автор: Кислицина Рада Петровна

Педагог дополнительного образования МБУДО Межшкольный учебный комбинат

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ЮНЫЙ СКУЛЬПТОР»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«ЮНЫЙ СКУЛЬПТОР»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 72 часа

 

                                                  

 

                                                  Составитель:

Кислицина Рада Петровна,

Педагог дополнительного образования

 

Ханты-Мансийск – 2018

 

Пояснительная записка

 

Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.

Пластилин как таковой представляет собой кладовую для фантазии и игры воображения. Соединив его с ловкими руками, можно оживить всѐ, что захочешь. И в большой мере удовлетворяют любознательность в новизне и творческом искании. Можно дать вторую жизнь поделке из этого материала. Недаром одним из жанров анимационного фильма является пластилиновая анимация, которая создается при помощи фигур, вылепленных из пластилина.

Актуальность

Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.

Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Направленность программы «Юный скульптор» по содержанию является художественно – эстетической; по функциональному предназначению – художественно – прикладной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина.

Задачи программы:

Обучающие:

– Знакомить детей с основными видами лепки;

– Формировать умения следовать устным инструкциям;

– Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;

– Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.

Развивающие:

– Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

– Развивать конструктивное мышление и сообразительность;

– Формировать эстетический и художественный вкус.

– Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные:

– Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.

– Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

– Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

– Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Адресность: программа предназначена для детей 5-6 лет, что соответствует дошкольному возрасту.

Учебные группы формируются на основе свободного выбора обучающихся, по интересам.

Реализация данной программы предполагает соблюдение следующих принципов:

  • содержательные задачи решаются методом освоения материала «от простого» к «сложному» в соответствии с возрастными возможностями детей.
  • материал даётся постепенно, доступно для понимания обучающихся и наработки у них навыков и умений.
  • программа опирается на умение фантазировать, видеть необычное в простых вещах и создавать их своими руками.
  • в работе используются образцы изделий, таблицы, схемы, иллюстрации, дидактические игры, специальная методическая литература.
  • учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;
  • осуществляется связь с другими общешкольными дисциплинами.

Формы организации занятий:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • коллективная (выставки)

Режим занятий: программа рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю)

Основной вид занятий – практический.

Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.

Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.

Дидактическое и техническое оснащение занятий.

Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом:          – индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);

– таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

– альбомы с образцами, фотографиями.

Условия реализации программы

Рабочие места.

Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики лепят на партах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.

Основное оборудование:

*одежда, (лучший вариант рабочей одежды – старая папина футболка. В ней ребенок закрыт со всех сторон, а рукава футболки спускаются как раз до его запястий);

*нож (стек);

*материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением

Дополнительное оборудование:

заостренные спички или зубочистки, картон самоклеящаяся цветная плёнка для создания основы под картину, небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колёсики для придания поверхности определённой структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления.

 

Методические рекомендации

Последовательность обучения выполнения работы:

  1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность, обращение к жизненному опыту детей, к их зрительной памяти. Например, попросить вспомнить красивые большие мячи для игр, которые у них есть или они видели в магазине.
  2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм (голова – круглая, значит надо слепить шар и т. д.)
  3. Поэтапная лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за педагогом.
  4.  Самостоятельная лепка по образцу, выполненному в группе, или завершение изделия, дополнение его самостоятельной фантазийной частью. Педагог может дать рекомендации относительно цвета, размеров деталей и т.д.

Лепка изделия по нотации.

  1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
  2. Словесное описание действия с одновременным показом
  3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер – образца можно увеличить против размеров работ, исполняемых детьми, чтобы хорошо были видны действия педагога.
  4. Контроль исполняемого детьми действия
  5. Если действие оказалось сложным для большинства детей, следует вновь, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Убедившись, что большинство детей справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.
  6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить работу, на которой впервые встретилось это действие, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.

Первое занятий, главная задача – разбудить интерес и внимание, ознакомить детей с оборудованием, лепным материалом, его свойствами.

 

Планируемые результаты реализации программы:

 

–  У детей стойкий интерес  к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.

– Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.

– Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.

– Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным,  комбинированным.

– Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.

– Радуются полученному результату.

– Повысился уровень развития мелкой моторики рук.

– Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.

Оценка планируемых результатов освоения программы

 

Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям.

 

ФИО

ребёнка

Технические навыки Проявление творчества в декоре Развитие

мелкой

моторики

Проявление

аккуратноси и трудолюбия

Раскатывание Сплющивание

 

Размазывание
Н. К. Н. К. Н. К. Н. К. Н. К. Н. К.
                         
                         
                         

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной общеразвивающей программы

художественной направленности

«Юный скульптор»

 

№ п/п Наименование раздела Общее количество часов
1 Введение 5
2 Объемные изображения 54
3 Картины из пластилина 5
4 Пластилиновые композиции 8
ВСЕГО 72

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительной общеразвивающей программы

художественной направленности

«Юный скульптор»

№ п/п Наименование раздела/темы Количество часов Формы и методы обучения Формы контроля
Теория Практика Всего
  • Введение – 1час
Введение в программу. Охрана труда и техника безопасности. Виды пластилина, его свойства. 0,5 0,5 1 Словесные, наглядные Предварительный контроль
Исходные формы. 2 2 4 Практические Практикум
Итого по разделу 2.5 2.5 5
  • Объемные изображения – 54 часа
Мышонок 0 2 2 Практические Практикум
Улитка 0 2 2 Практические Практикум
Петушок 0 2 2 Практические Практикум
Лягушонок 0 2 2 Практические Практикум
Ослик 0 2 2 Практические Практикум
Собачка 0 2 2 Практические Практикум
Котенок 0 2 2 Практические Практикум
Кролик 0 2 2 Практические Практикум
Черепаха 0 2 2 Практические Практикум
Овечка 0 2 2 Практические Практикум
Корова 0 2 2 Практические Практикум
Пингвин 0 2 2 Практические Практикум
Дельфин 0 2 2 Практические Практикум
Тюлень 0 2 2 Практические Практикум
Морж 0 2 2 Практические Практикум
Краб 0 2 2 Практические Практикум
Коала 0 2 2 Практические Практикум
Кенгуру 0 2 2 Практические Практикум
Гиппопотам 0 2 2 Практические Практикум
Медведь 0 2 2 Практические Практикум
Лев 0 2 2 Практические Практикум
Носорог 0 2 2 Практические Практикум
Крокодил 0 2 2 Практические Практикум
Зебра 0 2 2 Практические Практикум
Слон 0 2 2 Практические Практикум
Шимпанзе 0 2 2 Практические Практикум
Жираф 0 2 2 Практические Практикум
Итого по разделу 0 54 54
  • Картины из пластилина – 5 часов
Аквариум 0 3 3 Практические Практикум
Павлин 0 2 2 Практические Практикум
Итого по разделу 0 5 5
  • Пластилиновые композиции – 9 часов
В цирке 0 2 2 Практические Творческая

работа

Африка 0 2 2 Практические Творческая

работа

Ферма 0 2 2 Практические Творческая

работа

В гостях у сказки 0 2 2 Практические Творческая

работа

Итого по разделу 0 8 8
ИТОГО: 2.5 69.5 72

 

 

 

РАЗДЕЛ I. Введение – 1час

Тема № 1. Введение в программу. Охрана труда и техника безопасности. Виды пластилина, его свойства. – 1 час

Теоретическая часть – 0,5 часа

Техника безопасности. Пожарная безопасность. Организация рабочего места. Правила подготовки рабочего места перед началом урока. Правила уборки своего рабочего места. Предметы, необходимы для лепки. Рабочая одежда. Рабочий материал.

Практическая часть – 0,5 часа

Предварительная выявление уровня компетентности учащихся – самостоятельная работа, в ходе выполнения которой будут выявлены: навыки учащихся по работе с пластилином; знания, полученные на уроках общеобразовательной школы, а также социальный опыт учащихся, который поможет в изучении данной программы.

Тема № 2.  Исходные формы – 4 часа

Практическая часть – 4 часа

Изготовление простых исходных форм: шара, цилиндра, конуса, жгута.

 

РАЗДЕЛ II.  Объемные изображения – 54 часа

 

Тема № 1. Мышонок – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Изготовление объемного изображения «Мышонок».

 

Тема № 2. Улитка – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Создание объемного изображения «Улитка».

Тема № 3. Петушок– 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Загадки про птиц. Создание объемного изображения «Петушок».

 

Тема № 4. Лягушонок – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Игра «Забавные голоса». Беседа о лягушках. Создание объемного изображения «Лягушонок».

 

Тема № 5. Ослик – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Создание объемного изображения «Ослик».

 

Тема № 6. Собачка – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Беседа «Собака-друг человека», Создание объемного изображения «Собачка».

 

Тема № 7. Котенок – 2 часа

Практическая часть –2 часа

Беседа о кошках. Создание объемного изображения «Кошка».

 

Тема № 8. Кролик – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Конкурс «У кого длиннее уши?». Создание объемного изображения «Кролик».

 

Тема № 9. Черепаха – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Беседа «В гостях у черепахи». Создание объемного изображения «Черепаха».

 

Тема № 10. Овечка – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Создание объемного изображения «Овечка».

 

Тема № 11. Корова– 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Игра  «Кто пасется на лугу?». Создание объемного изображения «Корова».

 

Тема № 12. Пингвин – 2 часа

Практическая часть -2 часа

Беседа «Жители Арктики». Создание объемного изображения «Пингвин».

 

Тема № 13. Дельфин – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Беседа «Дельфины». Создание объемного изображения «Дельфин».

 

Тема № 14. Тюлень – 2 часа

Практическая часть -2 часа

         Беседа о Тюленях. Создание объемного изображения «Тюлень»

 

Тема № 15. Морж – 2 часа

Практическая часть -2 часа

         Создание объемного изображения «Морж»

 

Тема № 16. Краб – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Беседа «Крабы черного моря». Создание объемного изображения «Краб».

 

Тема № 17. Коала – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Создание объемного изображения «Коала».

 

Тема № 18. Кенгуру – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Создание объемного изображения «Кенгуру».

 

Тема № 19. Гиппопотам – 2 часа

Практическая часть -2 часа

Изготовление объемного изображения «Гиппопотам».

 

Тема № 20. Медведь -2 часа

Практическая часть -2 часа

Беседа о медведях. Создание объемного изображения «Медведь».

 

Тема № 21. Лев -2 часа

Практическая часть -2 часа

Беседа о львах. Создание объемного изображения «Лев».

 

        Тема № 22. Носорог – 2 часа

Практическая часть – 2 часа.

Беседа «Животные Африки». Создание объемного изображения «Носорог».

 

Тема № 23. Крокодил – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Игра «Крокодил». Создание объемного изображения «Крокодил».

 

Тема № 24. Зебра – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Беседа «Контрасты».  Создание объемного изображения «Зебра».

 

Тема № 25. Слон – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Беседа «Откуда у слона хобот?».  Создание объемного изображения «Слон».

 

Тема № 26. Шимпанзе – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

         Беседа «Животные Африки». Создание объемного изображения «Шимпанзе».

 

        Тема № 27. Жираф – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

         Беседа «Животные Африки». Создание объемного изображения «Жираф».

 

РАЗДЕЛ III. Картины из пластилина – 5 часов

 

Тема № 1. Аквариум – 3 часа

Практическая часть – 3 часа

Беседа «Аквариумные рыбки». Создание картины из пластилина «Аквариум».

 

Тема № 2. Павлин – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Беседа «Экзотические птицы». Создание картины из пластилина «Павлин»

 

РАЗДЕЛ IV.  Пластилиновые композиции – 8 часов

 

Тема № 1. Цирк – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Создание пластилиновой композиции «На арене цирка».

 

         Тема № 2. Африка – 2часа

Практическая часть – 2 часа

Создание пластилиновой композиции «Африка»

 

Тема № 3. Ферма – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Создание пластилиновой композиции «Ферма».

 

Тема № 4. В гостях у сказки – 2 часа

Практическая часть – 2 часа

Создание пластилиновой композиции к сказке «Колобок.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Данкевич, Е. Лепим из пластилина / Е. Данкевич, О. Жакова. – М.: Кристалл, 2001. – 192 с.
  • Зайцева А.А. Поделки из пластилина: лепим вместе с детьми / А.А.Зайцева. – М.: Эксмо. 2011. – 144 с.
  • Халезова, Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В.  Лепка в детском саду / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. –  М.: Просвещение, 2005. -96 с.
  1. Лыкова И.А. Лепим , фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 112 с.
  1. Орен Р. Секреты пластлина. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2012. – 96 с.: ил. (Академия дошколят) – 89 с.

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ЮНЫЙ СКУЛЬПТОР»