автор: Кокарева Оксана Владиславовна

Учитель-дефектолог МБДОУ Д/с №27 “Кораблик”

Анализ психолого-педагогической литературы по теме: “Развитие пространственных представлений у детей младшего и дошкольного возраста”

 

 

 

Анализ психолого-педагогической литературы по теме: 

«Развитие пространственных представлений у детей младшего и дошкольного возраста»

 

Исследователи рассматривают, что что пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе не только дальнейшего формирования высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка. Восприятие пространства, а также пространственные представления начинают формироваться в раннем возрасте. Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений, влияют на уровень актуального интеллектуального развития ребенка, и будут проявляться в нарушениях графической деятельности, чтения, письма, владении математическими операциями, различными видами мышления (особенно абстрактно-логического), которые являются составляющими всех интеллектуальных операций.

Развитие пространства и пространственных представлений начинаются задолго до школы, даже задолго до детского сада, практически с того момента, как ребенок начинает манипулировать со своим телом, с предметами и с пространством вокруг себя. Рассмотрим на примере игры в «Ку-ку», для чего она важна ребенку? В возрасте 6 месяцев ребенок включается в пространство, которое находится не только над ним, но также по сторонам, и позади него. Для начала мама может находится перед ребенком и закрывать свое лицо, говоря при этом: «Ку-Ку», но потом, чтобы развивать пространство, мама может садится сбоку от ребенка, а в последствии и позади него. Ребенок начнет искать того, кто сказал «ку-ку» и конечно же будет поворачивать голову в разные стороны, вот вам и знакомство с пространством вокруг! В последствии можно немного усложнить игру, для этого можно взять звучащую игрушку и посадить ее либо сбоку, либо позади ребенка. Т.е. восприятие пространства у ребенка будет формироваться на основе опыта через движение тела, конечностей, головы, глаз, к которым присоединяются зрительные образы изменяющихся при движении предметов, их пропорций, положения. 

Одним из важным компонентом развития пространства у ребенка является- ползание. Ползание необходимо для координации движений нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга, для развития фокусировки взгляда и пространственной ориентации, развития схемы тела, соотношения тела и различных объектов, и как следствие использования в речи предлогов, слов и правильного понимания сложных речевых конструкций.

Для развития пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений ребенку необходимо создать насыщенную сенсомоторную среду, где будет возможность не только играть с предметами, но и познавать, т.е. развиваться. 

Этапы освоение пространства:

1-3 года − это период практического освоения близкого пространства, когда ребенок начинает ходить, а также с момента активного развития речи в 2 года;

3-5 лет − осуществляется освоение сложных пространственных представлений: далеко, близко, здесь, там, глубокий и мелкий;

5-7 лет − происходит освоение представлений сторон света и направлений относительно себя и других людей, то есть системы координат, принятой в обществе, и умения применять ее в разных ситуациях для ориентировки в пространстве.

Исследованию проблемы развития пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений посвящены труды Л.А. Венгер, Р.К. Говоровой, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеевой, В. Каразану, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т. Мусейбовой, В.П. Новиковой, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.В. Семенович, А.А. Столяр, М.А. Фидлер и др. 

Как отмечают авторы Р. Говорова и О. Дьяченко пространственные представления являются сложным процессом. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

По мнению В. Каразану, пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

В более узком значении, по мнению Р. Л. Непомнящей, выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве понимается: а) определение «точки стояния», т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома» и т. п.; б) определение местонахождения объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь слева от меня»; в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: «Справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч».

Авторами Н.Я. Семаго и М.М. Семаго в качестве одной из базовых предпосылок и составляющих психической деятельности были выделены 4 основных уровня, которые рассматриваются в последовательности овладения ребенком пространственными представлениями на протяжении всего его развития. Все эти уровни в процессе развития ребенка в определенной степени пересекаются между собой во времени. 

1 уровень. Овладение пространством собственного тела. Подуровнями являются:

 -ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов напряжение-расслабление; 

– ощущения, идущие от внутреннего «мира» тела (например, голода, сытости); 

– ощущения от взаимодействий тела с внешним от него пространством (границ собственного тела).

2 уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни: 

– топологические представления (представления о том, где находится тот или иной предмет); 

-координатные представления: о нахождении предметов с использованием сочетания «верх-низ», с понятием «с какой стороны» (от тела), то есть сторонность; 

– метрические представления (представления, насколько далеко находится предмет). 

Итогом развития на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собой (структурно-топологические представления). 

3 уровень. Уровень вербализации пространственных представлений.  

Данный уровень возникает, безусловно, на определенном этапе речевого развития, когда у ребенка вначале в импрессивном, а позже (иногда параллельно) в экспрессивном плане появляется возможность вербализации представлений 2-го уровня. Существует определенная последовательность появления в речи в первую очередь обозначений топологического плана и лишь позже — координатных и метрических. Появление этих представлений на вербальном уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе (закон основной оси). То есть собственно предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению” к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т.п.) появляются в речи ребенка, соответственно, позже, чем этологически более ранние представления (верх, низ, близко, далеко и т.п.). 

4-й уровень. Лингвистические представления (пространство языка). 

Этот уровень включает в себя формирование пространственных представлений (лингвистическое пространство-пространство языка и мышления –  когнитивный стиль мышления) и является наиболее сложной и поздно формирующейся составляющей психической деятельности (в данном случае правомерно говорить исключительно о составляющей, а не о предпосылке). Этот уровень, корнями уходящий непосредственно в пространственные представления «низшего» порядка, формируется непосредственно как речевая деятельность, являясь в то же время одной из основных составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка. 

Естественно, что все эти уровни развертываются, «прорастают» в ситуации развития ребенка, то есть во времени, и временной фактор (временной вектор по А.В. Семенович) присутствует на каждом уровне, придавая ему специфическое своеобразие полноценной картины мира. В то же время ни в коем случае нельзя рассматривать формирование и развертывание во времени пространственных представлений вне развития произвольности психической активности и вне теснейшей взаимосвязи с эмоционально-аффективной сферой. 

Т. А. Мусейибова выделила четыре этапа развития пространственных отношений: на 1 этапе дети учатся ориентироваться «на себе»: определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева). Умение ориентироваться «на себе» служит основой для овладения ориентировкой на других объектах.  2 этап, умение ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов». 3 этап — ребенок осваивает словесную систему отсчета по направлениям. 4 этап — применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости. Таким образом, пространственное восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей: ‒ конкретно-чувственный характер: ребенок ориентируется на своем теле и все определяет относительно собственного тела; ‒ самым трудным для ребенка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности; ‒ относительный характер пространственных отношений: чтобы ребенку определить, как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета; ‒ дети ориентируются легче в статике, нежели в движении; ‒ легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка.

Из анализа психолого-педагогической литературы можно выделить следующее:

 -развивать ориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленной деятельности со стороны взрослого;

-ориентировка в пространстве характерна для детской деятельности, в первую очередь для игровой и конструктивной, следовательно, доступно для усвоения детьми;

-основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем; -ориентировка в пространстве» является одной из задач познавательного развития дошкольников и актуальной задачей при подготовке ребёнка к школьному обучению.

 

Литература

 

  1. Говорова Р.И., Дьяченко О. М. Формирование пространственной ориентировки у детей. //Дошкольное воспитание. – 1975. -№9. – с.14 
  2. Мусейибова Т.А. Генезис отражения пространства пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста // Теория и развития элементарных математических представлений

дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. – СПб., 1994 – 235 с.

  1. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
  2. Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М.: Айрис-пресс, 2005 – 112 с.

 

Анализ психолого-педагогической литературы по теме: “Развитие пространственных представлений у детей младшего и дошкольного возраста”