативного курса;
- электронное приложение.
Основой содержания факультативного курса по развитию воображения младших школьников мы выбрали детские фантастические произведения отечественных и зарубежных авторов. Отбор произведений был проведен нами в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, по рекомедации учителя школы МКОУ ЦО «Возрождение» Мурашовой О. А, с учетом примерной программы по литературному чтению в контексте раздела «Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе».
Цели программы факультатива:
– создание условий для развития воображения и интереса на основе чтения детских фантастических произведений;
– расширение литературно-образовательного пространства у обучающихся начальных классов;
– формирования самостоятельной читательской деятельности.
В содержании учебного курса программы факультатива определен ряд занятий. Работа по развитию воображения у обучающихся 4 класса основана на чтении и изучении детского фантастического произведения в течение 2 – 4 занятий. Например, на работу по развитию воображения при изучении произведения Кира Булычева «Приключение Алисы» отводится 3 занятия:
- ознакомление с самим произведением, осуществляется обсуждение сюжета произведения, характера персонажей, проводится работа обучающихся по сравнению нашей планеты с планетой Шелезяка (1 занятие);
- создание иллюстрации к произведению (2 занятие);
- участие в выставке рисунков (3 занятие).
Таким образом, учитель организует деятельность обучающихся по развитию их воссоздающего воображение у младших школьников с помощью сопоставление миров – реального и фантастического, представленного в детском фантастическом произведении.
К каждому занятию указана его цель, определено содержание деятельности учителя и обучающихся, название произведения и предполагаемый образовательный продукт. Например, цель занятия по теме «В гостях у Волшебника» по произведению А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» звучит следующим образом: развитие воссоздающего воображения через игру «Изобретатель».
К данному занятию раскрыто содержание деятельности учителя и обучающихся, что поможет учителю правильно спланировать занятие. Например, рассмотрим один из компонентов факультативного занятия.
Деятельность учителя:
1.Знакомит кратко с биографией Волкова А.М.
2.Организует чтение фрагмента произведения (чтение по цепочки).
3.Беседует с обучающимися по содержанию произведения, о характере персонажей.
4.Объясняет игру «Изобретатель»
Деятельность обучающихся:
1.Знакомятся кратко с биографией Волкова А, М.
- Читают фрагмент произведения (чтение по цепочки).
- Участвуют в беседе с учителем о содержании произведения и характере персонажей
- Придумывают различные способы попадания в Изумрудный город.
Помимо этого, указано оборудование, необходимое на факультативном занятии в деятельности как учителя, так и обучающихся.
Например, для занятия по теме «Что случилось с Алисой», для учителя обозначен один перечень оборудования, а для обучающихся – другой.
Для учителя: фрагмент текста произведения «Парализованные роботы» из произведения «Приключение Алисы», компьютер, проектор, электронное приложение программе.
Для обучающихся: фрагмент текста произведения «Парализованные роботы» из произведения «Приключение Алисы», тетрадь для творческих работ, ручка, линейка, карандаш, атлас по окружающему миру.
Образовательными продуктами могут быть:
- представление результатов игры «Изобретатель» (способы попадания в Изумрудный город);
- аппликации к произведению «Приключение Алисы»;
- проект словаря языка жителей Изумрудного города, на основе прочитанного;
- рисунок «Королевство кривых зеркал»;
- карта путешествия Гулливера в страну лилипутов;
- сочинение «А если бы…»;
- представление своего персонажа на основе чтение по ролям.
Также мы разработали электронное приложение к каждому занятию в рамках программы факультатива, которое представлено комплектом слайдовых презентаций. Данное электронное приложение отражает основные моменты каждого факультативного занятия. В содержание каждой слайдовой презентации вошли следующие рубрики: название занятие, фотография автора детского фантастического произведения, название произведения, незнакомые для обучающихся понятия и фрагменты из фильмов или мультфильмов.
Данная программа была частично апробирована нами в 4 классе на базе школы МКОУ ЦО «Возрождение» в Куйтунском районе. На занятии по теме «Алиса в картинках» в перед обучающимися стояла задача создать коллаж «Страна Чудес». С данной задачей обучающиеся отлично справились, но тем не менее результат данного занятия показал, что у обучающиеся недостаточно развито творческое воображение. Занятие оценено на высоком уровне, о чем свидетельствует отзыв учителя школы.
Программа факультатива по литературному чтению для обучающихся 4 класса «Развитие воображения при изучении детских фантастических произведений», на наш взгляд, будет способствовать не только развитию воображения, но и формированию читательского интереса и культуры речевого поведения.
ПАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
(Приложение)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Барри, Д. М. «Питер Пэн». [Текст] / Д. М. Барри. – М.: «Стрекоза» 2013. – 72 с.
- Белоусов, С. «Вдоль по радуге или приключение Печенюшкина» [Текст]/ С. Белоусов. – М.: «Дрофа Плюс» 2016. – 208с.
- Булычев, К. «Путешествие Алисы». [Текст] / К. Булычев. – М.: «Детская Литература» 2010. – 48 с.
- Велтистов, Е. С. «Приключение Электроника». [Текст] / Е. С. Велтистов. – М.: «Издательство «АСТ» 2015. – 160 с.
- Возрастные особенности младших школьников. – Режим доступа: http://womanadvice.ru/vozrastnye-osobennosti-mladshih-shkolnikov\
- Волков, А. М. «Волшебник Изумрудного города». [Текст] / А. М. Волков. – М.: «Дрофа Плюс» 2010. – 200 с.
- Губарев, В. Г. «Королевство кривых зеркал». [Текст] / В. Г. Губарев. – М.: «Махаон» 2015. – 286 с.
- Кудряшова, Н. И. Классификация методов и приемов обучения [Электронный ресурс] / Н. И Кудряшова// – Режим доступа: http://www.testsoch.net/klassifikaciya-metodov-i-priemov-obucheniya-v-v-golubkova-i-n-i-kudryashova/
- Кэрролл, Л. «Алиса в стране чудес». [Текст] / Л. Кэрролл. – М.: «Издательство «ЭКСМО». 2016. – 112 с.
- Лагин, Л. И. «Старик Хоттабыч». [Текст] / Л. И. Лагин. – М.: «Детская Литература» 2017. – 254 с.
- Лейтес, Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. [Электронный ресурс] / Н. С. Лейтес// – Режим доступа: http://www.persev.ru/book/ns-leytes-vozrastnye-predposylki-umstvennyh-sposobnostey
- Мещерякова М.И. – Неомифологическая проза в круге детского и юношеского чтения [Электронный ресурс] / Мещерякова М. И.// – Режим доступа: http://www.sf.mksat.net/litved/fant/me2.htm/
- Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — 4е изд. – Кн. 1: Общие основы психологии. [Текст] / Р.С. Немов. — М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС». -2003 – 623 с.
- Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. [Текст] – М.: «Просвещение». 2011. – 400 с.
- Российская Федерация. Закон Российской Федерации Об образовании в РФ [Электронный ресурс]: [от 29.12.2012 года №273-ФЗ] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974
- Российская Федерация. Концепции Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2017 года №1155-р.]. – Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/News/Nats-progr-chtenia.pdf
- Российская Федерация. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10» [Электронный ресурс]: [от 29.12.2010 г. №189]– Режим доступа: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html\
- Российская Федерация. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: [утв. приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922
- Рузская, Л. Г. Некоторые особенности воображения младшего школьника. [Электронный ресурс] / Л. Г. Рузская// – Режим доступа: http://pravoknigi.ru/pedagogika/155-hrestomatija-vozrastnaja-i-pedagogicheskaja-psih/4526-ruzskaja-lg-nekotorye-osobennosti-voobrazhenija-mladshego-shkolnika.html\
- Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения. [Электронный ресурс] / М. А. Рыбникова// – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=rybnikova_ocherki-po-metodike-literaturnogo_1963&bookhl
- Свифт, Дж. «Путешествия Гулливера» [Текст] / Дж. Свифт. – М.: «Альта-Принт». 2015. – 160 с.
- Сосновская, О.В. Теория литературы и практика читательской деятельности [Текст /.]. О. В. Сосновская. – М.: Академия, 2008. – 22 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Развитие воображения у младших школьников при изучении детских фантастических произведений»
(программа факультатива)
Автор-составитель: Марценюк Софико Дмитриевна
Пояснительная записка
Данная программа факультатива по литературному чтению для обучающихся 4 класса составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Примерной программы по литературному чтению. Данная программа разработана по запросу Муниципального казенного образовательного учреждения центр образования «Возрождение».
Программа факультатива определяет содержание и организацию факультативного занятия по литературному чтению.
Рабочая программа факультатива направлена на развитие воображения у обучающихся при изучении детских фантастических произведений в начальной школе.
Программа факультатива по литературному чтению «Развитие воображения при изучении детских фантастических произведений» разработана с учётом требований следующих нормативных документов:
– Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями);
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);
– Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (С изменениями на 29 июня 2015 г.)»
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10»;
– Концептуальные положения УМК «Школа России», образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей, особенностей образовательного учреждения;
– Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена: решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Цель:
– создание условий для развития воображения и интереса на основе чтения детских фантастических произведений;
– расширение литературно-образовательного пространства у обучающихся начальных классов;
– формирования самостоятельной читательской деятельности.
Общая характеристика курса
Факультатив способствует развитию воображения у обучающихся при изучении детских фантастических произведений и расширению читательского пространства, реализации дифференцированного и личностно-ориентированного обучения. Факультатив по литературному чтению для 4 класса направлен на развитие воображения и индивидуальных возможностей каждого обучающегося, его коммуникативных умений и воспитание младшего школьника-читателя.
Описание места курса в учебном плане
Факультатив рассчитан для учащихся 4 класса (1 час в неделю 34 часа в учебном году). Занятие проводятся после уроков в те дни, когда проходит наименьшее количество обязательных уроков.
Для содержания программы факультатива были отобраны отечественные и зарубежные детские фантастические произведения.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Содержание программы факультатива по литературному чтению «Развитие воображения при изучении детских фантастических произведений» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего отечественные и зарубежные детские фантастические произведения.
В процессе работы факультатива по литературному чтению развивается творческое и продуктивное воображение, наблюдательность, концентрируется внимание, активизируется умственная деятельность, формируется правильная, выразительная речь и через различные виды деятельности развивается воображение обучающихся.
Программа факультатива по литературному чтению «Развитие воображения при изучении детских фантастических произведений» – это создание условий для развития воображение обучающихся 4 класса при изучении детских фантастических произведений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса
В результате освоения программы факультатива «Развитие воображения при изучении детских фантастических произведений» формируются следующие умения:
Личностные результаты:
– наличие мотивации к творческому труду, участие в творческом, созидательном процессе, потребность в самовыражении через слово и творческие работы на основе изучения детских фантастических произведений;
– устойчивый интерес к художественной литературе и потребность в чтении, в том числе детских фантастических произведений;
– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи на основе знакомства с детскими фантастическим произведением;
Метапредметные результаты:
– самостоятельно работать над детским фантастическим произведением, анализировать условия и пути достижения решения учебной проблемы, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– умение работать в парах, группах и самостоятельно, участвовать в проектной деятельности, литературных играх при изучении детских фантастических произведениях;
– умение планировать свои действия и определять свою роль в общей работе, оценивать свои результаты при работе с детскими фантастическими произведениями;
– строить речь с учетом поставленной задачи, выражать свое отношение к прочитанному детскому фантастическому произведению;
– прогнозировать содержание детского фантастического произведения для чтения, используя информацию из аппарата книги;
– пользоваться разными видами чтения, извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую при работе с детскими фантастическими произведениями;
– осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы в процессе работы над детскими фантастическим произведении;
– задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить монологи, участвовать в диалоге, выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения в процессе работы над детским фантастическим произведением;
– участвовать в конкурсах рисунков и инсценировки, оценивать свою работу, групповую работу, результаты коллективной деятельности при работе над детским фантастическим произведением.
Предметные результаты:
– развитие воображения через различные виды работы с текстом детского фантастического произведения;
– умение, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию при работе с детским фантастическим произведением;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– осознание значимости чтения детских фантастических произведений для личного развития и умение воспринимать и оценивать их содержание;
– определять актуальность детского фантастического произведения и вступать в диалог с другими читателями, создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в разных форматах и творческой работе;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность при работе с детскими фантастическими произведениями и оформлять её результаты в разных формах.
Содержание учебного курса
4 класс | |||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | |
|
Занятие 1. «Что такое фантастика?» | 1 ч. | |
2. | Занятие 2. «В гостях у Электроника» | 1 ч. | |
3 | Занятие 3. «Пишем письмо Электронику» | 1 ч. | |
4 | Занятие 4. «Что случилось с Алисой?» | 1ч. | |
5 | Занятие 5. «Чудо-аппликация» | 1ч. | |
6 | Занятие 6. Галерея «Приключения Алисы» | 1ч. | |
7 | Занятие 7. «Где бродил Печенюшкина» | 1ч. | |
8 | Занятие 8. «Чудеса только начинаются» | 1 ч. | |
9 | Занятие 9. «Чудеса продолжаются» | 1ч. | |
10 | Занятие 10. «Калейдоскоп чудес (конкурс инсценировок)» | 1ч. | |
11 | Занятие 11. «В гостях у Волшебника» | 1 ч. | |
12 | Занятие 12. Проект «Как говорят жители Изумрудного города» I этап | 1ч. | |
13 | Занятие 13. Проект «Как говорят жители Изумрудного города» II этап | 1ч. | |
14 | Занятие 14. «Что скрывают кривые зеркала?» | 1 ч. | |
15 | Занятие 15. «А если бы…» | 1ч. | |
16 | Занятие 16. «В гостях у Старика Хоттабыча» | 1ч. | |
17 | Занятие 17. «Чудеса возвращаются» | 1 ч. | |
18 | Занятие 18. «Чудеса продолжаются» | 1 ч. | |
19 | Занятие 19. «Калейдоскоп чудес (конкурс инсценировок)» | 1ч. | |
20 | Занятие 20. «Фантастический Поле – Чудес» | 1 ч. | |
21 | Занятие 21. «Где гуляет Гулливер?» | 1ч. | |
22 | Занятие 22. «Путешествие в страну лилипутов» | 1ч. | |
23 | Занятие 23. «Рисуем портрет Гулливера» | 1 ч. | |
24 | Занятие 24. «Интервью у Гулливера» | 1ч. | |
25 | Занятие 25. «Захватывающие истории Питера Пена» | 1ч. | |
26 | Занятие 26. «Я – Питер Пен» | 1 ч. | |
27 | Занятие 27. «Путешествуем вместе с Алисой» | 1ч. | |
28 | Занятие 28. «Алиса в картинках» | 1ч. | |
29 | Занятие 29. «Галерея Страны Чудес» | 1 ч. | |
30 | Занятие 30. Проект «Юный фантаст» I этап | 1ч. | |
31 | Занятие 31. Проект «Юный фантаст» II этап | 1ч. | |
32 | Занятие 32. «Фантастическая гостиная» | 1 ч. | |
33 | Занятие 33. «Фантастическое интервью» (1 ч) | 1ч. | |
34 | Занятие 34. «Путешествие в страну «Фантастика» (1 ч) | 1ч. | |
Итого | 34 ч. |
Материально-технического обеспечения курса
- Е. С. Велтистов «Приключение Электроника»
- Кир Булычев «Приключение Алисы»
- Белоусов С. «Вдоль по радуге, или Приключение Печенюшкина»
- Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города»
- Губарев В. Г. «Королевство кривых зеркал»
- Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч»
- Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
- Барри Д.М. «Питер Пен»
- Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес»
- Фрагменты мультфильмов и кинофильмов
- Экран
- Компьютер
- Проектор
- Тетрадь для творческих работ
- Ручка
- Линейка
- Цветные карандаши
- Фломастеры
- Краски
- Кисточки
- Атлас по окружающему миру
- Цветной картон и бумага
- Листы белой бумаги А4
- Ножницы
- Дырокол
- Ленточка
- Клей
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
п/п |
Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Название произведения | Образовательный продукт |
1 | Занятие 1. «Что такое фантастика?» (1 ч) | ||||
Ознакомление обучающихся с понятием «фантастика». | 1. Знакомит обучающихся с понятием «фантастика» и ее особенностями.
2. Знакомит со списком произведений, которые обучающиеся будут проходить в течении года. Оборудование:
|
1. Знакомятся с понятием «фантастика» и ее особенностями.
2. Узнают, с какими произведениями обучающиеся будут знакомится в течение года |
Е. С. Велтистов
«Приключение Электроника» Кир Булычев «Приключение Алисы» Белоусов С. «Вдоль по радуге, или Приключение Печенюшкина» Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города» Губарев В. Г. «Королевство кривых зеркал» Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч» Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» Барри Д.М. «Питер Пен» Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес» |
||
2 | Занятие 2. «В гостях у Электроника» (1 ч) | ||||
Развитие воссоздающего воображения с помощью игры «Немое кино» | 1.Организует чтение фрагмента (комбинированное чтение).
2.Беседует с обучающимися по содержанию фрагмента, характера персонажа, определение основной мысли фрагмента. 3.Организует просмотр фрагмента фильма 4.Объясняет правила игры «Немое кино» Оборудование:
|
1.Читают фрагмент произведения (комбинированное чтение).
2.Выясняют характер персонажей, определяют основную мысль фрагмента. 3.Смотрят фрагмент фильма «Тайна 6 «Б». 4.Показывают с помощью пантомимы какой-либо персонаж или понравившегося отрывка из повести. Оборудование:
|
Е. С. Велтистов
«Приключение Электроника» (фрагмент «Как учился Электроник»). фрагмент фильма «Тайна 6 «Б». |
Представление результатов игры «Немое кино» (жесты, мимика) | |
3 | Занятие 3. «Пишем письмо Электронику» (1 ч) | ||||
Развитие воссоздающего воображения на основе написания сочинения «Письмо Электронику» | 1. Организует работу по написанию сочинения. | 1. Пишут сочинение «Письмо Электронику»
Оборудование:
|
Е. С. Велтистов
«Приключение Электроника» |
Сочинение «Письмо Сыроежкину» | |
4 | Занятие 4. «Что случилось с Алисой?» (1 ч) | ||||
Развитие воссоздающего воображения с помощью сопоставление фантастического и реального миров. | 1.Знакомит кратко с биографией Кира Булычева.
2. Читает фрагмент произведения (комбинированное чтение). 3.Организует обсуждение прочитанного фрагмента. 4. Организует работу обучающихся по сравнению нашей планеты с планетой Шелезяка (что есть и чего нет: вода, растения, животные, полезные ископаемые). Оборудование:
|
1. Знакомятся кратко с биографией и произведением Кира Булычева.
2. Читают фрагмент произведения (комбинированное чтение). 3. Обсуждают прочитанный фрагмент с выявлением особенностей описания персонажей. 4. Сравнивают планету Земля с планетой Шелезяка и создают сравнительную таблицу (что есть и чего нет: вода, растения, животные, полезные ископаемые). Оборудование:
|
Кир Булычев
«Приключение Алисы» (Фрагмент «Парализованные роботы») |
Сравнительная таблица Планеты Земля и планеты Шелезяка (что есть и чего нет: вода, растения, животные, полезные ископаемые). | |
5 | Занятие 5. «Чудо-аппликация» (1 ч) | ||||
Развитие творческого воображения через создание аппликации к фрагментам произведения «Приключение Алисы» | 1.Организует работу в парах по созданию аппликации к понравившимся фрагменту произведения «Приключение Алисы». | 1.Создают аппликации к понравившимся фрагмент произведения в парах.
Оборудование:
|
Кир Булычев
«Приключение Алисы» (Фрагмент «Парализованные роботы») |
Аппликации к произведению «Приключение Алисы» | |
6 | Занятие 6. Галерея «Приключения Алисы» (1 ч) | ||||
Развитие творческого воображения через организацию выставки и представление рисунков обучающихся. | 1.Организует выставку и представление рисунков обучающихся. | 1. Рассказывают о том, что они нарисовали и к какому фрагменту относится рисунок.
2. Участвуют в выставке рисунков. |
Кир Булычев
«Приключение Алисы» (Фрагмент «Парализованные роботы») |
Выставка рисунков обучающихся | |
7 | Занятие 7. «Где бродил Печенюшкина» (1 ч) | ||||
Развитие воссоздающего воображения через прием выразительное чтение. | 1.Знакомит кратко с биографией Белоусова С.
2.Организует чтение фрагмента произведения (комментированное чтение). 3.Беседует с обучающимися по содержанию произведения и о характере персонажей. 4.Организует выразительное чтение произведения. Оборудование:
|
1.Знакомятся кратко с биографией Белоусова С.
2.Чтение фрагмента произведения (комментированное чтение). 3.Беседуют с учителем о содержании произведение и о характере персонажей. 4.Выбирают понравившийся фрагмент и выразительно его читают. (интонация, темп, логическое ударение, паузы). Оборудование:
|
Белоусов С.
«Вдоль по радуге, или Приключение Печенюшкина» (фрагмент «Глава 1 «Чудеса только начинаются»). |
Выразительное чтение понравившихся фрагментов произведения | |
8 | Занятие 8. «Чудеса только начинаются» (1 ч) | ||||
Развитие творческого воображения через выбор фрагментов произведения для инсценировки. | 1.Распределяет класс на 4 группы.
2.Организует деятельности обучающихся по выбору фрагментов для инсценировки произведения. 3.Помогает в создании реквизитов для инсценировки. Оборудование:
|
1.Распределяются на 4 группы.
2.Выбирают фрагменты для инсценировки произведения. 3. Создают реквизит для инсценировки. Оборудование:
|
Белоусов С.
«Вдоль по радуге, или Приключение Печенюшкина» фрагмент «Глава 1 «Чудеса только начинаются»). |
Костюмы, реквизит для оформления инсценировки. | |
9 | Занятие 9. «Чудеса продолжаются» (1 ч) | ||||
Развитие творческого воображения через варианты инсценировок фрагментов произведения. | 1. Проводит репетицию сказки | 1.Репетируют сказку с использованием ранее подготовленного реквизита, костюмы.
Оборудование:
|
Белоусов С.
«Вдоль по радуге, или Приключение Печенюшкина» фрагмент «Глава 1 «Чудеса только начинаются»). |
Варианты инсценировок фрагмент произведения | |
10 | Занятие 10. Калейдоскоп чудес (конкурс инсценировок)» (1 ч) | ||||
Развитие творческого воображения через инсценировку отрывков произведения | 1.Проводит конкурс инсценировок
2. Организует обсуждение проделанной работы (оригинальность представления, регламент) |
1.Представляют свою инсценировку фрагмента произведения.
2. Обсуждают проделанную работу (оригинальность представления, регламент) Оборудование:
|
Белоусов С.
«Вдоль по радуге, или Приключение Печенюшкина» фрагмент «Глава 1 «Чудеса только начинаются»). |
Конкурс инсценировок | |
11 | Занятие 11 «В гостях у Волшебника» (1 ч). | ||||
Развитие воссоздающего воображения через игру «Изобретатель» | 1.Знакомит кратко с биографией Волкова А.М.
2.Организует чтение фрагмента произведения (чтение по цепочки). 3.Беседует с обучающимися по содержанию произведения, о характере персонажей. 4.Объясняет игру «Изобретатель» Оборудование:
|
1.Знакомятся кратко с биографией Волкова А, М.
2. Читают фрагмент произведения (чтение по цепочки). 3. Участвуют в беседе с учителем о содержании произведения и характере персонажей 4. Придумывают различные способы попадания в Изумрудный город. Оборудование:
|
Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города»
(фрагмент «Ураган»). |
Представление результатов игры «Изобретатель» (способы попадания в Изумрудный город) | |
12 | Занятие 12. Проект «Как говорят жители Изумрудного города» I этап (1 ч) | ||||
Развитие творческого воображения через отбор слов для создание проекта «Словарь жителей Изумрудного города» | 1. Беседует с обучающимися об особенностях словарей, о том, какие из них помогут правильно произносить слова и понимать их значение.
2. Организует работу по отбору слов для создания проекта словаря языка жителей Изумрудного города. Оборудование:
|
1. Беседуют об особенностях и значении словарей.
2. Составляют проект словаря языка жителей Изумрудного города на основе прочитанного Оборудование:
|
Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города» | Список ключевых слова для проекта словаря языка жителей Изумрудного города на основе прочитанного | |
13 | Занятие 13. Проект «Как говорят жители Изумрудного города» II этап (1 ч) | ||||
Развитие творческого воображения через оформления и представление своего проекта словаря языка жителей Изумрудного города на основе прочитанного | 1.Организует работу по оформлению своего проекты словарей языка жителей Изумрудного города на основе прочитанного.
2.Организует защиту проекта словаря языка жителей Изумрудного города. |
1.Заканчивают оформлять свои проекты словаря языка жителей Изумрудного города.
2.Представляют свои проекты словарей языка жителей Изумрудного города на основе прочитанного |
Волков А.М. «Волшебник Изумрудного горда» | Проект словаря языка жителей Изумрудного города на основе прочитанного | |
14 | Занятие 14. «Что скрывают кривые зеркала?» (1 ч) | ||||
Развитие воссоздающего воображения через создание рисунков. | 1.Знакомит кратко с биографией Губарева В. Г.
2.Организует чтение фрагмента произведения (чтение про себя). 3.Беседует с обучающимися по содержанию произведения, о характере персонажей. 4. Организует деятельность обучающихся по созданию рисунков к понравившимся фрагментам произведения. 5.Проверяет рисунки Оборудование:
|
1.Знакомятся кратко с биографией Губарева В. Г.
2. Читают фрагмент произведения (чтение про себя). 3. Участвуют в беседе с учителем о содержании произведения и характере персонажей 4.Рисуют иллюстрации к понравившимся фрагментам произведения. 5.Представляют своих рисунков. Оборудование:
|
Губарев В. Г. «Королевство кривых зеркал»
(фрагмент «Глава вторая, в которой Оля знакомится со своим отражением и попадает в сказочную стран»). |
Рисунок «Королевство кривых зеркал» | |
15 | Занятие 15. «А если бы…» (1 ч) | ||||
Развитие творческого воображения через написания сочинения – продолжения произведения | 1.Организует деятельность обучающихся по прогнозированию событий после фрагмента «Глава вторая, в которой Оля знакомится со своим отражением и попадает в сказочную страну». | 1. Прогнозируют развитие событий после фрагмента «Глава вторая, в которой Оля знакомится со своим отражением и попадает в сказочную страну», придумывают продолжение к произведению Губарева В. Г.
Оборудование:
|
Губарев В. Г. «Королевство кривых зеркал»
(фрагмент «Глава вторая, в которой Оля знакомится со своим отражением и попадает в сказочную страну»). |
Сочинение «А если бы…» | |
16 | Занятие 16. «В гостях у Старика Хоттабыча» (1 ч) | ||||
Развитие воссоздающего воображения на основе чтения по ролям. | 1.Знакомит кратко с биографией Лагина Л. И
2. Организует чтение отрывка произведения (комбинированное чтение) 3. Беседует с обучающимися по содержанию произведения и о характере главных персонажей 4.Организацует просмотр фрагментов фильма. 5.Организация чтения по ролям. Оборудование:
|
1.Знакомятся кратко с биографией Лагина Л. И
2. Читают фрагмент произведения (комбинированное чтение). 3. Участвуют в беседе с учителем по содержанию произведения и о характере главных персонажей. 4.Смотрят фрагменты фильма. 5.Читают по ролям. Оборудование:
|
Лагин Л. И.
«Старик Хоттабыч» (фрагмент «Необыкновенное утро», «Старик Хоттабыч», «Испытание по географии») |
Представление своего персонажа через чтение по ролям. | |
17 | Занятие 17. «Чудеса возвращаются» (1 ч) | ||||
Развитие творческого воображения через выбор фрагментов произведения для инсценировки. | 1.Распределяет класс на 4 группы.
2. Организует деятельность обучающихся по выбору фрагментов для инсценировки произведения. 3. Организует помощь в создании реквизитов для инсценировки. Оборудование:
|
1.Распределяются на 4 группы.
2.Выбирают фрагментов для инсценировки произведение. 3. Создание реквизита для инсценировки. Оборудование:
|
Лагин Л. И.
«Старик Хоттабыч» (фрагмент «Необыкновенное утро», «Старик Хоттабыч», «Испытание по географии») |
Костюмы, реквизит для оформления инсценировки | |
18 | Занятие 18. «Чудеса продолжаются » (1 ч) | ||||
Развитие творческого воображения через варианты инсценировок фрагментов произведения. | 1. Проводит репетицию сказки | 1.Репетируют сказку с использованием ранее подготовленного реквизита, костюмы
Оборудование:
|
Лагин Л. И.
«Старик Хоттабыч» (фрагмент «Необыкновенное утро», «Старик Хоттабыч», «Испытание по географии») |
Варианты инсценировок фрагмент произведения | |
19 | Занятие 19. «Калейдоскоп чудес (конкурс инсценировок)» (1 ч) | ||||
Развитие творческого воображения через инсценировку отрывков произведения | 1.Организует конкурс инсценировок.
2. Организует обсуждение проделанной работы (оригинальность представления, регламент, соответствует ли инсценировка фрагменты произведения) |
1.Проигрывают свой фрагмент.
2. Обсуждают проделанную работу (оригинальность представления, регламент, соответствует ли инсценировка фрагменты произведения) Оборудование:
|
Лагин Л. И.
«Старик Хоттабыч» (фрагмент «Необыкновенное утро», «Старик Хоттабыч», «Испытание по географии») |
Конкурс инсценировок | |
20 | Занятие 20. «Фантастический Поле – Чудес» (1 ч) | ||||
Развитие воссоздающего воображения через организацию игры «Фантастический Поле – Чудес» | 1.Распределяет класс на 4 группы.
2. Организует игру, основанную на одноименной телевизионной программе «Поле – Чудес». 3. Проводит анализ результатов игры «Фантастический Поле – Чудес». Оборудование:
|
1.Распределяются на 4 группы.
2.Принимают участие в игре. 3. Подводят итоги игры «Фантастический Поле – Чудес». |
Е. С. Велтистов
«Приключение Электроника» Кир Булычев «Приключение Алисы» Белоусов С. «Вдоль по радуге, или Приключение Печенюшкина» Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города» Губарев В. Г. «Королевство кривых зеркал» Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч» |
Итоги игры «Фантастический Поле – Чудес». | |
21 | Занятие 21. «Где гуляет Гулливер?» (1 час) | ||||
Развитие воссоздающего воображения на основе чтения по ролям. | 1.Знакомит кратко с биографией Дж. Свифта.
2. Организует чтение фрагмента произведения (комментированное чтение). 3. Организует беседа по содержанию произведения и о характере произведение. 4.Организует чтение фрагментов произведения по ролям (интонация, тембр, характер, паузы). Оборудование:
|
1.Знакомятся кратко с биографией Дж. Свифта
2. Читают фрагмент произведения (комментированное чтение). 3. Участвуют в беседе по содержанию произведения и о характере произведение. 4.Читают фрагменты произведения по ролям (интонация, тембр, характер, паузы). Оборудование:
|
Дж. Свифт
«Путешествие Гулливера» (фрагмент «Путешествие в Лилипутию»). |
Представление своего персонажа на основе чтение по ролям | |
22 | Занятие 22. «Путешествие в страну лилипутов» (1 ч) | ||||
Развитие творческого воображения через создание карты путешествий в страну лилипутов | 1. Организует работу в парах по созданию карты путешествий в страну лилипутов.
2. Организует обсуждение получившиеся карты (соответствует ли описанию, эстетичность карты). Оборудование:
|
1.Создают карту путешествий в страну лилипутов в парах.
2. Обсуждают получившийся результат (соответствует ли описанию, эстетичность карты). Оборудование:
|
Дж. Свифт
«Путешествие Гулливера» (фрагмент «Путешествие в Лилипутию»). |
Карта путешествия Гулливера в страну лилипутов. | |
23 | Занятие 23. «Рисуем портрет Гулливера» (1 ч) | ||||
Развитие воссоздающего воображения через введения составления словесного портрета главного персонажа | 1. Проводит анализ отличия графического (рисунка, иллюстрации) и словесного портрета персонажа.
2. Организует беседу о характере персонажа Оборудование:
|
1.Анализируют отличия графического и словесного портрета персонажа.
2.Беседуют с учителем о характере персонажа Оборудование:
|
Дж. Свифт
«Путешествие Гулливера» (фрагмент «Путешествие в Лилипутию»). |
Словесный портрет Гулливера. | |
24 | Занятие 24. «Интервью у Гулливера» (1 ч) | ||||
Развитие воссоздающего воображения через представление своих сочинений в форме интервью | 1. Организует беседу о том, что такое интервью.
2.Организует проверку сочинений. 3.Обсуждают сочинения. соответствует ли жанру интервью, отражается ли в тексте характер персонажа, история и особенности его поступков во время путешествия). |
1. Выявляют что такое интервью и его значимость.
2. Читают свои сочинения. 3. Обсуждают сочинения (соответствует ли жанру интервью, отражается ли в тексте характер персонажа, история и особенности его поступков во время путешествия). Оборудование:
|
Дж. Свифт
«Путешествие Гулливера» (фрагмент «Путешествие в Лилипутию»). |
Сочинение в форме интервью | |
25 | Занятие 25. «Захватывающие истории Питера Пена» (1 ч) | ||||
Развитие воссоздающего воображения через игры «Чудо – эмоции» | 1. Знакомит кратко с биографией Барри Д. М.
2. Организует чтение фрагмента произведения (чтение в полголоса). 3. Организует беседу по содержанию произведения и о характере главных персонажей. 4. Организует просмотр фрагментов мультфильма. 5. Объясняет правила игры «Чудо-Эмоции». Оборудование:
|
1.Знакомятся кратко с биографией писателя.
2. Читают фрагмент произведения (чтение в полголоса). 3. Участвуют в беседе с учителем. 4.Смотрят фрагменты мультфильма. 5.Выбирают понравившийся фрагмент и выразительно его читают (интонация, темп, логическое ударение, паузы). Оборудование:
|
Барри Д.М. «Питер Пен»
(фрагмент «Глава одиннадцатая Сказка, которую рассказывала Венди»). |
Выразительное чтение понравившегося фрагмента произведения (интонация, темп, логическое ударение, паузы). | |
26 | Занятие 26. «Я – Питер Пен» (1 ч) | ||||
Развитие воссоздающего воображения через пересказ от своего лица | 1.Организует творческий пересказ.
2.Обсуждают проделанную работу (передан ли характер персонажа, особенности его речи). |
1.Пересказывают понравившийся фрагмент: изменение лица персонажа – от первого лица (персонаж по выбору обучающегося)
2. Обсуждают проделанную работу (передан ли характер персонажа, особенности его речи). |
Барри Д.М. «Питер Пен»
(фрагмент «Глава одиннадцатая Сказка, которую рассказывала Венди»). |
Пересказ понравившегося фрагмента от первого лица. | |
27 | Занятие 27. «Путешествуем вместе с Алисой» (1 ч) | ||||
Развитие творческого воображения через прием «Сопоставление реального и фантастического» | 1.Знакомит кратко с биографией Л. Кэрролла.
2. Организует чтение фрагмента произведения (комбинированное чтение). 3. Организует беседа по содержанию произведения, о характере персонажей 4.Организует просмотра мультфильма «Алиса в стране чудес» 5. Организует обсуждение мультфильма «Алиса в стране чудес» 6.Организует работу по сравнительной работе Стране чудес (власть, народ, одежда, культура, природа). Оборудование:
|
1. Знакомятся кратко с биографией Л. Кэрролла.
2. Читают фрагмент произведения (комбинированное чтение). 3. Участвуют в беседе с учителем 4.Смотрят мультфильм «Алиса в стране чудес» 5. Обсуждают мультфильм «Алиса в стране чудес» 6.Сравнивают Страну чудес и России. Создают сравнительную таблицу (власть, народ, одежда, культура, природа). Оборудование:
|
Кэрролл Л.
«Алиса в стране чудес» (фрагмент «Безумное чаепитие», «Королевский крокет») |
Сравнительная таблица Страны чудес и России (власть, народ, одежда, культура, природа). | |
28 | Занятие 28. «Алиса в картинках» (1 ч) | ||||
Развитие творческого воображение чрез создание коллажа | 1. Распределяет класс на 5 групп.
2. Организует работу по созданию коллажей из заранее подготовленных материалов «Страна Чудес». 3.Организует прослушивание аудиозаписи произведения «Алиса в стране чудес» во время выполнения создания коллажа. Оборудование:
|
1. Создают коллаж «Страна чудес» из заранее подготовленных материалов
2. Слушают аудиозапись произведения «Алиса в стране чудес» во время выполнения создания коллажа. Оборудование:
|
Кэрролл Л.
«Алиса в стране чудес» |
Коллаж «Страна Чудес» | |
29 | Занятие 29.«Галерея Страны Чудес» (1 ч) | ||||
Развитие воссоздающего воображение через организацию выставки и представления коллажей обучающихся | 1.Организует выставку и представления коллажей обучающихся. | 1.Рассказывают о том, как они делали коллаж «Страна Чудес»
2. Участвуют в выставке коллажей |
Кэрролл Л.
«Алиса в стране чудес» |
Коллаж «Страна Чудес» | |
30 | Занятие 30. Проект «Юный фантаст» I этап (1 ч) | ||||
Развитие творческого воображения через написания собственной фантастической сказки | 1. Организует работу по определению сюжета и выбору главных персонажей фантастической сказки.
2. Обсуждают главных персонажей сказки (характер, внешность, поступки). |
1.Придумывают сюжет фантастической сказки.
2. Продумывают главных персонажей фантастической сказки (характер, внешность, поступки). Оборудование:
|
Сюжет и главные персонажи сказки сочиненной обучающимися. | ||
31 | Занятие 31. Проект «Юный фантаст» II этап (1 ч) | ||||
Развитие творческого воображения через организацию оформление фантастической сказки. | 1.Организует деятельность по оформлению фантастической сказки.
Оборудование:
|
1.Оформляют фантастическую сказку.
Оборудование:
|
Фантастическая сказка | ||
32 | Занятие 32. «Фантастическая гостиная» (1 ч) | ||||
Развитие воссоздающего воображения через организацию представления своей фантастической сказки. | 1.Организует фантастическую гостиную по представлению фантастических сказок.
2.Выбирает лучшую фантастическую сказку (оригинальность, интересный сюжет, красочность оформления). |
1. Участвуют в фантастической гостиной
2.Рассказывают основной сюжет и главных персонажей своей фантастической сказке (оригинальность, интересный сюжет, красочность оформления). |
Фантастическая сказка. | ||
33 | Занятие 33. «Фантастическое интервью» (1 ч) | ||||
Развитие творческого воображения через организации интервью. | 1. Распределяет класс на 2 группы: 1 группа – журналисты, 2 группа – персонажи фантастических произведений.
2.Раздает карточки 2 группе с написанными на них именами персонажей Оборудование:
|
1. Распределяются на 2 группы: 1 группа — журналисты, 2 группа — персонажи фантастических произведений.
2.Получают карточку с написанном на ней именем персонажа и дают интервью от лица этого персонажа журналистам |
Е. С. Велтистов
«Приключение Электроника» Кир Булычев «Приключение Алисы» Белоусов С. «Вдоль по радуге, или Приключение Печенюшкина» Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города» Губарев В. Г. «Королевство кривых зеркал» Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч» Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» Барри Д.М. «Питер Пен» Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес» |
Интервью | |
34 | Занятие 34. «Путешествие в страну «Фантастика» (1 ч) | ||||
Развитие творческого воображения через организацию интеллектуально-творческой игры. | 1.Распределяет класс на 4 группы.
2.Проводит интеллектуально-творческую игру. 3. Организует 1 тур «Верю-не-верю». 4. Организует 2 тур «Угадай-ка» 5. Организует 3 тур «Блиц-опрос» 6.Организует 4 тур «Инсценировка» 7. Проводит анализ результатов интеллектуально-творческой игры.
Оборудование:
|
|
Е. С. Велтистов
«Приключение Электроника» Кир Булычев «Приключение Алисы» Белоусов С. «Вдоль по радуге, или Приключение Печенюшкина» Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города» Губарев В. Г. «Королевство кривых зеркал» Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч» Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» Барри Д.М. «Питер Пен» Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес» |
Итоги интеллектуально-творческой игры. |