автор: Клышникова Екатерина Ивановна
учитель-дефектолог
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Киржача»
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПРИМЕНЕНИИ ИНСТРУМЕНТОВ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
КЛЫШНИКОВА Е.И.
Учитель-дефектолог ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Киржача»
В занятиях с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, важно уделять внимание комплексному подходу развития и коррекции имеющихся нарушений. От одного направления деятельности, будь то координационная гимнастика или упражнения на развитие мелкой моторики у ребёнка не произойдёт скачок в когнитивном развитии. Только при выполнении комплекса заданий, нацеленных на развитие различных мозговых структур, совершенствование знаний, овладение новыми умениями и навыками – возможен прогресс в развитии. Именно комплексное воздействие на различные зоны мозга позволяет добиться активизации нейронных процессов, которые непосредственно влияют на развитие высших психических функций детей с нарушениями в развитии.
Не менее важным является то, какие методы и средства обучения применяет учитель – дефектолог на своих занятиях.
В практике моей коррекционно-развивающей деятельности хорошие результаты показало включение в работу таких упражнений, как:
-
- Дыхательная гимнастика. Дыхание – один из основных жизненно важных процессов организма. Контроль своего дыхания включает умение контролировать себя, удерживать внимание, сосредоточиться на процессе. Дыхательные упражнения насыщают организм кислородом, понижают уровень стресса и дают возможность настроиться на дальнейшую работу. Правильное дыхание также необходимо в процессе говорения и чтения.
- Глазодвигательные упражнения, как способ активизации определенных участков мозга и создания позитивного фона занятий. Зрительно-моторная координация необходима для выполнения графических заданий, чтения, письма.
- Упражнения на крупную моторику, как способ создания необходимой двигательной базы, контроля своего тела, координированности и согласованности движений. Эти навыки являются базой для формирования пространственных представлений и хозяйственно-бытовых навыков.
- Упражнения на развитие мелкой моторики, как способ развития интеллекта. Именно характер пальцевого праксиса во многом определяет когнитивные перспективы и способности ребенка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем выше возможности развития интеллекта.
- Гимнастика мозга – специальный комплекс упражнений, направленный на усиление работоспособности мозговых функций, тренировки нейронных связей. Этот способ помогает ребёнку включиться в рабочий процесс и активизировать нейронные процессы для обеспечения необходимого уровня восприимчивости и совершенствования работоспособности. Для решения этих задач хорошо себя зарекомендовали упражнения из нейрофитнеса, адаптированные для конкретной категории обучающихся.
- Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия, как основа формирования связей между правым и левым полушариями головного мозга. Межполушарное взаимодействие необходимо развивать для согласованной межполушарной работы, полноценного разностороннего развития и координированности. Для этого вида работы целесообразно использовать элементы нейромоторики.
- Сенсорная интеграция, как один из вариантов взаимодействия с окружающим миром и возможность выдавать адекватный адаптивный ответ.
- Элементы мозжечковой стимуляция – как один из методов работы с моторным развитием, влияющим на функционирование познавательных функций.
Безусловно, каждый метод является сильным инструментом в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, но лишь при их комплексном включении в занятие мы имеем возможность задействовать разные зоны головного мозга, что даёт значительно больший результат от коррекционно-развивающей деятельности. Все вышеперечисленные методы, используемые мной в работе, не являются основой построения занятия, а служат дополнением для решения коррекционных задач урока. Различные варианты сочетания упражнений позволяют достигнуть эффекта новизны, что в свою очередь мотивирует вовлеченностью и интерес со стороны детей, что также существенно повышает результативность. Кроме того, в современной коррекционной работе мы можем использовать такие методики, как сказкотерапию, музыкальную терапию, элементы эрготерапии. Включение в стандартную программу развития элементов различных дисциплин позволит совершить качественный скачок в развитии ребенка.
Упражнения для мозжечковой стимуляции представляют собой занятия, позволяющие развивать головной мозг, в том числе и участки, отвечающие за формирование высших психических функций. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить упражнениями на равновесие. Такие упражнения позволят улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, следовательно, и взаимодействие вестибулярной, зрительно, тактильной и кинестетической систем. В результате эффективность работы мозга повышается. Процесс психического развития ребёнка происходит при условии высокой двигательной активности ребёнка, поэтому работа мозжечка крайне важна. Для того, чтобы активизировать работу двух полушарий и сделать ее более согласованной, необходимо тренироваться, то есть создавать условия для улучшения этой работы. При регулярном выполнении перекрёстных движений образуются новые нервные волокна, связывающие полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Кроме перекрестных движений, координационные упражнения также оказывают положительное влияние на развитие мозжечка, следовательно, и на согласованность движений.
Применение в работе синтеза методов нейропсихологии, адаптивной физической культуры и коррекционной педагогики позволяет создать уникальные методы развития детей с ОВЗ. Процессы сенсорной интеграции, основанные на взаимодействии психомоторики и интеллектуальных функций, позволяют образовывать качественно новые нейронные связи, и, как следствие, улучшать качество мозговой деятельности.
В приложении представлены примеры нескольких занятий с возможными вариантами комбинаций упражнений.
Список литературы:
- Дмитриев, А. А. Дифференцированный подход в физическом воспитании учащихся вспомогательных школ / А. А. Дмитриев // Дефектология. — 1989. — № 5
- Доктор Пол И. Деннисон и Гейл Деннисон. «Гимнастика мозга» книга для учителей и родителей. Электронная книга.
- Мозговой, В.М. Развитие и коррекция нарушений двигательных функций детей и подростков с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания / В.М. Мозгова // Дефектология. 2004. – № 6. – 88 с.
- Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. В. Семенович. — 9-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 476 с.). — М. : Генезис, 2017. — (Учебник XXI века). —ISBN 978-5-98563-502-7
- Теречева М. Н., Л. Н. Павлова Технология сенсорной интеграции в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. УДК 376 – 056.2 : 316.61 : 159.93