автор: Зубова Светлана Павловна
учитель русского языка и литературы Обособленное структурное подразделение “Основная школа №4” МБОУ “Средняя школа №2” города Няндома Архангельской области
Память сердца. Методическая разработка проведения урока развития речи (русский язык).
Методическая разработка проведения урока развития речи (русский язык).
С. П. Зубова, учитель русского языка и литературы обособленного структурного подразделения «Основная школа № 4» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2 города Няндома» Архангельской области. Телефон 89118757162
Память сердца
(Фронтовые письма. Письмо ветерану Великой Отечественной войны).
Цель: воспитание гражданственности и патриотизма, чувства гордости за свою страну,сохранение памяти о героических деяниях участников ВОВ; развитие умения анализа текстов и совершенствование навыков письменной речи в эпистолярном жанре.
Оформление: на доске стилизованные треугольнички фронтовых писем, репродукции картин (С.Иванов «Письмо домой», С.Волков «Сокрушившие смерть», Я.Титов «Вечный огонь»)
Словарные слова (на карточках на доске): лирика, проза, реликвия, эпистолярный.
Раздаточный материал: распечатанные фронтовые письма, фрагменты писем для работы на уроке.
Предварительные индивидуальные домашние задания: подготовить выразительное чтение стихотворения Э.Асадова «Мама, тебе эти строки пишу я…», фрагментов писем.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие.
- Цель урока. Введение в тему.
– Сегодня на уроке нам предстоит подготовиться к написанию сочинения в форме письма. Чтобы определить, над какой темой мы будем работать, о чем пойдет речь, посмотрите, пожалуйста, на экран
(демонстрируется изображение Мнемозины).
– Кто из вас знает что-либо об этой древнегреческой богине?
(Мнемозина – в греческой мифологии дочь Урана и Геи, богиня памяти.)
– Древние греки придумали для памяти особую богиню-покровительницу. Ребята, а как вы считаете, память важна для человека? Почему?
– Она дается человеку от рождения или нет? Можно ее улучшить? Как?
– Как в жизни человеку помогает хорошо развитая память?
Действительно, память очень важна в жизни человека. Как утверждал великий русский писатель В.Г.Распутин, «сколько в человеке памяти, столько в нем и человека».
-Как вы думаете, а что, прежде всего, должны помнить люди?
Просмотр фрагмента видеоклипа на песню Т. Недельской «Ты помни».
Война… Самое страшное – это война. Самое немыслимое – это война. Когда мы произносим это слово, сердце сжимается от боли и ужаса. Сколько пролито слёз, исковеркано судеб, сколько сирот и не родившихся детей! Наша земля обильно полита кровью. Когда наступает вечер и над русскими селами сгущаются сумерки, сердце может увидеть их. Они легко ступают по родной земле. Мёртвые, но живые. И слышен тихий мелодичный звон. И горят свечи в их руках. Они словно бы говорят: “Люди, помните о нас!” Память о трагических событиях и погибших в Великой Отечественной войне будет жить вечно!
Неслучайно наш сегодняшний урок я назвала «Память сердца».
«Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой», – поется в известной песне.
Ребята, а чьи имена хранятся в благодарной памяти ваших семей?
– Кому из вас, ребята, удалось пообщаться с ветеранами Великой Отечественной войны из вашей семьи?
– Стремительно идет время, и, к большому сожалению, участников самой страшной войны остается все меньше. Как же нам узнать, какими они были, наши деды и прадеды, отстоявшие для нас мирную жизнь, о чем думали, что чувствовали, о чем мечтали? (ответы детей).
Варианты ответов: узнать, кто изображен на старых военных фотографиях, расспросить родственников о военных судьбах близких.
– Ребята, возможно, у вас в домашних архивах хранятся семейные реликвии.
Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом.(По словарю С.И.Ожегова).
Это письма и фотографии с фронта, награды, военные документы, такие, как красноармейская книжка, извещения из военкомата. Все это бесценно и требует изучения. Но сегодня мы обратим наше внимание на фронтовые письма.
- Изучение нового материала. Анализ фронтовых писем.
Учитель: Письма с фронта – это уникальные документы Великой Отечественной войны. Как вы думаете, почему?
(Это личная переписка с родными, близкими людьми. Каждому человеку приятно получить письмо, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. А в условиях войны, когда самые родные, любящие люди вынуждены были расстаться, – тем более. С помощью писем люди как бы встречались друг с другом, делились радостями и горестями.)
– О чем, как вам кажется, рассказывали в этих письмах?
(сообщали о происходящих событиях, рассказывали о себе; делились сокровенными мыслями и чувствами.)
Поэт И.Уткин неслучайно назвал письма с фронта «летописью боя» и «хроникой чувств». С письменных пожелтевших страничек фронтовых писем словно живые встают перед нашим мысленным взором те, кто писал их в редкие минуты затишья между боями. Писали, кто как мог: иногда – подробно, а чаще – кратко, писали в прозе, а иногда – в стихах…
Работа с письмами поэтов и писателей.
Вот послушайте
(На экране – видеофрагмент «На лесном привале» (бойцы Красной армии пишут письма домой), исп. мелодия песни «В землянке». На его фоне ученик читает)
стихотворение Э. Асадова «Мама, тебе эти строки пишу я…»
– Ребята, в чем особенность этого письма? (Это письмо в стихах).
– Какие особенности личного письма в нем?
(Обращение к матери: «мама», «родная моя», приветствие: «тебе посылаю сыновий привет»).
– Нам известно, что в основе лирического произведения лежат чувства. Какие выражены в этом стихотворении?
- Любовь к матери: «Тебя вспоминаю такую родную, такую хорошую, слов даже нет», «Ты здесь, ты со мною, родная моя».
- Любовь к родному краю, теплые воспоминания о нем: «И где-то по мирному в гуще лесов, как в детстве мне слышится голос кукушки».
- Готовность до последнего дыхания биться с врагом («и чем ты в пути мне война ни грозила, ты знай, я не сдамся, покуда дышу!» «И утром, не дрогнув, я в бой ухожу.»)
– Каким представляется вам автор письма?
(Молодой солдат, тоскует по маме, по родному дому и по своей малой родине, и в то же время смелый, отважный боец.)
А вот другое письмо.
«Дорогой сынок, Славочка! Вот уже второй год пошел с того дня, как ты по своему добровольному желанию оставил нас и ушёл на фронт. С той поры нет дня, чтобы я не думала о тебе и не плакала. Ты же знаешь, сынок, что я теперь осталась совсем одна. Отец воюет где-то под Ленинградом, пишет, что был ранен, полтора месяца лежал в госпитале, а теперь вернулся в свою часть. Как ты там живешь, как воюешь, родной сыночек? Очень прошу тебя, Славик: выполни одну-единственную просьбу матери: береги себя. Ты ведь совсем ещё ребёнок! Не кидайся первым навстречу смерти, будь осторожным. Знай, что я не переживу твоей гибели. Пиши мне почаще, милый мой мальчик. Я тебя целую тысячу раз. Твоя мама.»
-Как вы считаете, каково значение этого письма?
В этом письме – любовь матери, её тревога за сына. Солдат, получивший это письмо, знал, что мать очень ждёт его возвращения.
-Какие использованные в письме обращения подтверждают это? (Сынок, сыночек, милый мой мальчик).
– Какие предложения передают переживания матери? (Восклицательные, вопросительные).
– Обратите внимание на глаголы, почему многие из них в повелительном наклонении? (Выражают просьбу матери: «береги себя», «не кидайся» , «будь осторожным»)
– Как вы думаете, выполнил ли Вячеслав просьбу, изложенную в письме? (ответы детей).
Ожидавшая ответа, бедная мать не знала, что её сына больше нет в живых. Но перед своим последним боем он успел написать матери.
Вот его письмо-ответ.
Дорогая мама! Спасибо вам за письмо, оно меня очень обрадовало.
Напрасно вы советуете мне беречь себя. Что это означает на деле? Что, я, лейтенант, должен быть в минуты опасности сзади? Конечно, я не лезу без надобности, куда попало, мне не хочется умирать так же, как любому человеку, но, если это надо, я обязан быть впереди. Вы не представляете, дорогая мама, всю глубину того огромного и страшного зла, против которого мы воюем. Сожжённые дома, горы человеческих трупов, виселицы, издевательства над людьми, пытки и расстрелы – вот что несут нашей земле гитлеровские фашисты. Мы должны, мы обязаны, мама, победить это черное зло. Иесли я умру, не плачьте и не жалейте меня. Знайте одно: что ваш сын отдал жизнь за правое дело.,)
– Почему Вячеслав не смог выполнить то, о чем так просила его мать?
(Он не намерен прятаться за спины товарищей и, если потребуется, поведёт за собой солдат).
Так оно и вышло. Прикрывая отход товарищей, лейтенант погиб в неравном бою.
– Что названо в письме «правым делом»? (победить фашизм).
Ребята, эти 2 письма – из повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая», трагические события которой основаны на реальных событиях Великой Отечественной войны. О драматических судьбах героев советую вам прочитать дома. В художественных произведениях часто и неслучайно используются письма (в стихах и в прозе). Есть даже романы в письмах, относящиеся к эпистолярному (эпистола – с лат. «письмо») жанру. Именно письма, как выражение сокровенных мыслей и чувств, помогают создать образ героя.
Анализ подлинных писем с фронтов Великой Отечественной.
А сейчас перейдем к письмам солдат и офицеров, написанных на фронте. Вот строки из письма разведчика Николая Кузнецова (зачитывает подготовленный ученик):
“Я люблю жизнь. Я еще очень молод. Но потому, что Отчизна, которую я люблю, как свою родную мать, требует от меня пожертвовать жизнью во имя освобождения от немецких оккупантов, я сделаю это. Пусть знает весь мир, на что способен русский патриот. Пусть запомнят фашистские главари, что покорить наш народ невозможно так же, как и погасить солнце… Прочитать только после моей гибели. Кузнецов.”
– Что вы можете сказать об адресанте этого письма?
(Мужественный, отважный, хотя и очень молодой боец. Разведчик – очень ответственная и опасная специальность, но в сердце Николая живет отвага. Он готов до конца исполнять свой воинский долг ради спасения Родины! Настоящий патриот.
– Н.Кузнецов признается, что очень любит жизнь, но жертвует ею во имя победы. Что придает ему сил?
(Николай верит в нашу победу, он убеждён, что покорить наш народ фашистам не удастся, как бы они не старались!)
– Почему автор письма просит прочитать написанное им только после гибели?
(Чтобы мы, будущие поколения, понимали, за что воевали, что защищали солдаты в Великую Отечественную войну, ради чего шли на смерть. Каждый из солдат чувствовал свою личную ответственность за судьбу своей Родины.)
– К какому виду письма можно отнести написанное Н.Кузнецовым?
(Письмо – завещание)
А эти слова – из письма, написанного перед боем старшиной В.Н.Усовым: “Идя в этот бой, я клянусь, что выполню святой долг перед Отчизной, всю свою ненависть вложил в боевое уменье, она утроила мои силы! Меня нет, но мой ратный труд не пропадет. Ведь я так хотел жить, но я лучше пожертвую собой, чтобы жила и цвела моя счастливая Родина, чтобы жили другие…”
– Что выражено в этом письме?
(Клятва в верности своей Отчизне. Горячее желание спасти её , даже ценой собственной жизни.)
– Что называет автор письма своим святым долгом? (Защитить свою Родину).
– Какие чувства испытывает старшина перед боем?
(Любовь и ненависть: ненависть к врагу и любовь к России. Веру в то, что его ратный труд не пропадёт – его Родина будет жить и цвести. Эта уверенность помогала ему быть стойким, утраивала силы.)
– Ребята, к какому виду писем можно отнести эти 2 письма?
(Эти письма – наказы нам, будущим поколениям, любить и беречь Россию, спасенную солдатами, не пожалевшими ради неё собственных жизней).
В 1963 г. была найдена записка солдата С.М. Крутова: “Дорогие русские люди, соотечественники, не забывайте нас. Мы что могли бороться, боролись с фашистским псом. Но вот пришел конец, нас захватили в плен раненых, истекаемых кровью и морят голодом, издеваются над нами, гонят нас насильно в Починки. А что дальше будет не знаем, много народу уже померло от голода и побегов. Кто найдет эту записку, пускай передаст в любые органы власти, может быть останутся люди живые кто-нибудь на русской земле. Не может быть, чтобы эти гады перебили всех. Кто после нас будет жить, пускай помнят, что люди боролись за свою Родину, любили ее как мать. Мы непобедимы. 10 октября 1941г.”
– Как вы поняли, ребята, почему это письмо прочитали, спустя 22 года? Где написано это послание? (Письмо написано в фашистских застенках).
– О каких трагических событиях пишет боец? (Тяжело ранен, пленен).
– Какие мысли и чувства вложены в письмо?
(Солдат сообщает, что он и его товарищи боролись с фашистами до последнего, даже оказавшись в плену, истекая кровью, избиваемые, голодные, они не были сломлены.)
– Обратите внимание на концовку письма. В ней содержится самое главное: « Мы непобедимы!»
– Какое обращение содержит это письмо? Почему?
«Дорогие русские люди» – автор обращается ко всем соотечественникам с просьбой о том, чтобы помнили о них – героях и мучениках Великой Отечественной.
Обобщение изученного материала.
– Ребята, что вы поняли из прочитанных писем с фронта? (Ответы ребят).
Слово учителя.
Война – это не только кровь, страдания и смерть. Это и высшие взлёты человеческого духа, мерило мужества, благородства, преданности. Несгибаемая воля, вера в победу, безграничная любовь к своей стране, дому, семье – вот черты русского характера, которые просматриваются в изученных письмах с фронта.
– Бойцы Великой Отечественной отдали свой долг Отчизне. А каков же наш долг перед ними?
(Помнить, какой ценой досталась победа в этой войне).
4.Подведение итога урока. Инструктирование по выполнению домашнего задания.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени».
Давайте же докажем, что память сильнее времени. Пусть проходят десятилетия, мелькают зимы, весны, но никогда не забудем о подвиге солдат Великой Отечественной!
Ваше неравнодушие вы проявите в самой разной деятельности. Это и изучение боевого пути ваших родных, и участие во всемирной акции «Бессмертный полк» и …
А непосредственно сегодня попробуйте написать свои размышления в форме письма.
Его адресатом должен стать участник Великой Отечественной войны.
Подумайте, как и с чем вы обратитесь к нему, какие чувства вложите в своё письмо – письмо потомка 21 века. Не забывайте, что по письму можно судить о написавшем его человеке. И помните напутствие К.Г.Паустовского:
“Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять того человека, которому ты пишешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова”. Надеюсь, наш сегодняшний урок вам помог представить, какими были солдаты Великой Отечественной. А дома вы еще раз обдумаете все, что услышали на уроке, обратитесь к семейным архивам и реликвиям и напишете адресное письмо-размышление.
Актуализация полученных знаний.
– Напомните, пожалуйста, композицию письма.
- Приветствие, обращение к тому, кому предназначено письмо.
- Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
- Основная часть – изложение информации, рассуждение о событиях и поступках, мысли и чувства.
- Заключение – выражение уважения, любви, преданности, пожелания, формулы прощания.
- Подпись. Дата.
Работа с памяткой «Советы тому, кто пишет письмо».
-Перед вами на столах «Советы тому, кто пишет письмо», примите их во внимание (зачитывают).
- Старайся писать ясно и просто, разборчивым почерком.
- Учитывай, кому пишешь, выбери для своего письма верный тон. Не скупись на эпитеты (уважаемый, дорогой, любимый).
- Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.
- Поздравляй дорогих тебе людей с великими праздниками.
- Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.
Мы повторили особенности написания письма. Наш разговор по теме урока подошел к концу. На следующем мы с вашего разрешения заслушаем получившиеся у вас творческие работы в форме письма по теме «Память сердца». А в завершении урока перед их написанием напоминаю (на фоне музыки на экране высвечиваются слова):
цель ваших работ – воздать дань священной памяти всем, кто остался верен воинской присяге, не уронил гражданской чести, кто даже в гитлеровских застенках продолжал драться за Родину! Не забудем тех, кто безымянными покоится в братских могилах, кто без вести, но не без чести пропал на перепутьях войны. Склонимся перед памятью тех, кто погиб, спасая раненых, женщин, детей, стариков. Так говорит наша память сердца, которая и делает человека человеком. Немеркнущая память о тех, кто защищал Отчизну.