автор: Земледельцева Светлана Михайловна

Конспект НОД . Образовательная область «Познавательное развитие. ФЭМП».

Тема: «Раньше, позже».

Цель: Уточнить временные представления (раньше- позже), закрепить умение устанавливать последовательность событий. Закрепить представление о сравнении чисел с помощью определения порядка их следования в числовом ряду; тренировать умение определять на предметной основе, на сколько одно число больше (меньше) другого. Сформировать опыт работы в команде, взаимопроверки, достижения договорённостей и согласования общего решения. Сформировать опыт самопроверки по образцу, аргументации своего мнения, действия по алгоритму с предварительным проговариванием его основных шагов, первичный опыт регулирования и планирования деятельности во времени.

Ход занятия:

Дети входят в группу на стенах репродукции картин.

-Знаете ли вы, где можно посмотреть эти картины? (Ответы детей)

– В больших городах, таких как Москва или Санкт – Петербург, есть картинные галереи, в которые приходят или приезжают люди из других городов и даже стран для того, чтобы посмотреть картины известных художников. В Москве, например, находится государственная Третьяковская галерея. Это художественный музей, имеющий одну из самых крупных и значительных в мире коллекций российского изобразительного искусства. Она названа по имени московского купца, промышленника Павла Михайловича Третьякова, который приобрёл первые картины и положил начало знаменитому собранию. А в Санкт – Петербурге находится Эрмитаж.  Это величайший памятник культуры, собрания произведений мастеров мирового значения. Но здесь собраны не только картины, но и скульптуры, памятники культуры, коллекции драгоценностей, иконы и т.д.

-В картинных галереях регулярно проводятся выставки, на которых выставляются картины как художников прошлого, тех, кто жил раньше, так и современных художников. Хотите оказать помощь в подготовке выставки?

-Тогда возьмите билетики (бледно –жёлтые, голубые, розовые), чтобы зайти в картинную галерею. Затем подойдите к столам, на которых лежат картины, соответствующего цвета. У вас получилось три команды.

1 – й стол:

-1 фрукт + 6 овощей;

-1 электроприбор + 6 письменных принадлежностей;

-1 взрослый + 6 детей;

-1 Ёлочная игрушка + 6 игрушек.

У этих карточек бледно – жёлтый фон.

2 – й стол:

-2 предмета посуды + 5 электроприборов;

-2 дерева + 5 цветков;

-2 электроприбора + 5 предметов мебели;

-2 мальчика + 5 девочек.

У этих карточек голубой фон.

3 – й стол:

-3 ягоды + 4 фрукта;

-3 головных убора + 4 предмета одежды;

-3 насекомых + 4 птицы;

-3 гриба + 4 ягоды.

У этих карточек розовый фон.

– Возьмите каждый по карточке. Сколько предметов изображено на карточке? (Спросить 5 – 6 человек). (7)

-На сколько частей можно разделить предметы? (На две)

-Вам нужно определить какие предметы можно назвать одним словом и сколько этих предметов, а затем найти стол, на котором находится карточка с подходящим выражением и собраться возле него.

Карточки: 1+6; 2+5; 3+4. Задание проверяет воспитатель у каждой команды, затем убирают карточки.

-А теперь каждая команда получает набор из 7 карточек, по которым можно устанавливать временные отношения «раньше», «позже».

-Что значит «раньше», «позже»? (Событие, которое произошло раньше – это то, что было сначала, а которое произошло позже – это то, что стало потом.)

-Какие пословицы про раньше и позже вы знаете? (Кто раньше встаёт, тот всё застаёт. Кто позже пришёл – ни с чем ушёл.)

Дети раскладывают картинки за столами, а затем по одному человеку от команды – у доски, рассказывают, что было раньше, что позже.

-Ребята проходите, рассаживайтесь за столы, мы продолжим готовить выставку картин.

-Давайте рассмотрим ряд домиков. Художник рисовал так: он каждый раз к готовому рисунку добавлял какую – либо деталь. Вам нужно определить какой рисунок был сделан самым первым, вторым и т.д., поставить под каждым рисунком его порядковый номер.

Дети выполняют задание самостоятельно за время, заданное песочными часами.

-Проверьте, правильно ли вы выполнили задание? (4 2 6 1 7 3 5)

-Кто ошибся?

Если кто – то допустил ошибку, воспитатель просит рассказать, как он рассуждал.

-Каждый художник между работой любил устроиться поудобнее и отдохнуть. Сейчас мы представим себя в роли художников и немного поиграем. Игра называется «кто раньше займёт место для отдыха?».

Стоит четыре стула, под музыку дети двигаются вокруг стульев, музыка останавливается, дети занимают места для отдыха. Кто сел раньше, тот и отдыхает. 2 раза.

-Проходите за столы. У нас есть ещё ряд рисунков художника, нужно определить, что было нарисовано сначала, а что потоми расставить номера.

Дети выполняют самостоятельно.

-Проверьте. (5 3 2 4 6 1 7)

-Ребята, а знаете ли вы, чем пишут художники свои картины? (Ответы детей)

-Да, художники пишут картины красками, но не только. Есть художники, которые создают свои картины из цветных кусочков стекла или камня. Это называется мозаикой. Посмотрите. (Показ нескольких картинок)

-Художник, который занимается мозаикой, просит нас помочь навести порядок в его мастерской.

-Хотите?

-Давайте рассмотрим синие мешки.

-Как одним словом назвать форму камешков, положенных в первый мешок? (Многоугольники)

-Какую форму имеет зелёный, красный, жёлтый камешек? (шестиугольник, пятиугольник, треугольник).

-Как можно назвать синий и фиолетовый камешек? (Четырёхугольники).

-Художник просит пересчитать камешки в каждом мешке и записать количество с помощью цифр.

Дети выполняют задание.

-Сколько многоугольных камешков? (5)

-Сколько круглых камешков? (7)

-Сравните количество многоугольных и круглых камешков при помощи знаков больше, меньше или равно.

Дети пишут нужный знак.

-Чего больше? (кругов).

-Чего меньше? (Многоугольников)

-Почему вы считаете, что многоугольников меньше, чем кругов? (Потому что при счёте число 5 идёт раньше, чем число 7).

-Как узнать на сколько кругов больше, чем многоугольников? (Надо соединить попарно многоугольники и круги. Те круги, которые остались без пары, покажут, на сколько кругов больше, чем многоугольников.)

Дети выполняют задание самостоятельно с последующей самопроверкой по образцу.

-Давайте рассмотрим красные мешки и сравним числа 7 и 4. (Дети пишут нужный знак).

-Почему вы считаете, что 7 больше, чем 4? (Потому что число 7 идёт позже, чем число 4.)

-Как узнать на сколько 7 больше 4? (Надо в первом мешке нарисовать 7 предметов, а во втором – 4 предмета, а затем соединить их ниточками.)

-В первом мешке у художника лежат овальные камешки, а во втором – треугольные камешки.

Дети рисуют 7 овалов и 4 треугольника и проводят ниточки, образуя пары между треугольниками и овалами.

-Что делаем дальше? (Обводим линией овалы, которым хватило пары.)

-Какой вывод можно сделать? (Без пары осталось 3 овала, значит 7 больше, чем 4, на 3.)

Дети проверяют по образцу.

-У нас остались зелёные мешки. В первом зелёном мешке лежат красные круги, а во втором – синие.

Дети выполняют задание самостоятельно, с последующей самопроверкой по образцу.

-Дети подойдите сюда.

-У кого в гостях вы сегодня побывали?

-Чем вы смогли помочь художникам?

-Какие знания дали вам возможность расположить картины по порядку, навести порядок в мастерской  художника?

На доске смайлики радости, хорошего настроения, задумчивости, огорчения и грусти.

-Ребята возьмите себе смайлик того настроения, в котором прибываете вы сейчас. Почему? Оставьте эти смайлики себе.

Конспект НОД. Образовательная область “Познавательное развитие. ФЭМП”. Тема: “Раньше, позже”.