автор: Кнельзен Галина Алексеевна

воспитатель МБДОУ БЦРР “Журавушка”

Конспект занятия по математике с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша

Занятие по математике в средней группе с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

 

Тема: «Путешествие в волшебную страну Математики».

 

Программные задачи: продолжать формировать у детей представления о числах и цифрах в пределах 5 и умения устанавливать взаимоотношения между ними с помощью палочек Кюизенера; закреплять порядковый счет  пределах 5, прямой и обратный;

Закреплять знания о геометрических фигурах и умения декодировать информацию о них с помощью блоков Дьенеша;

Учить детей зрительно воспринимать и понимать алгоритм, умения выполнять задания по картинкам-схемам;

Развивать логическое мышление, внимание, доказательную форму речи.

Материал: наборы цветных палочек Кюизенера; цифры 1,2,3,4,5 – на каждого ребенка; загадки; геометрические фигуры – блоки Дьенеша; карточки с изображением свойств фигур; аудиозапись музыки для проведения физ-минутки; схемы для составления картинок из геометрических фигур.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Дети давайте поприветствуем друг друга.

 

Игра – приветствие  «Поздороваемся».

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.

Руку правую подали, а потом ее пожали.

И друг друга мы обняли

Отошли, и поклонились,

И немного покружились.

Все готовы заниматься?

 

Дети: очень будем мы стараться.

 

-Раздается стук в двери, входит Незнайка.

 

Незнайка: Здравствуйте! Меня зовут Незнайка.

-Это группа «Солнышко»? Мне сказали, что в вашей группе очень дружные ребята, всегда приходят друг к другу на помощь. Вы не могли бы мне помочь?

 

Воспитатель: а что, случилось, Незнайка?

 

Незнайка: на день рождения мне подарили красивые цветные палочки и фигурки, а что с ними делать, как играть я не знаю. Может быть, вы мне поможете?

Воспитатель: Незнайка, сегодня мы с ребятами отправляемся в волшебную страну математики и нам как раз пригодятся твои цветные палочки и фигуры.

-Ребята возьмем с собой Незнайку?  (дети – «Да»)

– Пусть Незнайка поучится у вас!

– Ребята, наш космический корабль к полету готов. Незнайка, раздай, пожалуйста, свои фигуры по одной всем детям. Они нам послужат проходными билетами на космический корабль.  (Незнайка раздает блоки Дьенеша детям)

 

Воспитатель: ребята, билет получите и займите свое место. (на стульчиках прикреплены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

– Внимание! Проверка билетов.

– Дима, какого цвета твой билет?

– Ульяна, какой формы твой билет?

– Покажите только синие билеты.

– Маша, расскажи какой у тебя билет.

– Ребята пока мы с вами летим, давайте поиграем в игру « Верно-неверно». (если вы услышите то, что считаете верным – хлопните в ладоши, если неверно – покачайте головой)

– Сейчас время года – весна? (хлоп)

– Утром солнышко встает? (хлоп)

– Нельзя умывать по утрам? (качают головой)

– По утрам нужно делать зарядку? (хлоп)

– Днем ярко светит луна? (качают головой)

– Ночью люди обедают? (качают головой)

– После дня будет вечер? (хлоп)

 

Воспитатель: ну вот наш корабль приземлился. (дети выходят. Обращаю внимание детей на письмо, читаю.)

«Ребята волшебная страна математики очень большая. В ней много жителей и все они хотят поиграть с вами. Но войти в нее можно только по волшебной лесенке».

(дети садятся за столы и выкладывают лесенку из цветных палочек Кюизенера)

 

Воспитатель: пусть наша лесенка состоит из 5 ступенек.

– Катя, расскажи Незнайке, как ты будешь строить лесенку. (сначала я возьму самую короткую палочку – белую)

– Какое число означает белая палочка? ( 1)

– Ребенок: справа от белой палочки поставим розовую палочку.

 

Воспитатель: дети, какое число означает розовая палочка? (2) и т.д. до 5.

«Составим все палочки четко по росту

От низкой к высокой – это очень просто».

– Дети, что означают цветные палочки? ( числа)

– Правильно, значит вы построили числовую лесенку.

– Давайте посчитаем все ступеньки по порядку. (дети считают)

– Дима, какая по счету розовая палочка? (вторая)

– Между какими двумя ступеньками находится красная? (между 3 и 5)

– Какая палочка обозначает самое большое число на вашей лесенке? (желтая) Назовите это число (5)

– Какая палочка обозначает самое маленькое число? (белая) Назовите это число ( 1)

– Из скольки единиц состоит число 5?

– Ребята теперь давайте посчитаем ступеньки лесенки в обратном порядке – от высокой к низкой. ( 5, 4, 3, 2, 1)

 

Незнайка: ребята, пока вы строили лесенку из цветных палочек, я сочинил стихотворение. «Мы по лесенке шагаем, и ступеньки все считаем, все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной». (счет в прямом порядке)

 

Воспитатель: молодцы ребята! С заданием справились, а теперь давайте отдохнем.

 

Музыкальная пауза.

 

Воспитатель: ребята, а теперь мы с вами направляемся в город геометрических фигур.

– А где же жители этого замечательного города?

– Ребята, вы их не видите? Наверное они играют с нами в прятки. (фигуры лежат на столах и накрыты салфеткой)

– Ребята, а здесь для вас новое задание. (читаю письмо)

«Чтобы нас найти отгадайте загадки».

 

1 – загадка. Три вершины тут видны, три угла, три стороны.

                    Ну, пожалуй, и довольно!

                    Что ты видишь? (треугольник)

– Дима выбери карточку, на котором есть треугольник, и расскажи про него.  ( это треугольник, красного цвета, он толстый и большой)

Другой ребенок открывает салфетку и находит первого жителя (треугольник)

 

2 – загадка. Он давно знакомый мой,

                  Каждый угол в нем прямой,

                  Все четыре стороны одинаковой длины

                  Вам его представить рад.

                  Как зовут его? (квадрат)

– Ребенок выбирает карточку с квадратом и рассказывает о нем.

(это квадрат, синего цвета, он не маленький, выставляется следующая фигура – квадрат синий большой)

3 – загадка. У колечка, у кольца

                    Нет начала и конца

                    Знают все мои друзья вокруг,

                    У колечка форма… (круг)

– Ребенок рассказывает ( круг не красный, не синий, маленький – значит он желтый и маленький) дети находят соответствующую фигуру.

 

4 – загадка. Что похоже на открытку?

                    На конверт и на альбом?

                    Что сравнить, ребята, можно

                    С Одеялом и ковром – что это за фигура? (прямоугольник)

 

– Ребенок рассказывает о прямоугольнике (это прямоугольник красный, не тонкий, большой – значит он красный, толстый, большой). Дети находят соответствующую фигуру.

 

Воспитатель: вот какие молодцы! Нашли всех жителей. А теперь давайте поиграем с фигурами.

– Наши фигуры волшебные и могут превращаться  в картинки.

Задание: дети составляют картинки по образцу – схеме.

 

Воспитатель: дети, расскажите Незнайке, что можно сделать из фигур?

– Незнайка, тебе понравилось вместе с нами?

Незнайка благодарит детей за совместные игры.

 

Воспитатель: сегодня мы с вами много путешествовали. А как называется это волшебная страна? (математика)

– Ее жители остались очень довольны вами. Они видели, как вы хорошо знаете и умеете работать с цветными числами. Знаете геометрические фигуры, можете легко справиться с самими трудными загадками, а еще составлять волшебные картинки.

Конспект занятия по математике с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша