автор: Должикова Марина Николаевна
Учитель-логопед
МБДОУ детский сад «Родничок»
КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:
«КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Актуальность опыта
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.
Целью использования игровой технологии в логопедической практики это повысить мотивацию к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.
«Новоселье в зоопарке» Расселить животных по клеткам в соответствии с расположением звука в слове: Лошадь, волк, осел. Рысь, корова, бобер.
«Живые звуки» Дети, изображающие звуки встают в определенной последовательности
«Разбросаем звуки», «Рассыплем слово по звукам»
Логопед называет детям слово, а дети называют звуки.
«Кубик» Каждый из детей бросает кубик, и подбирает картинку в соответствии с количеством звуков или звуковой схемой.
«Слово рассыпалось», «Поймай звуки»
Логопед называет, «бросает» звуки, а дети составляют слово и называют его.
Слоговой анализ
«Слогоцветик» Дети собирают цветок, в соответствии с количеством слогов в слове.
«Магазин» Чтобы купить товар, дети должны заплатить такое количество «монет», сколько слогов в названии этого предмета.
«Поезд» Рассадить пассажиров в соответствии с количеством слогов в слове.
«Собираем урожай» В одну корзину положим овощи, в названии которых два слога, а в другую – три слога. Свекла, салат, морковь, горох, – баклажан, картошка, помидор.
Знакомство с буквами, первоначальные навыки чтения.
«Чудесная коробка» Используются пластмассовые буквы. Дети узнают их на ощупь.
«Отгадай по описанию» Например,
Две палочки, наверху перекладина. (П)
Три палочки, внизу перекладина, справа хвостик. – Щ
Палочка в середине – по бокам полуовалы – Ф.
Палочка – посередине вверху перекладина – Т
«Волшебные тучки», «Путешествие по морю» Дети учатся сливать слоги, сначала обратные, затем прямые.
Анализ предложений.
Работу над предложением провожу в два этапа. Сначала детей знакомлю со словесным составом предложения. Затем дети учатся выделять предложения из текста и подсчитывать их количество.
На этапе анализа предложений
«Живые слова» Слова изображают дети, им предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения.
«Подружим слова» Дети восстанавливают грамматическую форму слов в предложении. Мама, завязывать, девочка, бант
«Какое слово убежало?» На доске схема предложения совместно составленная с детьми. Дети закрывают глаза, логопед убирает одну полоску на схеме предложения. Дети называют слово.
«Волшебный кубик» На гранях кубика схематическое изображение предлога. Бросив кубик, дети составляют предложение с соответствующим предлогом.
«Построй из спичек» – игра с конструированием. Можно только тогда взять палочку, когда назовёшь слово с нужным звуком. Учитель-логопед может усложнять данное задание: «Можно называть только продукты (птицы, фрукты и т.д.).
Дидактические игры и пособия
1)Игры для коррекции звукопроизношения, фонематического восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза
1.«Веселый паровозик»
Цель: учить определять место звука в слове ( в начале, середине, конце)
Задачи: Коррекционно-образовательная-формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающая– развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.
Оборудование: предметные картинки на определенный звук, дидактическое пособие «Паровозик»
Ход игры: Логопед предлагает ребенку взять картинку, рассмотреть её, назвать, что на ней изображено и определить где звук живет в слове ( в начале, середине, конце). Если звук живет в начале слова, то картинку нужно поместить в первый вагончик, если звук живет в середине слова, то картинку нудно поместить в средний вагончик и если звук живет в конце слова, то эта картинка отправиться в путешествие в последнем вагончике.
- «Ведёрки»
Цель: учить определять первый,, последний звук в слове
Задачи: Коррекционно-образовательная-учить определять звуки в начале и в конце слова.
Коррекционно-развивающая- развивать фонематическое восприятие.
Коррекционно-воспитательная – воспитание умения слушать друг друга.
Оборудование: игрушечные ведра разных цветов- красного, синего, зеленого, удочка, маленький тазик, рыбки с картинками.
Ход игры: Ребенок должен поймать рыбку, назвать картинку на другой стороне и определить какой звук живет в начале (конце) слова, если гласный звук, то рыбка помещается в ведро красного цвета, если согласный твердый, то рыбка помещается в ведро синего цвета и если в начале слова согласный мягкий, то рыбка помещается в ведро зеленого цвета.
- «Собери звезды»
Цель: развивать фонематический слух.
Задачи: Коррекционно-образовательная- учить различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи.
Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).
Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.
Ход игры: Из предложенных картинок нужно собрать бусы из слов со звуком Л. Второй вариант – продеть через шнурок только те картинки, в которых есть звук Р
- «Выбери домик»
Цель: развивать фонематический слух.
Задачи: Коррекционно-образовательная- учить различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи.
Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).
Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.
Ход игры: В пальчиковый бассейн из фасоли прячутся мелкие фигурки, в названии которых есть смешиваемые звуки. Ребенок находит фигурки, называет их и выбирает им домик в зависимости какой первый звук в этих фигурках: гласный-красный домик, согласный твёрдый – синий домик; согласный мягкий – зелёный домик.
Игры для развития голоса «Поём тихо – поём громко»,
Пропевание гласных звуков с движением (Чепурина И. В.):
Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов. Дети на логопедических занятиях пропевают гласные звуки с движениями. Все гласные пропеваются на выдохе.
- «Цветок распускается» – [а]. И.п. – стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх – вдох. Руки через стороны вниз, поем «а-а-а».
- «Рубим дрова» – [у]. 8 И.п. – стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх – вдох. Наклон – поем «у-у-у».
- «Пускаем облачко» – [о]. И.п. стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются ото рта – выдох.
- «Держим большой мяч» – [э]. И.п. – стоя руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки перед грудью – выдох: «э-э-э».
- «Маятник» – [ы]. И.п. – стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох: «ы-ы-ы».
- «Поймаем лучик» – [и]. И.п. – стоя, руки опущены – выдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох: «и-и-и».
Голосянки (из народной педагогики). Для развития голосовых связок полезна игра в голосянку. Для этого ребята собираются в круг и вместе, нараспев, начинают произносить незамысловатый текст, стараясь намеренно тянуть последний звук. Например: Давайте, ребята, Голосянку тянуть; Кто не вытянет, Того за волосы рва –а- а-а-ть… Кто дольше протянет этот звук, не переводя дыхание, тот и выиграет.
«Приятный запах» («Ах, как приятно пахнет!» – фраза постепенно удлиняется: «Ах, как приятно пахнет этот цветок!», «Ах, как приятно пахнет этот красивый цветок, растущий на солнечной поляне!»)
Этап дифференциации звуков «Звенит – жужжит», «Разложи картинки по домикам» (на коврографе)
Рефлексия . «Наполни бочонок».
Участникам предложены жетоны желтого цвета (мед), и коричневого цвета (деготь). Ведущий держит в руках бочонок с надписью «Мед». – Наш мастер-класс подошёл к концу.
Я благодарю всех участников за активность, творчество, эмоциональность. Мне очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса.
Помогут нам в этом жетоны.
Инструкция к жетонам:
✓ если вас заинтересовал предложенный материал мастер – класса, вы будете его использовать в своей работе – «добавьте ложку меда» в бочонок – положите желтый жетон.
✓ вас не заинтересовал предложенный материал мастер – класса, вы не будете его использовать в своей работе – «добавьте ложку дегтя» в бочонок – положите жетон коричневого цвета.
Учитель-логопед МБДОУ детского сада «Родничок» Должикова Марина Николаевна (высшая категория)