автор: Картоева Юлия Ивановна

Учитель ГКОУ КК школа-интернат ст-цы Медведовской

Урок добра “Спешите делать доброту”

Внеклассное занятие «Спешите дарить доброту»

Цель: 

1.Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

2.Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).

3.Развивать умение оценивать проявления доброты в поведении человека.

4.Коррекция эмоционально-личностной сферы через решение проблемных ситуаций.

Задачи:

  • формировать в сознании детей понятие «доброта»;
  • раскрыть нравственное содержание добра;
  • развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на

              анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

  • способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению              

              добрых поступков;

  • развивать чувство взаимопомощи,  внимательности и уважения к людям;
  • воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

УУД: Коммуникативное развитие учащихся:

– стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;

– умение организовывать общение учащихся друг с другом;

– формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;

– культура поведения в учебном диалоге.

 

Регулятивные УУД:

– осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

– сохранять заданную цель;

– контролировать свою деятельность по результату;

– адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

 

Развитие познавательной сферы:

– степень познавательной активности, творчества и самостоятельности учащихся на уроке;

– наличие и эффективность групповых, коллективных и индивидуальных форм работы учащихся на уроке;

– создание условий для проявления способностей учащихся.

 

Личностное развитие учащихся:

– формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;

– эмоционально-положительное восприятие учения;

– объективная оценка результатов деятельности;

– рефлексия.

 

Ход занятия.

I.Организационный момент:

Учитель:

Доброе утро, и всем улыбнись,

Справа и слева друзьям поклонись.

Будем дружить, помогать всем всегда –

Вы согласны? Ответьте мне! «Да!»

(На фоне музыки). Ребята, каждый новый день нужно начинать с хорошего настроения. А чтобы наше настроение было хорошим, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу искорку тепла, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Учитель берет в руки зажженную свечу). Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Передайте её друг другу, называя своё имя. А я вам подарю цветок с именем каждого.

 

2.Введение в тему:

– Ребята, вы узнаете тему занятия, если разгадаете кроссворд, в центре кроссворда спрятана тема сегодняшнего занятия. Слушайте внимательно загадки.

1.По бумаге я бегу,

Все умею, все смогу.

Хочешь – домик нарисую,

Хочешь – елочку в снегу,

Хочешь – дядю, хочешь – сад,

Мне любой ребенок рад! (Карандаш)

  1. Что за странная избушка

Появилась над опушкой?

Низко над землей висит

И пропеллером вертит.

Есть окошки, есть и дверь,

А рычит, как страшный зверь. (Вертолет)

  1. С виду инструмент простой.
    Он внутри, совсем пустой.
    По бокам обтянут кожей.
    На кастрюльку он похожий.
    Стукнешь палочкой: «Бам – бам!»
    И узнаем…(Барабан)

4.Вот букашка, работяга,

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит … (Муравей)

5.Посмотри-ка, по дорожке

Ходят маленькие ножки.

На головке – гребешок.

Кто же это? (Петушок)

6.Привезли мы в дом волшебный

Ящик необыкновенный.

Кнопку нужную нажми,

Сядешь в кресло и смотри! (Телевизор)

  1. Интересная игрушка
    Одноногая вертушка
    Зажужжала, как пчела
    Быстро крутится… (Юла)

–  Какое слово у нас получилось? (Доброта)

– Мы сегодня будем разговаривать на занятии о доброте. Я хочу вам рассказать одну притчу.

II.Основная часть.

Притча о добром соседе

Как-то добродушный человек купил себе большой и красивый дом, с плодоносящим садом. А рядом по соседству в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно старался испортить ему настроение: то какую-нибудь гадость сделает, то мусор под ворота подбросит. 
В одно прекрасное утро проснулся добрый человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, и видит там – ведро с помоями. Взял он ведро, вылил помои, вычистил ведро до идеального блеска, насобирал в него больших, вкусных и спелых фруктов и пошел к своему соседу. 
Услышав стук в дверь, завистливый сосед злорадно подумал: «Ну, наконец-то я его достал!» Открывает дверь в надежде, что случится скандал, а добродушный человек протянул ему ведро с фруктами и сказал: 
– Кто, чем богат, тот тем и делится!

 

– Как вы, ребята думаете, чем богаты эти 2 соседа? (ответы детей)

Доброта! Какое волшебное слово! Этому слову много лет!

А люди продолжают спорить о том, нужна она или нет?

Полезна она или вредна? А как вы понимаете, что такое доброта?

 

1 ученик

Доброта, доброта,

Доброта вам не малость,

В доброте есть любовь,

И, конечно, есть жалость!

 

2 ученик

Пусть все люди на свете

Очень любят друг друга,

Пусть не встанут меж ними,

Холода, злые вьюги!

 

3 ученик

Доброту вы дарите,

От души и спонтанно,

И пусть этот поступок

Не покажется странным!

 

Подумайте и скажите (ответы детей)

 

Правильно. Прочитайте, как написано в словаре, что такое доброта.

Доброта – отзывчивость, сочувствие, душевное расположение к людям, стремление делать доброе, хорошее, полезное другим.

– Как вы думаете, потрогать доброту можно? Есть ли у нее запах, вкус? (ответы детей)

-А как вы думаете, какими качествам должен обладать добрый человек? Ответить на этот вопрос нам поможет следующее задание «Радуга». (На каждой парте листы бумаги. Ребята выбирают качества и прикрепляют на доску.)

Видеоролик «Бумеранг добра»

– В жизни важны не только добрые качества, а и дела, т.е. хорошие поступки.

Физминутка.

– Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите о них (ответы детей)

–  Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать?

(Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении.)

– Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрые поступки. Скажите, какие?

(Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать. Книгу подклеить, грязную чашку вымыть.  На листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку.)

 

Ребята, на доброту всегда надо отвечать благодарностью. Но не всегда у нас это получается. Медики советуют ежедневно одну-три минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несет силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.

 

4 ученик

Добрых людей, как всегда не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые – щедро больным помогают,

Добрые – дарят тепло и уют,

Добрые в ногу со слабым шагают

И никакого спасибо не ждут.

– Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова. 

–  Давайте, ребята, проверим себя, оценим поступки других.

А сейчас давайте сосредоточим свое внимание и поиграем с вами в игру «Хорошо—плохо»

Оцените поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?

Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета; плохие поступки — фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

Примерный перечень детских поступков для игры:

Плохие Хорошие
порвал блузку; защитил слабого;
обидел друга; проведал больного друга;
поссорился с воспитателем; накормил птиц;
толкнул ногой щенка; помог младшим детям заплести косы.

Итог игры: По вашим ответам я поняла, что вы отличает хорошие поступки от плохих.

Коллективное составление аппликации    задание выполняется

под песню кота Леопольда «Если добрый ты».

(Задача: воспитывать стремление совершать добрые дела, чувство коллективизма, взаимопомощи, доброты.)

-Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка». Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.  На чистый лист ватмана ребята наклеивают заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки людей, фигурки птиц и зверей. Детям 1 подгруппы (самостоятельно выполняют задание) предложить вырезать и наклеить детали: солнце, цветы, облака.

– Как мы назовём нашу картину? («Добрый день», «Дружная семья»)

 

III.Итог. 7.Упражнение «Дерево добра»

 Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

– Скажите, а вы хотите, чтобы добрых дел было много и они росли?

– Тогда давайте посадим дерево добрых дел!

Рефлексия. Перед вами лежат картинки солнышка и тучки. Если вам понравилось сегодня на занятии – поднимите солнышко, если нет – тучку.

Прикрепляем к доске большое солнце.

 

5 ученик

Дарите людям доброту,

Заботу и любовь,

И пониманье и мечту –

Дарите вновь и вновь!

Пусть о награде мысли нет

И никогда не будет,

Ответный сердца теплый свет

Тебе подарят люди.

И жизнь изменится твоя,

Удачливее станет,

Когда потоком на тебя

Волна любви нагрянет!

Дарите людям доброту!

 

Будь добрым! Умей добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.

Урок добра “Спешите делать доброту”