автор: Евсеева Оксана Николаевна

учитель английского языка МАОУ гимназия № 5 им. В.А. Голикова муниципального образования город Новороссийск

«Наставничество. Модель построения работы с одаренными детьми»

 

 

 

«Наставничество. Модель построения работы с одаренными детьми»

                              

Евсеева Оксана Николаевна,

учитель английского языка МАОУ гимназии № 5

им. В.А Голикова муниципального образования

город Новороссийск

  Одной из задач модернизации современного российского образования является педагогическая поддержка детской одаренности. Одаренность представляет собой сложное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения ребенком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. 

На теоретическом уровне определены признаки и виды детской одаренности, установлены принципы и методы ее диагностики. Выявлены направления работы, цели, содержание, формы и методы обучения детей с признаками одаренности. К практической реализации этих знаний приступили многие образовательные организации Краснодарского края. Анализ этого опыта показывает, что существует ряд проблемных областей, препятствующих эффективной работе с творчески и интеллектуально одаренными детьми. Новизна и специфика задач развития детской одаренности  требует не только наличия  специальных знаний у педагогов, но и специальной компетентности, связанной с педагогической поддержкой и сопровождением одаренных детей. 

       Эффективное решение обозначенных выше проблем в сложившихся условиях возможно путем организации в школе особой интеграционной информационно-образовательной среды, модели работы с одаренными детьми, которая должна обеспечить:

– информационно-методическую поддержку, планирование и организацию работы с детьми, имеющими признаки одаренности;

– мониторинг результатов работы с одаренными детьми;

– формирование эффективной системы поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации об обучающихся с признаками одаренности;

– дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса (обучающихся с признаками одаренности, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественности; 

– дистанционное взаимодействие школы с другими образовательными организациями, учреждениями культуры, вузами, учреждениями досуга, научными организациями.

          Далее представлена модель работы с одаренными и талантливыми детьми в МАОУ гимназии № 5 им. В.А. Голикова муниципального образования город Новороссийска.

 

Рисунок 1 – Внутришкольная модель работы с одаренными и талантливыми детьми в МАОУ гимназии № 5 им. В.А. Голикова

 

Организация и функциональное обеспечение  модели:

1.Функции директора:

– Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательных отношений.

– Материальное стимулирование одарённых детей.

-Организация работы  проекта «Интеграционная информационно-образовательная среда образовательной организации как фактор развития творческой и интеллектуальной деятельности одарённых учащихся»

 2.Функции заместителей директора по УВР  и  ВР:

– Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы «Одарённые дети».  

– Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.  

 – Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми.  

– Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей.  

– Сбор банка данных по одарённым детям.

  • Функции учителей-предметников:

 – Выявление одарённых и талантливых детей.

 – Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

 -Организация индивидуальной работы с одарёнными и талантливыми детьми.

 -Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям.

 – Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.

 – Создание электронной базы материалов повышенного уровня сложности.

 – Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

  • Функции классных руководителей:

 – Выявление одарённых и талантливых детей.

 – Ведение индивидуальных карт достижений учащихся.

 – Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.

  • Функции педагогов дополнительного образования:

  – Выявление одарённых и талантливых детей.

  – Организация творческих отчётов детей.

  – Подготовка обучающихся к конкурсной деятельности, к участию в мероприятиях различных направленностей.

  1. Функции педагога-психолога:

   –  Подготовка диагностических материалов, выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности обучающихся. Психолого-педагогическая диагностика.

    – Анкетирование и консультационная поддержка родителей.

    – Организация и проведение развивающей работы с учащимися.

  7.Функции тьютора:

     – Консультирование, наставничество, организация работы одарённых обучающихся в одном или нескольких видах деятельности.

     – Сопровождение, поддержка процесса самообразования талантливых обучающихся, индивидуальный образовательный поиск.

     -Составление индивидуально-ориентированной программы обучающихся, организация работы по психолого-педагогическому сопровождению семей;

  7.Функции родителей:

    – Всесторонняя поддержка детей.

    – Совместное участие в мероприятиях различной направленности.

    – Координация действий с педагогическим коллективом.

     – Участие в общественно-педагогическом форуме «Личность. Семья. Школа».

Необходимо организовать деятельность всех участников образовательных отношений таким образом, чтобы ребёнок стал истинным центром общей педагогической заботы, направленной на его обучение, развитие и воспитание.

 

           Данная модель работы с одарёнными и талантливыми детьми  по развитию творческого и интеллектуального потенциала учащихся апробирована в образовательной организации – МАОУ гимназии № 5 им. В.А. Голикова г. Новороссийска. За данный период времени  увеличился процент участия учащихся в городских, краевых, всероссийских конкурсах, олимпиадах, викторинах и фестивалях,  где  дети  показали высокие результаты в урочной  и  во внеурочной деятельности. Повысились результаты по всем целевым критериям и показателям эффективности  деятельности, указанным в программе «Одарённые дети» и в проекте «Интеграционная информационно-образовательная среда образовательной организации как фактор развития творческой и интеллектуальной деятельности одарённых учащихся».

 

Литература

  1. Интеграционная информационно-образовательная среда школы как условие развития творческой и интеллектуальной одаренности обучающихся: учеб.-метод. пособие / В.В. Кулишов, Т.С. Цепордей, О.Н. Евсеева. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2020. 
  2. Развитие творческой и интеллектуальной одаренности обучающихся в условиях интеграционной информационно-образовательной среды школы: учеб.-метод. пособие / В.В. Кулишов, Т.С. Цепордей, О.Н. Евсеева. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2022. 

 

«Наставничество. Модель построения работы с одаренными детьми»