автор: Статеева Ирина Алексеевна
Звук и буква У
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
Статеева Ирина Алексеевна
учитель-логопед, высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города Чебоксары Чувашской Республики
Предмет (направленность): обучение элементам грамоты.
Возраст детей: средняя группа.
Место проведения: группа.
Программное содержание.
- Коррекционно-образовательные задачи: закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква», «гласный звук». Закрепить умение различать на слух слова с начальным ударным гласным звуком А, У. Познакомить с гласной буквой У.
- Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, память, закрепить умение различать правую и левую сторону.
- Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание навыков инициативности и самостоятельности.
Материал.
- Демонстрационный: Утенок Утя, звуковые домики, Буква У, коврограф, игра «Логокуб», магнитные буквы А, У.
- Раздаточный: предметные картинки со звуком А и У (утка, утюг, улитка, ухо), массажный шарик.
Предшествующая работа.
Уточнение произношения гласных, формировалось умение передавать ритмический рисунок слов, формировалось умение выделять начальные ударные гласные из слов, понятие звук.
Словарная работа.
Звук, слово, буква, гласный звук, справа, слева.
Ход ООД
- Организационный момент.
Детишки плавать на виду мамы не хотят,
Устала утка на пруду учить своих…(утят).
Кря, кря утенок Утя к нам пришел. Он хочет узнать какой первый звук его имени. Поможем ему, ребята?
У-У-Утенок, У-У-Утя-какой первый звук в этих словах.
2.Сообщение темы.
Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой У.
-Кто воет у-у-у? (воют волки). Зимой ветер воет… (у-у-у). Звук У произносится с усилением и ослаблением голоса.
- Характеристика звука У.
Какой сигнал подает машинист? (у-у-у). Произнесите звук У. Что стало с нашими губами. Они вытянулись в трубочку. Воздуху ничего не мешает. Попробуем спеть звук У. (звуковой клубочек).
-Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поется, тянется).
-Какой это звук? Звук У тоже называется гласным звуком.
-Сколько гласных звуков поселилось в звуковом домике?
Звук У мы будем обозначать красным, маленьким кружочком.
Как мы назовем звук А и У? Какие это звуки? Почему их называют гласными?
4.Выделение звука У из ряда гласных.
Покажи символ звука У, когда его услышишь.
- Произношение слов со звуком У и определение его позиции в слове.
Утенок принес вам коробочку. Отгадайте загадки, и вы узнаете. Что в коробке.
-Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в воде. (удочка). Где вы услышали звук У?
-Сама ползет, на себе дом везет. (улитка). Какой первый звук в слове улитка?
-Ходит вперевалочку,
Плавает, ныряет,
На пруду и в речке пищу добывает. (утка)
6.Физминутка. «Парашютисты». (коврограф)
Мы летим на парашюте.
Мы серьезны и не шутим.
Вместе с ветром мы в вдвоем
Звуки гласные поем: А-У, У-У
До земли тут метров триста,
И поют парашютисты:
А-У,У-А.
Дети прокатывают шарик снизу-вверх различными пальцами правой или левой руки, сопровождается «пропеванием» обозначенных гласных и согласных звуков.
- Знакомство с буквой.
Посмотрите на эту букву, у которой длинная-предлинная нога. Она ее вытянула и танцует на одной ножке. На что похожа буква У? (на веточку, рогатку, сучок)
Напишите букву У пальчиком в воздухе.
У-сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
- Различение звука и буквы А-У.
Игра «Логокуб». Утенок принес «Звуковой кубик». Ребята, подарите картинки названия которых начинается со звука У утенку.
Логопед раздает детям карточки, спрашивает, у кого из них находится предмет, название которого начинается со звука А,У. Тот кто правильно назовет предмет, прикрепляет картинку на грань куба с соответствующей буквой.
- Анализ слияния гласных: АУ, УА.
а) назови первый звук,
б)назови второй звук,
в)сосчитай звуки.
- Чтение.
Покажите левую руку, правую. Читать мы будем слева на право.(у доски).
А………..У (потерялись в лесу).
У ……….А (плачет малыш).
11.Итог: Назови утенку гласные звуки. Почему их называют гласными звуками?
Задания воспитателям.
- Находить букву в ряду других букв.
2.Раскрасить букву У красным цветом.
3.Печатать букву У. («Рабочая тетрадь» средний дошк.возраст Нищевой)
4.Выложить из пуговиц.
5.Игра «Кто больше придумает слова со звуком У» с фишками.
6.Вылепить букву из соленого теста.
Литература.
- Алтухова Н. Р. Научитесь слушать звуки. Изд. «Лань»,1999г.
- Александрова Т.В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников. С.-Петербург «Детство-Пресс» 2005
- БОРОДИЧ Методики развития речи детей. М.:Просвещение,1981г.
- Волина В. В. Учимся играя. М.:Просвещение, Новая школа,1994г.
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом. Санкт-Петербург, Изд: Литера,2009.
- Выгодская И,Г.,Берковская Н. В. Звукоград,Буквоград, Златоустия.ООО «ЛИНКА-ПРЕСС»МОСКВА19999г.
- Глинка Г.А.»Буду говорить, читать, писать правильно. С П б: Питер Пресс,1996г.
- Ефименкова Л. Н. Наглядное пособие по коррекции устной и письменной речи.
- Журнал «Дошкольное образованение» №7 2002г.
- Журнал «Обруч» № 4 2004г.
- Каше Г.А. Подготовка детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. М.:Просвещение, 1985г
- Колесникова Е.В.Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д,2000
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия В старшей группе для детей с ОНР.М.:Гном и Д 2002
- Лопухина Н. С. 550 упражнений для развития речи. С П б.:Дельта,2000г.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы.С.-Петербург»Детство-Пресс» 2001.
- НовоторцеваН.В. Учимся читать:обучение грамоте в д. с.
- « Обучение дошкольников грамоте» Журова Л.Е, Варенцова Н.С. . М.:Просвещение,1994г.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Москва «Владос» 2003
- Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте М.:Гном и Д,2000
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с О,Н,Р,М.:Альфа,1993.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М:Просвещение,1989г.
- Цвынтарный В. В..Играем, слушаем, подражаем звуки получаем.-С. П. б «Лань»,2001г.