Как составить АООП школы по федеральным программам
С сентября применяйте обновленные ФАОП школы.
Разрабатывайте для детей с ОВЗ адаптированные образовательные программы, если так рекомендовала ПМПК и согласились родители. Предлагаем инструкцию с основными моментами, которые надо учесть при разработке АООП школы по федеральным программам.
Разработка целевого раздела АООПРазработка содержательного раздела АООПРазработка организационного раздела АООПАнализ заключения ПМПКОбзор федеральных программ
На основе каких документов составлять АООП
Чтобы разработать АООП школы, вам понадобятся федеральные адаптированные программы, рекомендации ПМПК для конкретного ребенка и заключение школьного ППк — при необходимости.
Внимание
Принимайте или переводите детей на обучение по АООП и АОП только с согласия родителей
Чтобы обучать школьника по адаптированной программе, получите рекомендации на это ПМПК и согласие родителей (ч. 3 ст. 55, ч. 9 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Федеральные программы
Минпросвещения утвердило три вида федеральных программ для школьников с ОВЗ — ФАОП НОО и ООО, а также для обучающихся с умственной отсталостью (ФАООП УО) (приказы от 24.11.2022 № 1023, № 1025, № 1026). Несмотря на то что Закон об образовании не обязывает использовать федеральные программы при разработке адаптированных образовательных программ, лучше опираться на них по тем же правилам, что и при составлении обычных ООП, например:
• разрабатывайте АООП НОО и ООО, которые имеют аккредитацию, на основе ФАОП НОО и ООО;
• проверяйте, чтобы содержание и планируемые результаты АООП были не ниже содержания и планируемых результатов ФАОП;
• при желании перераспределяйте время в федеральном учебном плане, предусмотренное на изучение предметов, по которым нет ГИА, в пользу других предметов, в том числе на организацию углубленного изучения и профильное обучение;
• непосредственно применяйте при реализации обязательной части АООП НОО федеральные рабочие программы по предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир» и «Труд (технология)», при реализации обязательной части АООП ООО — ФРП по предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности и защиты Родины» и «Труд (технология)», при реализации обязательной части АООП СОО — ФРП по предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности и защиты Родины».
ФАОП НОО и ООО разработаны на уровень образования. ФАООП УО — на весь период обучения, который может состоять из трех этапов: 1–4-й классы и дополнительный класс, 5–9-й классы, 10–12-й классы.
В каждую федеральную программу включили учебно-методическую документацию:
• федеральный учебный план;
• федеральный календарный учебный график;
• федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, иных компонентов;
• федеральную рабочую программу воспитания;
• федеральный календарный план воспитательной работы.
Все ФАОП содержат варианты программы, которые зависят от нозологии ребенка. Внутри каждой нозологии предусмотрели варианты для детей с разным уровнем сохранности интеллекта. Их еще называют цензовые и нецензовые уровни.
На цензовом уровне школьник с ОВЗ осваивает содержание и достигает результатов, которые сопоставимы с содержанием и результатами здоровых детей. Например, по окончании уровня ООО получает аттестат и может продолжить обучение — получить среднее или высшее профессиональное образование.
Нецензовое образование получают ученики с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями. Содержание и результаты к моменту завершения школьного обучения не соотносятся с содержанием и результатами сверстников, не имеющих ограничений здоровья. Такие дети могут продолжить обучение в 10–12-х классах или организациях СПО, где созданы специальные условия. Получить профессию и квалификационный разряд. Школьникам, которые не получают квалификационный разряд, выдают свидетельство об обучении и характеристику с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.
ФАОП НОО
ФАОП НОО отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО ОВЗ (п. 1 ФАОП НОО). В федеральную программу входят в совокупности 26 вариантов программ для разных нозологий. По уровню адаптации к особенностям ребенка выделяют четыре варианта.
Вариант 1. Предназначен для учеников с ОВЗ без нарушений интеллекта. Такие ученики получают образование, которое соответствует образованию здоровых сверстников, в те же сроки — за четыре года. Для коррекции нарушений школа организует специальную поддержку и психолого-педагогическое сопровождение.
Предметные области и учебные предметы в учебном плане соответствуют ФГОС НОО, соответственно, можно использовать ФОП НОО, особенно ФРП, по предметам, которые надо непосредственно применять при реализации обязательной части программы. В коррекционно-развивающую область добавьте курсы, которые указаны в рекомендации ПМПК и индивидуальной программе развития и абилитации ребенка с инвалидностью (ИПРА).
Вариант 2. Школа реализует его для учеников с ОВЗ без нарушений интеллекта. Такие ученики получают образование, которое соответствует образованию здоровых сверстников, но в пролонгированные сроки. Обучение занимает от пяти до шести лет в зависимости от категории учеников с ОВЗ. Вариант включает обязательные курсы коррекционно-развивающей области, которые указаны во ФГОС НОО ОВЗ.
Учебный план составлен по требованиям ФГОС НОО ОВЗ. Дополните его коррекционными курсами по рекомендациям ПМПК или ППк. Для реализации АООП по вариантам 2.2 и 5.2 предусмотрено два отделения:
• для варианта 2.2 — I отделение (4 года) и II отделение (5–6 лет);
• для варианта 5.2 — I отделение (5 лет) и II отделение (4 года).
Срок обучения для этих вариантов определяет ПМПК или школьный ППк.
Варианты 3 и 4 — нецензовые. Ученики с ОВЗ получают образование, которое не соответствует образованию здоровых сверстников, даже в пролонгированные сроки. Обучение занимает пять или шесть лет в зависимости от состояния ребенка. Для варианта 4 по рекомендации ПМПК разрабатывают специальную индивидуальную программу развития (СИПР), которая включает индивидуальный учебный план.
ФАОП ООО
В ФАОП ООО включили 15 вариантов для разных категорий детей с ОВЗ. Все варианты цензового уровня. Поэтому если у ребенка серьезные нарушения интеллекта, то для него АООП надо разрабатывать по ФАООП УО.
Пример
Варианты программ в ФАОП ООО
Категория учеников с ОВЗ Вариант ФАОП Название варианта
С нарушением слуха 1.1 ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха
1.2
2.2.1
2.2.2
Слепые 3.1 ФАОП ООО для слепых обучающихся
3.2
Слабовидящие 4.1 ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся
4.2
С тяжелыми нарушениями речи 5.1 ФАОП ООО для обучающихся с ТНР
5.2
С нарушениями опорно-двигательного аппарата 6.1 ФАОП ООО для обучающихся с НОДА
6.2
С задержкой психического развития 7 ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР
С расстройствами аутистического спектра 8.1 ФАОП ООО для обучающихся с РАС
8.2
ФАООП УО
ФАООП УО, как и ФГОС УО, рассчитана на весь период обучения — с начальной школы до старших классов. В федеральную программу включили два варианта. Первый — для учеников с легкой степенью умственной отсталости, второй — для школьников с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития. При втором варианте школа по рекомендациям ПМПК и с учетом индивидуальных потребностей ученика разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).
По ФАООП УО можно разработать 15 видов АООП:
• для учащихся с УО — с 1-го по 4-й класс, включая дополнительный класс, с 5-го по 9-й класс и с 10-го по 12-й класс;
• глухих учащихся с УО — с 5-го по 9-й класс и с 10-го по 12-й класс;
• слабослышащих и позднооглохших учащихся с УО — с 5-го по 9-й класс и с 10-го по 12-й класс;
• слепых учащихся с УО — с 5-го по 9-й класс и с 10-го по 12-й класс;
• слабовидящих учащихся с УО — с 5-го по 9-й класс и с 10-го по 12-й класс;
• учащихся с НОДА и УО — с 5-го по 9-й класс и с 10-го по 12-й класс;
• учащихся с РАС и УО — с 5-го по 9-й класс и с 10-го по 12-й класс.
Программу можно условно разделить на три этапа:
• первый — 1–4-й классы и дополнительный класс;
• второй — 5–9-й классы;
• третий — 10–12-й классы.
После окончания 9-го класса ученики с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями могут пройти итоговую аттестацию и получить свидетельство об обучении. Документ дает право получить профессию, в том числе в организациях СПО. На третьем этапе идет углубленная трудовая подготовка и социализация учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде (п. 8.3.4 ФАООП УО).
Для второго и третьего этапов в ФАООП УО включили варианты для учеников с сочетанными нарушениями. Например, вариант для слабовидящих учеников с умственной отсталостью предназначен для детей, которые в начальной школе учились по вариантам 3 или 4.
Рекомендации ПМПК
Попросите ответственных за разработку адаптированной программы изучить рекомендации ПМПК для ребенка с ОВЗ. Специалисты ПМПК определяют программу конкретного уровня образования. Например, в заключении могут указать 1 из 26 вариантов АООП НОО по ФГОС НОО ОВЗ или 1 из 2 вариантов АООП для учащихся с умственной отсталостью по ФГОС УО.
Вариант АООП указывают двойной нумерацией. Первая цифра соответствует нозологической группе ребенка с ОВЗ, вторая определяет вариант программы. Эта нумерация соответствует ФАОП НОО, ООО и ФАООП УО.
Пример
Соотношение нозологий и вариантов АООП
Категория учеников с ОВЗ Варианты АООП
Глухие 1.1, 1.2, 1.3, 1.4
Слабослышащие и позднооглохшие 2.1, 2.2, 2.3
Слепые 3.1, 3.2, 3.3, 3.4
Слабовидящие 4.1, 4.2, 4.3
С тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 5.1, 5.2
С нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) 6.1, 6.2, 6.3, 6.4
С задержкой психического развития (ЗПР) 7.1, 7.2
С расстройствами аутистического спектра (РАС) 8.1, 8.2, 8.3, 8.4
В заключении ПМПК также указывают, по какой форме надо обучать ребенка — очной, очно-заочной или заочной. Прописывают, какие специалисты нужны в образовательном процессе, их направления работы, иные условия, которые надо создать ребенку, чтобы он успешно освоил образовательную программу (п. 21 положения, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082, п. 2.16 приложения к письму Минобрнауки от 23.05.2016 № ВК-1074/07).
Предлагаем взглянуть на вариант заполненного заключения ПМПК. Кликайте на точки, чтобы увидеть подсказки: на что стоит обратить внимание при чтении документа.
Пример заполненного заключения ПМПК
Родитель может попросить у ПМПК копию заключения для школы. Тогда ПМПК заверяет ее по своим правилам
Утвержденной формы заключения нет. Обычно ПМПК ориентируется на форму из письма Минобрнауки от 23.05.2016 № ВК-1074/07
ПМПК указывает, по какому ФГОС и варианту разрабатывать АООП для ребенка
Учитывайте форму обучения, которую рекомендовала ПМПК
Постарайтесь предоставить ребенку специалистов, которых порекомендовала ПМПК, так как это обязанность школы — создать условия для обучения
Добавьте направления коррекционной работы в ПКР АООП, которую разрабатываете для ребенка
Напомните родителям, что им надо пройти повторное обследование в ПМПК в сроки, указанные в заключении
Родитель вправе представить заключение в течение года с момента его выдачи. Позже оно перестанет быть актуальным
Родители самостоятельно обращаются в ПМПК, чтобы комиссия провела обследование и выдала рекомендации по обучению. Заключение комиссии действительно для представления в организации в течение года (п. 23 положения, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082). Если прошло больше года, попросите родителей, чтобы ребенок прошел повторное обследование. Это важно, так как за это время состояние ребенка могло измениться и ему уже могут понадобиться другие условия обучения.
Как правило, заключение ПМПК выдают на уровень образования. Для учеников с интеллектуальными нарушениями рекомендации ПМПК действуют весь период обучения по АООП УО. Однако если состояние ученика изменилось, то родители могут снова обратиться в комиссию за дополнительными рекомендациями. Если ПМПК скорректирует заключение, то придется поменять АООП и другие условия обучения, даже если не закончилось обучение по прежней программе.
Внимание
Разработайте АООП соответствующего варианта, указанного в заключении ПМПК, даже если ребенок с такой нозологией один в школе
Рекомендации ППк
Поручите вашему ППк провести обследование ребенка с ОВЗ и на основании этого конкретизировать или дополнить рекомендации ПМПК (п. 5.1 примерного положения, утв. распоряжением Минпросвещения от 09.09.2019 № Р-93).
Учтите при разработке адаптированной программы планы коррекционно-развивающей работы, индивидуальный образовательный маршрут или другие материалы, которые ППк прикладывает к коллегиальному заключению после обследования ребенка. Подробнее читайте в рекомендации «Как организовать работу психолого-педагогического консилиума».
Какую структуру АООП использовать
Структура АООП общая для всех и не зависит от специфики детей и вариантов программы. В каждую АООП входят три раздела: целевой, содержательный и организационный. Их наполнение может отличаться в зависимости от варианта программы.
Чтобы составить АООП, выберите в ФАОП необходимую программу — в соответствии с рекомендациями ПМПК. Например, для ученика с РАС по варианту 8.1 на уровне НОО скопируйте из ФАОП НОО разделы:
LXXV. Общие положения ФАООП НОО для обучающихся с РАС.
LXXVI. Целевой раздел ФАОП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1).
LXXVII. Содержательный раздел ФАОП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1).
LXXVIII. Организационный раздел ФАОП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1).
Это будет основа. Дополните ее недостающими элементами, которые требует ФГОС НОО ОВЗ, например, программой коррекционной работы для конкретного ученика, частью, формируемой участниками образовательных отношений, и т. д. (п. 2.6, 2.9.3 ФГОС НОО ОВЗ).
При разработке первых вариантов АООП используйте ФОП НОО и ООО, в том числе федеральные рабочие программы по предметам.
Для учеников с ОВЗ, которые имеют инвалидность, дополните АООП мероприятиями из индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида (ИПРА) (п. 2.1 ФГОС НОО ОВЗ, п. 2.1 ФГОС УО, п. 3.1 ФАОП НОО, п. 3.1 ФАОП ООО, п. 7 ФАООП УО).
Целевой раздел
Целевой раздел включает:
• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения АООП;
• систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
Пояснительная записка. Скопируйте соответствующий подраздел из ФАОП НОО, ООО или ФАООП УО. В нем уже изложены цели и задачи реализации АООП. В ФАОП также указали общую характеристику АООП, психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ и особые образовательные потребности учеников с ОВЗ — компоненты, которые требует ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО.
При необходимости дополните характеристику учеников, опираясь на заключения ПМПК и ППк.
Пример
Фрагмент пояснительной записки для АООП НОО для слепых обучающихся (вариант 3.2)
Цель реализации АООП НОО: выполнение требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей слепых обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся, сохранение и укрепление их здоровья;
• личностное и интеллектуальное развитие слепых обучающихся;
• удовлетворение особых образовательных потребностей слепых обучающихся;
• создание условий, обеспечивающих слепому обучающемуся достижение планируемых результатов по освоению учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
• минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся для освоения ими АООП НОО слепых обучающихся;
• оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции;
• выявление и развитие способностей слепых обучающихся с учетом их индивидуальности, самобытности, уникальности через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
• использование в образовательном процессе современных тифлотехнических средств и средств оптической коррекции, образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
• предоставление слепым обучающимся возможности накопления социального опыта, знаний, умений и способов деятельности, сформированных в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области.
В основу формирования АООП НОО положены следующие принципы:
а) принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников);
б) принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
в) принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
г) принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
д) онтогенетический принцип;
е) принцип преемственности, предполагающий при проектировании ФАОП НОО ориентировку на ФАОП основного общего образования обучающихся с ОВЗ, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ;
<…>
Общая характеристика АООП НОО. Вариант 3.2 предполагает, что слепой обучающийся получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. ФАОП НОО – вариант 3.2 – предполагает пролонгированные сроки обучения — пять лет. Необходимость пролонгации сроков обучения по варианту 3.2 АООП НОО определяется особенностями психофизического развития слепых обучающихся, такими как снижение темпа всех видов деятельности, бедность чувственного опыта, несформированность компенсаторных процессов, предметно-пространственных представлений. Содержание образования равномерно распределяется по годам обучения. Распределение программного материала может варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся.
Данный вариант предполагает планомерное введение слепого в более сложную социальную среду, формирование навыков использования рельефно-точечного шрифта Л. Брайля, развитие сохранных анализаторов и компенсаторных способов действий в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни, развитие познавательного интереса, познавательной активности, расширение умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения, проявление социальной активности.
<…>
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ. <…>
Описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. <…>
Планируемые результаты освоения АООП. Скопируйте содержание одноименного подраздела из ФАОП НОО, ООО или ФАООП УО. При необходимости дополните. ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО не предъявляют конкретных требований к этой части, поэтому можете составить ее по своему усмотрению.
Личностные предметные и метапредметные результаты изложены в каждой ФРП, поэтому нет смысла их дублировать в этом подразделе. Достаточно ограничиться общими формулировками и отсылками к ФРП по предметам, курсам, результатам освоения программ коррекционной работы и т. д.
В ФАОП для четвертых вариантов АООП НОО и варианта 2 АООП УО результаты обучения оценивают с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей конкретного ребенка. Получается, что планируемые результаты освоения АООП — это описание возможных результатов обучения для данной категории школьников. Индивидуализируйте в СИПР требования к результату с учетом индивидуальных возможностей умственно отсталого ребенка. В СИПР планируют только те образовательные результаты, которые объективно могут быть достигнуты.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП. По ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО система оценки должна закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки и предусматривать приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ.
В ФАОП изложены общие подходы к системе оценки детей разных нозологий. Чтобы выполнить требования ФГОС, дополните их составом инструментария и формами представления результатов. Другой вариант — указать это в рабочих программах, а в целевом разделе сделать отсылку на них.
При желании используйте инструментарий, который предусмотрен ВСОКО школы, например, карту индивидуальных достижений ученика.
Пример
Фрагмент системы оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2)
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения АООП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2) и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
При организации оценочных процедур для обучающихся в соответствии с АООП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2) могут быть специальные условия, обусловленные особыми образовательными потребностями слабовидящих обучающихся и связанными с ними объективными трудностями. Данные условия включают:
• организацию и проведение аттестационных мероприятий в индивидуальной форме;
• увеличение времени, отводимого обучающемуся, в 1,5–2 раза в зависимости от индивидуальных особенностей здоровья слабовидящего обучающегося;
• адаптацию предлагаемого обучающемуся тестового (контрольно-оценочного) материала как по форме предъявления (использование и устных и письменных инструкций), так и по сути (упрощение длинных сложных формулировок инструкций, разбивка на части, подбор доступных пониманию аналогов);
• специальную психолого-педагогическую помощь слабовидящему обучающемуся (на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности), дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья обучающегося.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной организации являются:
• оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней;
• оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных процедур;
• оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур.
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС ООО, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися АООП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2).
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. Внутренняя оценка включает:
• стартовую диагностику;
• текущую и тематическую оценку;
• психолого-педагогическое наблюдение;
• внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Внешняя оценка включает:
• независимую оценку качества образования;
• мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
<…>
Формы оценки:
• для проверки читательской грамотности — письменная работа на межпредметной основе;
• для проверки цифровой грамотности — практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью;
• для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий — экспертная оценка процесса и результатов выполнения групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов.
Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не менее чем один раз в два года.
Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее — проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие).
<…>
Содержательный раздел
ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО устанавливают, что в содержательный раздел надо включить программы:
• формирования универсальных учебных действий у учащихся, а в зависимости от варианта АООП НОО и по ФГОС УО — программу формирования базовых учебных действий;
• учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;
• духовно-нравственного развития, воспитания учащихся с ОВЗ;
• формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
• коррекционной работы;
• внеурочной деятельности.
По ФГОС УО еще понадобится программа сотрудничества с родителями (п. 2.8 ФГОС УО).
В содержательный раздел каждой ФАОП включили:
• федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;
• программу коррекционной работы;
• программу формирования УУД;
• федеральную рабочую программу воспитания.
ФАООП УО вместо программы формирования УУД содержит программу формирования базовых учебных действий (БУД). Также для второго варианта в ФАООП УО включили программу сотрудничества с родителями.
Программы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области. По ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО программы должны содержать:
• пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
• общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса;
• описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;
• описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета — только для АООП НОО;
• личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса, а в зависимости от варианта АООП НОО и по ФГОС УО надо указать только личностные и предметные результаты;
• содержание учебного предмета, коррекционного курса;
• тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
• описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Используйте ФРП, которые есть в ФАОП НОО, ООО или ФАООП УО. При желании дополните их необходимыми сведениями. Также включите те элементы, которых нет в федеральных программах, но требуются по ФГОС: тематическое планирование, описание материально-технического обеспечения.
Для первых вариантов АООП НОО и ООО используйте ФРП из ФОП НОО и ООО. Особенно по тем предметам, для которых предусматривается непосредственное применение ФРП:
• на уровне НОО — по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и труду (технологии);
• на уровне ООО — по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии, основам безопасности и защиты Родины и труду (технологии).
При необходимости адаптируйте ФРП с учетом особых образовательных потребностей учащихся, их возможностей и ограничений, обусловленных нарушениями развития. Например, можете заменить физкультуру на адаптивную физкультуру или изо – на изобразительное искусство (тифлографику) и т. д. (п. 20.2, 79.2 ФАОП ООО).
Добавьте в содержательный раздел АООП рабочие программы по предметам и курсам из формируемой части.
Для первых вариантов АООП НОО и первого–второго вариантов АООП ООО программы коррекционных курсов включите в программу коррекционной работы. Для второго–четвертого вариантов АООП НОО и первого–второго вариантов АООП УО программы курсов коррекционно-развивающей области поместите отдельно после программ по учебным предметам и курсам. Такое распределение установили разработчики федеральных программ.
Программа формирования УУД (БУД). Скопируйте готовые программы из ФАОП НОО, ООО или ФАООП УО. Федеральные программы формирования УУД содержат описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов, а также характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД учащихся.
Программы формирования УУД включили в варианты 1.1–8.1 и 1.2–8.2 ФАОП НОО (п. 5.3 ФАОП НОО). На уровне ООО есть единая программа формирования УУД у учащихся с ОВЗ. Она представлена в приложении 1 к ФАОП ООО.
В ФАОП УО есть программа формирования БУД учащихся с умственной отсталостью. Но она представлена только в первом варианте. Однако ФГОС УО предусматривает такую программу и во втором. В таком случае предлагаем скопировать программу формирования БУД из первого варианта и скорректировать ее под особенности детей для второго варианта. Проверьте, чтобы были соблюдены требования ФГОС УО, — в программе должны быть:
• задачи подготовки ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;
• формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.
Пример
Фрагмент программы формирования БУД у учащихся с умственной отсталостью (вариант 2)
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у обучающихся к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
• направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
• умение выполнять инструкции педагогического работника;
• использование по назначению учебных материалов;
• умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
• в течение определенного периода времени;
• от начала до конца;
• с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Программа воспитания. В федеральных программах нет программы духовно-нравственного развития, которые требует ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО. Однако есть программа воспитания, которая по Закону об образовании должна входить во все основные общеобразовательные программы (ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поскольку для АООП не предусмотрели исключений, то придется добавить программу воспитания в каждый вариант.
Полагаем, что программа воспитания в состоянии заменить программы духовно-нравственного или нравственного развития, так как их суть одинакова. Подробнее — в таблице.
Сравнение содержания программ по ФГОС и ФАОП
Программа духовно-нравственного (нравственного) развития Федеральная рабочая программа воспитания
По ФГОС НОО ОВЗ По ФГОС УО Из ФАОП НОО Из ФАОП ООО Из ФАООП УО
Должна обеспечивать:
— создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
— формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Должна включать:
— цель, задачи, основные направления работы;
— перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ОВЗ);
— формы организации работы В основу должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа должна обеспечивать:
— создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
— формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Должна включать:
— цель, задачи, основные направления работы;
— перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения школьников с умственной отсталостью);
— формы организации работы Служит основой для разработки рабочей программы воспитания школы.
Включает:
— цель и задачи воспитания обучающихся с ОВЗ;
— направления воспитания;
— целевые ориентиры результатов воспитания;
— основные особенности уклада школы;
— виды, формы и содержание воспитательной деятельности;
— кадровое и нормативно-методическое обеспечение;
— требования к условиям работы с учащимися с особыми образовательными потребностями;
— систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции учащихся;
— анализ воспитательного процесса Направлена:
— на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
— развитие личности учащихся, в том числе укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы ООО.
Служит основой для разработки рабочей программы воспитания АООП ООО.
Включает:
— цель и задачи, направления воспитания;
— целевые ориентиры результатов воспитания;
— основные особенности уклада школы;
— виды, формы и содержание воспитательной деятельности;
— кадровое и нормативно-методическое обеспечение;
— требования к условиям работы с учащимися с ОВЗ;
— систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции учащихся;
— анализ воспитательного процесса Является обязательной частью АООП УО.
Предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в школе.
Предусматривает приобщение учащихся к российским традиционным духовным ценностям.
Включает разделы:
— особенности организуемого воспитательного процесса;
— цель и задачи воспитания;
— планируемые (ожидаемые) результаты воспитания;
— виды, формы и содержание деятельности;
— самоанализ воспитательной работы
В ФАОП НОО и ООО включили единые федеральные программы воспитания, а в ФАООП УО – разные: для каждого варианта. Скопируйте их и при необходимости адаптируйте под состояние и потребности конкретных детей, для которых разрабатываете АООП. Конкретизируйте программу также в тех местах, на которые указали разработчики. Например, опишите уклад школы, формы работы, которые используете с детьми, в том числе можете добавить собственные вариативные модули.
Последовательность модулей в ФАОП является ориентировочной. Расположите модули по значимости в воспитательной деятельности с точки зрения педагогического коллектива.
Пример
Как оформить название программы воспитания
Чтобы соблюсти требования Закона об образовании и ФГОС, рекомендуем назвать программу воспитания так: «Рабочая программа воспитания (программа духовно-нравственного развития)».
Если вариант программы по ФГОС требует, чтобы это была программа нравственного развития, тогда назовите ее: «Рабочая программа воспитания (программа нравственного развития)».
Поручите ответственным направить проекты программ воспитания совету родителей и совету обучающихся, учтите их мнение. Можно одновременно направить проекты календарных планов воспитательной работы. Это важно, так как родители и школьники имеют право принимать участие в подготовке этих документов (ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Ознакомьте с проектами на собраниях или направьте их по электронной почте и в мессенджерах. Организуйте обсуждение или попросите направить замечания письменно.
Поручите рабочей группе рассмотреть замечания и доработать проекты, если правки не противоречат ФГОС, ФАОП, основным направлениям развития и возможностям школы. При желании направьте доработанные проекты родителям и ученикам повторно, дождитесь их мнения.
Программа коррекционной работы (ПКР). По ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО программа должна включать:
• перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ;
• систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития учеников;
• корректировку коррекционных мероприятий.
По ФГОС УО ПКР предусмотрена только для первого варианта. В нее надо добавить еще механизм взаимодействия учителей и других специалистов в области сопровождения, медицинских работников организации и специалистов других организаций с целью реализации ПКР (п. 2.9.8 приложения к ФГОС УО).
В ФАОП НОО, ООО и ФАООП УО разработчики включили ПКР для каждого варианта АООП. Однако в федеральных программах есть лишь общие фразы, описывающие систему психолого-педагогического сопровождения учеников. Добавьте в ПКР перечень мероприятий, которые проводите с детьми ОВЗ, в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППк, содержанием ИПРА.
В ФАОП ООО включили образец незаполненного индивидуального плана коррекционно-развивающей работы. Дополнительно в каждой ПКР для всех нозологий привели рекомендуемые направления коррекционно-развивающей работы и коррекционно-развивающих курсов.
По ФГОС программа коррекционной работы предусматривает реализацию коррекционно-развивающей области (направления) через коррекционные курсы. Однако это не означает, что все курсы надо включить в ПКР. Разработчики ФАОП тоже не выработали единой позиции. Так, в первых вариантах ФООП НОО и первом–втором вариантах ФООП ООО курсы входят в ПКР. Во втором–четвертом вариантах ФООП НОО и первом–втором вариантах ФАООП УО курсы перечислены отдельно после программ по учебным предметам.
Поскольку вся коррекционная деятельность взаимосвязана, то содержание коррекционных курсов должно отразиться и на ПКР, например, в виде перечня мероприятий, которые вы проводите с учениками с ОВЗ. Можете указать курсы также в плане реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий.
Пример
Фрагмент плана реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий АООП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2)
Направление работы Мероприятие Форма проведения Сроки
Диагностическое Первичная диагностика. Анализ причин возникновения трудностей в обучении. Выявление резервных возможностей Наблюдение и психологическое обследование, анкетирование родителей, беседы с педагогами. Заполнение диагностических документов специалистами Сентябрь
Диагностика динамики и результативности коррекционно-развивающей работыВ конце каждой четверти или по мере необходимости
Психолого-педагогическая диагностика готовности к переходу на следующий уровень общего образования (при необходимости)Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителямиВ течение последнего года обучения на уровне НОО
Коррекционно-развивающая работа Коррекционно-развивающие занятия в рамках курсов «Ритмика», «Адаптивная физическая культура (АФК)», «Развитие зрительного восприятия», «Социально-бытовая и пространственная ориентировка», «Развитие коммуникативной деятельности» Индивидуальная и (или) групповая В течение учебного года с периодичностью, определяемой специалистами в соответствии с рекомендациями ПМПК
………
Консультативное Проведение педагогом-психологом, учителем-дефектологом консультаций для родителей и педагогов по вопросам организации и содержания коррекционной поддержки слабовидящих учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Индивидуальная и (или) групповая В течение учебного года по плану педагога-психолога, учителя-дефектолога
………
Информационно-просветительское Повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Лекции, тренинги В течение учебного года по плану педагога-психолога, учителя-дефектолога или по запросу
………
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Эта программа обязательна по ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО. Однако ее нет ни в одной федеральной программе. Разработайте программу на основании требований ФГОС самостоятельно. Чтобы облегчить задачу, в программу можно скопировать содержание ОБЗР, потому что этот предмет включает сходные темы.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и перечень организационных форм (п. 2.9.7 ФГОС НОО ОВЗ, п. 2.9.7 ФГОС УО). В содержание программы должны входить темы, которые обеспечивают:
• формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
• пробуждение в учащихся желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
• формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
• формирование установок на использование здорового питания;
• использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
• соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
• формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей — сниженной двигательной активности, курению, алкоголю, наркотикам и другим ПАВ, инфекционным заболеваниям;
• формирование потребности учащегося обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
• формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
• становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
Во ФГОС УО указано, что реализация программы должна осуществляться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества. При этом для первого варианта АООП УО программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни реализуется через содержание учебных предметов «Чтение», «Мир природы и человека», «Природоведение», «Биология», «География», «Основы социальной жизни». А для второго варианта — через учебные предметы «Человек» (гигиена), «Домоводство» (здоровое питание), «Человек и окружающий природный мир», «Физкультура», «Человек и окружающий социальный мир» (выполнение роли пациента у врача, поведение в экстремальной ситуации и другое), а также через коррекционные курсы и внеурочную деятельность.
Программа внеурочной деятельности. ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО требуют самостоятельную программу внеурочной деятельности. Однако в ФАОП ее нет — разработчики предполагают, что можно разработать отдельные курсы внеурочной деятельности по аналогии с обычными ООП.
Чтобы соблюсти ФГОС, лучше разработать программу внеурочной деятельности — по собственному образцу. Включите в нее направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное. Предусмотрите разные формы — индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные (трудовые) практики и т. д. (п. 2.9.10 ФГОС НОО ОВЗ, п. 2.9.10 приложения к ФГОС УО).
Объем часов внеурочной деятельности установили для каждого варианта программы — в приложениях к ФГОС НОО ОВЗ и приложении к ФГОС УО. Например, для первого варианта АООП УО предусмотрели, что внеурочная деятельность включает коррекционно-развивающую область и составляет в течение 9 учебных лет не более 3050 часов, в течение 12 учебных лет — не более 4070 часов, в течение 13 лет — не более 4400 часов.
Пример
Фрагмент программы внеурочной деятельности АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
Программа внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся с ЗПР через организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляются образовательной организацией самостоятельно исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия — до 40 минут.
Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов, отводимых на коррекционно-развивающую область), составляет не менее 1680 часов. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение коррекционных занятий (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Реализация внеурочной деятельности осуществляется через реализацию курсов внеурочной деятельности, а также курсов коррекционно-развивающей области, входящих в АООП НОО.
Организационный раздел
По ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО в организационный раздел входят:
• учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающие области, внеурочную деятельность;
• система специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями стандарта.
В ФАОП включили:
• федеральные учебные планы;
• федеральный план внеурочной деятельности;
• федеральный календарный учебный график;
• федеральный календарный план воспитательной работы.
Из сравнения нормативных актов видно, что можно не добавлять в АООП НОО и УО план внеурочной деятельности и календарный учебный график. Однако разработчики обоих ФГОС упоминают годовой календарный учебный план, в котором надо предусмотреть равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул. Поэтому лучше скопировать готовые федеральные документы и скорректировать их под школьные реалии. Тогда не надо будет добавлять в учебный план еще и каникулы.
Календарный план воспитательной работы придется включить в АООП в любом случае, так как его наличие устанавливает Закон об образовании (ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф).
В ФАОП нет описания специальных условий реализации АООП, но лучше оформить этот подраздел, чтобы выполнить требования ФГОС. Сведения для него возьмите из пояснительных записок к программам, которые входят в АООП, а также из подразделов о кадровом и материальном обеспечении. Например, такие подразделы есть в федеральных программах воспитания.
Пример
Фрагмент системы специальных условий реализации в АООП ООО для учеников с ЗПР
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР определяются ФГОС ООО, ФАОП ООО и представляют собой общесистемные требования, требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, требования к кадровым, психолого-педагогическим, финансовым условиям реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР и достижения планируемых результатов этой категорией обучающихся.
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП ООО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований должно стать создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ЗПР, построенной с учетом их образовательных потребностей, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), направленной на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся с ЗПР в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми, гарантирующей охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Материально-технические условия
В структуре материально-технического обеспечения процесса образования отражается специфика требований:
• к организации пространства, в котором обучается обучающийся с ЗПР;
• организации временного режима обучения;
• техническим средствам обучения обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования;
• учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР и позволяющим реализовывать АООП ООО обучающихся с ЗПР.
Все помещения должны быть обеспечены комплектами оборудования для реализации предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а также мебелью, оснащением, презентационным оборудованием и необходимым инвентарем.
Для реализации коррекционно-развивающей области учебного плана и обеспечения психолого-педагогических условий образования обучающихся с ЗПР предусматривается наличие отдельных специально оборудованных помещений для проведения занятий с учителем-дефектологом, педагогом-психологом/специальным психологом, учителем-логопедом и другими специалистами. Эти кабинеты должны быть оснащены необходимым оборудованием, диагностическими комплектами, коррекционно-развивающими и дидактическими средствами обучения и воспитания обучающихся с ЗПР.
Организовано пространство для отдыха и двигательной активности обучающихся на перемене и во второй половине дня.
Требования к техническим средствам обучения
Технические средства обучения дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения обучающихся с ЗПР, ориентированным на их особые образовательные потребности, относятся компьютеры c колонками и выходом в интернет, мультимедийные проекторы с экранами, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, интерактивные доски, программные продукты, средства для хранения и переноса информации (USB-накопители), музыкальные центры с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами и др.
Информационно-методические условия
В соответствии с требованиями ФГОС ООО информационно-методические условия реализации АООП ООО обеспечиваются современной информационно-образовательной средой.
Под информационно-образовательной средой (или ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе:
• разнообразных информационных образовательных ресурсов;
• современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий;
• служб поддержки применения ИКТ.
Основными элементами ИОС являются:
• информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
• информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
• информационно-образовательные ресурсы интернета;
• вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
• прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения (бухгалтерский учет, делопроизводство, кадры и т. д.).
<…>
Учебный план. По ФГОС учебный план определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам или годам обучения (п. 2.9.3 ФГОС НОО ОВЗ, п. 2.9.3 ФГОС УО).
В первой части учебного плана изложите предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО и АООП УО в соответствии с приложениями 1–8 к ФГОС НОО ОВЗ и приложением к ФГОС УО.
На уровне НОО количество учебных занятий по предметным областям за четыре учебных года должно составлять не более 3039 часов, за пять учебных лет — не более 3821 часа, за шесть лет — не более 4603 часов.
По ФГОС УО количество учебных занятий за 9 учебных лет составляет не более 8377 часов, за 12 лет — не более 11 845 часов, за 13 лет — не более 12 538 часов.
Далее опишите в плане коррекционно-развивающую область и перечислите коррекционные курсы. Их набор будет зависеть от варианта программы и особенностей детей с ОВЗ.
По ФГОС УО отведите количество часов на реализацию коррекционно-развивающей области за 9 учебных лет не более 1830, за 12 лет — не более 2442, за 13 лет — не более 2640 часов.
Добавьте в учебный план предметы и курсы части, формируемой участниками образовательных отношений. В нее входит в том числе внеурочная деятельность.
Формируемую часть можно отвести:
• на учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
• учебные занятия, обеспечивающие различные интересы учащихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;
• увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
• введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
• введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Вся внеурочная деятельность на уровне НОО делится поровну между реализацией направлений внеурочной деятельности и коррекционно-развивающей области. На обе части надо отвести по пять часов в неделю.
По ФГОС УО время и его распределение в рамках внеурочной деятельности зависит от варианта программы. В первом варианте отведите на внеурочку с учетом часов на коррекционно-развивающую область:
• за 9 учебных лет — не более 3050 часов;
• 12 лет — не более 4070 часов;
• 13 лет — не более 4400 часов.
По второму варианту АООП УО определите объем внеурочки самостоятельно и включите ее в СИПР. В варианте 2 ФАООП УО указано, что внеурочная деятельность суммарно составляет 10 часов в неделю на учащегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей. Это соответствует пункту 3.4.16 СП 2.4.3648-20, который устанавливает общее требование для всех учеников с ОВЗ.
Разработчики ФАООП УО также установили, что для варианта 2 объем внеурочной деятельности должен составлять не более 1690 часов на I этапе обучения (1–4-й и дополнительный класс), 1700 часов – на II этапе обучения (5–9-й класс) и 1020 часов – на III этапе (10–12-й класс) (п. 112 ФАООП УО).
Скопируйте подходящие варианты учебных планов в ФАОП НОО, ООО и ФАООП УО. Желательно не сокращать в них часы на предметы, по которым обязательно применять федеральные рабочие программы и проводить ГИА, иначе это нарушит статью 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Дополните федеральные учебные планы формами промежуточной аттестации (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
В учебных планах АООП ООО замените физкультуру учебным предметом «Адаптивная физическая культура». Также по ФГОС ООО—2021 можно не включать в программу музыку для глухих и слабослышащих учеников. Внесите для этих учеников в предметную область «Русский язык и литература» учебный предмет «Развитие речи».
Если нужно разработать индивидуальный учебный план, воспользуйтесь рекомендациями из письма Минпросвещения от 14.08.2020 № ВБ-1612/07:
• измените сроки изучения отдельных предметов, например, иностранный язык можно ввести в более поздние сроки;
• введите обязательные специальные учебные дисциплины, например, для учащихся с нарушениями зрения включите тифлотехнику, для детей с нарушениями речи или слуха — развитие речи;
• дополните план необходимыми коррекционно-развивающими курсами.
План внеурочной деятельности. Обязательно включите план в АООП ООО и СОО, так как эти программы надо составлять на основе ФГОС ООО и СОО, в которых план внеурочной деятельности обязателен.
По ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО план внеурочной деятельности не нужен (п. 2.8 ФГОС НОО ОВЗ, п. 2.8 ФГОС УО). Однако в ФАООП УО есть федеральный план внеурочной деятельности. Можете скопировать его в АООП УО и скорректировать при необходимости под конкретных учеников.
В ФАОП нет формы плана внеурочной деятельности и распределения часов. Федеральные планы содержат лишь цели, описание направлений внеурочной деятельности, примеры курсов и форм деятельности. Удобно оформить план внеурочной деятельности таблицей. Укажите в ней формы организации внеурочной деятельности и объем часов, отводимый на них (п. 33.2 ФГОС ООО-2021, п. 18.3.2 ФГОС СОО). При желании добавьте направления внеурочки.
Пример
Фрагмент плана внеурочной деятельности АООП ООО для слепых обучающихся (вариант 3.2)
Курсы внеурочной деятельности Класс Всего
5678910
Обязательные занятия по программе коррекционной работы Тифлотехника 1 1 1 1 1 1 6
Пространственное ориентирование и мобильность1111116
Социально-бытовая ориентировка1111116
Развитие зрительного восприятия22222212
Коррекционно-развивающие занятия и другие направления внеурочной деятельности «Разговоры о важном» 1 1 1 1 1 1 6
Функциональная грамотность1111116
Профориентационные занятия1111116
Клуб «Исследователь»1111116
Юный журналист1111116
Всего 10 10 10 10 10 10 60
Календарный учебный график. ФАОП не содержат конкретной формы календарного учебного графика, а только его описание. Например, в ФАОП ООО есть конкретные сроки начала и окончания учебного года — 1 сентября и 20 мая. Если на 1 сентября приходится выходной день, то учебный год начинается в первый следующий за ним рабочий день. Если выходной выпадает на 20 мая, то учебный год заканчивается в предыдущий день. В 9-х (10-х) классах окончание учебного года определяется в соответствии с расписанием ГИА.
В ФАОП НОО и ООО зафиксировали единую продолжительность учебного года — 34 недели во всех классах, кроме 1-х, 1-х дополнительных — в них учебный год длится 33 недели.
Еще в федеральных программах предусмотрели продолжительность учебных четвертей и каникул. В начальной школе закрепили неделю дополнительных каникул для первоклассников и учеников 1-х дополнительных классов.
При необходимости скорректируйте федеральные календарные учебные графики. Главное, чтобы они соответствовали нормам СП 2.4.3648-20. Так, минимальный срок каникул — семь календарных дней (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20). В остальном самостоятельно определяйте их количество и продолжительность. Главное, чтобы дети освоили ООП без переутомления и вреда для здоровья (п. 11 ч. 1 ст. 34, п. 3 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Для первоклашек предусмотрите дополнительную неделю каникул в середине третьей четверти, если обучаете по четвертям. При желании введите дополнительные каникулы независимо от четвертей и триместров (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Чтобы описать сроки промежуточной аттестации, как это требует ФГОС ООО, можете указать общие сроки: «с» и «по», или детализировать — указать учебный предмет и конкретные даты промежуточной аттестации по нему.
Проверьте также, чтобы ваш календарный учебный график не противоречил режиму занятий учеников, поскольку его обязательно проверят контрольные органы (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
По ФГОС УО не нужно составлять календарный учебный график. При этом разработчики ФАООП УО предложили его составить и указали, что график надо сформировать с учетом мнений участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений культуры региона. В график включают:
• даты начала и окончания учебного года;
• продолжительность учебного года, четвертей (триместров);
• сроки и продолжительность каникул;
• сроки проведения промежуточных аттестаций.
Учитывайте различные подходы при составлении графика, например, четвертную, триместровую, биместровую, модульную (п. 83, 125 ФАООП УО).
Календарный план воспитательной работы — обязательная часть всех основных образовательных программ (ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). ФГОС для ОВЗ не содержат упоминаний об этом документе, поэтому ориентируйтесь на федеральные программы.
Разработчики ФАОП НОО и ФАООП УО предложили примерную форму календарного плана воспитательной работы по модулям программы воспитания. Используйте ее, если форма вам подходит. При необходимости скорректируйте. Например, школа вправе сформировать план воспитательной работы по календарным периодам: месяцам, четвертям, триместрам или в иной форме.
В федеральных программах перечислили федеральные праздники и памятные даты, которые надо отразить в школьном плане воспитательной работы (п. 214 ФАОП НОО, п. 27.3, 43.3, 59.3, 75.3, 86.3, 102.3, 113.3, 129.3, 140.3, 156.3, 167.3, 183.3, 199.3, 210.3, 226.3 ФАОП ООО, п. 86.6, 128.6 ФАООП УО). Дополнительно включите остальные мероприятия из школьной программы воспитания. Добавляйте мероприятия любого уровня — муниципального, регионального, федерального, международного, если решили, что ваши ученики примут в них участие.
Напомните коллегам, что мероприятия нужно также взять из плана внеурочной деятельности. Это логично, потому что программа воспитания и календарный план воспитательной работы реализуются в единстве урочной и внеурочной деятельности.
Разработчики ФАОП НОО указали, что можно разработать один план для всей школы. Однако так делать нецелесообразно, потому что план — часть программы, которая разрабатывается отдельно на каждый уровень образования, за исключением АООП УО. Странно будет выглядеть, если вы утвердите куски единого плана в составе разных АООП. При этом для своего удобства вы можете объединить все календарные планы воспитательной работы из разных АООП и назвать этот документ, как пожелаете. К такому документу законодательство не предъявляет никаких требований.
Пример
Фрагмент календарного плана воспитательной работы АООП УО (вариант 1)
Дела, события, мероприятия Классы Время проведения Ответственные
Урочная деятельность
Установление субъект-субъектных отношений в процессе учебной деятельности 1–4-й классы В течение учебного года Учителя-предметники
Подбор и использование предметного материала, направленного на решение воспитательных задач 1–4-й классы В течение учебного года Учителя-предметники
Создание позитивных и конструктивных отношений между учителем и учениками 1–4-й классы В течение учебного года Учителя-предметники
<…> <…> <…> <…>
Внеурочная деятельность
«Разговоры о важном» 1–4-й классы 1 раз в неделю Классные руководители
Коррекционные и коррекционно-развивающие занятия 1–4-й классы Учитель-дефектолог
Педагог-психолог
Ритмика 1–4-й классы 1 раз в неделю Учителя-предметники
Проектная мастерская 1–4-й классы 1 раз в неделю Учителя-предметники
<…> <…> <…> <…>
Классное руководство
Единый классный час «Здравствуй, школа!» 1–4-й классы 1 сентября Классные руководители
Классные часы, беседы, посвященные месячнику безопасности 1–4-й классы Сентябрь Классные руководители
Составление планов школьников безопасного пути в школу «Мой безопасный путь» (с приглашением инспектора по ПДД). Оформление классного уголка безопасности 1–4-й классы 2–9 сентября Классные руководители
<…> <…> <…> <…>
Основные школьные дела
Торжественная линейка «День знаний» 1–4-й классы 1 сентября Заместитель директора по ВР
Всероссийский экологический субботник «Зеленая Россия» 1–4-й классы Первая суббота сентября Заместитель директора по ВР
Месячник безопасности «Внимание — дети! Дорога в школу» 1–4-й классы Сентябрь Заместитель директора по ВР
Направьте проекты календарных планов совету родителей и совету обучающихся, учтите их мнение. Можно это сделать одновременно с программами воспитания. Родители и школьники имеют право принимать участие в подготовке этих документов (ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Ознакомьте с проектами на собраниях или направьте их по электронной почте и в мессенджерах. Организуйте обсуждение или попросите направить замечания письменно.
Поручите рабочей группе рассмотреть замечания и доработать проекты, если это не противоречит основным направлениям развития школы, ФГОС и ФАОП. При желании направьте доработанные проекты родителям и ученикам повторно, дождитесь их мнения.
Какие особенности учесть для разных уровней образования
При разработке АООП для разных уровней образования учитывайте нюансы: нестыковки во ФГОС и ФАОП, использование ФРП по предметам, особенности АООП для уровня СОО и другое.
Уровень НОО
Предусмотрите в АООП НОО обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Их соотношение будет зависеть от варианта программы и может составлять 80/20 процентов, 70/30 процентов или 60/40 процентов (п. 2.6 ФГОС НОО ОВЗ). Например, в первом и втором вариантах АООП для глухих детей обязательная часть программы составляет 80 процентов, а формируемая — 20 процентов от общего объема. В третьем варианте другое распределение — 70/30 процентов. В четвертом варианте программы обязательная часть СИПР составляет 60 процентов, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 40 процентов от общего объема. При этом соотношение частей СИПР можно менять в зависимости от индивидуальных образовательных возможностей учеников.
В учебном плане обратите внимание, что в вариантах 2 для всех нозологий во ФГОС НОО ОВЗ указали название предметной области «Филология», а в ФАОП НОО — «Русский язык и литературное чтение». Вы вправе использовать любое наименование, так как эти документы равны по юридической силе. Однако рекомендуем больше ориентироваться на ФАОП НОО, так как это более поздний документ и лучше отражает современные реалии системы образования.
Приложите к АООП НОО для детей с ОВЗ, которые имеют инвалидность, программу реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА). В ней специалисты МСЭК должны описать, какие специальные условия надо создать, чтобы ребенок получил образование (п. 2.1 ФГОС НОО ОВЗ, ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Уровень ООО
Чтобы разработать АООП, придется использовать ФГОС ООО, который содержит немного сведений для учеников с ОВЗ. Поэтому в основном надо ориентироваться на соответствующий вариант ФАОП ООО. Также можете учитывать ФГОС НОО ОВЗ, чтобы соблюсти преемственность уровней образования (п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В ФАОП ООО преемственность с ФАОП НОО учли в вариантах 1 и 2.
ФАОП ООО предусматривает только цензовый уровень образования. Поэтому школа может создавать для каждой нозологической группы только по два варианта АООП, которые представили в ФАОП ООО. Их разработали только для школьников с ОВЗ без нарушений интеллектуального развития. Варианты программ для школьников, у которых ОВЗ сопровождается интеллектуальными нарушениями, включили в ФАООП УО.
При составлении АООП варианта 1 используйте ФРП из ФОП ООО, особенно по предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности и защиты Родины» и «Труд (технология)» (п. 20.1, 79.1, 106.1, 133.1, 160.1, 203.1 ФАОП ООО, ч. 6.3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Если хотите перераспределить часы в федеральном учебном плане, проверьте, чтобы по предмету не проводили ГИА (ч. 6.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Например, уменьшить часы можно на ИЗО, музыку, технологию, ОДНКНР, родной и второй иностранный язык.
Уровень СОО
Для средней школы нет федеральной адаптированной программы. Чтобы разработать АООП для 10–11-х классов, опирайтесь на требования ФГОС СОО и ФОП СОО. Так вы определите структуру АООП и содержание входящих в нее программ. Учитывайте преемственность с первым и вторым вариантами ФАОП ООО. Срок обучения детей с ОВЗ в старшей школе можно увеличить не более чем на один год (п. 2 ФГОС СОО).
Во ФГОС СОО указано, что требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы учащимися с ОВЗ определяются в примерных адаптированных основных образовательных программах. Однако подобных программ нет в реестре. Более того, в Законе об образовании примерные программы на уровне общего образования больше не упоминаются.
В АООП СОО требования к личностным результатам дополните специальными результатами коррекционно-развивающей работы по развитию жизненной компетенции учеников с ОВЗ (п. 6 ФГОС СОО).
Изложите требования к предметным результатам освоения курса «Адаптированная физическая культура» и ОБЗР с учетом особенностей психофизического развития детей с ОВЗ, их состояния здоровья, особых образовательных потребностей (п. 9.15, 9.14(1) ФГОС СОО).
Включите в состав АООП СОО программу коррекционной работы — в содержательный раздел (п. 14 ФГОС СОО). Программа должна быть направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития учащихся с ОВЗ, инвалидностью, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки учащимся.
Программа коррекционной работы должна содержать:
• цели и задачи коррекционной работы с учащимися при получении среднего общего образования;
• перечень и содержание индивидуально-ориентированных коррекционных направлений работы;
• систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учеников с ОВЗ, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения программы СОО;
• механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников школы и других организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
• планируемые результаты коррекционной работы.
Подробнее — в материале «Как составить программу коррекционной работы».
Адаптируйте содержание рабочих программ по предметам в зависимости от состояния детей с ОВЗ и рекомендаций ПМПК, ППк. Например, для слепых и слабовидящих учеников включите в программы по русскому языку, математике и химии упражнения на брайлевской печатной машинке.
Образование для учеников с УО
При разработке АООП для школьников с интеллектуальными нарушениями опирайтесь на требования ФГОС УО и ФАООП УО.
Для школьников с ОВЗ, которые завершили обучение по третьему или четвертому варианту АООП НОО, разработайте по ФАООП УО программу на второй и третий этапы обучения. Например, для второго этапа разрабатывают АООП для учеников с расстройствами аутистического спектра с УО с 5-го по 9-й класс. Затем для третьего — АООП для учеников с РАС с УО на период с 10-го по 12-й класс.
Предметные области и предметы в учебном плане для школьников с УО отличаются от предметных областей и предметов, которые изучают школьники на цензовом уровне. Кроме того, для учеников с умственной отсталостью планируют только личностные и предметные результаты. Метапредметных результатов во ФГОС УО и ФАООП УО нет. При этом в ФАООП УО зафиксировали два уровня освоения предметных результатов: минимальный и достаточный.
Ситуация
Чем АОП отличается от АООП
В Законе об образовании есть два термина:
• «адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей» (АОП);
• «адаптированная основная общеобразовательная программа, в том числе для отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность для разных категорий детей с ОВЗ» (АООП).
Из анализа норм можно сделать вывод, что АОП — общее понятие для всех адаптированных образовательных программ: АООП и адаптированных программ дополнительного образования.
АООП или АОП дополнительного образования обязаны разрабатывать любые школы и детские сады, которые зачислили ребенка с ОВЗ, если ему ПМПК порекомендовала адаптированную программу, а родители дали на это согласие. При этом регионы могут создавать отдельные школы, которые специализируются на обучении детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (ч. 5 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Ситуация
Чем отличаются ИПРА, СИПР и индивидуальный образовательный маршрут
Эти документы имеют разные цели, разработчиков и нужны разным категориям детей.
ИПРА — индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида. Ее разрабатывает бюро медико-социальной экспертизы для детей-инвалидов и инвалидов. В программу включают:
• реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, которые гражданин с инвалидностью вправе получить бесплатно;
• реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид или другие организации;
• рекомендуемые товары и услуги для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов за счет средств материнского капитала.
ИПРА рекомендательна для ребенка с инвалидностью и его родителей, но обязательна для школы и детского сада (абз. 2 и 5 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ). Приложите ИПРА к АООП или разработайте АОП с учетом ИПРА и рекомендаций ПМПК.
СИПР — специальная индивидуальная программа развития для детей с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Требования к СИПР установлены во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО.
СИПР разрабатывают только школы и включают в состав АООП НОО или АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Требования к структуре СИПР установили только при обучении по второму варианту АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В таком случае программа развития должна включать:
• общие сведения о ребенке;
• характеристику ребенка — оценку развития обучающегося на момент составления программы, приоритетные направления воспитания и обучения ребенка;
• индивидуальный учебный план;
• содержание образования в условиях организации и семьи;
• условия реализации потребности в уходе и присмотре;
• перечень специалистов, которые участвуют в разработке и реализации СИПР;
• перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи;
• перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
• средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Минобрнауки разъяснило особенности работы с СИПР в письме от 15.03.2018 № ТС-728/07.
Индивидуальный образовательный маршрут — условная концепция из теории педагогики. Имеет разные интерпретации. Школы и детские сады вправе использовать термин в любом удобном контексте.
Законодательство в сфере образования не использует термин «индивидуальный образовательный маршрут» и не предъявляет требований к этой концепции. При этом Закон об образовании закрепляет термин «индивидуальный учебный план», который индивидуализирует содержание образовательной программы для конкретного ученика. Кроме того, ФГОС всех уровней общего образования предусматривают, что ООП и АООП должны включать в себя часть, формируемую участниками образовательных отношений. Основная цель этой части программы — использовать все образовательные возможности школы и детского сада, чтобы удовлетворить разнообразные потребности детей, что также индивидуализирует образование в конкретной организации.
Индивидуальный образовательный маршрут чаще всего используют в широком понимании — как набор активностей, которые помогут развиться ребенку во всех сферах: учебной, культурной, спортивной, профессиональной, социальной. В таком случае маршрут необходим каждому ребенку независимо от того, имеет он статус ОВЗ или нет.
Используйте индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ, если закрепили это в своих локальных актах. Например, ППк после обследования ребенка может составить не только коллегиальное заключение, но и индивидуальный образовательный маршрут.
Ситуация
Надо ли разрабатывать АОП в школе
Нет, не надо, потому что школы разрабатывают АООП и АОП дополнительного образования.
Законодательство не содержит норм по разработке просто АОП в школе.
В Законе об образовании указано, что по уровням общего образования реализуются основные образовательные программы, а по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы (ч. 2, 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Получается, что адаптированная программа может быть либо основной, либо дополнительного образования. Таким образом, в школе будут АООП и АОП дополнительного образования.
АОП — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей (п. 28 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Лучше трактовать АОП как общее понятие для всех адаптированных образовательных программ: АООП и адаптированных программ дополнительного образования.
Как составить АООП школы по федеральным программам