автор: Казанцева Светлана Николаевна
Учитель начальных классов МБОУ “Таушкасинская СОШ им. Г.Т.Прокопьева”
Цивильского района Чувашской Республики
Методическая разработка внеклассного мероприятия “Земледелец- наш кормилец”
Земледелец – наш кормилец.
Земледелец – наш кормилец.
Цели:
- расширить знания детей о профессии агронома;
- формировать интерес к профессиям земледельца;
- воспитывать уважительное отношение к труду земледельца – хлебороба;
- показать важность труда.
- воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование:
- компьютер с мультимедийной установкой;
- выставка детских книг, посвященная труду в сельском хозяйстве;
- картинки и фотографии о полевых работах;
- плакат «Все профессии важны!»
Предварительная работа:
- Подготовить рассказы на тему: Кем работают ваши родители?
- Чтение рассказов из художественной литературы о полевых работах, о земледельцах.
- Рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь».
- Экскурсии на поле весной и осенью.
- Разучивание стихов, пословиц о хлебе, труде. Загадки.
- Разучивание песни «Молодой агроном».
Заранее оформляется класс: развешены на стенах плакаты с пословицами и высказываниями выдающихся людей о хлебе, о труде. Подготовлена стенгазета «Хлеб – всему голова», Учитель готовит презентацию «Земледелец – наш кормилец».
Ход мероприятия
1.Проблемная ситуация. «Два плуга»
Классный руководитель: Начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
-От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
-О чем рассказ?
-Почему заржавел один плуг?
-Какова главная мысль этого рассказа?
-Какая из пословиц подходит к рассказу?
Хлеб – наше богатство.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Труд красит человека, а лень портит. (Слайд №2).
Чтец: На свете есть страна одна,
Где труд всегда в почёте.
И это умная страна –
Страна, где вы живёте.
Чтец: У меня растут года.
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Классный руководитель: Труд в жизни человека имеет большое значение. Указом Главы Чувашской Республики М.В. Игнатьева от 7 сентября 2015 г. № 119 в Чувашии 2016 год объявлен Годом человека труда.(слайд №3)
Чувашская Республика всегда славилась трудолюбивым народом. Труд является основой благополучия семьи и общества. «Ӗҫчен ҫын ӗмӗр мухтавра – трудолюбивый человек испокон в почете», говорится в чувашской пословице.
Мы сегодня поговорим о труде земледельцев и о том, какие профессии нужны сельскому хозяйству. Истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Чем занимаются ваши родители?
2.Устные рассказы. «Профессии наших родителей» (Слайд №4)
Классный руководитель: Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».
Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
-Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
-Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.
-Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда, как другие искусства редко обходятся без греха.
-Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия – питает всех. (Земледелие).
- Игра «Узнай профессию»
На экране появляются слова: поле, грачи, плуг, земля, трактор. (Слайд №5).
Ответ: тракторист (Слайд)
Чтец:
Тракториста круглый год
На селе работа ждёт.
В бездорожье он пройдёт,
Вспашку он произведёт.
Трактор в сеялку впрягает,
Поле быстро засевает. (Слайд №6)
Чтец Вешний день, пахать пора.
Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом,
по холмам ведут горбатым.
Я вдогонку им спешу,
покатать меня прошу.
А отец мне отвечает:
– Трактор пашет, не катает!
Погоди-ка, подрастешь,
сам такой же поведешь! (Слайд №6)
По словам жатва, бункер, штурвал, зерно узнать профессию.
Ответ: комбайнёр (Слайд №7)
Чтец: Утром в жёлтый океан
Выплывает великан.
Он безделья не выносит –
День и ночь пшеницу косит.
От мальчишек нет и тайн –
Все зовут его…комбайн (Слайд №8)
Чтец: Вот и лето пролетело,
тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела,
наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят.
Взад-вперед, из края в край.
Жнут – молотят, жнут – молотят,
убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла.
К ночи – ржи как не бывало.
Только село солнышко,
опустело зернышко.
Классный руководитель: Комбайн – это самоходная фабрика на колесах, которая косит, вышелушивает зёрна из колосков, очищает зёрна, грузит пшеницу в автомобили. Всё делает легко и быстро на ходу. Но комбайн – это машина, а главным всё же, является человек. Это – комбайнёр.
А кто регулирует весь процесс полевых работ? По словам семена, почва, удобрения, болезни растений узнать, о ком идёт речь. (Слайд №9). Ответ: агроном.
Чтец: Занят важной он работой: (Слайд №10)
Урожай – его забота,
Чтоб сумели уродиться
Рожь, овёс или пшеница
Он науку изучил.
Землю — словно приручил,
Знает он, когда сажать,
Сеять, как и убирать.
Знает всё в краю родном
И зовётся …(Агроном).
Чтец: Не застать весною дома
Днём и ночью агронома.
Дом его весной — поля,
Сева ждущая земля!
Агрономы нынче в моде!
Консультации, советы,
Диагностика растений, –
На вопросы есть ответы.
Урожай собрать высокий
Нам поможет агроном.
Знает он посева сроки
И с ботаникой знаком.
– Чем занимаются люди этих профессий?
Тракторист готовит поля, сеет сеялкой зерно, боронует…
Комбайнёр убирает спелый урожай.
Агроном нужный специалист на селе, который растит на поле урожай (Слайд №11).
«Будет хлеб – будет и песня»,- гласит народная мудрость. «Есть агроном – есть песня о нем», – гласим мы.
Звучит песня «Молодой агроном».
- Беседа о профессии агронома.
Справка.
Классный руководитель: Профессия агронома очень древняя. Уже несколько тысяч лет назад люди знали, как правильно нужно обрабатывать землю и выращивать различные сельскохозяйственные растения. Сегодня существует специальная наука – агрономия. Она занимается изучением сельскохозяйственного производства. А специалист в агрономии именуется агрономом. Первыми агрономами были А.Т. Болотов и И.М.Комов.
Описание деятельности.
Он знает, когда необходимо начать посевные или уборочные работы, как развиваются растения, чего им не хватает, какие изменения происходят в почве, подготовит и организует рабочую бригаду трактористов или комбайнеров, полеводов. Ещё зимой планирует, где дисковать, боронить, когда и где пахать. Опытный агроном до весны решает: как удобрять, какие удобрения нужны и сколько. Рабочие под руководством агронома готовят семена, обновляют их сорта, доводят до кондиций. Когда начинается сев, он проверяет глубину заделки семян. А как появляются всходы, агроном точно знает, как защитить их от вредителей, болезней, сколько и каких подкормок дать. В осеннюю страду старается во время и качественно убрать урожай. Зёрнышек ждут очистки, сушки, сортировки. Обо всём постарается агроном.
Чтец: Собрали хлеба много-много,
Теперь спокоен агроном…
Ан, нет, смотрит вдаль он строго:
«Не стоит расслабляться – отдохну потом».
И так из года в год, из века в век…
Простой, казалось человек,
В ответе за питанье наше –
За хлеб, за макароны и за каши.
Быть может странно, но скажу сейчас:
«Спасибо, агроном ты наш,
За все старанья и мученья.
Ты – гордость миллиона поколений!»
- Игра «Будущий агроном». Узнайте по колоску название растения (Слайд №12).
А теперь настоящие
Классный руководитель: Нелёгок труд земледельца. Не в уютном помещении под теплой крышей растет хлеб. Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай зерна. За время посевной и уборки хлеборобы сталкиваются с множеством трудностей – это и засуха, и палящее солнце, ливни и ветры. Вот какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе!
Чтец: Вот он, каравай душистый (Слайд №13)
С хрупкой корочкой витой
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришел.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки –
Вырастай богатырем!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава им, привет от нас
В добрый день, счастливый час.
Классный руководитель: Тот, кто выращивает хлеб, никогда не бросит недоеденный кусок хлеба. Делай и ты так. Научись с детства ценить труд хлебороба. Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.
Чтец: Не сама собой природа хлеб на блюде подает,
Сколько требует ухода мать-земля за целый год.
Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает.
Колхозник, рабочий, строитель, учитель,
Агроном, машинист – народ!
Чтец: Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
- Собери пословицы (групповая работа) (слайд №14, 15)
- Работа по профориентации
Классный руководитель: Скоро вы, ребята, перейдете в 5 класс, незаметно пролетят школьные года и вам будет необходимо выбрать для себя профессию. Может быть, кому-нибудь из вас, ребята, доведётся поработать в современных агрокомплексах, стать фермерами или сделать открытия в сельскохозяйственных науках. (Слайд№16, 17). Самое главное – не ошибиться, посмотреть на свои способности и интересы. Ваши родители, у кого-то уже старшие братья и сестры трудятся в земледелии, приносят пользу себе, своей семье, своей Родине.
Где учиться на агронома? Высшее образование агронома получают в Чебоксарах, в Чувашской Государственной сельскохозяйственной академии (ЧГСХА). (Слайд №18)
Агроном, во-первых, должен иметь, крепкое здоровье, быть физически сильным и выносливым, трудолюбивым. Во-вторых, любить природу, землю. А чтобы стать профессионалом своего дела, нужны хорошие знания в области природоведения – в ботанике, анатомии, биологии; в химии и физике.
Наш праздник подошел к концу, я надеюсь, что он помог вам быть благодарным тем, кто растит хлеб. Нам будет приятно знать, что наш праздник научил ценить и беречь хлеб, относиться к нему с уважением. Ещё приятнее будет, если в будущем выберете профессию агронома.
- Чаепитие. На столе разные хлебобулочные изделия, в том числе каравай хлеба.
Выполнила и провела классный час Казанцева Светлана Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ «Таушкасинская СОШ им.Г.Т.Прокопьева»
Цивильского района Чувашской Республики