автор: Картоева Юлия Ивановна
Учитель ГКОУ КК школа-интернат ст-цы Медведовской
Урок добра “Спешите делать доброту”
Внеклассное занятие «Спешите дарить доброту»
Цель:
1.Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
2.Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
3.Развивать умение оценивать проявления доброты в поведении человека.
4.Коррекция эмоционально-личностной сферы через решение проблемных ситуаций.
Задачи:
- формировать в сознании детей понятие «доброта»;
- раскрыть нравственное содержание добра;
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на
анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению
добрых поступков;
- развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
УУД: Коммуникативное развитие учащихся:
– стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;
– умение организовывать общение учащихся друг с другом;
– формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
– культура поведения в учебном диалоге.
Регулятивные УУД:
– осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
– сохранять заданную цель;
– контролировать свою деятельность по результату;
– адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Развитие познавательной сферы:
– степень познавательной активности, творчества и самостоятельности учащихся на уроке;
– наличие и эффективность групповых, коллективных и индивидуальных форм работы учащихся на уроке;
– создание условий для проявления способностей учащихся.
Личностное развитие учащихся:
– формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;
– эмоционально-положительное восприятие учения;
– объективная оценка результатов деятельности;
– рефлексия.
Ход занятия.
I.Организационный момент:
Учитель:
Доброе утро, и всем улыбнись,
Справа и слева друзьям поклонись.
Будем дружить, помогать всем всегда –
Вы согласны? Ответьте мне! «Да!»
(На фоне музыки). Ребята, каждый новый день нужно начинать с хорошего настроения. А чтобы наше настроение было хорошим, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу искорку тепла, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Учитель берет в руки зажженную свечу). Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Передайте её друг другу, называя своё имя. А я вам подарю цветок с именем каждого.
2.Введение в тему:
– Ребята, вы узнаете тему занятия, если разгадаете кроссворд, в центре кроссворда спрятана тема сегодняшнего занятия. Слушайте внимательно загадки.
1.По бумаге я бегу,
Все умею, все смогу.
Хочешь – домик нарисую,
Хочешь – елочку в снегу,
Хочешь – дядю, хочешь – сад,
Мне любой ребенок рад! (Карандаш)
- Что за странная избушка
Появилась над опушкой?
Низко над землей висит
И пропеллером вертит.
Есть окошки, есть и дверь,
А рычит, как страшный зверь. (Вертолет)
- С виду инструмент простой.
Он внутри, совсем пустой.
По бокам обтянут кожей.
На кастрюльку он похожий.
Стукнешь палочкой: «Бам – бам!»
И узнаем…(Барабан)
4.Вот букашка, работяга,
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит … (Муравей)
5.Посмотри-ка, по дорожке
Ходят маленькие ножки.
На головке – гребешок.
Кто же это? (Петушок)
6.Привезли мы в дом волшебный
Ящик необыкновенный.
Кнопку нужную нажми,
Сядешь в кресло и смотри! (Телевизор)
- Интересная игрушка
Одноногая вертушка
Зажужжала, как пчела
Быстро крутится… (Юла)
– Какое слово у нас получилось? (Доброта)
– Мы сегодня будем разговаривать на занятии о доброте. Я хочу вам рассказать одну притчу.
II.Основная часть.
Притча о добром соседе
Как-то добродушный человек купил себе большой и красивый дом, с плодоносящим садом. А рядом по соседству в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно старался испортить ему настроение: то какую-нибудь гадость сделает, то мусор под ворота подбросит.
В одно прекрасное утро проснулся добрый человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, и видит там – ведро с помоями. Взял он ведро, вылил помои, вычистил ведро до идеального блеска, насобирал в него больших, вкусных и спелых фруктов и пошел к своему соседу.
Услышав стук в дверь, завистливый сосед злорадно подумал: «Ну, наконец-то я его достал!» Открывает дверь в надежде, что случится скандал, а добродушный человек протянул ему ведро с фруктами и сказал:
– Кто, чем богат, тот тем и делится!
– Как вы, ребята думаете, чем богаты эти 2 соседа? (ответы детей)
Доброта! Какое волшебное слово! Этому слову много лет!
А люди продолжают спорить о том, нужна она или нет?
Полезна она или вредна? А как вы понимаете, что такое доброта?
1 ученик
Доброта, доброта,
Доброта вам не малость,
В доброте есть любовь,
И, конечно, есть жалость!
2 ученик
Пусть все люди на свете
Очень любят друг друга,
Пусть не встанут меж ними,
Холода, злые вьюги!
3 ученик
Доброту вы дарите,
От души и спонтанно,
И пусть этот поступок
Не покажется странным!
Подумайте и скажите (ответы детей)
Правильно. Прочитайте, как написано в словаре, что такое доброта.
Доброта – отзывчивость, сочувствие, душевное расположение к людям, стремление делать доброе, хорошее, полезное другим.
– Как вы думаете, потрогать доброту можно? Есть ли у нее запах, вкус? (ответы детей)
-А как вы думаете, какими качествам должен обладать добрый человек? Ответить на этот вопрос нам поможет следующее задание «Радуга». (На каждой парте листы бумаги. Ребята выбирают качества и прикрепляют на доску.)
Видеоролик «Бумеранг добра»
– В жизни важны не только добрые качества, а и дела, т.е. хорошие поступки.
Физминутка.
– Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите о них (ответы детей)
– Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать?
(Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении.)
– Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрые поступки. Скажите, какие?
(Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать. Книгу подклеить, грязную чашку вымыть. На листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку.)
Ребята, на доброту всегда надо отвечать благодарностью. Но не всегда у нас это получается. Медики советуют ежедневно одну-три минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несет силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.
4 ученик
Добрых людей, как всегда не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут.
– Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.
– Давайте, ребята, проверим себя, оценим поступки других.
– А сейчас давайте сосредоточим свое внимание и поиграем с вами в игру «Хорошо—плохо»
Оцените поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?
Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета; плохие поступки — фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.
Примерный перечень детских поступков для игры:
Плохие | Хорошие |
порвал блузку; | защитил слабого; |
обидел друга; | проведал больного друга; |
поссорился с воспитателем; | накормил птиц; |
толкнул ногой щенка; | помог младшим детям заплести косы. |
Итог игры: По вашим ответам я поняла, что вы отличает хорошие поступки от плохих.
Коллективное составление аппликации – задание выполняется
под песню кота Леопольда «Если добрый ты».
(Задача: воспитывать стремление совершать добрые дела, чувство коллективизма, взаимопомощи, доброты.)
-Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка». Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. На чистый лист ватмана ребята наклеивают заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки людей, фигурки птиц и зверей. Детям 1 подгруппы (самостоятельно выполняют задание) предложить вырезать и наклеить детали: солнце, цветы, облака.
– Как мы назовём нашу картину? («Добрый день», «Дружная семья»)
III.Итог. 7.Упражнение «Дерево добра»
– Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
– Скажите, а вы хотите, чтобы добрых дел было много и они росли?
– Тогда давайте посадим дерево добрых дел!
Рефлексия. Перед вами лежат картинки солнышка и тучки. Если вам понравилось сегодня на занятии – поднимите солнышко, если нет – тучку.
Прикрепляем к доске большое солнце.
5 ученик
Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!
Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца теплый свет
Тебе подарят люди.
И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту!
Будь добрым! Умей добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.