автор: Дмитрогло Мария Владимировна
Воспитатель МАДОУ детский сад № 264 г. Барнаул
Особенности связной речи у детей дошкольного возраста при различных состояниях (ЗПР, ОНР, ДЦП).
Дмитрогло М.В.
Особенности связной речи у детей дошкольного возраста при различных состояниях (ЗПР, ОНР, ДЦП).
В данной статье рассматриваются особенности связной речи у дошкольников. Поскольку именно связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, именно она наиболее часто нарушается у детей с ЗПР, ОНР, ДЦП.
Ключевые слова: связная речь, монологическая и диалогическая речь, дети дошкольного возраста с ЗПР, ОНР, ДПЦ.
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.
Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка речевого развития (позднее появление первых слов, отставание в формировании фразовой речи), а на более поздних этапах наблюдается отставание в овладении речью.
Проблема формирования связной монологической речи детей актуальна, т.к. формирование речи напрямую оказывает воздействие на развитие познавательной деятельности и на совершенствование устной речи детей этих категорий, что повышает уровень общего развития детей.
По данным исследователей, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. [1; 2; 7].
Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ЗПР, ОНР, ДЦП имеет первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Особенности речи, ее характеристику описывали много известных авторов в специальной методической литературе. Это такие известные авторы как Л. С. Вакуленко, Е.А. Тихеева, О.С. Ушакова, И. А. Зимняя, А. А. Бодалев, В. И. Загвязинский, Л. А. Петровская, М. И. Лисина, Е. В. Казанцева, О. Е. Грибова, А. Н. Леонтьев и другие ученые.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, как считал С.Л. Рубинштейн [8], это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи [4].
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.
В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим [11].
Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства.
В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь – характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную – с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер [12].
Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем [9].
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.
Д.Б. Эльконин считает, что изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передачи ребенком взрослому своих впечатлений, переживаний, замыслов. Появляется новая форма речи – сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и виденном… [12].
Н.Ю. Борякова, Н.А. Цыпина считают, что пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них, дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи детей данной категории характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями [5].
О.С. Ушакова считает, что изучение монологической речи детей данной категории старшего дошкольного возраста показывает, что речь их носит ситуативный характер, у этих ребят только начинается переход к контекстной речи. На первый план выступает несформированность программирования и грамматического структурирования речевого высказывания [10].
Поэтому, подход к формированию связной монологической речи у старших дошкольников с ЗПР, ОНР, ДЦП носит коррекционную направленность.
По мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина, наглядность способствует процессу речевого высказывания [8; 12].
Психолог Л. С. Выготский указывал на значимость второго вспомогательного средства – моделирование плана высказывания [3].
Таким образом, изучив литературу, можно сделать вывод, что дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Следует так же отметить, что развитие связной монологической речи является центральной задачей в системе коррекционно-развивающего обучения детей данной категории, так как это – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Библиографический список
- Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР [Текст] / К. Е. Бухарина. – Москва : Владос, 2016. – 184 с.
- Вакуленко, Л. С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи [Текст] : учебно-метод. пособие / Л.С. Вакуленко. – Москва : Форум, 2015. – 272 с.
- Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Лань, 2003. – 656 с.
- Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст] : метод. пособие / под ред. Ю. Ф. Гаркуша. – Москва : Айрис-пресс, 2005.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 464 с.
- Новоторцева, Н. В. Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков в детском саду [Текст] / Н. В. Новоторцева. – Ярославль : Академия развития, 2012. – 256 с.
- Рубинштейн, С. Л. Речь [Текст] / С. Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – С. 381-416.
- Сохин, Ф. А, Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Ф. А. Сохин. – 2- е изд. – Москва : МПСИ, 2005. – 224 с.
- Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5-7 лет [Текст] : методическое пособие. – Москва : ТЦ «Сфера», 2017. – 272 с.
- Филичева, Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. – Москва : Эксмо, 2015. – 320 с.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] (развитие ребенка от рождения до семи лет) / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2007. – 384 с.