Олег Литвинов: «В «Точке роста» школьники становятся исследователями»
Центр естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» заработал в школе № 2 им. И.М. Суворова станицы Павловской Краснодарского края в сентябре 2023 года.
Благодаря «Точке роста» в школе появилось новое оборудование для исследовательской деятельности учеников, стала более успешной работа научного общества «Искатель». Школьники, занимающиеся в центре, участвуют в научных конкурсах различного уровня и показывают высокие результаты.
Одиннадцатиклассник Олег Литвинов изучает биологию на профильном уровне и проводит исследования на базе «Точки роста». Недавно он стал победителем Международного форума научной молодежи «Шаг в будущее», а его научную работу опубликовали в сборнике конференций «Фундаментальная наука и клиническая медицина – Человек и его здоровье».
Проекты юноши посвящены клонированию клеток и тканей растений и беспозвоночных животных.
Расскажите, как Вы решили заняться клонированием клеток?
Идея возникла, когда я изучал методы in vitro и узнал, что у нас в школе несколько лет назад уже занимались клонированием и микроклональным размножением клеток растений. Учителя биологии Анна Пономарева и Алексей Силантьев предложили мне сделать похожий проект, но клонировать животные клетки, а не растительные.
Как долго шла работа над проектом?
Я работал в течение всего учебного года: приходил после школы, конструировал и улучшал ламинарный бокс [шкафы, предназначенные для создания стерильной зоны – Прим. ред.], учился препарировать и создавать питательные среды.
Планируете ли Вы и дальше заниматься наукой?
В дальнейшем я бы хотел продолжить работу с культуральными средами и изучать клеточные линии тканей человека и животных.
Какое оборудование Вы использовали?
Для проведения эксперимента мне понадобились плоские колбы, пробирки, чашки Петри, пинцеты и электронный микроскоп, датчики рН-среды и многое другое.
Как в работе Вам помогал центр «Точка роста»?
В «Точке роста» школьники становятся исследователями: они осваивают азы естественно-научной грамотности, оттачивают умение работы с информацией, совершенствуют свои коммуникативные навыки, занимаются проектной деятельностью, учатся работать в команде со сверстниками и взрослыми наставниками.
С открытием школьного центра «Точка роста» мы развиваем сетевое сотрудничество со школой № 5 им. А.И. Пахайло в Курганинске. Именно там работает мой второй наставник Алексей Силантьев, учитель биологии, кандидат биологических наук.
Мне кажется, открытие центров «Точка роста» в сельских школах – хорошее решение для развития интереса к науке у школьников. За счет интеграции дополнительного и основного образования с использованием ресурсов центра в школе создается новая образовательная среда. Она способствует формированию функциональной грамотности и мотивации обучающихся.