автор: Карцева Наталья Филипповна

Педагог дополнительного образования МБУ ДО ДТ “Вектор”

Развитие интереса к чтению книг у дошкольника

 

«МБУ ДО ДТ «Вектор»

 

«Развитие интереса к чтению книг у дошкольника»

 

Выполнил: Карцева Н.Ф.

  

 

Новокузнецк

2018

 

«Необходимо приучать детей слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное» К.Д. Ушинский

Большинство мам и пап мечтают, чтобы их дети были здоровыми, счастливыми, успешными, умными и развитыми. Замечательно, когда родители эти качества ставят в один ряд с честностью, порядочностью, верностью, добротой. Но как же всего этого достичь без обращения к книгам? Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого, а если обратиться к мировой цивилизации, то и значительно раньше. Но многовековая история этого вопроса была связана со взрослым человеком или юношей, отроком. И только совсем недавно стали чаще говорить о дошкольнике-читателе, изучать его особенности, задумываться над принципом отбора книг для детского чтения, следить за воздействием их на читателя не только в момент чтения.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полных необычных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Еще в 1950 году психологи А.В. Запорожец и М.М. Рубинштейн отмечали, что читательская деятельность ребенка начинается задолго до систематического обучения чтению. Чтение-слушание, чтение-разглядывание, чтение-общение, чтение-размышление, чтение-переживание – все эти виды читательской деятельности доступны малышу с самого раннего возраста. Достаточно вспомнить книгу К. Чуковского «От двух до пяти», где он назвал ребенка раннего возраста гениальным лингвистом. Упущенные возможности раннего развития средствами искусства слова наверстать бывает сложно, а порой и невозможно. От того насколько грамотно родители приоткроют дверь в книжный мир, во многом зависит его судьба, его шанс на успешную учебу, общественное признание и достижение личностно значимых целей.

Дошкольный возраст благоприятен для воспитания вдумчивого читателя, потому что еще нет гонки за сюжетом, свойственной подросткам, и есть внимание к подробностям и слову. Многие дети любят книги и слушают с большой охотой и вниманием. Но много и тех, кто не любит слышать чтение. Как читать детям?

  • Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие уважительно относятся к занятиям малыша.
  • Никогда нельзя переутомлять ребенка. Полуторагодовалый – двухлетний малыш может сосредоточиться на книге 1-2 минуты, но и детям постарше читать 15-20 минут, так как их внимание рассеивается.
  • Ребенок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно то отвечает, то сам задает вопросы.
  • Чтение проходит оживленнее, если слушают двое и больше детей. Замечено и другое: ребенок очень старается, если рядом сидит и слушает любимая кукла, мишка, заяц… Особенно это характерно для единственных детей.
  • Особо следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребенок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы, сказки. Любящие родители- первые слушатели и собеседники своих детей.
  • Однако детская природа противоречива, но он жаждет новизны впечатлений, все новых и новых книг. Задача педагога, взрослого ввести в круг чтения современного ребенка новые, зачастую малоизвестные произведения, необходимые для его интеллектуального и эстетического развития, для «формирования базовой культуры его личности» (Р.Б. Стеркина).
  • В старшем дошкольном возрасте должен расширится и усложниться круг детского чтения детей этого возраста, вводится такой вид чтения, как чтение «с продолжением» то есть чтение не отдельных произведений, а отдельной книги. Начинать чтение каждой части следует с воспоминания о том, что было прочитано. А чтение заканчивать на самом интересном, впечатляющем месте. Чтение «с продолжением» можно чередовать с пересказом отдельных глав. Мастерски выполненный пересказ производит очень сильное впечатление на детей, заставляет жить книгой, ждать следующего обращения к ней, а, значит, тоже способствует возникновению интереса и любви к чтению, книге, литературе.

Если к пяти – шести годам дети научились читать сами, не нужно отныне оставлять их наедине с книгой. Не отработанная техника чтение, отсутствие беглости затрудняет не только сам процесс чтения, но и понимание смысла художественного произведения. Сосредоточившись на складывании букв, ребенок не обращает внимание на смысловую и эстетическую значимость текста. Поэтому традиции совместного чтения не должны прерваться после того как ребенок научился читать.

Самое пристальное  внимание при чтении художественной литературы в старшем дошкольном возрасте следует уделять формированию оценки таких нравственных понятий как ложЬ  и правда, смелость и трусость, честь и бесчестье, добро и зло, щедрость и жадность.

В круг чтения детей пяти-шести лет можно вводить периодику: детские журналы, детские страницы отдельных газет.

Можно организовать «создание» собственного журнала. Работая над «изданием» газеты или журнала, и дети и взрослые испытывают радость творчества, Что конечно же будет способствовать дальнейшей творческой деятельности. В творческом процессе участвует вся семья. Для ребенка это очень важно. Папа сошьет чистые странички и пронумерует, малыш придумает историю сказку, с мамой нарисует иллюстрации. Такой книги нет ни у кого!

Крайне важны в деле приобщения ребенка к книге является сотрудничество работников дошкольных учреждений и родителей. Предполагается тесный контакт обеих сторон, ясное понимание того, что чтение способствует духовной связи ребенка со взрослым, преодолению дефицита  общения детей и родителей, потому что процесс чтения не может быть механическим: это совместная работа ума и души.

Формы  общения могут   быть различными:

  • Лекции для родителей по проблемам детского чтения, психология возраста и восприятия книги.
  • Консультации педагогов о проблемах руководства детским чтением, которые поднимаются в таких журналах, как «Библиотека», «Детская литература», «Дошкольное воспитание». К работе по поиску и сбору необходимой информации можно привлечь родителей.
  • Обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных праздников; оформление информационного пространства,   связанного с книгой. Здесь могут быть использованы всем известные старые, по не устаревшие формы работы: книжные  выставки, списки-рекомендации о том, что и как читать детям, информация о книгах, которые читаются на занятиях.
  • Родители   могут принимать участие в экскурсиях в районную  библиотеку. В ней с помощью библиотекарей можно проводить работу с родителями по комплектации домашних библиотек, методики отбора книг, организации семейного чтения

Родители, взрослые должны уяснить, что чтение, участие в работе по его организации поможет им самим понять проблемы детства, постигнуть образ детства.

В дошкольном возрасте книги действуют с такой силой, как уже никогда позднее. Некоторые люди ошибочно полагают, будто, ускоряя развитие ребенка, мы отнимаем у него радость детства. Напрасные опасения: дети остаются детьми, но обретают умное детство. Более того замечено, что дети, которым много читают, сохраняют больше непосредственности и обаяния детства, чем те, мир которых ограничен бытом.

Совместное путешествие в книгу становится тем звеном, которое скрепляет взаимоотношения поколений и формирует внутреннюю, на всю жизнь потребность в чтении.

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Доронова  Т.Н., Голубева Л.Г., Из детства- в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4 – 7 лет. – М.: Просвещение, 2002. – 143 с.
  2. Гриценко З.А., «Пришли мне чтения доброго…»: пособие для чтения и рассказывания детям 4 – 6 лет (с методическими рекомендациями). – М.: Просвещение, 2004. – 143 с.
Развитие интереса к чтению книг у дошкольника