автор: Ермолаева Ирина Александровна
воспитатель МБ ДОУ Павловский детский сад “Мозаика”
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству.
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце и
в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина»
(В.А.Сухомлинский)
Мы живем в сложное и интересное время, когда на многое начинаешь смотреть по-иному, многое заново открываешь или переоцениваешь, появляется возможность экспериментировать, накапливать опыт. И жизнь показывает, что используемые формы обучения на основе народного творчества дают детям более глубокие знания об истории России.
Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими яркие творения в разных, порой, самобытных видах искусств.
От матери к дочери, от отца к сыну передавалось мастерство.
Всем сердцем любя свою родную сторонку, люди воспевали в песнях и сказках ее красоту и умели ее творить.
Никогда на Руси не угасала традиция древнего искусства, оно пережило столетия, сохранилось, порой, в единичных образцах.
Декоративно-прикладное искусство это часть нашего исторического прошлого и часть нашей материальной культуры.
В старшем дошкольном возрасте у ребят появляется гордость за свои достижения, и они уже способны гордиться за свою Родину, за свой народ.
У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей, чувство уважения к другим национальностям.
И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции, будут ли наши дети чувствовать сострадание и уважение к ближнему.
Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память.
Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе образования.
Актуальность данной темы побудила меня начать работу по формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.
Прежде всего, надо было найти ответы на вопросы:
- Как повысить интерес к народно-прикладному искусству?
- Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей?
- Как влияет развивающая среда на нравственное развитие детей, на развитие художественных способностей?
- Как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами?
Гипотеза
Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством народов родного
края, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
– Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.
– Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.
– Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы.
– Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности.
Таким образом цель моей работы заключается в следующем: создать оптимальные условия для приобщения детей старшего дошкольного возраста к
народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства.
В соответствии с целью работы были выдвинуты следующие задачи:
- создать развивающую среду, способствующую формированию у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства, изобразительной деятельности, развитию детского творчества;
- разработать поэтапную технологию ознакомления детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством, как средства приобщения к народной культуре;
- формировать обобщенные знания и умения: понимание детьми характерных особенностей изделий народных промыслов, освоение характерных элементов; умения создавать выразительные узоры, развивать чувства формы, цвета, композиции;
- осуществлять взаимосвязь народного декоративно – прикладного искусства с устным фольклором.
- повышать педагогическую просвещенность родителей о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.
Для достижения поставленной цели мной была разработана программа, позволяющая наиболее доступными средствами знакомить детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством на всех уровнях (восприятие-исполнительство-творчество)
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением.
Программа составлена с учетом принципа интеграции, который позволяет совместить в решении задач приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства
разные виды деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкально-эстетической) с использованием народного фольклора.
В основу реализации данной программы положены следующие принципы:
принцип культуросообразности реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении.
принцип личностно-ориентированного общения – личностно-ориентированный подход в воспитании, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; в процессе общения педагог выступает как активный соучастник творческой деятельности; партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии, подлинные изделия, альбомы, открытки, видеофильмы.
принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети осваивали умения и навыки постепенно (от простого к сложному);
принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремится к достижению результата;
принцип интеграции позволяет осуществлять образовательную работу с детьми на основе тематического единства изобразительной деятельности с познавательно-речевой деятельностью;
принцип целостности предполагает соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.
Содержание работы:
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий.
Постепенно происходит его усложнение.
Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению.
Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физкультминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.
В работе используются различные методы и приемы:
одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
эвристический (развитие находчивости и активности);
частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность
детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество;
мотивационный (убеждение, поощрение);
жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек.
И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
При осуществлении данной программы в целом мною учитываются следующие структурные моменты построения образовательной деятельности:
– Организационный – преследует цель создания условий, обеспечивающих эмоциональный настрой ребенка на содержание занятия.
Удивление в процессе общения педагога с детьми может стать фактором, организующим и стимулирующим детское внимание и деятельность. Появление педагога в необычном костюме, головном уборе или гриме, со странным на вид предметом в руке или куклой обеспечит заинтересованность детей проблемой занятия
Проблемно – мотивационный аспект призван стимулировать активность ребенка за счет органичного включения проблемной ситуации в ход образовательной деятельности.
В результате она оказывается особым педагогическим механизмом, который ставит ребенка в новые для него условия, требует от него максимальной мобилизации знаний, умений волевых усилий, направленных на решение проблемной задачи.
– Деятельностная основа деятельности во многом обеспечивает его развивающий эффект, создает условия для изобразительного творчества, анализа художественных образов созданных детьми.
– Прикладное значение продуктов детской деятельности особенно значимо в связи со
становлением их социального статуса.
Во-первых, это явное проявление уважения к ребенку со стороны взрослых и сверстников,
во-вторых, его продукт, материализованный в рисунке, приобретает черты особой значимости: это часть его символического «Я».
Правильно организованная предметно – развивающая среда имеет неоспоримое значение для развития ребенка дошкольного возраста.
Для организации работы по ознакомлению детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством создана предметно-развивающая среда, включающая в себя две взаимосвязанные мини-среды:
Культурно – познавательная среда
Индивидуально – творческая среда
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с родителями.
Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Любая профессиональная деятельность воспитателя может быть по- настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его настоящими помощниками и единомышленниками. Преемственность в воспитании и обучении детей в ДОУ и в семье является необходимым условием для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством.
Поэтому, одной из задач образовательной работы по приобщению детей к народной культуре является повышение педагогической просвещенности родителей о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.
Очень эффективным воздействием на сознание родителей считаю проведение консультаций – практикумов «Палитра красок», в результате
которых родители не только знакомятся с теорией того или иного вопроса, но и имеют возможность совместно со своими детьми апробировать всевозможные техники декоративного рисования, поиграть в игры и т.д.
В результате проведения таких консультаций – практикумов, родители, станут активнее участвовать в групповых мероприятиях, принимать участие в различных конкурсах на лучший рисунок, поделку и т.д.
Также рекомендую родителям совместно с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как.
Взаимодействие родителей и детского сада по вопросам приобщения детей к народной культуре происходит при проведении совместных фольклорных праздников и досугов
(«У матрешки день рождение», досуг «Диво дивное, чудо чудное» и др.).
При подготовке к данным праздникам родители активно вовлекаются в жизнь группы (оформляют костюмы, принимают участие в выставках изделий декоративно-прикладного искусства и др.).
Таким образом, данные формы взаимодействия с родителями позволят повысить родительскую компетентность о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.
Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке и родной культуре в целом.
Ожидаемые результаты
-В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появится желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
-Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов сформирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
-Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Заключение
Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, диктует нам педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и технологий.
На смену традиционному образованию (которое сводилось к передаче готовых знаний) приходит продуктивное обучение.
Декоративно-прикладное искусство выступает одним из первых видов народной культуры для дошкольника. Культурный опыт ребенка приобретается через опыт взрослого.
Мастер народной игрушки присутствует в своих произведениях не как один автор, а целый народ, поэтому своим прямым (мастер-класс) или опосредованным (произведение искусства) участием в образовании детей открывает им путь в мир общечеловеческой культуры.
Значение народной культуры для эстетического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, что в ней опредмечены основополагающие ценности духовной культуры народа, передаваемые от поколения к поколению (оптимизм, открытость, коллективизм, доброта и другие).
Ребенок начинает осмысливать внешний мир в его гармоничной целостности и в своих отношениях к нему на основе универсальных понятий.
Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности.
Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства.