Автор: Штефан Наталья Леонидовна

Игровой практикум «В стране детских игр» (нетрадиционное родительское собрание в средней группе)

Автор: Штефан Наталья Леонидовна

Организация: МАДОУ Д/с № 1 «Журавушка»

Населенный пункт: Пермский край, г. Чайковский

Цель: формирование у родителей представлений о видовом многообразии игр в детском саду и их роли в развитии и воспитании детей.

Подготовка к собранию: изготовление карты Страны детских игр, подбор атрибутов для разных видов игр.

Материалы и оборудование: мягкие модули, стулья и скамейки, вывеска «КАССА», штурвал, руль, бескозырка, инструменты, посуда, билеты и сумка кондуктора, 2 телефона, маски к сказке «Лиса и серый волк», куклы БИ-БА-БО, конструктор лего и деревянный, мелкие игрушки, настольно-печатные игры типа лото, домино и бродилки.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово воспитателя.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня у нас необычное собрание, а игровой практикум. Я приглашаю вас в путешествие в Страну детских игр (показываю карту Страны), чтобы узнать об играх детей много нового и полезного! Но сначала предлагаю вам проанализировать самих себя, как вы играете с детьми дома.

  1. Ира – самоанализ «Как мы играем с детьми дома»

Встаньте те из вас, …

  1. кто считает, что игра в жизни ребенка играет очень важную роль;
  2. кто знает, что такое сюжетно-ролевая игра;
  3. кто знает, в какие сюжетно-ролевые игры играет ваш ребенок в детском саду;
  4. у кого дома есть атрибуты (необходимые предметы) для сюжетно-ролевых игр;
  5. кто играет с ребенком дома в сюжетные игры;
  6. у кого дома есть настольно-печатные игры;
  7. кто играет с ребенком в настольно-печатные игры дома;
  8. кто знает, что такое дидактические игры и зачем они нужны;
  9. кто играет с ребенком в дидактические словесные игры дома или по дороге в детский сад и обратно;
  10. кто устраивает дома детские праздники с играми для детей;
  11. кто из вас сам любит играть в компании друзей и коллег по праздникам.
  1. Мини-консультация для родителей на тему

«Роль игры в жизни детей 4 – 5 лет»

У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре. Игровая деятельность – ведущая в этом возрасте. Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх.

Значение игры в развитии ребенка:

– освоение правил человеческого общения;

– нравственное и волевое развитие ребенка;

– воспитания личности;

– получение новых представлений о мире и о себе, новых умений и навыков;

– психическое развитие ребенка: произвольность и целенаправленность поведения, способность к концентрации внимания, творческое воображение и фантазия, развитие интеллекта, переход от наглядно – действенного мышления к элементам словесно – логического мышления; память, речь;

– подготовка к младшему школьному возрасту.

Условно все игры делят на творческие игры и игры с правилами.

Творческие игры – это сюжетно-ролевые, театрализованные, хороводные, музыкальные и др.

Игры с правилами – это дидактические игры и подвижные.

  1. Путешествие в Страну детских игр на пароходе.

Пока мы будем собираться в путешествие, кто-то должен купить билеты на пароход для нашей дружной компании. Кто желает? (выбирается 1 родитель)

Что вам нужно для исполнения этой роли? (кошелек, деньги и паспорта)

Кто же будет кассиром в транспортном агентстве? (выбирается 1 родитель – кассир)

Что вам нужно для этой роли? (вывеска, окошечко, деньги, билеты, кассовый аппарат)

Выбранные родители выбирают необходимые для игры атрибуты и разыгрывают ролевой диалог «Покупка билетов в кассе».

Билеты куплены. Пора отправляться в путешествие.

Кто будет капитаном парохода?

(выбирается 1 родитель – капитан; при отсутствии желающих воспитатель берет на себя роль капитана парохода)

Что вам нужно для игры? (бинокль, фуражка, карта)

Кто будет матросом? (выбирается 1 родитель – матрос)

Что вам нужно для игры? (бескозырка)

Кто будет коком? (выбирается 1 родитель – кок)

Что вам нужно для игры? (колпак, фартук или халат, посуда, продукты)

Кто будет механиком? (выбирается 1 родитель – механик)

Что вам нужно для игры? (инструменты)

Выбираются родители на указанные роли.

Товарищ капитан и члены его команды, занимайте свои рабочие места и приступайте к работе.

Родители, выбранные на предложенные роли, выбирают необходимые атрибуты, занимают места на корабле. Звучит музыка. Капитан корабля отдает команды. Матрос проверяетбилеты у пассажиров. Родители – пассажиры рассаживаются на корабле.

Обыгрывается эпизод игры «Посадка на корабль».

Товарищ капитан, мы приплыли в город Сюжетно-ролевых игр. Разрешите высадиться на берег?

  1. Мини-консультация для родителей на тему «Сюжетно-ролевые игры в детском саду и дома: значение и многообразие»

Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которой дети в условных воображаемых ситуациях воспроизводят определенную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.

В средней группе дети играют в такие сюжетные игры: «Семья», «Больница», «Детский сад», «Парикмахерская», «Автобус», «Моряки», «Зоопарк» и др.

С помощью этих игр дети получают элементарные представления о труде взрослых, о предметах-помощниках людей разных профессий, учатся выполнять простейшие трудовые действия, строить ролевые диалоги друг с другом. Сюжетные игры помогают детям научиться правилам поведения и общения людей в разных ситуациях.

Дети придумывают сюжет игры, распределяют между собой роли, подбирают необходимые для игры предметы, устраивают место для игры и начинают играть.

Игра — это навык, и этому навыку нужно ребенка учить. В 4-5-тилетнем возрасте основной способ обучения — это совместная с взрослым игра. Дома играйте с ребенком вместе! Купите ему игровые наборы для разных сюжетных игр или сделайте их из бросового материала. Играйте не только игрушками, но и предметами-заменителями. Пусть ребенок понаблюдает за Вашей игрой, а потом начнет действовать самостоятельно. Впоследствии вы будете только руководить этой игрой.

Пока мы с вами гуляли на острове сюжетно-ролевых игр, кок приготовил нам вкусный обед.

Родитель в роли кока раздает родителям – пассажирам в тарелочках обед.

Обыгрывается эпизод игры «Обед на корабле».

Товарищ капитан, я только что был в трюме корабля. Там течь!

Обыгрывается эпизод игры «Ремонт корабля».

Можно плыть дальше? (Нет) Я предлагаю продолжить путешествие по стране игр на другом транспорте. Согласны? (ответы родителей)

  1. Путешествие по Стране детских игр на автобусе

Кто закажет билеты на автобус по телефону?

Разыгрывается ролевой диалог «Разговор по телефону»

Кто будет водителем? Что Вам понадобится для игры? (руль)

Кто будет контролером? Что Вам понадобится для игры? (билеты и сумочка)

Занимайте места в автобусе!

Разыгрывается эпизод «Поездка на автобусе».

Уважаемые пассажиры, мы подъезжаем к городу Театрализованных игр

  1. Мини-консультация «Театрализованные игры»

Театрализованная игра – разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.

Театрализованная игра помогает ребенку осмыслить нравственный подтекст литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональноеразвитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. С помощью театрализованной игрыразвивается диалогическая и монологическая речь детей, ее выразительность. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием готового сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

Предлагаю всем выйти из автобуса и пройтись по городу Театрализованных игр.

Уважаемые родители, разделитесь, пожалуйста, на 2 команды и выполните предложенные задания:

1 команда – игра-драматизация по сказке «Лиса и серый волк» (маски и элементы костюмов);

2 команда – режиссерская игра (сюжет и кукол родители выбирают сами)

Автобус отправляется дальше. Мы подъезжаем к городу Хороводных игр.

  1. Мини-лекция «Хороводные игры»

Хороводные игры – это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму.

Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Они:

-развивают чувство ритма и музыкального слуха;

-способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега);

-облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их;

-учат детей действовать вместе, сотрудничать;

-знакомят детей с древними традициями и обычаями.

Хороводная игра «Ходит Ваня»

Автобус отправляется дальше. Мы подъезжаем к городу Строительно-конструктивных игр.

  1. Мини-лекция «Строительно-конструктивные игры»

В основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Как всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат.

Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения.

В процессе этих игр происходит формирование положительных взаимоотношений между сверстниками. Обычно, строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, у детей заметно развивается интерес к технике, они учатся доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективного труда, его пользу. В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.

В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

В ходе конструктивных игр у дошкольников обогащается словарный запас названиями геометрических тел, наречиями, выражающими пространственные отношения (высоко – низко, направо – налево, вверх-вниз, длинный – короткий и т. п.)

В детском саду дети конструируют из различного строительного материала:

-специально-созданный (деревянный, пластмассовый, лего)

-природный (песок, снег, глина, камни и т. д.);

-бросовый (доски, ящики, коробки и др.).

Разделитесь, пожалуйста, на 3 подгруппы. Вам предлагается в подгруппах поиграть в строительно-конструктивные игры на заданные темы с использованием мелких игрушек

Строительно-конструктивные игры в подгруппах родителей

«Мебельный магазин» (из бросового материала), «Прогулка по лесу» (из природного материала), «Прогулка по городу на машине» (из лего-конструктора)

Автобус отправляется дальше. Мы подъезжаем к городу Дидактических игр.

  1. Мини-лекция «Дидактические игры»

Дидактические игры – это обучающие игры с правилами.
Значение дидактических игр в развитии дошкольников:

развивают познавательные и умственные способности детей (получение новых представлений, их обобщение и закрепление, расширение имеющихся представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных;

-развитие памяти, внимания, наблюдательности;

-развитие умений высказывать свои суждения, делать умозаключения;
-развитие речи детей (пополнение и активизация словаря);
социально-нравственное развитие ребенка-дошкольника (познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам в игре, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.)

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

  • с предметами учат детей сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов, знакомят их со свойствами предметов, величиной, цветом. Например, «Опиши предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
    Настольно – печатные игры знакомят детей с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: “лото”, “домино”, парные картинки”, игры-бродилки. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
  • игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Разделитесь, пожалуйста, на подгруппы, выберите 1 из предложенных игр (лото, домино, бродилка) и выполните задания:

1) Что развивает и воспитывает предложенная игра?

2) Придумайте разные варианты игр.

Уважаемые родители, нас заждались дети! Пора возвращаться в наш город.

Я вызвала вам такси. Договоритесь, кто из вас будет таксистом, кто пассажирами.

Что вам надо для игры? (рули, обручи)

Занимайте свободные такси. Поехали!

Обыгрывается эпизод «Поездка на такси».

  1. Итог собрания.

Воспитатель держит в руке микрофон или кеглю. Подходит поочередно к родителям для получения ответной реакции на вопросы.

Я журналист газеты «Частный интерес», хочу взять у вас интервью о вашем путешествии в Страну детских игр. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями! Что нового вы узнали? Чему научились?

Литература:

  1. Михайленко Н. Я., Короткова, Н. А. Организация игр в детском саду. Линка-Пресс. Москва. 2009
  2. Маханева, В. Д. Театарлизованные игры в детском саду. Сфера, 2004.
  3. Жукова, Г. Е. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя группа. (4-5 лет) ФГОС. Мозаика-Синтез, 2017.
  4. Лыкова, И. А. Конструирование в детском саду. Средняя группа. Конспекты. ФГОС. Цветной мир, 2016.
  5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. Москва: Просвещение, 1991.
  6. http://studbooks.net/1757506/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_izucheniya_teatralizovannoy_igry_sredstva_esteticheskogo_vospitaniya
  7. http://mirznanii.com/a/208021/teatralizovannye-igry
  8. http://xreferat.com/78/1456-1-teatralizovannye-igry.html
Игровой практикум «В стране детских игр» (нетрадиционное родительское собрание в средней группе)