автор: Кнельзен Галина Алексеевна
воспитатель МБДОУ БЦРР “Журавушка”
Конспект занятия по математике с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша
Занятие по математике в средней группе с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
Тема: «Путешествие в волшебную страну Математики».
Программные задачи: продолжать формировать у детей представления о числах и цифрах в пределах 5 и умения устанавливать взаимоотношения между ними с помощью палочек Кюизенера; закреплять порядковый счет пределах 5, прямой и обратный;
Закреплять знания о геометрических фигурах и умения декодировать информацию о них с помощью блоков Дьенеша;
Учить детей зрительно воспринимать и понимать алгоритм, умения выполнять задания по картинкам-схемам;
Развивать логическое мышление, внимание, доказательную форму речи.
Материал: наборы цветных палочек Кюизенера; цифры 1,2,3,4,5 – на каждого ребенка; загадки; геометрические фигуры – блоки Дьенеша; карточки с изображением свойств фигур; аудиозапись музыки для проведения физ-минутки; схемы для составления картинок из геометрических фигур.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети давайте поприветствуем друг друга.
Игра – приветствие «Поздороваемся».
Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, а потом ее пожали.
И друг друга мы обняли
Отошли, и поклонились,
И немного покружились.
Все готовы заниматься?
Дети: очень будем мы стараться.
-Раздается стук в двери, входит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте! Меня зовут Незнайка.
-Это группа «Солнышко»? Мне сказали, что в вашей группе очень дружные ребята, всегда приходят друг к другу на помощь. Вы не могли бы мне помочь?
Воспитатель: а что, случилось, Незнайка?
Незнайка: на день рождения мне подарили красивые цветные палочки и фигурки, а что с ними делать, как играть я не знаю. Может быть, вы мне поможете?
Воспитатель: Незнайка, сегодня мы с ребятами отправляемся в волшебную страну математики и нам как раз пригодятся твои цветные палочки и фигуры.
-Ребята возьмем с собой Незнайку? (дети – «Да»)
– Пусть Незнайка поучится у вас!
– Ребята, наш космический корабль к полету готов. Незнайка, раздай, пожалуйста, свои фигуры по одной всем детям. Они нам послужат проходными билетами на космический корабль. (Незнайка раздает блоки Дьенеша детям)
Воспитатель: ребята, билет получите и займите свое место. (на стульчиках прикреплены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
– Внимание! Проверка билетов.
– Дима, какого цвета твой билет?
– Ульяна, какой формы твой билет?
– Покажите только синие билеты.
– Маша, расскажи какой у тебя билет.
– Ребята пока мы с вами летим, давайте поиграем в игру « Верно-неверно». (если вы услышите то, что считаете верным – хлопните в ладоши, если неверно – покачайте головой)
– Сейчас время года – весна? (хлоп)
– Утром солнышко встает? (хлоп)
– Нельзя умывать по утрам? (качают головой)
– По утрам нужно делать зарядку? (хлоп)
– Днем ярко светит луна? (качают головой)
– Ночью люди обедают? (качают головой)
– После дня будет вечер? (хлоп)
Воспитатель: ну вот наш корабль приземлился. (дети выходят. Обращаю внимание детей на письмо, читаю.)
«Ребята волшебная страна математики очень большая. В ней много жителей и все они хотят поиграть с вами. Но войти в нее можно только по волшебной лесенке».
(дети садятся за столы и выкладывают лесенку из цветных палочек Кюизенера)
Воспитатель: пусть наша лесенка состоит из 5 ступенек.
– Катя, расскажи Незнайке, как ты будешь строить лесенку. (сначала я возьму самую короткую палочку – белую)
– Какое число означает белая палочка? ( 1)
– Ребенок: справа от белой палочки поставим розовую палочку.
Воспитатель: дети, какое число означает розовая палочка? (2) и т.д. до 5.
«Составим все палочки четко по росту
От низкой к высокой – это очень просто».
– Дети, что означают цветные палочки? ( числа)
– Правильно, значит вы построили числовую лесенку.
– Давайте посчитаем все ступеньки по порядку. (дети считают)
– Дима, какая по счету розовая палочка? (вторая)
– Между какими двумя ступеньками находится красная? (между 3 и 5)
– Какая палочка обозначает самое большое число на вашей лесенке? (желтая) Назовите это число (5)
– Какая палочка обозначает самое маленькое число? (белая) Назовите это число ( 1)
– Из скольки единиц состоит число 5?
– Ребята теперь давайте посчитаем ступеньки лесенки в обратном порядке – от высокой к низкой. ( 5, 4, 3, 2, 1)
Незнайка: ребята, пока вы строили лесенку из цветных палочек, я сочинил стихотворение. «Мы по лесенке шагаем, и ступеньки все считаем, все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной». (счет в прямом порядке)
Воспитатель: молодцы ребята! С заданием справились, а теперь давайте отдохнем.
Музыкальная пауза.
Воспитатель: ребята, а теперь мы с вами направляемся в город геометрических фигур.
– А где же жители этого замечательного города?
– Ребята, вы их не видите? Наверное они играют с нами в прятки. (фигуры лежат на столах и накрыты салфеткой)
– Ребята, а здесь для вас новое задание. (читаю письмо)
«Чтобы нас найти отгадайте загадки».
1 – загадка. Три вершины тут видны, три угла, три стороны.
Ну, пожалуй, и довольно!
Что ты видишь? (треугольник)
– Дима выбери карточку, на котором есть треугольник, и расскажи про него. ( это треугольник, красного цвета, он толстый и большой)
Другой ребенок открывает салфетку и находит первого жителя (треугольник)
2 – загадка. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины
Вам его представить рад.
Как зовут его? (квадрат)
– Ребенок выбирает карточку с квадратом и рассказывает о нем.
(это квадрат, синего цвета, он не маленький, выставляется следующая фигура – квадрат синий большой)
3 – загадка. У колечка, у кольца
Нет начала и конца
Знают все мои друзья вокруг,
У колечка форма… (круг)
– Ребенок рассказывает ( круг не красный, не синий, маленький – значит он желтый и маленький) дети находят соответствующую фигуру.
4 – загадка. Что похоже на открытку?
На конверт и на альбом?
Что сравнить, ребята, можно
С Одеялом и ковром – что это за фигура? (прямоугольник)
– Ребенок рассказывает о прямоугольнике (это прямоугольник красный, не тонкий, большой – значит он красный, толстый, большой). Дети находят соответствующую фигуру.
Воспитатель: вот какие молодцы! Нашли всех жителей. А теперь давайте поиграем с фигурами.
– Наши фигуры волшебные и могут превращаться в картинки.
Задание: дети составляют картинки по образцу – схеме.
Воспитатель: дети, расскажите Незнайке, что можно сделать из фигур?
– Незнайка, тебе понравилось вместе с нами?
Незнайка благодарит детей за совместные игры.
Воспитатель: сегодня мы с вами много путешествовали. А как называется это волшебная страна? (математика)
– Ее жители остались очень довольны вами. Они видели, как вы хорошо знаете и умеете работать с цветными числами. Знаете геометрические фигуры, можете легко справиться с самими трудными загадками, а еще составлять волшебные картинки.