автор: Капитонова Надежда Юрьевна
Воспитатель МБДОУ- ЦРР- д/с ,,Лесная сказка” г.Нюрба, Республики Саха (Якутия)
Циклограмма календарного планирования образовательного процесса в старшей группе ДОУ
Циклограмма календарного планирования образовательной деятельности в старшей группе ДОУ
Капитонова Надежда Юрьевна, воспитатель,
Струкина Саргылана Николаевна, воспитатель,
МБДОУ – ЦРР- детский сад ,,Лесная сказка”,
г. Нюрба, Нюрбинский улус, Республика Саха (Якутия).
Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения плана нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для воспитателя форме. При этом существуют определенные условия, которые надо соблюдать при составлении своего планирования. Так воспитатель обязан:
- объективно оценивать уровень своей работы в момент планирования;
- выделять цели и задачи планирования на определенный период работы, соотносит их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;
- четко представлять результаты работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
- выбирать оптимальные пути, средства, методы, которые помогают добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
План образовательной деятельности с детьми – это документ, по которому работают два сменных воспитателя, поэтому и должен совместно составляться двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. То есть, план группы – это модель совместной деятельности, который обеспечивает единый подход к детям, единые требования к ним, повышает ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы в целом.
Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее. Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям, может корректироваться и уточняться в процессе его реализации.
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Поэтому в течение дня должны планироваться и проводиться разнообразные виды игр, в зависимости от целей и задач данного периода с учетом отрезка времени пребывания.
Предлагаем календарный план, который осуществляется на основе циклограмм и предусматривает планирование всех видов детской деятельности и соответствующие формы организации на каждый день, еженедельно. Циклограмма составляется на определенный отрезок времени, который раскрывает тему данного периода и тематическую неделю, а также их цели и задачи, конечным результатом планируется итоговое мероприятие. При планировании используются и записываются номера картотеки, которые составлены воспитателями, а также методическая литература при проведении НОД.
В данном конкретном случае, расписываются следующие графы:
Первая графа – день недели, где записываются дата, месяц, год и отрезок времени дня.
Вторая графа – режимные моменты / детская деятельность. Здесь отмечаются свободная самостоятельная деятельность, НОД, игровая деятельность, трудовая деятельность, прогулка, чтение художественной литературы.
Третья графа – совместная деятельность воспитателя и воспитанников, где расписываются способы и формы организации детской деятельности. Работа проводится для всей группы или по подгруппам. Формы совместной деятельности планируются по отрезкам времени: утром и вечером.
Четвертая графа – это планирование индивидуальной и подгрупповой работы. Индивидуальная /подгрупповая работа с детьми планируется согласно образовательных, воспитательных, развивающих задач, педагогической диагностики, индивидуальных особенностей воспитанников. Эффективно планировать индивидуальную работу во второй половине дня с учетом образовательных областей.
Пятая графа – это формирование развивающей предметно-пространственной среды. При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо обеспечить организацию образовательного пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря. Материалы и игрушки необходимо менять, обновлять и пополнять еженедельно, учитывая воспитательные, образовательные, развивающие задачи и индивидуальные особенности детей.
Примерный перечень группового пространства для организации развивающей предметно-пространственной среды:
– сюжетно-ролевые и режиссерские игры (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и т.д.);
– познавательная активность (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и т.д.);
–самостоятельная деятельность детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и т.д.
– двигательная активность (спортивные игры, соревнования и пр.);
– настольно-печатные и развивающие игры (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и т.д.);
– экспериментирование и наблюдение за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и т.д.);
– отдых (уединение, общение и пр.).
Шестая графа – это образовательный результат. Образовательный результат представляет собой те цели и задачи, которые ставились при организации различных видов детской деятельности, с учетом реализации Программы.
По содержанию в первой половине дня обычно планируется: утренний прием, спокойная игровая деятельность, беседы с детьми, рассматривание предметов и иллюстраций, короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни. Количество видов деятельности в старшей группе -4-5, в зависимости от группы детей. Групповые виды деятельности 1-2, а подгрупповые -2-3 с учетом охвата всех образовательных областей на основе картотеки.
Утренняя гимнастика планируется на неделю. В планировании указывается номер комплекса, если комплекс планируется воспитателем по физической культуре. Если же планирует воспитатель, то нужно учитывать следующие методические требования: комплекс утренней гимнастики должен повторять пройденный ранее детьми материал на занятиях по физкультуре;
- Комплекс состоит из: вводной части, основных движений, заключительной части.
- Рекомендовано в каждой части указывать дозировку по времени.
- Комплекс утренней гимнастики составляется педагогом на две недели.
Индивидуальная работа планируется утром и вечером, по 15 минут, может быть как групповой от 2-3 до 5-6 детей, так и индивидуальной, При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет проводить работу. Прописывается, именно какая работа будет проводиться с учетом образовательных областей.
Беседы. Темы бесед намечаются в соответствии с программой. Беседа (как метод обучения) – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Важно, чтобы темы бесед имели положительно-эмоциональное значение.
Организация пальчиковых игр. Комплекс подбирается воспитателем, он содержит две-три игры на развитие мелкой моторики. Из них две игры, знакомые детям, и одна новая. В планировании помечается название игр или номер комплекса, источник, страница и автор.
Организация гигиенических процедур планируется с учетом воспитательных задач, здесь же могут реализовываться элементы закаливающих мероприятий.
Трудовая деятельность. Организация трудовых поручений, дежурств планируется с учетом воспитательных и образовательных задач. При этом, важно учитывать следующие формы организации трудовой деятельности: культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, общественно-полезный труд, труд в уголке природы. Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые. Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними. Продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.
Игровая деятельность может быть как запланированной, так и свободной. Если игра планируется воспитателем, то в ней учитываются образовательные, воспитательные, развивающие задачи. Игры могут быть самые разные: игры с правилами, соревновательные, подвижные и малой подвижности, творческие. Выбор зависит от темы и тематического периода прохождения обучающего материала.
Наблюдение. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10—15 минут. Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности. При организации любых видов наблюдений должно быть обязательно использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы.
Прогулка. В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе). Содержание прогулок на основе картотеки. Наблюдение как вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. Задача прогулки в первую половину дня – восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд. Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения. Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начинается с подвижной деятельности. Индивидуальная работа по физвоспитанию проводится с воспитанниками, у которых есть проблемы в освоении основных движений. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры, общая длительность игры составляет 10-15 минут. В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие).
Существует четыре типа прогулки:
- Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
- Комбинированная, состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.
- Прогулка-экскурсия, прогулка-поход.
- Спортивная (соревнования, эстафеты).
На прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной активности детей, правильно распределяя физическую нагрузку в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры:
– спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);
– затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;
– трудовая деятельность детей.
Виды наблюдений: Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники). Наблюдения за транспортом. Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности. Наблюдения за трудом взрослых. Таким образом, в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.
На прогулке продолжительность двигательной активности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей. При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации. Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект. Количество подвижных игр — от одной до четырех. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками. Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 10-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях. Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям. Трудовая деятельность в период прогулки может быть двух видов:
- Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках.
- Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.
Вторая половина дня. Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. Вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей. Лучше всего проводит дидактические, словесные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, развивающие/интеллектуальные игры.
Постепенный подъем, воздушные, оздоровительные и закаливающие процедуры – гимнастика после сна: в планировании указывается номер комплекса, если комплекс планируется воспитателем по физической культуре; если же планирует воспитатель, то нужно учитывать следующие рекомендации: в гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, упражнениями для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами самомассажа. Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур.
После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:
уборку групповой комнаты; ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр; стирку кукольного белья, носовых платков, лент; изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей. В то же время, организация трудовых поручений включает в себя культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, гигиенические процедуры, дежурство.
Чтение художественной литературы или прослушивание музыкальных произведений.. Необходимо раз в неделю планировать работу в «уголке книги». Для расширения кругозора детей планируется художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников. Материал должен соответствовать программе. Следует указать автора и название произведения
Деятельность воспитанников в пространстве для творческого развития планируется, как и по выбору воспитателя, так и по желанию самих воспитанников.
Экспериментирование, конструктивная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.
Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения: кукольный, настольный, теневой театры; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги; слушание аудиокассет и многое другое.
Самостоятельная, свободная деятельность. Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.
Таким образом, календарное планирование пишется на день или неделю. В планировании обязательно указывается дата, совместная деятельность согласно режимным отрезкам, учтены гендерные, возрастные и индивидуальные особенности детей. В плане должно быть отражено разнообразие и содержательность видов детской деятельности. Важным условием планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, в которой он работает, контингент конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.
Литература:
- Антипина Л.А. Циклограммы планирования совместной деятельности взрослых с детьми // Управление ДОУ. 2005. №7.
- Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы, М.: Мозаика –Синтез, 2015
- Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерное комплексно – тематическое планирование к программе ,,От рождения до школы”, М.: Мозаика –Синтез, 2015
- Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в ДОУ . М.: Мозаика –Синтез, 2012.с. 12-23
- Журавлёва О.Е. Памятка для воспитателей по планированию воспитательно – образовательной работы// Воспитатель ДОУ – 2007- № 3-с 104.
- Коварда Т.Н. Документы – помощники// Воспитатель ДОУ – 2007- № 5-с 108.
- .Скоролупова О.А., Федина И.В. О комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание,2010, № 5, с.40-45
Календарное планирование образовательного процесса в старшей группе «Ручеек»
Тема периода Тема недели _______________________________________________
с « » по « »_____ _________________ _2018г.
Цель/ задачи:___________________________________________________________________________________________________
Итоговое мероприятие ________________________ _______________________________________________
День
недели |
Режимные моменты/ детская деятельность | Совместная деятельность воспитателя и воспитанников | Индивидуальная работа
(подгрупповая, индивидуальная) |
Формирование развивающей предметно пространственной среды | Образовательный результат |
Понедельник « »____ _ ______
Первая половина дня |
УТРО
Свободная самостоятельная деятельность |
Беседа
Пальчиковые игры Рассматривание предметов, картин, иллюстраций Наблюдение Комплекс утренней гимнастики |
|||
НОД в соответствии расписания на учебный год | Развитие речи | ||||
Физическое развитие по плану специалиста | |||||
Конструктивно – модульная деятельность | |||||
Игровая деятельность | Утренняя Вечерняя | ||||
Про ПРОГУЛКА
*Наблюдение (живая/ неживая природа) *двигательная активность
|
Утренняя
|
||||
Вечерняя | |||||
Понедельник « »______ _ _________ Вторая половина дня | ВЕЧЕР
Двигательная деятельность: гимнастика, подвижные игры, спортивные упражнения
|
||||
Трудовая деятельность:
самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, ручной труд |
|||||
Восприятие художественной литературы и фольклора | |||||
Конструктивно –исследовательская деятельность | |||||
Самостоятельная деятельность | |||||
Работа с родителями, со специалистами кружковая работа |