автор: Казанцева Светлана Николаевна

Учитель начальных классов МБОУ “Таушкасинская СОШ им. Г.Т.Прокопьева”

Цивильского района Чувашской Республики

Методическая разработка внеклассного мероприятия “Земледелец- наш кормилец”

Земледелец – наш кормилец.

Земледелец – наш кормилец.

Цели:

  • расширить знания детей о профессии агронома;
  • формировать интерес к профессиям земледельца;
  • воспитывать уважительное отношение к труду земледельца – хлебороба;
  • показать важность труда.
  • воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование:

  • компьютер с  мультимедийной  установкой;
  • выставка детских книг, посвященная труду в сельском хозяйстве;
  • картинки и фотографии о полевых работах;
  • плакат «Все профессии важны!»

 

Предварительная работа:  

  1. Подготовить рассказы на тему: Кем работают ваши родители?
  2. Чтение рассказов из художественной литературы о полевых работах, о земледельцах.
  3. Рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь».
  4. Экскурсии на поле весной и осенью.
  5. Разучивание стихов, пословиц о хлебе, труде. Загадки.
  6. Разучивание песни «Молодой агроном».

 

Заранее оформляется класс: развешены на стенах плакаты с пословицами и высказываниями выдающихся людей о хлебе, о труде. Подготовлена стенгазета «Хлеб – всему голова», Учитель готовит презентацию «Земледелец – наш кормилец».

 

Ход мероприятия

1.Проблемная ситуация. «Два плуга»

Классный руководитель: Начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга».  Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.

 

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

-От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

 

-О чем рассказ?

-Почему заржавел один плуг?

-Какова главная мысль этого рассказа?

-Какая из пословиц подходит к рассказу?

 

Хлеб – наше богатство.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Труд красит человека, а лень портит. (Слайд №2).

 

Чтец:         На свете есть страна одна,

                  Где труд всегда в почёте.

                  И это умная страна –

                  Страна, где вы живёте.

                  

Чтец:        У меня растут года.

                  Будет мне семнадцать.

                  Где работать мне тогда?

                  Чем заниматься?

 

Классный руководитель: Труд  в жизни человека имеет большое значение. Указом Главы Чувашской Республики М.В. Игнатьева от 7 сентября 2015 г. № 119 в Чувашии 2016 год объявлен Годом человека труда.(слайд №3)

Чувашская Республика всегда славилась трудолюбивым народом. Труд является основой благополучия семьи и общества. «Ӗҫчен ҫын ӗмӗр мухтавра – трудолюбивый человек испокон в почете», говорится в чувашской пословице.

Мы сегодня поговорим о труде  земледельцев и о том, какие профессии нужны сельскому хозяйству. Истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки.  Чем занимаются ваши родители?

 

2.Устные рассказы. «Профессии наших родителей» (Слайд №4)

 

Классный руководитель: Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».

Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.

-Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.

-Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.

-Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда, как другие искусства редко обходятся без греха.

-Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия – питает всех. (Земледелие).

 

  1. Игра «Узнай профессию»

На экране появляются слова: поле, грачи, плуг, земля, трактор. (Слайд №5).

Ответ: тракторист (Слайд)

 

Чтец:

Тракториста круглый год
На селе работа ждёт.
В бездорожье он пройдёт,
Вспашку он произведёт.
Трактор в сеялку впрягает,
Поле быстро засевает. (Слайд №6)

 

Чтец    Вешний день, пахать пора.   

            Вышли в поле трактора.                                      

            Их ведут отец мой с братом,

            по холмам ведут горбатым.

            Я вдогонку им спешу,

            покатать меня прошу.

            А отец мне отвечает:

          – Трактор пашет, не катает!

            Погоди-ка, подрастешь,

           сам такой же поведешь! (Слайд №6)

 

По словам жатва, бункер, штурвал, зерно узнать профессию.

Ответ: комбайнёр (Слайд №7)

 

Чтец:  Утром в жёлтый океан

           Выплывает великан.

           Он безделья не выносит –

           День и ночь пшеницу косит.

           От мальчишек нет и  тайн –

           Все зовут его…комбайн (Слайд №8)

 

Чтец:  Вот и лето пролетело,                                                 

           тянет холодом с реки.

           Рожь поспела, пожелтела,

           наклонила колоски.

           Два комбайна в поле ходят.

           Взад-вперед, из края в край.

           Жнут – молотят, жнут – молотят,

           убирают урожай.

           Утром рожь стеной стояла.

           К ночи – ржи как не бывало.

           Только село солнышко,

           опустело зернышко.

 

Классный руководитель: Комбайн – это самоходная  фабрика на колесах, которая косит, вышелушивает зёрна из колосков, очищает зёрна, грузит пшеницу в автомобили. Всё делает легко и быстро на ходу. Но комбайн – это машина, а главным всё же, является человек. Это – комбайнёр.

 

А кто регулирует весь процесс полевых работ? По словам семена, почва, удобрения, болезни растений узнать, о ком идёт речь. (Слайд №9). Ответ: агроном.

Чтец:    Занят важной он работой: (Слайд №10)

             Урожай – его забота,

             Чтоб сумели уродиться

             Рожь, овёс или пшеница

             Он науку изучил.

             Землю — словно приручил,

             Знает он, когда сажать,

             Сеять, как и убирать.

             Знает всё в краю родном

             И зовётся (Агроном).

 

Чтец:    Не застать весною дома
             Днём и ночью агронома.
             Дом его весной — поля,
             Сева ждущая земля!

             Агрономы нынче в моде!
Консультации, советы,
Диагностика растений, –
На вопросы есть ответы.


Урожай собрать высокий
Нам поможет агроном.
Знает он посева сроки
И с ботаникой знаком.

 

– Чем занимаются люди этих профессий?

Тракторист готовит поля, сеет сеялкой зерно, боронует…

Комбайнёр  убирает спелый урожай.

Агроном нужный специалист  на селе, который растит на поле урожай (Слайд №11).

 

«Будет хлеб – будет и песня»,- гласит народная мудрость. «Есть агроном – есть песня о нем», – гласим мы.

Звучит песня  «Молодой агроном».

 

  1. Беседа о профессии агронома.

Справка.

Классный руководитель: Профессия агронома очень древняя. Уже несколько тысяч лет назад люди знали, как правильно нужно обрабатывать землю и выращивать различные сельскохозяйственные растения. Сегодня существует специальная наука – агрономия. Она занимается изучением сельскохозяйственного производства. А специалист в агрономии именуется агрономом. Первыми агрономами были А.Т. Болотов и И.М.Комов.

Описание деятельности.

Он знает, когда необходимо начать посевные или уборочные работы, как развиваются растения, чего им не хватает, какие изменения происходят в почве, подготовит и организует рабочую бригаду трактористов или комбайнеров, полеводов. Ещё зимой планирует, где дисковать, боронить, когда и где пахать. Опытный агроном до весны решает: как удобрять, какие удобрения нужны и сколько. Рабочие под руководством агронома готовят семена, обновляют их сорта, доводят до кондиций. Когда начинается сев, он проверяет глубину заделки семян. А как появляются всходы, агроном точно знает, как защитить их от вредителей, болезней, сколько и каких подкормок дать. В осеннюю страду старается во время и качественно убрать урожай. Зёрнышек ждут очистки, сушки, сортировки. Обо всём постарается агроном.

 

Чтец:     Собрали хлеба много-много,

              Теперь спокоен агроном…

              Ан, нет, смотрит вдаль он строго:

            «Не стоит расслабляться – отдохну потом».

 

              И так из года в год, из века в век…

              Простой, казалось человек,

              В ответе за питанье наше –

              За хлеб, за макароны и за каши.

 

              Быть может странно, но скажу сейчас:

            «Спасибо, агроном ты наш,

              За все старанья и мученья.

              Ты – гордость миллиона поколений!»

 

  1. Игра «Будущий агроном».  Узнайте по колоску  название растения (Слайд №12).

А теперь настоящие

 

Классный руководитель:  Нелёгок труд земледельца. Не в уютном помещении под теплой крышей растет хлеб. Люди  день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай зерна. За время посевной и уборки хлеборобы сталкиваются с множеством трудностей – это и засуха, и палящее солнце, ливни и ветры.  Вот какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе!

 

Чтец:   Вот он, каравай душистый (Слайд №13)

             С хрупкой корочкой витой

             Вот он мягкий, золотистый,

             Словно солнцем налитой!

             В каждый дом, на каждый стол

             Он пожаловал-пришел.

             В нем – здоровье наше, сила,

             В нем чудесное тепло.

             Сколько рук его растило,

             Охраняло, берегло!

             Ведь не сразу стали зерна

             Хлебом – тем, что на столе,

             Люди долго и упорно

             Потрудились на земле.

             В нем – земли родимой соки,

             Солнца свет веселый в нем.

             Уплетай за обе щеки –

             Вырастай богатырем!

             Слава миру на земле!

             Слава хлебу на столе!

             Слава тем, кто хлеб растил,

             Не жалел трудов и сил!

             Слава им, привет от нас

             В добрый день, счастливый час.

 

Классный руководитель: Тот, кто выращивает хлеб, никогда не бросит недоеденный кусок хлеба. Делай и ты так. Научись с детства ценить труд хлебороба. Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.

Чтец:    Не сама собой природа  хлеб на блюде подает,
             Сколько требует ухода  мать-земля за целый год.
             Когда за столом вы, ребята, сидите,
             То помните, кто для вас хлеб создает.
             Колхозник, рабочий, строитель, учитель,
             Агроном, машинист – народ!

 

Чтец:    Хлеб ржаной, батон и булки

             Не добудешь на прогулке.

             Люди хлеб в полях лелеют,

             Сил для хлеба не жалеют.

 

  1. Собери пословицы (групповая работа) (слайд №14, 15)

 

  1.  Работа по профориентации

Классный руководитель: Скоро вы, ребята, перейдете в 5 класс, незаметно пролетят школьные года и вам будет необходимо выбрать для себя профессию. Может быть, кому-нибудь из вас, ребята, доведётся поработать в современных агрокомплексах, стать фермерами или сделать открытия в сельскохозяйственных науках. (Слайд№16, 17). Самое главное – не ошибиться, посмотреть на свои способности и интересы. Ваши родители, у кого-то уже старшие братья и сестры трудятся в земледелии, приносят пользу себе, своей семье, своей Родине.

Где учиться на агронома? Высшее образование агронома получают в Чебоксарах, в Чувашской  Государственной сельскохозяйственной академии (ЧГСХА). (Слайд №18)

Агроном, во-первых, должен иметь, крепкое здоровье, быть физически сильным и выносливым, трудолюбивым. Во-вторых, любить природу, землю.  А чтобы стать профессионалом своего дела, нужны хорошие знания в области природоведения – в ботанике, анатомии, биологии; в химии и физике.

Наш праздник подошел к концу, я надеюсь, что он помог вам быть благодарным тем, кто растит хлеб. Нам будет приятно знать, что наш праздник научил ценить и беречь хлеб, относиться к нему с уважением. Ещё приятнее будет, если в будущем выберете профессию агронома.

  1.  Чаепитие. На столе разные хлебобулочные изделия, в том числе каравай хлеба.  

 

Выполнила и провела классный час Казанцева Светлана Николаевна,

       учитель начальных классов МБОУ «Таушкасинская СОШ им.Г.Т.Прокопьева»

       Цивильского района Чувашской Республики

 

                  

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия “Земледелец- наш кормилец”