автор: Изюмова Татьяна Петровна
Старший воспитатель
МДОУ № 15 «Аленушка»

Музейная педагогика в ДОУ. Методическая разработка

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ

 “МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДОУ”

 

    Введение 

   Современное дошкольное образование стремится к всестороннему развитию личности ребенка, и музейная педагогика становится одним из эффективных средств формирования эстетических, нравственных и познавательных качеств. Введение музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) помогает приобщить детей к культурному наследию, развивать их творческие способности и воспитывать интерес к истории и искусству.  

   Цель разработки 

   Цель данной методической разработки – показать возможности использования музейной педагогики в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, а также предложить методы и формы работы, которые будут способствовать всестороннему развитию ребенка.

    Задачи:

  • Ознакомить детей с музеями как культурными учреждениями.
  • Развивать у детей познавательный интерес к культурному наследию.
  • Формировать у детей начальные представления о музейных экспонатах и их значении.
  • Развивать творческое мышление и художественные способности детей через взаимодействие с предметами искусства. 

   Актуальность 

   Музейная педагогика способствует социализации детей, их интеллектуальному и эмоциональному развитию. В ДОУ это направление помогает в формировании у детей первых эстетических представлений, воспитывает уважение к культурным ценностям, а также создает условия для развития творческих способностей. 

   Принципы музейной педагогики

  • Принцип наглядности – использование реальных музейных предметов или их копий для наглядного представления.
  • Принцип активности – вовлечение детей в интерактивные и творческие процессы, что способствует более глубокому усвоению материала.
  • Принцип междисциплинарности – объединение разных областей знаний (история, искусство, литература и др.) в рамках одного занятия. 
  • Принцип интеграции – интеграция музейного пространства в образовательную среду ДОУ через проведение тематических занятий, выставок и экскурсий. 

   Формы и методы работы в рамках музейной педагогики в ДОУ

   Экскурсии в музеи. Организация выездных экскурсий в музеи дает детям возможность увидеть культурные и исторические артефакты. Важно подготовить детей к посещению музея: рассказать о правилах поведения, о том, что их ждет, какие экспонаты они увидят. Мини-музеи в ДОУ. Создание уголков или мини-музеев в самом дошкольном учреждении, где будут представлены экспонаты, собранные самими детьми, их родителями и педагогами. Это могут быть коллекции предметов народного творчества, исторические артефакты, образцы изобразительного искусства.  

  Тематические занятия. Проведение занятий, направленных на изучение культуры и истории. Например, занятие на тему “Мир древних цивилизаций”, где детям показывают реплики древних сосудов, рассказывают о жизни древних людей. 

  Творческие мастерские. Организация мастер-классов по созданию копий музейных предметов, таких как древние украшения, игрушки, картины. Это позволяет детям не только увидеть, но и создать своими руками культурные артефакты. 

  Интерактивные игры и квесты. Использование игровых технологий, которые погружают детей в музейную среду через поиск артефактов, решение загадок, связанных с историческими фактами или музейными экспонатами.

    Совместные проекты с родителями. Вовлечение родителей в музейные проекты: создание экспозиций, участие в экскурсиях, сбор материалов для мини-музеев. 

   Пример занятия на тему: “Путешествие в музей” 

Цель занятия: Познакомить детей с понятием “музей”, его функциями, рассказать о значении музейных экспонатов. 

  Мотивация и вступление (10 минут). Воспитатель задает детям вопросы: “Что такое музей?”, “Для чего нужны музеи?”, “Какие музеи вы знаете?”. Показывает детям картинки разных музеев (картинные галереи, музеи истории, природные музеи). 

   Основная часть (15 минут). Воспитатель рассказывает детям о том, что в музеях хранятся важные и интересные вещи, которые помогают людям узнать больше о прошлом, о жизни людей и животных. Затем детям предлагают игру – они должны собрать свою мини-выставку из предложенных предметов (игрушки, картинки, сувениры). 

   Заключительная часть (10 минут). Дети представляют свои мини-выставки, объясняют, почему выбрали те или иные предметы. Воспитатель подводит итоги, обсуждает с детьми их впечатления.

   Ожидаемые результаты 

  • Повышение интереса детей к музеям и культурному наследию.
  • Развитие у детей познавательной активности и творческих способностей. 
  • Формирование начальных представлений о культурных и исторических ценностях.
  • Укрепление взаимодействия между ДОУ, родителями и музеями. 

   Заключение 

   Музейная педагогика в ДОУ открывает перед детьми новые возможности для познания окружающего мира и культуры. Она способствует всестороннему развитию детей, пробуждает в них интерес к истории и искусству, развивает творческое мышление

Музейная педагогика в ДОУ. Методическая разработка