автор:

Ковалева Марина Андреевна – преподаватель
ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» МЗ КК,
Хатеева Ирина Викторовна – преподаватель
ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» МЗ КК

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

 

Образование будущих медицинских сестер в настоящее время находится в фазе активного развития, отвечая на вызовы современного здравоохранения. 

Центральной тенденцией стал переход от знаний к умениям и компетенциям. Акцент сместился с простого запоминания информации на формирование способности применять знания в конкретных клинических ситуациях, мыслить критически, принимать обоснованные решения и нести за них ответственность. Широко внедряются активные и практико-ориентированные формы обучения. Разбор реальных клинических случаев, решение ситуационных задач, моделирование сложных сценариев в условиях, приближенных к реальности (в том числе с использованием современных тренажеров и симуляционного оборудования), – все это позволяет студентам не просто освоить манипуляции, но и научиться оценивать состояние пациента, прогнозировать риски, планировать сестринский уход и обосновывать свои действия. Крайне важным аспектом становится обучение принципам практики, основанной на доказательствах. Будущие медицинские сестры учатся находить, критически анализировать и применять в своей работе актуальные научные данные, клинические рекомендации и протоколы, что напрямую влияет на качество и безопасность оказываемой помощи.

Цифровые технологии прочно вошли в образовательный процесс. Использование симуляторов разного уровня сложности позволяет многократно отрабатывать навыки, в том числе действия в экстренных и редких ситуациях, в безопасной для пациента обстановке, доводя их до автоматизма. Электронные учебные материалы, онлайн-курсы, вебинары и системы дистанционной поддержки обучения обеспечивают гибкость и доступность образования, возможность самостоятельной работы и непрерывного профессионального роста. Обязательным компонентом подготовки становится обучение работе с электронными медицинскими картами, системами дистанционного консультирования и мониторинга состояния пациентов, что отражает реалии цифрового здравоохранения.

Осознание критической важности командной работы привело к развитию межпрофессионального обучения. Совместные занятия, симуляции и проекты с будущими медицинскими сестрами, фельдшерами, акушерами, фармацевтами и другими специалистами учат студентов эффективному взаимодействию, взаимопониманию, четкому распределению обязанностей и совместному принятию решений в интересах пациента. Это формирует культуру сотрудничества, необходимую для комплексного ведения больного и предотвращения ошибок. Параллельно растет понимание важности профессионально значимых личностных качеств и коммуникативных навыков. Обучение эмпатичному общению с пациентом и его близкими в условиях стресса, боли и культурных различий, навыкам консультирования и обучения пациентов (терапевтическое обучение), умению разрешать конфликты и управлять собственным эмоциональным состоянием становится неотъемлемой частью учебных программ. Умение установить доверительный контакт, понять психологические аспекты болезни и оказать моральную поддержку признается столь же важным, как и техническая компетентность.

Принцип непрерывного образования закладывается уже на этапе базовой подготовки. Профессия медицинской сестры требует постоянного обновления знаний и умений в течение всей трудовой деятельности. Поэтому современные образовательные программы не только дают фундамент, но и формируют у студентов установку на постоянное самосовершенствование, обучают навыкам самостоятельного поиска и анализа профессиональной информации. Все большее значение приобретает индивидуальный подход к обучению, учитывающий стартовый уровень, опыт (особенно для студентов, пришедших после колледжа или имеющих опыт работы младшим персоналом) и профессиональные интересы будущей медицинской сестры. Расширяется и фокус подготовки: помимо работы в стационаре и поликлинике, студентов знакомят с основами организации здравоохранения, эпидемиологии, профилактики заболеваний и санитарного просвещения населения, готовя их к участию в программах вакцинации, диспансеризации и работе в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, современное образование медицинской сестры характеризуется усилением практической направленности, глубокой интеграцией новых технологий, формированием навыков командной работы и высокого уровня коммуникативной культуры, а также установкой на непрерывное профессиональное развитие. Главная цель – подготовить не просто исполнителя процедур, а думающего, ответственного, и технологически грамотного специалиста, способного обеспечить квалифицированный, безопасный и ориентированный на пациента сестринский уход в условиях динамично меняющегося здравоохранения. 

 

©М.А. Ковалева, 2025

©И.В. Хатеева, 2025

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram