автор: Иванова Ольга Анатольевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №357» город Самара
Методическое пособие логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР Тема: «Транспорт – специальные машины»
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР
Тема: «Транспорт – специальные машины»
Цель: расширение и активизация словарного запаса по лексической теме «Транспорт – специальные машины».
Задачи:
- актуализировать словарный запас по лексической теме
«Транспорт – специальные машины».
- практическое употребление предложно-падежных сочетаний;
- развивать наглядно-образное, логическое мышление, внимание, воображение;
- развивать зрительное, слуховое восприятие;
- развивать внимание, память, мыслительные операции сравнения;
- закрепление образование прилагательных от существительных;
- закрепление образование приставочных глаголов.
Оборудование:предметные картинки транспорта, сюжетные картинки, мяч, спички, игрушка – грузовик, игрушка Лунтик, зашумлённая картинка с видами транспорта, наклейки с видами транспорта-сюрпризный момент.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Учитель-логопед: -Здравствуйте ребята! Сегодня к нам в гости пришел Лунтик. Лунтику очень интересно почему так много видов транспорта и для чего нужен каждый вид транспорта? Поможем Лунтику ответить на его вопросы? Лунтик ничего не знает о транспорте.
Ребята, вспомним какой бывает транспорт и назовём примеры.
Сядет тот – кто назовет вид транспорта и его пример: наземный транспорт (автомобиль, поезд, велосипед, автобус, троллейбус…);подземный транспорт (метро….); водный транспорт (лодка с вёслами, пароход, теплоход, корабль, катер…); подводный транспорт (подводная лодка…); воздушный (самолёт, вертолёт , ракета….).
- Основная часть:
1.Учитель-логопед: – Вот бегут машины, шуршат своими шинами,
Желтые и красные – все такие разные…
Для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов служит транспорт. Какой бывает транспорт?
Дети: – Транспорт бывает( пассажирский, грузовой, специальный).
Учитель –логопед: – Пассажирский транспорт – перевозит людей. Какой пассажирский вид транспорта вы знаете?
Дети: – автобус, маршрутное такси, самолет, поезд и т. д.
Учитель–логопед: – Грузовой транспорт – перевозит груз. Какой грузовой вид транспорта вы знаете?
Дети: грузовые машины, грузовые поезда, самолеты, корабли и т. д.
Учитель-логопед: – На улицах нашего города часто можно встретить и машины специального назначения. Какие это машины? Это специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Каждая машина выполняет свою работу: копает, переносит грузы, асфальтирует дороги, перевозит продукты. А есть машины, которые приходят к нам на помощь в экстренных ситуациях?
Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, «скорая помощь», полицейская машина.
– Какие номера телефонов набирают при пожаре? (01- пожарная команда.)
– Если что-то случилось? (02 – полиция.)
– Больному? (03 – «скорая помощь».)
– А еще есть МЧС, служба газа.
Некоторые из этих машин оборудованы специальными звуковыми сигналами – «сиренами», на крышу кабины устанавливают мигающий фонарь – синий или красный маячок. Направляясь к месту назначения, водитель включает маячок и подает звуковой сигнал. Пешеходы, услышав сигнал, должны сразу освободить проезжую часть, а другие машины – пропустить машину специального назначения. Эти машины могут ехать на любой сигнал светофора.
– Куда же они спешат? (Они спешат на помощь к тем, кто попал в беду или заболел.)
– Ребята, как вы думаете, если вы переходите дорогу на зеленый сигнал светофора, должны пропускать машины специальных служб? (Да, должны.)
А какие машины могут ехать на красный свет светофора? (Пожарная машина, «скорая помощь», полицейская, аварийная.)
– А еще на каждой машине написаны цифры – это номера телефонов, по которым можно позвонить.
– Какие номера написаны на этих машинах? (01, 02, 03, 04)
– Что это за номера? (номера телефонов, по которым можно вызывать разные службы спасения).
Учитель-логопед: – Ещё раз повторим:
– Почему эти машины мчатся, гудя на всю улицу и не останавливаясь на перекрестках?
– Почему пешеходы и другие машины должны пропускать их?
– Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные машины. Так как они называются? (Специальные.)
Каждая машина имеет определенный цвет и оснащена специальным оборудованием: пожарная машина – красный, чтобы видно было из далека, имеет сигнальную лампу и сирену; машина скорой помощи – белого цвета с красным крестом, так же имеет сирену и сигнальную лампу; полицейская машина тоже имеет свой цвет, звуковой сигнал и проблесковый маячок.
Вот как много мы назвали машин специального назначения.
Умные машины продают билеты, Добрые машины делают конфеты.
Строгие машины площадь подметают, Сильные машины уголь добывают.
Славные машины сеют кукурузу, Быстрые машины перевозят грузы.
Сейчас станьте около своих стульчиков. Я буду бросать мяч и называть транспорт, а вы будете ловить и говорить, полным предложением, что он делает.
– Автобус (перевозит пассажиров) ;
-Мусоросборник (вывозит мусор) ;
– Снегоуборочная машина (очищает дороги от снега) ;
– Пожарная машина (тушит пожар) ;
– Гусеничный трактор (пашет землю) ;
– Скорая помощь (перевозит больных) .
-Бензовоз (перевозит бензин)
– Автокран (поднимает грузы)
-Такси ( перевозит пассажиров)….
- Игра «Подбери действие к предмету»
Учитель –логопед: – Сейчас вы на минутку станете сигналом светофора. Я показываю вам картинку и называю действие. Если я правильно называю действие, вы поднимаете зеленую карточку, разрешите движение. Если я не правильно называю действие , вы поднимаете красную карточку.
Вертолёт – летит, плывет, гудит, стоит, взлетает, прыгает, отплывает, приземляется.
Поезд – едет, гудит, летит, стоит, заезжает, разгружается, плывет, проезжает.
- Игра «Один – много».
Учитель –логопед: – Ребята давайте вместе с Лунтиком поиграем в игру «Один – много» Лунтик любит играть с мячом.
Игра проводится с мячом. Логопед кидает ребёнку мячик и говорит: – У меня одна машина, а у вас много…. Ребенок ловит мяч и отвечает: – Машин и так далее.
Лингвистический материал: машина – машин, ракета – ракет, самолёт – самолётов, поезд -поездов, мотоцикл-мотоциклов, корабль – кораблей, велосипед – велосипедов, трамвай – трамваев , троллейбус – троллейбусов, автобус – автобусов …
- Физкультминутка.
Координация речи с движениями «Самолеты».
Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели, (ходьба по кругу, повернувшись друг за другом, руки в стороны, поочередные наклоны туловища в стороны) .
На поляну тихо сели (присесть, руки к коленям) .
Да и снова полетели (ходьба по кругу, повернувшись друг за другом, руки в стороны, поочередные наклоны туловища в стороны) .
Мы летаем высоко, (потянулись вверх)
Мы летаем низко, (присели)
Мы летаем далеко, (повернулись лицом в круг, вытянули прямые руки вперед)
Мы летаем близко (кисти рук положили на плечи) .
- Игра “Что из чего”
Учитель –логопед: Ребята давайте расскажем Лунтику из каких частей состоит грузовик и из какого материала эти части.(игрушка грузовик)
-У машины есть колёса, кабина, кузов, сиденья, окна, руль.
– Колеса из резины (какие?) Резиновые.
– Кабина из железа (какая?) Железная.
– Сиденья из дерева (какие?) Деревянные.
– Окна из стекла (какие?) Стеклянные.
– Руль из пластмассы (какой?) Пластмассовый.
– Сиденья из кожи (какие?) Кожаные.
- Игра «Кто внимательный?»
Учитель –логопед: Ребята Лунтик получил письмо зашифрованное, чтобы вернуться ему домой к бабушке нужно письмо расшифровать. Поможем Лунтику? Когда расшифруем письмо узнаем какими видами транспорта можно ему добраться до дома.
Детям предлагаются наложенные друг на друга контуры транспорта. Дети называют вид транспорта и как на нем можно добраться.
Самолёт- на самолёте можно полететь.
Пароход-на пароходе можно приплыть.
Машина-на машине можно приехать.
Вертолёт-на вертолёте можно прилететь.
Велосипед-на велосипеде можно прикатить.
……..
– Посчитайте, сколько здесь нарисовано видов транспорта? Сколько ты насчитал? Сколько ты? Давайте вместе посчитаем:
7.Игра «Договори словечко»
Учитель –логопед: – Ребята поможем вспомнить Лунтику, как он добрался до нашего города.
Из дома Лунтик (что сделал?) вышел, к мосту он…. подошел, мост. …перешел. На мотоцикл он …сел и …поехал. По дороге ..ехал, в горку …въехал, с горки …съехал, озеро …объехал, кочку ….переехал, и на железнодорожный вокзал …приехал. На поезд Лунтик …сел и …поехал. В город ….приехал, из поезда …..вышел, остановку ….нашел. Сел Лунтик в автобус и в аэропорт ….поехал. В аэропорту сел на самолет и ….полетел. Лес он …..пролетел, горы ….перелетел. Летел, летел и в аэропорт ….прилетел. Из самолета Лунтик ….вышел и в морской порт …пошел. Шел, шел, в порт ….пришел. Сел он на корабль, и корабль от берега ….отплыл. К пляжу на корабле Лунтик ….приплыл. Пошел Лунтик к Остановке ,сел на трамвай и к детскому саду ….приехал.
Молодцы ребята помогли Лунтику вспомнить дорогу до детского сада.
Лингвистический материал: вышел,подошёл,перешёл,сел,поехал,ехал,въехал,съехал,объехал,переехал.приехал,вышел,нашел,полетел,пролетел,прилетел,пошёл,пришёл,отплыл,приплыл,приехал.
- Игра «громко-тихо-ещё тиши»
Учитель –логопед: – Лунтик предлагает вам поиграть в его любимую игру. Задание, которое нам предстоит выполнить не простое, называется «Шла по улице машина». Мы должны произнести громко, умерено, тихо.
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,
Без приказа светофора.
9.Игра «Опиши картину»
Учитель –логопед: – Ребята у вас на столе сюжетные картины. Лунтик просит вас эти картины описать. Что на них изображено? Кто изображен? Какие профессии? Какой вид транспорта? Что делают?
- Конструирование из спичек «Корабль»
Учитель –логопед: Ребята давайте для Лунтика построим в подарок из спичек корабль.
III. Итог.
Учитель –логопед: – Ребята спасибо ,помогли Лунтику разобраться с разными видами транспорта.
– О чём мы говорили?
– Чем вам сегодня понравилось заниматься на занятии?
– Поощрение лучших.
Лунтик всем ребятам дарит на память наклейки с видами транспорта.