автор: Должикова Марина Николаевна
Учитель-логопед
МБДОУ детский сад «Родничок»

КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: 

«КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Актуальность опыта 

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. 

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. 

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики это повысить мотивацию к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку. 

 «Новоселье в зоопарке» Расселить животных по клеткам в соответствии с расположением звука в слове: Лошадь, волк, осел. Рысь, корова, бобер.

 «Живые звуки» Дети, изображающие звуки встают в определенной последовательности

«Разбросаем звуки», «Рассыплем слово по звукам»

Логопед называет детям слово, а дети называют звуки.

 «Кубик» Каждый из детей бросает кубик, и подбирает картинку в соответствии с количеством звуков или звуковой схемой.

«Слово рассыпалось», «Поймай звуки»

Логопед называет, «бросает» звуки, а дети составляют слово и называют его.

Слоговой анализ

«Слогоцветик» Дети собирают цветок, в соответствии с количеством слогов в слове.

«Магазин» Чтобы купить товар, дети должны заплатить такое количество «монет», сколько слогов в названии этого предмета.

«Поезд» Рассадить пассажиров  в соответствии с количеством слогов в слове.

«Собираем урожай» В одну корзину положим овощи, в названии которых два слога, а в другую – три слога. Свекла, салат, морковь, горох, – баклажан, картошка, помидор.

Знакомство с буквами, первоначальные навыки чтения.

 «Чудесная коробка» Используются пластмассовые буквы. Дети узнают их на ощупь.

«Отгадай по описанию» Например, 

Две палочки, наверху перекладина. (П)

Три палочки, внизу перекладина, справа хвостик. – Щ

Палочка в середине – по бокам полуовалы – Ф.

Палочка – посередине вверху перекладина – Т

«Волшебные тучки»«Путешествие по морю» Дети учатся сливать слоги, сначала обратные, затем прямые.

Анализ предложений.

Работу над предложением провожу в два этапа.  Сначала детей знакомлю со словесным составом предложения. Затем дети учатся выделять  предложения из текста и подсчитывать их количество.

На этапе анализа предложений

«Живые слова» Слова изображают дети, им предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. 

«Подружим слова» Дети восстанавливают грамматическую форму слов в предложении. Мама, завязывать, девочка, бант

 «Какое слово убежало?» На доске схема предложения совместно составленная с детьми. Дети закрывают глаза, логопед убирает одну полоску на схеме предложения. Дети называют слово.

«Волшебный кубик» На гранях кубика схематическое изображение предлога. Бросив кубик, дети составляют предложение с соответствующим предлогом.

 «Построй из спичек» – игра  с конструированием. Можно только тогда взять палочку, когда назовёшь слово с нужным звуком. Учитель-логопед может усложнять данное задание: «Можно называть только продукты (птицы, фрукты и т.д.).

Дидактические игры и пособия

1)Игры для коррекции звукопроизношения, фонематического восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза 

1.«Веселый паровозик»

Цель: учить определять место звука в слове ( в начале, середине, конце)

Задачи: Коррекционно-образовательная-формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающая– развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Оборудование: предметные картинки на определенный звук, дидактическое пособие «Паровозик»

Ход игры: Логопед предлагает ребенку взять картинку, рассмотреть её, назвать, что на ней изображено и определить где  звук живет в слове ( в начале, середине, конце). Если звук живет в начале слова, то картинку нужно поместить  в первый вагончик, если звук живет в середине слова, то картинку нудно поместить в средний вагончик и если звук живет в конце слова, то эта картинка отправиться в путешествие в последнем вагончике.

  1. «Ведёрки»

Цель: учить определять первый,, последний  звук в слове 

Задачи: Коррекционно-образовательная-учить определять звуки в начале и в конце слова.

Коррекционно-развивающая- развивать фонематическое восприятие. 

Коррекционно-воспитательнаявоспитание умения слушать друг друга.

Оборудование: игрушечные ведра разных цветов- красного, синего, зеленого, удочка, маленький тазик, рыбки с картинками.

Ход игры: Ребенок должен поймать рыбку, назвать картинку на другой стороне и определить какой звук живет в начале (конце)  слова, если гласный звук, то рыбка помещается в ведро красного цвета, если согласный  твердый, то рыбка помещается в ведро синего цвета и если в начале слова согласный мягкий, то рыбка помещается в ведро зеленого цвета.

  1. «Собери звезды»

Цель: развивать фонематический слух. 

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить  различать смешиваемые звуки на слух и  правильно употреблять их в собственной речи.

 Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение)

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Ход игры: Из предложенных картинок нужно собрать бусы из слов со звуком Л. Второй вариант – продеть через шнурок только те картинки, в которых есть звук Р

  1. «Выбери домик»

Цель: развивать фонематический слух. 

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить  различать смешиваемые звуки на слух и  правильно употреблять их в собственной речи.

 Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение)

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Ход игры: В пальчиковый бассейн из фасоли прячутся мелкие фигурки, в названии которых есть смешиваемые звуки. Ребенок находит фигурки, называет их и выбирает им домик в зависимости какой первый звук в этих фигурках: гласный-красный домик, согласный твёрдый – синий домик; согласный мягкий – зелёный домик.

Игры для развития голоса «Поём тихо – поём громко»,

 Пропевание гласных звуков с движением (Чепурина И. В.): 

Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов. Дети на логопедических занятиях пропевают гласные звуки с движениями. Все гласные пропеваются на выдохе. 

  • «Цветок распускается» – [а]. И.п. – стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх – вдох. Руки через стороны вниз, поем «а-а-а».
  • «Рубим дрова» – [у]. 8 И.п. – стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх – вдох. Наклон – поем «у-у-у».
  • «Пускаем облачко» – [о]. И.п. стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются ото рта – выдох. 
  • «Держим большой мяч» – [э]. И.п. – стоя руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки перед грудью – выдох: «э-э-э». 
  • «Маятник» – [ы]. И.п. – стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох: «ы-ы-ы».
  • «Поймаем лучик» – [и]. И.п. – стоя, руки опущены – выдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох: «и-и-и». 

Голосянки (из народной педагогики). Для развития голосовых связок полезна игра в голосянку. Для этого ребята собираются в круг и вместе, нараспев, начинают произносить незамысловатый текст, стараясь намеренно тянуть последний звук. Например: Давайте, ребята, Голосянку тянуть; Кто не вытянет, Того за волосы рва –а- а-а-ть… Кто дольше протянет этот звук, не переводя дыхание, тот и выиграет.

«Приятный запах» («Ах, как приятно пахнет!» – фраза постепенно удлиняется: «Ах, как приятно пахнет этот цветок!», «Ах, как приятно пахнет этот красивый цветок, растущий на солнечной поляне!»)

Этап дифференциации звуков «Звенит – жужжит», «Разложи картинки по домикам» (на коврографе)

Рефлексия . «Наполни бочонок».

 Участникам предложены жетоны желтого цвета (мед), и коричневого цвета (деготь). Ведущий держит в руках бочонок с надписью «Мед». – Наш мастер-класс подошёл к концу.

 Я благодарю всех участников за активность, творчество, эмоциональность. Мне очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса. 

Помогут нам в этом жетоны.

 Инструкция к жетонам: 

 ✓ если вас заинтересовал предложенный материал мастер – класса, вы будете его использовать в своей работе – «добавьте ложку меда» в бочонок – положите желтый жетон. 

✓ вас не заинтересовал предложенный материал мастер – класса, вы не будете его использовать в своей работе – «добавьте ложку дегтя» в бочонок – положите жетон коричневого цвета.

 

Учитель-логопед МБДОУ детского сада «Родничок» Должикова Марина Николаевна (высшая категория)

КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ