автор: Зайцева Ирина Владимировна

учитель начальных классов г. Саяногорск

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

 

 

 

Доклад подготовила: Зайцева Ирина Владимировна

МБОУ СОШ №5

 

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

 

Основные тенденции развития современной педагогики направлены на гуманизацию сферы образования. В центре внимания находится личность ученика, его индивидуальность, осуществление возможностей самовыражения и саморазвития, проявления креативности.

Социальный заказ современного общества направлен на развитие личности учащегося как активного субъекта своей жизнедеятельности. От образовательной организации требуется создание комплекса условий, который позволит учащимся раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал, другими словами самореализоваться.

Самореализация – в иерархии потребностей А.Х. Маслу – высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны.

Процесс самореализации индивидуален и может осуществляться различными путями и в разных сферах деятельности, но именно учебная деятельность играет значительную  роль в жизни школьника и служит важной сферой его самовыражения. По мнению психологов и учителей, внутренней причиной разочарований, неудач в учебе зачастую служит отсутствие возможности для самореализации школьников.

Принципы для прогрессирующей самореализации обучающихся представлены на слайде. 

А условиями необходимыми  для эффективного развития личности младшего школьника, ее самореализации служат:

  • Анализ знаний, умений учащихся; 
  • Причин затруднений в учебной деятельности;
  • Составление индивидуальной оценочной шкалы, классифицирующей уровень развития учащихся;
  • Объединение заданий по темам; 
  • Подбор заданий, стимулирующих интерес учащихся к познавательной деятельности;
  • Использование заданий, способствующих самодиагностике и самопознанию младших школьников;
  • Обеспечение активности и самостоятельности, учащихся в процессе выполнения задания; наличие заданий, способствующих формированию адекватного образа “Я”;
  • Наличие заданий продуктивного характера; сопровождающихся опорными схемами и подсказками, которые требуют от учащихся письменных ответов;
  • Выполнение заданий творческого характера (определение понятий; ответы на проблемные вопросы; подготовка сообщений и докладов; составление кроссвордов; загадок; написание сказок).

Для повышения профессиональной компетенции педагогов общеобразовательной организации возможно провести педагогические советы по темам представленные на слайде. Формы проведения педагогических советов самые разнообразные: деловые игры, тренинги, представление опыта, мастер-классы и др.

Для родителей стало традиционным проведение классных тематических родительских собраний, темы по самореализации обучающихся могут быть самыми разнообразными.  «Мы растим счастливого ребенка: объединение усилий  семьи  и  школы  в  решении  вопросов  самореализации  личности  учащихся», «Портрет моего ребенка: учимся понимать своих детей», «Традиции семьи как форма самореализации личности ребенка»

Большое значение для самореализации учащихся также имеет их собственная активная жизненная позиция. В течение учебного года обучающиеся  могут быть вовлечены в различные формы воспитательной работы, способствующие самореализации личности детей. Примерами таких мероприятий могут быть интеллектуальный марафон «Эрудит», конкурс- презентация для всех классных коллективов «Класс!». В школе разработаны и реализуются программа «Школьное самоуправление как фактор, способствующий самореализации личности учащихся».

А также, эффективными  педагогическими  средствами  влияния  на  самореализацию  выступают:  коллективная  творческая  деятельность,  система  чередования  традиционных  поручений, включение  родителей  в  жизнедеятельность  классного  коллектива,  цикл  занятий  по  развитию  эмоционально-волевой  сферы  ребенка.

Таким образом, нужно стремимся создать интегрированную модель образовательного пространства (школа, участники образовательного процесса, социальные партнеры), создаваемого специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении школьных лет. 

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ